Сделай Сам Свою Работу на 5

Теоретическое обоснование запрета прелюбодеяния





Мы не думаем, что кто-то может не понимать зловещих последствий этого явления для общества и личности, но некоторые дополнительные пояснения будут здесь нелишними. Подобного рода аморальные поступки и их распространение, вне всякого сомнения, разрушает семью, омрачая и запутывая отношения между отцом и сыном.

В результате этого явления растет число людей, которые не могут найти себе места в обществе, что превращает их в опасных преступников. Такое постыдное поведение может породить возмущение и негодование среди особо чувствительных к нему людей. Кроме того, всем известны случаи связанных с ним психических и венерических заболеваний, детоубийства, абортов и других преступлений со всеми их пагубными последствиями. Если же говорить совсем просто, то достаточно сказать, что рост числа незаконнорожденных детей расшатывает и подрывает общественные связи, которые зиждутся на семейных отношениях.

Чтобы понять, насколько серьезно стоит вопрос, достаточно на мгновение представить себе всех тех не знающих родства беспризорных детей, о которых некому будет позаботиться ни в малолетстве, ни в зрелые годы, если допустить свободу половых отношений, ведущую к полному исчезновению института брака. Все эти дети будут лишены доброты и сочувствия, которые занимают важное место в борьбе с преступностью и правонарушениями, а человеческое общество окончательно превратится в звериное стадо, не признающее никаких законов.



Такое позорное поведение порождает личные и социальные конфликты, в которые будут вовлекаться особенно нетерпимые к нему люди. Рассказы о внутреннем положении в странах, наиболее известных своей свободой нравов, свидетельствуют о том, что с половыми извращениями связаны самые жестокие преступления.

Кроме того, как свидетельствует опыт и соответствующие научные данные, такие формы поведения ведут к распространению различных заболеваний. И несмотря на то что существует много различных организаций, готовых бороться с последствиями этого, имеющиеся цифры говорят о том, как много людей теряет и будет продолжать терять здоровье, предаваясь разврату.

Распутное поведение ведет к абортам, убийству детей и отказу рожать их. Ведь распутные женщины не желают заботиться о детях и стараются избавиться от них, поскольку их существование мешает им продолжать свое постыдное поведение.



Фантастические теории о том, что таких детей якобы можно собрать в каких-то контролируемых правительством учреждениях, явно оторваны от реальности. Уже доказано, что воспитание детей без отца и без матери порождает массу проблем. Продукт такого воспитания получается весьма низкого качества. Это — некультурные, бесцеремонные люди, всегда готовые творить зло.

Не следует забывать также, что цель брака состоит не только в том, чтобы просто удовлетворять инстинктивное половое влечение. Задача людей, состоящих в законном браке, заключается также в том, чтобы участвовать в организации семьи, достигая в ее лоне духовной близости и душевного покоя, воспитывать детей и сотрудничать во всех сферах жизни. А это невозможно, если мужчина и женщина не умеют сдерживать себя и всецело посвящать себя друг другу, соблюдая запрет на внебрачные половые связи.

Изречения, касающиеся прелюбодеяния

1. Имам Али ибн Абу Талиб (да будет мир с ним!) сказал: «Я слышал, как Пророк (да благословит Аллах его и род его!) произнес: „Прелюбодеяние имеет шесть пагубных последствий, три из них в этом мире, три других — в мире Ином. В этом мире они проявляются в том, что человек а) теряет душевную чистоту; б) лишается источников пропитания; в) быстро приближается к гибели. В мире Ином такими последствиями служат: а) гнев Аллаха; б) суровость расплаты; в) геенна огненная, или вечный ад“» [231].



2. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Один из грехов, ведущих к утрате пропитания, состоит в прелюбодеянии» [232].

3. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Аллах в Своем гневе суров и неумолим к тем, кто совершает прелюбодеяние» [233].

4. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Горячо верующий человек никогда не станет прелюбодействовать» [234].

15. Существует изречение, гласящее: «Воистину, прелюбодеяние заставляет человека чернеть лицом, ввергает его в нищету, сокращает его жизнь, отрезает его от источников пропитания. Оно разрушает красоту и добрую славу и приближает гнев Аллаха. Совершивший его стыдится себя и чувствует себя несчастным» [235].

16. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Когда после меня усилится распутство, увеличится и количество внезапных смертей» [236].

17. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Воистину, тот, кто прольет свое семя в запретное лоно, в Судный день подвергнется более суровому наказанию» [237].

18. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Когда человек совершает прелюбодеяние, дух веры покидает его» [238].

19. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Когда (в обществе) растет распутство, происходит много землетрясений» [239].

10. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Есть четыре вещи, из которых достаточно одной войти в дом, чтобы разрушить его, и никакое благословение его уже не восстановит. Это — воровство, предательство, пьянство и прелюбодеяние» [240].

11. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Относитесь хорошо к своим отцам, чтобы и ваши отпрыски хорошо относились к вам. Сторонитесь чужих жен, чтобы и ваши жены хранили вам верность и были в безопасности».

СУРА АН-НУР

аяты: 4—5

وَالَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُـحَصَنَاتِ ثُمَّ لَمْ يَأْتُوا بِاَرْبَعَةِ شُهَدَآءَ فَاجْلِدُوهُمْ ثَمَانِينَ جَلْدَةً وَلاَ تَقْبَلُوا لَهُمْ شَهَادَةً أَبَداً وَاُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ ﴿٤﴾ إِلاَّ الَّذِينَ تَابُوا مِن بَعْدِ ذَلِكَ وَأَصْلَحُوا فإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴿٥﴾

4. Тех, которые возведут навет на целомудренных женщин, но при этом не приведут четырех свидетелей, секите восьмьюдесятью [ударами] плети и никогда не берите их в качестве свидетелей, ибо они — нечестивцы,

5. за исключением тех из них, которые после этого [навета] раскаялись и загладили вину. Ведь, воистину, Аллах — Прощающий, Милостивый.

Комментарий

Облыжное обвинение унижает и ранит честь и достоинство человека больнее стрелы. И наказание за клевету на честную замужнюю женщину очень сурово.

В предыдущих аятах говорилось о суровом наказании, предусмотренном для мужчин и женщин, совершивших прелюбодеяние. Но нельзя исключать возможность того, что какой-нибудь злобный безбожник станет обвинять в этом грехе ни в чем не повинных и чистых людей. Поэтому сразу после упоминания мучительного наказания прелюбодеев объявляется о наказании тех, кто возводит напраслину на людей, злоупотребляя предыдущим установлением. Это сделано для того, чтобы оградить от злых языков честь и доброе имя порядочных семей, дабы никто не осмеливался порочить других людей.

В начале этого фрагмента говорится:

«Тех, которые возведут навет на целомудренных женщин,
но при этом не приведут четырех свидетелей,
секите восьмьюдесятью [ударами] плети…»

После определения этого сурового наказания объявляется еще два установления:

«…и никогда не берите их в качестве свидетелей, ибо они — нечестивцы…»

Таким образом, клеветник подвергается не только суровому телесному наказанию, но и на долгое время лишается возможности выступать в качестве свидетеля, чтобы он впредь не смог ославить никого из порядочных людей. Более того, он несет на себе клеймо моральной нечистоплотности и подвергается осуждению обществом.

Такая строгость во всем, что касается сохранения репутации добропорядочных людей, имеет место не только в данном случае. Подобный подход можно обнаружить во многих положениях ислама, что свидетельствует о том, насколько высоко ислам ценит репутацию благонравных мусульман.

Имаму Садыку (да будет мир с ним!) принадлежит изречение, гласящее: «Если мусульманин обвинит своего брата мусульманина в чем-либо (чего тот не делал), вера исчезнет из его сердца подобно тому, как соль растворяется в воде» [241].

Но поскольку ислам ни перед кем не перекрывает путь к возвращению, он использует любую возможность для того, чтобы побудить грешника к очищению и раскаянию в прежних ошибках и проступках. Поэтому в следующем аяте этого фрагмента Коран добавляет:

«…за исключением тех из них, которые после этого [навета] раскаялись и загладили вину. Ведь, воистину, Аллах — Прощающий, Милостивый».

