Сделай Сам Свою Работу на 5

Доход и прибыль туристского предприятия





ГЛАВА 20. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Доход и прибыль туристского предприятия

 

Прежде чем переходить к анализу особенностей дохода и прибыли туристского предприятия, рассмотрим, каким образом трактуется понятие прибыли. С точки зрения экономической теории, прибыль - одна из самых распространенных категорий современной экономики. Учитывая, что целевая функция туристской фирмы - это максимизация прибыли, данный вопрос приобретает еще большую актуальность.

Прибыль - одна из самых дискуссионных категорий в экономической науке. Однозначной трактовки прибыли экономистами в настоящее время нет. Прибыль представляет собой остаток выручки после вычета из нее всех затрат. Неоднозначность трактовки прибыли вызывает проблему обоснования ее происхождения. Современные подходы определения происхождения прибыли предлагают две основные трактовки:

1. прибыль как доход собственника специфического фактора - предпринимательского таланта (субъективные теории);

2. прибыль как некая остаточная величина, остающаяся после вменения каждому фактору своего дохода (объективные теории).



Объективные теории объясняют происхождение прибыли некими внешними причинами, так или иначе связанными с нарушениями конкурентного равновесия.

Конъюнктурные теории (прибыль как результат рыночного неравновесия). Если принять во внимание, что в условиях рыночного равновесия весь доход фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному продукту, то здесь нет места ни прибыли, ни убытку. Представим себе, что в результате каких-то внешних причин внезапно изменилась рыночная конъюнктура, например, произошло повышение спроса на некий товар. Это приводит к росту цены и, соответственно, выручки фирмы (TR = pq). Однако цены факторов производства (и, следовательно, затраты фирмы) не изменились (они, как правило, закреплены более или менее долгосрочными договорами), их производительность также осталась неизменной. Таким образом, нет причин выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего, и, следовательно, у фирмы остается некая часть дохода, не доставшаяся никакому фактору. Это и есть прибыль фирмы. И, наоборот, при падении спроса возникает убыток.



Таким образом, можно дать достаточно простое объяснение появления прибыли или убытка в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры, которая может трансформироваться из-за самых неожиданных причин. Например, политическая ситуация в Египте в 2012-2013 годах отпугнула часть потенциальных туристов и они избрали другие страны для отдыха. Израиль отменил визовый въезд для граждан Российской Федерации в 2008 году, что способствовало увеличению туристского потока в эту страну.

Прибыль как проявление монопольной власти. Важнейшим объективным объяснением появления прибыли является обоснование несовершенства конкуренции. Прибыль может получать фирма вследствие ее доминирования на рынке.

Субъективные теории предполагают наличие четвертого фактора производства – «предпринимательского таланта» и, соответственно, наличия дохода у владельца этого фактора (предпринимателя) - предпринимательской прибыли.

Основной целью деятельности туристского предприятия является получение экономической выгоды. Экономическая выгода организации определяется, в первую очередь, понятием доходов. В российском учете критерии признания доходов ПБУ 9/99 «Доходы организации».[1]

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).



Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

· доходы от обычных видов деятельности;

· прочие доходы.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Например, применительно к туроператорам основу доходов составляет выручка от продажи продукции (работ, услуг), формирующая стоимость путевки с учетом приобретенных услуг (проживание, питание и т.д.) в местах проживания и транспортных услуг по отправке и возвращению туристов.

Выручкой от продажи туристской организации являются доходы от основной деятельности, носящие регулярный характер: производство и реализация туристского продукта; реализация дополнительных услуг.

Выручка признается при наличии следующих условий:

· организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

· сумма выручки может быть определена;

· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

· право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

· расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Прочими доходами являются:

· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

· прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

· поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

· поступления в возмещение причиненных организации убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

· курсовые разницы;

· сумма дооценки активов;

· прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Итоговым финансовым результатом деятельности туристской организации является прибыль.

Прибылькак экономическая категория отражает доход туристского предприятия от производства и реализации туристского продукта (услуги), других видов деятельности. Она имеет как количественное, так и качественное выражение. В первом случае прибыль представляет собой разницу между выручкой от продаж и затратами на производство туристского продукта; во втором — характеризует эффективность деятельности туристского предприятия, определяемую как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности. Кроме того, прибыль выступает в качестве источника удовлетворения разнообразных потребностей как организации, так и собственника, работника.

Сущность экономической категории проявляется в ее функциях. Функции прибыли:

· характеризует экономический эффект, полученный в процессе деятельности туристского предприятия, т.е. конечный финансовый результат. Его положительная величина свидетельствует о том, что выручка от реализации продукции превышает все расходы, связанные с ее производством;

· стимулирующая. Означает, что прибыль является одновременно финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов туристского предприятия, которое заинтересованно в получении максимальной прибыли, поскольку последняя является основным источником расширения его деятельности и решения социальных вопросов коллектива;

· источник формирования бюджетов разных уровней. Прибыль формирует бюджеты в виде налогов и удовлетворяет интересы государства, организации, собственника, работника.

· В зависимости от метода исчисления различают следующие виды прибыли:

· экономическая — разность между полученной выручкой и экономическими издержками;

· бухгалтерская — разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками. Данный вид прибыли тождественен прибыли от продаж;

· номинальная — характеризует фактически полученный размер прибыли;

· реальная - это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.