Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации по видам занятий





Мировоззренческие задачи

Поставленные цели дисциплины предопределяют ее задачи, которыми являются: развитие способности анализа норм частно-правовой и публично-правовой природы; формирование проблемного мышления на основе изучения практики применения актов, содержащих нормы трудового права; привитие обучаемым уважения к трудовым правам граждан; формирование добросовестного отношения к исполнению трудовой функции.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны знать: содержание основных институтов трудового права России; права и обязанности работников, работодателей, иных субъектов трудовых правоотношений; основные проблемы правого регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений; перспективы развития российского трудового права; уметь осуществлять поиск необходимых источников, содержащих нормы трудового права, составлять документы, имеющие непосредственное отношение к сфере правового регулирования труда; иметь навыки правовой квалификации отношений в сфере труда.

Учебный курс изучается курсантами в течение одного семестра, по итогам которого проводится зачет, студентами – в течение двух семестров с итоговым контролем в форме экзамена.



 

 

Рекомендации по видам занятий

По прослушиванию лекций. Лекция является академической формой проведения занятия, предполагающей доступное устное освещение основных вопросов, выносимых на изучение обучаемых. В задачи лекции, как правило, не входит детальное рассмотрение всего материала темы. Основные тезисы лекции следует конспектировать.

По самостоятельной подготовке. Залогом хорошей готовности к аудиторному занятию является проведенная должным образом самостоятельная подготовка, включающая повторение законспектированного материала лекций, изучение планов занятий, учебной литературы, фондовых лекций, материалов, опубликованных в периодических правовых изданиях, судебной практики. В ходе самостоятельной подготовки рекомендуется делать письменные пометки, составлять логические схемы ответа на занятии.

По подготовке к семинарам. Обсуждение основных вопросов темы происходит в ходе семинарского занятия, целью которого является в большей мере углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной подготовки, нежели контроль знаний отдельных учащихся. Следует иметь ввиду, что приведенные в настоящих планах вопросы, выносимые на семинар, могут быть уточнены и детализированы преподавателем с учетом уровня готовности аудитории, степени ее заинтересованности в изучении той или иной проблемы, поступивших замечаний и дополнений к прозвучавшим в ходе занятия ответам. Это предопределяет необходимость рекомендовать обучаемым внимательно слушать вопрос, выносимый на обсуждение, быть готовым внести коррективы в подготовленные в процессе самоподготовки планы ответов.



В ходе семинара преподаватель может предложить дать оценку той или иной правовой норме, найти неточности или прогнозировать вероятные проблемы применения закона. Важным элементом семинара является совместное рассмотрение группой и преподавателем тех вопросов, ответы на которые не были даны либо освещение которых было осуществлено обучаемыми не на должном уровне.

При подготовке к семинару следует иметь ввиду, что в начале первого занятия по новой теме курса, как правило, проводится короткий опрос по вопросам предыдущей темы с целью проверки знаний обучаемых.

По подготовке к практическим занятиям. В ходе практических занятий студентам предлагается осуществить правовую оценку той или иной ситуации. Содержание задачи доводится до сведения обучаемых преподавателем. В ходе практического занятия может быть предложено решить ряд задач, а по результатам решения подготовить документы: трудовой или коллективный договор, исковое заявление, возражения, ходатайство и др. Оценка качества подготовки документа может осуществляться и на следующем занятии, перед которым обучаемым предлагается осуществить или закончить его подготовку.



В целях лучшего усвоения студентами учебного материала в процессе практических занятий учебные группы могут разделяться преподавателем на подгруппы. Практические занятия по дисциплине организуются преподавателем, который предлагает задачи для решения, фабулы для подготовки документов (трудовых договоров, исковых заявлений, приказов и других).

По проведению консультаций. При изучении дисциплины студенты и курсанты могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями кафедры гражданско-правовых дисциплин в соответствии с графиком, утвержденным начальником кафедры.

В планах семинаров и практических занятий используются следующие сокращения:

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации;

БНА – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.