И не случайно в своих изречениях имам Садык (да будет мир с ним!) и другие имамы отмечают, что раскаяние возвращает человеку право свидетельствовать и снимает с него все прежние обвинения в нечестии, поскольку тот, кто раскаялся, вновь становится на праведный путь и больше не считается нечестивцем.

Изречения на тему покаяния

1. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Тот, кто раскаялся в своем грехе, становится таким, словно он не совершал греха» [242].

2. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Ничто не любо Аллаху более, чем верующие мужчины и женщины, которые сожалеют о совершенном грехе и раскаиваются в нем» [243].

3. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Придай себе приятный аромат человека, ищущего прощения, чтобы зловоние греха не выдало в тебе нечестивца» [244].

4. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Для Аллаха любимейший из Его рабов это тот, кто творит добро и много кается» [245].

Пояснения

1. Что означает здесь слово рамй?

Арабское слово рамй означает «бросание камней» или «метание стрел» и т. п., то есть действие, которое во многих случаях может нанести вред. Здесь же оно употребляется в переносном смысле и означает обвинение, злословие, оскорбление и клевету, которые подобно стрелам ранят человека и причиняют ему боль. При этом оно употребляется в обобщенном смысле. Ведь в аяте не говорится конкретно «Те, кто обвиняет целомудренных женщин в прелюбодеянии», то есть глагол йармуна («возводят навет») не сопровождается упоминанием прелюбодеяния. Кроме того, использование обобщенного выражения, когда речь идет о целомудренных женщин, можно рассматривать здесь как дань уважения к ним и соблюдение приличий в выражениях.

Почему четыре свидетеля?

Известно, что в исламе для доказательства совершения преступления или подтверждения прав, как правило, достаточно двух свидетелей. Даже в случае убийства, преступление считается доказанным, если есть два свидетеля. Но когда речь идет об обвинении в супружеской измене, необходимы показания четырех свидетелей. Необходимость такого избыточного свидетельства объясняется, вероятно, тем, что многие люди зачастую с легкостью разбрасываются подобными упреками, осознанно или неосознанно оскорбляя честь и достоинство других людей. Ислам стоит на страже чести человека и к подобным вещам относится бескомпромиссно. В то же время, в отношении других преступлений, даже когда это касается убийства, люди нечасто оскверняют себя облыжными обвинениями.

Кроме того, в совершении убийства участвует лишь одна сторона, то есть сам преступник, а в случае супружеской измены в преступлении всегда обвиняются два человека. Таким образом, на долю каждого приходится по два свидетеля.

Существует предание, в котором приводится высказывание имама Садыка (да будет мир с ним!) на этот счет. Известный суннитский правовед Абу Ханифа сообщает: «Я спросил имама Садыка (да будет мир с ним!), является ли прелюбодеяние более тяжким преступлением, чем убийство? „Нет, — ответил он, — убийство хуже“. Тогда я спросил его: „Почему же тогда для доказательства убийства достаточно двух свидетелей, а для прелюбодеяния нужно четыре?“ — „А что ты думаешь на этот счет?“ — спросил он в ответ. Абу Ханифа не сумел дать ясного ответа. Имам сказал: „Это объясняется тем, что для прелюбодеяния Аллахом установлено два вида наказания: один для мужчины, другой — для женщины. Поэтому и нужно по два свидетеля. А в случае убийства для убийцы предусмотрен лишь один вид наказания“» [246].

Конечно, существуют такие виды преступлений на сексуальной почве, когда установленному наказанию подвергается лишь одна сторона (например, изнасилование и т. п.), но это исключение. Обычно же все это происходит по обоюдному согласию, а мы знаем, что в основе всех установлений лежат наиболее распространенные формы поведения людей.

Важное условие покаяния

Мы уже говорили, что покаяние не сводится только к просьбе к Богу о прощении и к угрызениям совести в связи с прежними поступками и даже к решению не повторять своих грехов в будущем. Помимо всего этого, грешник обязан показать себя с лучшей стороны, чтобы возместить ранее причиненное им зло.

Если он действительно оскорбил репутацию и честь добропорядочного мужчины или целомудренной женщины, то для того чтобы его покаяние было принято, он должен отказаться от своих слов в присутствии тех, кто был свидетелем его обвинений, другими словами, ему надлежит восстановить доброе имя опозоренного им человека.

То, что в Коране вслед за словом табу («раскаялись») идут слова ва аслаху («и загладили вину»), говорит о том, что такой грешник должен вначале покаяться, а затем устранить вред, который он нанес другим людям. Было бы неправильно, если бы один человек прилюдно (либо в прессе или других средствах массовой информации) оклеветал другого, а затем пришел к нему домой, где кроме него никого нет, и стал при нем просить у Аллаха прощения.

Поэтому, согласно преданиям, восходящим к мусульманским авторитетам, на вопрос, допустимо ли прибегать к свидетельским показаниям того, кто ранее необоснованно обвинил другого в бесчестии, но затем раскаялся и понес предписанное свыше наказание, они отвечали: «Да». А когда их спрашивали, как осуществляется покаяние, они отвечали: «Нужно прийти к имаму (или к мусульманскому судье) и сказать: „Я ложно обвинил такого-то и теперь раскаиваюсь в своих словах“» [247].

4. Установления, касающиеся казф («клевета», «ложное обвинение в прелюбодеянии»)

В книге, озаглавленной «Худуд» (наказания, установленные Аллахом) имеется глава, которая называется «Установленные свыше наказания за казф». Слово казф в своем изначальном смысле означает «бросить что-либо сильно и далеко». Но в данном случае, так же как и слово рамй, оно подразумевает «ложное обвинение, порочащее другого человека». Другими словами, это — оскорбительное и грязное обвинение.

Всякий раз, когда речь идет об откровенном оговоре, на каком бы языке это не было сделано, установленное наказание за него, как уже ранее говорилось, — восемьдесят плетей. Если это было сделано не публично, то тогда действует установление о назначении наказания по усмотрению (под «наказанием по усмотрению» подразумевается назначение наказания за грехи, не имеющие установленного наказания в шариате, при этом степень и вид наказания оставляются на усмотрение мусульманского судьи с учетом характера преступления, личности преступника и прочих условий). Если человек обвиняет в прелюбодеянии группу людей, сквернословит в их адрес и оскорбляет каждого из них в отдельности, то он будет наказан за каждый казф как отдельное преступление. Если он обвиняет их всех вместе, и они все вместе требуют наказать его, то к нему будет применено лишь одно установленное свыше наказание. Однако если они потребуют суда над ним каждый по отдельности, то он понесет установленное наказание по каждому предъявленному иску.

Важно заметить, что если человек, ложно обвиненный в прелюбодеянии, умирает, то его наследники имеют право подать на клеветника в суд и потребовать применить к нему установленное наказание. Очевидно также, что поскольку данное установление касается прав личности, то в случае если потерпевший простит обидчика, установленное наказание отменяется. Исключение составляют случаи, когда подобное поведение приобретает регулярный характер, создающий угрозу общественной нравственности. Здесь уже вопрос о правонарушении решается по-другому.

Если два человека сквернословят в адрес друг друга, обмениваясь взаимными оскорблениями, то установленное наказание на них не распространяется, и санкция по отношении к ним назначается судьей по его усмотрению. Из этого следует, что мусульманин не вправе отвечать ругательством на ругательства, а обязан потребовать защиты своих прав у своего религиозного судьи и просить его о наказании обидчика-сквернослова.

Цель такого религиозного установления состоит, во-первых, в том, чтобы защитить честь и репутацию порядочных людей, а во-вторых, в том, чтобы предотвратить распространение аморального поведения, подрывающего общественную нравственность, ибо если этим бессовестным клеветникам дать волю, то они так и будут поносить и оскорблять всех вокруг, не неся за это никакой ответственности. Если это произойдет, то доброе имя и честь человека окажутся под угрозой, поскольку такого рода обвинения, даже будучи совершенно необоснованными, могут заставить человека против собственной воли усомниться в верности своей второй половины. Отец станет сомневаться в законности своих собственных детей, под угрозой окажется существование института семьи, общество пропитается духом подозрительности и сомнения, сплетники окажутся в чести, а все порядочные люди утратят доверие в обществе. Здесь необходимо проявлять решительность, подобную той, что ислам проявляет в отношении сквернословов.