содержание дисциплины

 

Тема 1. Трудовое право в системе российского права

 

Семинар – 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие, предмет и метод трудового права.

2. Система и источники трудового права.

3. Принципы трудового права.

4. Трудовое право и смежные отрасли права.

 

Методические указания для курсантов (студентов) по подготовке к семинару

От правильного понимания основополагающих положений, определяющих место трудового права в системе российского права, зависит дальнейшее освоение учебного материала.

При изучении вопросов темы особое внимание следует уделить сложному предмету правового регулирования данной отрасли, который включает на только трудовые, но тесно связанные с ними отношения. Метод трудового права требует отдельной характеристики, а также сравнения с методами правового регулирования, доминирующими в гражданском и административном праве.

При изучении вопроса о системе трудового права следует иметь в виду, что выделяемые в науке общая и особенная части трудового права не нашли отражение в структуре Трудового кодекса Российской Федерации. Сам Трудовой кодекс как наиболее систематизированный и значительный источник трудового права должен получить отдельную характеристику как с количественной (части, разделы, главы, статьи), так и с качественной стороны.

Рассмотрение вопроса о взаимодействии норм трудового права с нормами иных отраслей права предполагает необходимость:

определения основных проблем квалификации отношений как регулируемых нормами трудового права либо нормами иных отраслей права (гражданского права, административного права, права социального обеспечения, финансового права и др.);

анализа причин выделения трудового права из «отрасли-прародителя» (гражданского права);

анализа причин выделения из трудового права норм, посвященных праву социального обеспечения.

 

Рекомендуемые источники

Основные источники

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) // Российская газета. – 1993. – 25 дек; СЗ РФ. – 1996. – № 7. – Ст. 676; № 3. – Ст. 152; 2001. – № 24. – Ст. 2421; 2003. –
№ 30. – Ст. 3031; 2004. – № 13. – Ст. 1110; 2005. – № 42. – Ст. 4212; 2007. –
№ 1. – Ст. 1; № 30. – 3745.

Трудовой кодекс российской федерации от 30 декабря 2001 г.
№ 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 3; 2006. – № 27. – Ст. 2878; 2007. –
№ 1 (ч.1). – Ст. 34; 2007. – № 30. – Ст. 3808.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. – 31 –
Ст. 3215; 2007. – № 16 – Ст. 1828.

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ
«О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. – 1995. – № 50. – Ст.4870;
1999. – № 8. – Ст.973; 2003. – № 24. – Ст. 2248; 2006. – № 45. – Ст. 4635;
№ 52 – Ст. 5497; 2007. – № 27. – Ст. 3213.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст.25; 2001. – № 33 (ч.1). – Ст.3423; 2004. – № 11. – Ст. 913; 2006. – № 2. – Ст. 172; № 31. – Ст. 3445; 2007. –
№ 31. – Ст. 4016.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» //СЗ РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
28 декабря 2006 г. № 63 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. – 2006. –
31 дек.

Болдырев В.А., Сысоев В.А. Трудовое право России: учебник для
вузов. – М., 2006.

Трудовое право: учебник: с учётом новой редакции Трудового
кодекса РФ / под редакцией О.В. Смирновой, И.О. Снигиревой. – 3-е издание, переработанное и дополненное – М., 2007.

Трудовой кодекс Российской Федерации: правовые новации: (официальный текст на 2 апреля 2007 г.): постатейный научно-практический комментарий / автор предисловия А. К. Исаев, руководитель авторского коллектива В. В. Куликов. – 2-е издание, дополненное, переработанное и уточненное – М., 2007.

Дополнительные источники

Анишкина В.И., Попов Ю.Г. Свобода труда или право на труд // Хозяйство и Право. – 2007. – № 4.

Беляева М.Г. Наем и подряд рабочей силы: а есть ли разница? // Трудовое право. – 2006. – № 9.

Ершова А.Е. Российское трудовое право // Трудовое право. – 2006. –
№ 10.

Ершова Е.А. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник трудового права // Трудовое право. – 2006. –
№ 11.