Да, за причиненное зло и за грязный язык они должны получить восемьдесят плетей, чтобы знали, что человеческая честь и достоинство — не игрушка.

СУРА АН-НУР

аяты: 6—10

وَالَّذِينَ يَرْمُونَ أَزْوَاجَهُمْ وَلَمْ يَكُن لَّهُمْ شُهَدَآءُ إِلآَّ أَنفُسُهُمْ فَشَهَادَةُ أَحَدِهِمْ أَرْبَعُ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الصَّادِقِينَ ﴿٦﴾وَالْخَامِسَةُ أَنَّ لَعْنَتَ اللَّهِ عَلَيْهِ إِن كَانَ مِنَ الْكَاذِبِينَ ﴿٧﴾ وَيَدْرَؤُا عَنْهَا الْعَذَابَ أَن تَشْهَدَ أَرْبَعَ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الْكَاذِبِينَ ﴿٨﴾ وَالْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ اللَّهِ عَلَيْهَآ إِن كَانَ مِنَ الصَّادِقِينَ ﴿٩﴾ وَلَوْلاَ فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ حَكِيمٌ ﴿١٠﴾

16. Что же касается тех, которые обвиняют в неверности своих жен, не имея свидетелей, кроме самих себя, то заменой свидетелей для кого-либо из них служат четыре клятвы Аллахом в том, что он, воистину, говорит правду,

17. а также пятая клятва в том, что да проклянет его Аллах, если он лжет.

18. И снято будет наказание с нее (т. е. невинно обвиненной жены), если она четырежды поклянется Аллахом в том, что он (т. е. муж), воистину, лжет,

19. а пятый раз [поклянется] в том, что пусть покарает ее гнев Аллаха, если муж говорит правду.

10. Если бы не благоволение и милость Аллаха к вам, [о люди, Он ускорил бы вам наказание]. И, воистину, Аллах — Прощающий, Мудрый.

Обстоятельства ниспослания

Однажды лидер ансаров Са‘д ибн Убада в присутствии группы сподвижников спросил Пророка (да благословит Аллах его и род его!): «О Пророк Аллаха! Если даже недоказанное обвинение в этом нечестивом поступке наказывается восьмьюдесятью плетьми, то что делать в том случае, если я вошел в дом и вижу, что какой-то негодяй совершает прелюбодеяние с моей женой. Если я стану ждать, пока соберутся четыре свидетеля, пройдет время и развратник сделает свое дело, если я убью его без свидетелей, мне никто не поверит, и меня справедливо накажут как убийцу, если же я расскажу судье о том, что я видел, то получу восемьдесят плетей». А спустя буквально несколько минут вошел его двоюродный брат (сын его дяди) по имени Хилал ибн Омейя и сообщил пророку, что он видел свою жену ночью с каким-то негодяем. Он так прямо и сказал: «Я видел это своими собственными глазами и своими ушами слышал их голоса». Услышав это, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) расстроился, и на его благословенном лице отразилась печаль. «По твоему лицу я вижу, как ты расстроился, но клянусь Аллахом, я говорю правду и да поможет мне Аллах», — сказал Хилал. И в этот момент с небес спустился Гавриил и явил Пророку (да благословит Аллах его и род его!) этот аят вместе с четырьмя последующими, в которых содержалось точное решение возникшей проблемы.

Комментарий

Коран исключил ряд случаев из установления о казф («ложном обвинении»). Если муж обвиняет свою жену в измене и говорит, что видел ее во время полового акта с чужим мужчиной, положение о казф к нему не применяется, но в то же время обвинение мужа в адрес своей жены не будет принято, если этому нет доказательств или свидетеля.

Для таких случаев Коран предлагает справедливое и точное решение. Он предлагает мужу четырежды поклясться в истинности своего обвинения.

«Что же касается тех, которые обвиняют в неверности своих жен,
не имея свидетелей, кроме самих себя, то заменой свидетелей
для кого-либо из них служат четыре клятвы Аллахом в том,
что он, воистину, говорит правду…»

А в следующем аяте Коран добавляет:

«…а также пятая клятва в том, что да проклянет его Аллах,
если он лжет».

Из сказанного, таким образом, явствует, что муж должен четыре раза повторить свои слова, подтверждая, что он именем Аллаха клянется в правдивости обвинения своей жены в измене.

А в пятый раз он должен сказать, что да проклянет его Аллах, если он лжет.

Но теперь дилемма встает перед женой. Если она подтвердит слова своего мужа или не станет оспаривать выдвинутого обвинения, прибегнув к процедуре, описанной в следующем аяте, то ее неизбежно подвергнут установленному свыше наказанию как прелюбодейку. А следующий аят гласит:

«И снято будет наказание с нее (т. е. невинно обвиненной жены),
если она четырежды поклянется Аллахом в том, что он (т. е. муж),
воистину, лжет…»

Далее Коран добавляет:

«…а пятый раз [поклянется] в том, что пусть покарает ее гнев Аллаха, если муж говорит правду».

Таким образом, жена пять раз свидетельствует о том, что пятикратное свидетельство ее мужа о совершении ею прелюбодеяния ложно. Четыре раза она должна произнести: «Я клянусь Аллахом, что, обвиняя меня в прелюбодеянии, он говорит ложь». А в пятый раз она клянется словами: «Да пусть на меня обрушится гнев Аллаха, если он (обвиняющий ее) говорит правду».

Исполнение этого мусульманского обычая по-арабски называется ли‘ан («супружеское проклятие»), поскольку в этих аятах используется слово ла‘н («проклятие»). Для обоих супругов процедура ли‘ан ведет к четырем неизбежным последствиям:

1. Они немедленно расходятся без произнесения формулы развода.

2. Муж и жена навсегда лишаются права вступать в интимную близость друг с другом и утрачивают возможность вступить в повторный брак между собой.

3. Муж не несет наказания по статье казф, равно как и жена не наказывается за прелюбодеяние.

4. Ребенок, родившийся после этого события, не считается сыном бывшего мужа, но остается при матери.

Наконец, последний аят этого фрагмента гласит:

«Если бы не благоволение и милость Аллаха к вам, [о люди, Он ускорил бы вам наказание]. И, воистину, Аллах — Прощающий, Мудрый».

Смысл этого аята в том, чтобы придать больший вес положениям предыдущих аятов, подчеркнув, что обычай ли‘ан — это благо Господне, призванное справедливо разрешить проблему, возникшую между супругами.

Во-первых, этот обычай не вынуждает мужа хранить молчание, если он застал свою жену в момент совершения греха, и отказаться от обращения к судебным процедурам.

Во-вторых, он не обрекает жену на установленное свыше наказание немедленно после предъявления обвинения, а дает ей возможность защищать себя.

В-третьих, он не требует от мужа, чтобы он, увидев происходящее, бросился на поиски четырех свидетелей и тем самым сделал все достоянием гласности.

В-четвертых, он ведет к разводу супругов, которые не могут после этого продолжать жить в браке, и даже не позволяет им повторно вступать в брак друг с другом, поскольку если обвинение справедливо, то они физически не смогут продолжать супружеские отношения, а если это ложь, то чувства жены будут задеты столь болезненно, что вряд ли она сможет вновь вернуться к супружеским обязанностям, ведь речь уже будет идти не просто об охлаждении и отстранении, а о ненависти и вражде.

В-пятых, помогает решить проблему с детьми.

Прибегнув к такому деликатному, взвешенному и справедливому решению, Аллах снимает эту сложную проблему. Посредством этого Он проявляет к Своим рабам благость, щедрость, великодушие и мудрость. Если вдуматься, то можно заметить, что базовое положение, требующее показаний четырех свидетелей, этим решением полностью не отменяется, а каждая из четырех клятв супругов как бы замещает одного свидетеля, тем самым отчасти сохраняя исходное установление.

Пояснения

1. В чем особенность применения положения о казф («наказании за ложное обвинение») в отношении супругов?

Первое, что требует пояснения в связи с поставленным вопросом, это особые психологические характеристики супругов, в силу которых для них делается такое исключение из общего установления.