Журавлева И.В. Комментарий последних изменений к Трудовому кодексу Российской Федерации: законы и законодательные акты – М., 2007.

Канунников А.Б., Канунников С.А. Гражданско-правовые условия в трудом договоре с профессиональными спортсменами // Трудовое право. – 2006. – № 8.

Луговик С. В. Словарь нормативных терминов по трудовому праву. – Омск, 2005.

Лядов Э.В. Исправительные работы и применение трудового
законодательства // Законодательство. – 2007. – № 2.

Орловский Ю. Новый этап реформирования трудового законодательства // Хозяйство и право. – 2006. – № 11.

Хныкин Г.В. Изменения трудового кодекса: шаг вперед или два шага назад? // Законодательство. – 2007. – № 3.

Шведов А.Л. О некоторых проблемах законодательного уровня формализации модели разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере отношений, регулируемых трудовым правом // Трудовое право. – 2006. – № 11.

Шиткина И. Соотношение корпоративного и трудового законодательства при регулировании правового положения единоличного и членов коллегиального исполнительных органов // Хозяйство и Право. –
2007. – № 2.

Я полагаю, что трудовой кодекс сейчас какую-либо существенную роль в регулировании трудовых отношений играть не может: Интервью
с В.И. Мироновым // Трудовое право. – 2006. – № 12.

 

Темы сообщений

1) Трудовой и гражданско-правовой договор: сходства, различия, проблемы разграничения.

2) Локальные нормативные акты работодателя: понятие, виды, содержание.

3) История кодифицированного трудового законодательства России.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

Изучить главу первую Трудового кодекса Российской Федерации. Составить схему отраженных с законе принципов трудового права.

 

Тема 2. Правоотношения в сфере труда

Семинар – 2 часа

Учебные вопросы

1. Понятие и виды отношений, регулируемых трудовым правом.

2. Понятие, признаки и основания возникновения трудовых отношений.

3. Содержание трудовых отношений.

4. Субъекты, участвующие в отношениях, регулируемых трудовым правом.

 

Методические указания для курсантов (студентов) по подготовке к семинару

Изучение вопросов темы следует начать с уяснения вопроса о понятии и категориях юридических фактов – оснований возникновения, изменения или прекращения трудовых и тесно связанных с ними отношений. Необходимо понимать некоторую условность и одновременно существенную теоретическую значимость классификации юридических фактов на действия и события, значение выделения таких юридических фактов как поступки и юридические акты.

Рассматривая вопрос об элементах трудового правоотношения, следует уделить внимание объекту, субъектному составу и содержанию трудового правоотношения.

Ответ на вопрос о субъектах трудового права предполагает необходимость освещения статуса участников отношений, тесно связанных с трудовыми: трудовых коллективов, профессиональных союзов, юрисдикционных и надзирающих органов и других субъектов (с указанием их роли и значения в системе социальных отношений).

Особое внимание следует уделить новеллам законодательства, касающимся возможности для физического лица выступать в качестве работодателя.

 

Рекомендуемые источники

Основные источники

Конвенция № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» от 9 июля 1948 г. Международная защита прав и свобод человека. – М., 1990.

Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» от 1 июля 1949 г. Международная защита прав и свобод человека. – М., 1990.

Трудовой кодекс российской федерации от 30 декабря 2001 г.
№ 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 3; 2006. – № 27. – Ст. 2878; 2007. –
№ 1 (ч.1). – Ст. 34; 2007. – № 30. – Ст. 3808.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» //
СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст.148; 2005. – № 19. – Ст. 1752.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 № 3-П
«По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 235 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово» // СЗ РФ. – 2002. – № 7. – Ст. 745.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (утв. Постановлением Правительства РФ от
25 февраля 2000 г. № 163) // СЗ РФ. – 2000. – № 10. – Ст. 1131; 2001. –
№ 26. – Ст. 2685.

Болдырев В.А., Сысоев В.А. Трудовое право России: учебник для
вузов. – М., 2006.