С одной стороны, ответ на этот вопрос можно найти в обстоятельствах ниспослания этого аята. Когда муж застает свою жену в объятиях чужого человека, он не может молчать, даже если бы сам того захотел. Разве чувство ревности позволит ему никак не реагировать на оскорбление его чести и репутации? Но если он пойдет к судье и станет говорить о случившемся, то будет наказан за казф, поскольку судья ведь не знает, правду он говорит или лжет. А если захочет привлечь четырех свидетелей, то тем самым поставит под угрозу свое достоинство и доброе имя, а кроме того, пока он будет искать свидетелей, все может закончиться.

С другой стороны, чужим людям гораздо легче обвинить друг друга в грехе, чему мужу и жене. Таким образом, если обвинения выдвигаются чужими людьми, то необходимо представить четырех свидетелей, в противном случае вступает в силу наказание за клевету казф. По-иному обстоит дело, если речь идет о супругах. Так данное положение учитывает специфику психологии мужа и жены.

2. Ли‘ан как специальная процедура

Согласно объяснениям, приведенным в комментарии к этой группе аятов, чтобы избежать наказания за казф, человек обвиняющий свою жену в измене, обязан четырежды поклясться именем Аллаха в том, что говорит правду. В этом особом случае, каждая клятва как бы замещает одного свидетеля. А пятой клятвой он добровольно навлекает на себя проклятие Аллаха, если его слова лживы.

В силу того что данная процедура сочетается с другими религиозными обязательствами, которые налагает на человека мусульманская среда, и что человек в соответствии с ней должен клясться не просто так, а именем Аллаха в присутствии мусульманского судьи, подобные ложные обвинения являются очень большой редкостью. Слишком сильны сдерживающие факторы.

Положение о том, что жена должна четырежды поклясться в том, что обвинение в ее адрес ложно, уравнивает свидетельства мужа и жены. Но поскольку в прелюбодеянии обвиняется жена, то ее пятая защитная клятва носит более грозный характер, чем пятая клятва мужчины, ибо ею она навлекает на себя гнев Божий. Мы знаем, что ля‘нат («проклятие») означает отстранение от милости Аллаха, в то время как гадаб («гнев») — это не просто лишение милости, а еще и наказание, гораздо более строгое, чем проклятие. Так, в комментарии к суре Аль-Фатиха (Открывающая) мы отмечали, что слова магдуб ‘аляйхим («которые находятся под гневом») относятся к людям худшим, чем даллин («заблудших»), хотя и заблудшие тоже наверняка лишены милости Аллаха.

Изречения на тему клеветы

1. Имам Риза (да будет мир с ним!) сообщает со ссылкой на своих предков, которые рассказывают: «Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) сказал: „Оклеветавшего правоверного мужчину или женщину и сказавшего о них то, чего не было, в Судный день Всевышний Аллах поместит на костер, чтобы все, что было сказано им о нем или о ней, вышло из него (и чтобы он очистился посредством страдания и наказания)“» [248].

2. Имаму Али (да будет мир с ним!) принадлежит высказывание: «Правоверный не обманет свого брата (по вере), не предаст, не разочарует и не оговорит его. Он не скажет ему: „Я ненавижу тебя“» [249].

3. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Грех клеветы (на добропорядочного и невиновного человека) тяжелее, чем небеса» [250].

4. Имам Али сказал: «Нет бесстыдства большего, чем клевета» [251].

5. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Того, кто оклевещет мусульманина, чтобы уязвить его, Аллах в Судный день будет держать в желчной жиже, пока не закончит судить остальных людей» [252].