Трудовое право: учебник: с учётом новой редакции Трудового
кодекса РФ / под редакцией О.В. Смирновой, И.О. Снигиревой. – 3-е издание, переработанное и дополненное – М., 2007.

Трудовой кодекс Российской Федерации: правовые новации: (официальный текст на 2 апреля 2007 г.): постатейный научно-практический комментарий / автор предисловия А. К. Исаев, руководитель авторского коллектива В. В. Куликов. – 2-е издание, дополненное, переработанное и уточненное – М., 2007.

Дополнительные источники

Васильев В.А., Васильева Е.В. Профсоюз безработных: утопия или
реальность // Трудовое право. – 2006. – № 8.

Журавлева И.В. Комментарий последних изменений к Трудовому кодексу Российской Федерации: законы и законодательные акты – М., 2007.

Коршунова Т.Ю. Участие работников в управлении организацией // Трудовое право. – 2006. – № 10.

Морозов Д.А. О понятии трудового процессуального отношения // Трудовое право. – 2006. – № 8.

Насыбуллина Д. Профсоюз уполномочен защищать // Законность. – 2007. – № 4.

Слугина Н.П. Работники с семейными обязанностями как специальные субъекты трудового права // Трудовое право. – 2006. – № 10.

Щур-Труханович Л.В. О возрасте, с которого допускается заключение трудового договора в Российской Федерации // Трудовое право. – 2006. – № 8.

 

Темы сообщений

1) Трудовой коллектив как субъект трудового права.

2) Роль профессиональных союзов в защите прав и интересов работников.

3) Труд иностранных граждан в России.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

Изучить главу вторую Трудового кодекса Российской Федерации. Составить схему юридических фактов в трудовом праве.

 

 

Тема 3. Социальное партнерство в сфере труда

 

Для студентов общеюридического факультета, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция: семинар – 2 часа (вопросы 1-3), практическое занятие – 2 часа (вопрос 4)

 

Для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция: семинар – 2 часа (вопросы 1-3), практическое занятие – 2 часа (вопрос 4)

 

Для курсантов, обучающихся по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность: семинар – 2 часа (вопросы 1-4)

 

Учебные вопросы

1. Понятие, уровни и формы социального партнерства в сфере труда.

2. Коллективные договоры.

3. Социально-партнерские соглашения.

4. Коллективные переговоры.

 

Методические указания для курсантов (студентов) по подготовке к семинару и практическому занятию

Социальное партнерство на сегодняшний день это скорее цель, задача современного общества на будущее, нежели объективно существующее явление. Обозначение данным термином постепенно налаживающегося социального диалога несколько преждевременно. Однако само содержание трудового законодательства, количество отсылок к коллективным договорам и социально-партнерским соглашениям, как к источникам, призванным увеличить права работника по сравнению с законодательством, конкретизировать порядок реализации тех или иных прав, требует уделения внимания изучаемой теме.

Рассмотрение вопросов темы должно иметь аналитическую направленность. Следует определить функции коллективно-договорного регулирования общественных отношений. Целесообразно остановиться и на вопросе о локальном правовом регулировании общественных отношении, видах локальных актов в организации.

Вопрос о понятии, видах и содержании социально-партнерских соглашений может быть рассмотрен с привлечением одного из опубликованных отраслевых или межотраслевых соглашений либо действующего генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

 

Рекомендуемые источники

Основные источники

Конвенция МОТ № 154 от 19 июня 1981 г. «О содействии коллективным договорам». – М., 1991.

Рекомендации МОТ № 163 от 19 июня 1981 г. «О содействии коллективным переговорам». – М., 1991.

Трудовой кодекс российской федерации от 30 декабря 2001 г.
№ 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 3; 2006. – № 27. – Ст. 2878; 2007. –
№ 1 (ч.1). – Ст. 34; 2007. – № 30. – Ст. 3808.

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений» // СЗ РФ. – 1999. – № 18. – Ст.2218.

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // СЗ РФ. – 2002. – № 48. – Ст. 4741; 2005. – № 50. – Ст. 5243.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 – 2007 годы (г.Москва,
29 декабря 2004 г.) // Российская газета. – 2005. – 29 января. – № 17.