Скандал вокруг имени Айши

Лживые слухи об Айше, которая отстала от каравана

СУРА АН-НУР

Аяты: 11—14

إِنَّ الَّذِينَ جَآءُوا بِالإِفْكِ عُصْبَةٌ مِنكُمْ لاَ تَحْسَبُوهُ شَرّاً لَّكُم بَلْ هُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ لِكُلّ‌ِ امْرِئٍ مِنْهُم مَا اكْتَسَبَ مِنَ الإِثْمِ وَالَّذِي تَوَلَّى كِبْرَهُ مِنْهُمْ لَهُ عَذَابٌ عَظِيمٌ ﴿١١﴾ لَوْلآ إِذْ سَمِعْتُمُوهُ ظَنَّ الْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بِأَنفُسِهِمْ خَيْراً وَقَالُوا هَذَآ إِفْكٌ مُّبِينٌ ﴿١٢﴾ لَوْلاَ جَآءُوا عَلَيْهِ بِأَرْبَعَةِ شُهَدَآءَ فَإِذْ لَمْ يَأْتُوا بِالشُّهَدَآءِ فَاُوْلَئِكَ عِندَ اللَّهِ هُمُ الْكَاذبُونَ ﴿١٣﴾ وَلَوْلاَ فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ فِي الدُّنْيَا وَالاَخِرَةِ لَمَسَّكُمْ فِي مَآ أَفَضْتُمْ فِيهِ عَذَابٌ عَظِيمٌ ﴿١٤﴾

11. Воистину, те, которые возвели ложь, — из вас же самих. Не считайте ее злом для вас, напротив, добро это для вас. Постигнет наказание каждого из них за грех содеянный. А тому, кто совершил грех наибольший, уготовано наказание великое.

12. Отчего, когда вы это услышали, верующие — мужчины и женщины — не подумали о себе хорошо и не сказали: «Это — явная ложь»?

13. Отчего они не привели четырех свидетелей в этом? А раз они не привели свидетелей, то они у Аллаха — лжецы.

14. И если бы не благоволение Аллаха к вам и не Его милость в этом и в будущем мире, вас постигло бы великое наказание за ваши излияния (ложные).

Великая ложь (’ифк)

Из аятов 11—14 можно понять, что в момент их ниспослания некий невинный человек обвинялся в аморальном поступке, и слух об этом разошелся среди членов общины.

Когда группа лицемеров, которые лишь формально причисляли себя к мусульманам, захотела воспользоваться этим в собственных интересах, чтобы причинить вред мусульманской общине и подорвать авторитет Пророка (да благословит Аллах его и род его!) в глазах людей, были ниспосланы эти самые аяты, и возникшая проблема была решена самым кардинальным образом. Жесткой рукой были отметены все инсинуации отступников и злобных лицемеров.

Ничего не рассказывая о первоначальных событиях, Священный Коран здесь говорит:

«Воистину, те, которые возвели ложь великую, — из вас же самих».

А затем сочувственно обращается к верующим, которые были очень расстроены тем, что ни в чем не повинный человек подвергся таким гнусным нападкам.

«Не считайте ее злом для вас, напротив, добро это для вас».

Коварные намерения врагов-неудачников и близоруких лицемеров были разоблачены, и все эти волки в овечьей шкуре навлекли на себя позор. Не случись этих событий и останься они нераспознанными, в будущем они могли бы предпринять еще более опасные и жестокие действия.

Происшедшее стало для мусульман уроком, который состоял в том, что, поддавшись влиянию сплетников, они могут потерять все, что имеют. Они должны проявлять стойкость.

В остальной части этого аята упоминается еще два момента. Сначала говорится:

«Постигнет наказание каждого из них за грех содеянный».

Эта фраза указывает на то, что тяжкая ответственность тех, кому принадлежит инициатива и руководство в совершении греха, не снимает вины со всех остальных. Каждый понесет свою долю ответственности за участие в заговоре.

И завершается аят следующей мыслью:

«А тому, кто совершил грех наибольший, уготовано наказание великое».

Комментаторы сообщают, что человека, стоявшего во главе группы тех, кто возвел «великую ложь» (’ифк) звали Абдулла ибн Абу Маслул. Другие называют имена Масты ибн Исама и Хасана ибн Сабита. Как бы то ни было, тот, кто проявил боль­шую активность, чем остальные, в раздувании пламени ’ифк и задавал тон в груп­пе, получит большее наказание, ибо совершил больший грех.

В следующих аятах этого фрагмента высказывается резкий упрек в адрес тех верующих, которые поддались обману и пошли на поводу у группы клеветников. Сначала в них сказано:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.