Макет коллективного договора // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2003. – № 11.

Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2003. – № 11.

Болдырев В.А., Сысоев В.А. Трудовое право России: учебник для
вузов. – М., 2006.

Трудовое право: учебник: с учётом новой редакции Трудового
кодекса РФ / под редакцией О.В. Смирновой, И.О. Снигиревой. – 3-е издание, переработанное и дополненное – М., 2007.

Трудовой кодекс Российской Федерации: правовые новации: (официальный текст на 2 апреля 2007 г.): постатейный научно-практический комментарий / автор предисловия А. К. Исаев, руководитель авторского коллектива В. В. Куликов. – 2-е издание, дополненное, переработанное и уточненное – М., 2007.

Дополнительные источники

Бородин И.И. Формы социального партнерства и их место в системе социального партнерства // Трудовое право. – 2007. – № 1.

Брюховецкий Н.Н. Правомерность принуждения в условиях социального партнерства // Право и Экономика. – 2007. – № 32.

Журавлева И.В. Комментарий последних изменений к Трудовому кодексу Российской Федерации: законы и законодательные акты – М., 2007.

Коршунова Т.Ю. Понятие, основные принципы и формы социального партнерства в сфере труда (комментарий к новой редакции Трудового
кодекса РФ // Трудовое право. – 2006. – № 9.

Коршунова Ю. О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве // Трудовое право. – 2006. – № 11.

Нуртдинова А. Развитие института социального партнерства в Федеральном законе от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ // Хозяйство и право. – 2006. – № 11.

Темы сообщений

1. Тенденции развития трудового права в действующем генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации

2. Задачи и компетенция Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

Изучить раздел второй Трудового кодекса Российской Федерации. Законспектировать Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 – 2007 годы.

 

 

Тема 4. Правовое регулирование отношений по обеспечению занятости

 

Для студентов общеюридического факультета, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция: семинар № 1 – 2 часа (вопросы 1-2), семинар № 2 – 2 часа (вопрос 3); практическое занятие – 2 часа (вопрос 4)

Для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция: семинар – 2 часа (вопросы 1-2), практическое занятие – 2 часа (вопросы 3-4)

Для курсантов, обучающихся по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность: семинар – 2 часа (вопросы 1-4)

Учебные вопросы

1. Понятие занятости и трудоустройства.

2. Понятие безработного. Регистрация граждан службой занятости.

3. Формы содействия трудоустройству населения.

4. Материальная поддержка лиц, не имеющих работы.

 

Методические указания для курсантов (студентов) по подготовке к семинарам и практическим занятиям

Изучение вопросов данной темы предполагает необходимость привлечения не только трудового законодательства, но и нормативных правовых актов, являющихся источниками права социального обеспечения. В действующем Трудовом кодексе Российской Федерации вопросам обеспечения занятости и защиты граждан от безработицы нормативного материала практически не посвящено. Указанный факт подлежит критическому осмыслению при подготовке к занятиям и в процессе их проведения.

Безработица – явление экономически обусловленное. Однако борьба с данным негативным явлением может осуществляться в том числе и правовыми средствами. В связи с тем, что понимание социальных и экономических закономерностей, их влияния на политику государства и нормотворчество имеет для юриста огромное значение, рекомендуем изучить статистику и прогнозы безработицы, не ограничиваясь информацией официальных органов.

Особое внимание при изучении вопросов темы следует уделить понятию занятости и категориям занятых граждан. При этом не будет лишним критическое осмысление положений законодательных актов. Немаловажно и понимание признаков безработного гражданина, закрепление механизма регистрации гражданина органами службы занятости.

 

Рекомендуемые источники

Основные источники

Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости»(1964 г.) // МОТ. Конвенции и рекомендации. – Т.2 (1957-1990 гг.). – Женева, 1991.

Трудовой кодекс российской федерации от 30 декабря 2001 г.
№ 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 3; 2006. – № 27. – Ст. 2878; 2007. –
№ 1 (ч.1). – Ст. 34; 2007. – № 30. – Ст. 3808.

Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст.1915; 2001. – № 53 (ч. 1) – Ст. 5024; 2002. – № 30. – Ст. 3033; 2003. – № 2. – Ст. 160; 2004. – № 35. – Ст. 3607; 2006. – № 1. – Ст. 10.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года» // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5878.

Постановление Правительства Российской Федерации от
22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»// СЗ РФ. – 1997. – № 17. – Ст.2009; 1999. – № 46. – Ст.5573; 2005. – № 7. – Ст. 560; 2006. – № 51. – Ст. 5468.

Постановление Правительства Российской Федерации от
14 июля 1997 г. № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ»// СЗ РФ. – 1997. – № 29. – Ст.3533; 1999. – № 47. – Ст.5707; 2003. – № 52. – Ст. 5069; 2005. – № 7. – Ст. 560; 2007. – № 3. –
Ст. 450.

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2006 № 797
«Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2007. – № 1 (2 ч.). – Ст. 256.

Приказ Минздравсоцразвития России от 3 июля 2006 г. № 513
«Об утверждении административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых кадров // БНА. – 25 сентября 2006. – № 39.

Болдырев В.А., Сысоев В.А. Трудовое право России: учебник для
вузов. – М., 2006.

Трудовое право: учебник: с учётом новой редакции Трудового
кодекса РФ / под редакцией О.В. Смирновой, И.О. Снигиревой. – 3-е издание, переработанное и дополненное – М., 2007.

Трудовой кодекс Российской Федерации: правовые новации: (официальный текст на 2 апреля 2007 г.): постатейный научно-практический комментарий / автор предисловия А. К. Исаев, руководитель авторского коллектива В. В. Куликов. – 2-е издание, дополненное, переработанное и уточненное – М., 2007.

Дополнительные источники

Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. – 2007. – № 2.

Журавлева И.В. Комментарий последних изменений к Трудовому кодексу Российской Федерации: законы и законодательные акты – М., 2007.

Мачинский В. «Серый» рынок труда – реальность рыночных отношений? // Законность. – 2006. – № 1.

Юрасов И.А. Проблемы формирования рабочих кадров в России на современном этапе // Трудовое право. – 2006. – № 6.

 

Темы сообщений

1) Государственная служба занятости, ее права и обязанности.

2) Безработица как социальное явление.

3) Правовое регулирование деятельности негосударственных организации по трудоустройству граждан.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

Изучить Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Законспектировать Порядок регистрации безработных граждан.

 

 

Тема 5. Трудовой договор

 

Для студентов общеюридического факультета, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция: семинар № 1 – 2 часа (вопросы 1-2), семинар № 2 – 2 часа (вопрос 3), семинар № 3 – 2 часа (вопрос 4), практическое занятие № 1 – 2 часа (вопросы 5-6), практическое занятие № 2 – 2 часа (вопрос 7),

 

Для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция: семинар – 2 часа (вопросы 1-3), практическое занятие – 2 часа (вопросы 4-7)

 

Для курсантов, обучающихся по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность: семинар – 2 часа (вопросы 1-3), практическое занятие – 2 часа (вопросы 4-7)

 

Учебные вопросы

1. Понятие и содержание трудового договора.

2. Заключение трудового договора.

3. Изменение трудового договора.

4. Понятие прекращения трудового договора. Классификация оснований прекращения трудового отношения.

5. Расторжение трудового договора по инициативе работника.

6. Увольнение работника в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата.

7. Увольнение работника в связи с неоднократным неисполнением им трудовых обязанностей и однократным грубым нарушением трудовых обязанностей.

 

Методические указания для курсантов (студентов) по подготовке к семинарам и практическим занятиям

Трудовой договор – центральная категория трудового права, используемая для обозначения юридического факта (соглашения), общественного отношения, института права и самого документа, отражающего условия, на которых работнику и работодателю предстоит взаимодействовать.

При изучении вопросов темы особое внимание следует уделить сущностным признакам трудового договора, отличающим его от гражданско-правовых отношений. Немаловажно понимание того, что в структуре трудового договора должны отражаться не только его условия, но и некоторые сведения об участниках соответствующего общественного отношения, не создающие прав и обязанностей для работника и работодателя.

Следует иметь в виду, что законодатель не дает четкого ответа на возникающий на практике вопрос о том, какие условия трудового договора являются абсолютно необходимыми, то есть без каких он не может считаться заключенным. Особую проблему представляет вопрос о способе устранения неопределенности в цене договора (размере заработной платы) при фактическом допущении работника к работе.

Вопрос о форме договора следует увязать с порядком оформления приема на работу, действиями которые необходимо совершить работнику, желающему трудоустроиться. Будет не лишним вычленение группы потенциальных доказательств факта допущения к работе без составления трудового договора в письменной форме. Следует также определить причины, по которым законодатель отказался от регистрации трудового договора с работодателем – физическим лицом, если таковой является предпринимателем.

Характеристика испытания при приеме на работу должна осуществляться с указанием причин появления такой правовой меры, порядка введения испытания, а также последствий использования данной меры в отношении работника.

Вопрос о прекращении трудового договора следует рассматривать с привлечением правовых норм, рассредоточенных по всему Трудовому кодексу: во-первых, норм о порядке и основаниях увольнения, во-вторых, норм о порядке применения дисциплинарных взысканий (некоторые основания увольнения являются мерами дисциплинарного взыскания), в-третьих, норм-гарантий о пособиях при увольнении.

При изучении темы стоит остановиться на проблеме отсутствия в законодательстве конструкции недействительности трудового договора, оснований недействительности и ее последствий.

 

Рекомендуемые источники

Основные источники

Трудовой кодекс российской федерации от 30 декабря 2001 г.
№ 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 3; 2006. – № 27. – Ст. 2878; 2007. –
№ 1 (ч.1). – Ст. 34; 2007. – № 30. – Ст. 3808.

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787
«О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» // СЗ РФ. – 2002. –
№ 44. – Ст. 4399; 2003. № 52 (ч. 2). Ст. 5066.

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» // СЗ РФ. – 2003. – № 15. – Ст. 1368; 2005. № 7. Ст. 560.

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225
«О трудовых книжках» // СЗ РФ. – 2003. – № 16. – Ст. 1539; 2004. – № 8. – Ст. 663.

Приказ Минобразования РФ от 26 ноября 2002 г. № 4114
«Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации» // БНА. 2003. № 4.

Постановление Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69
«Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» // БНА. – 2003. – № 49.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
28 декабря 2006 г. № 63 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. – 2006. –
31 дек.

Болдырев В.А., Сысоев В.А. Трудовое право России: учебник для
вузов. – М., 2006.

Трудовое право: учебник: с учётом новой редакции Трудового
кодекса РФ / под редакцией О.В. Смирновой, И.О. Снигиревой. – 3-е издание, переработанное и дополненное – М., 2007.

Трудовой кодекс Российской Федерации: правовые новации: (официальный текст на 2 апреля 2007 г.): постатейный научно-практический комментарий / автор предисловия А. К. Исаев, руководитель авторского коллектива В. В. Куликов. – 2-е издание, дополненное, переработанное и уточненное – М., 2007.

 

 

Дополнительные источники

Анищенко А.В. Надомный труд: особенности правовой основы, учет, налогообложение, перспективы: законы и законодательные акты. –
М., 2007.

Богатыренко З.С. Новейшие тенденции защиты персональных данных работника в российском трудовом праве // Трудовое право. – 2006. – № 10.

Викторов И.С. О последних изменениях и дополнениях, внесенных в Трудовой кодекс Российской Федерации // Трудовое право. – 2006. – № 12.

Журавлева И.В. Комментарий последних изменений к Трудовому кодексу Российской Федерации: законы и законодательные акты – М., 2007.

Захаров А.В. Прекращение трудового договора по соглашению сторон // Право и Экономика. – 2007. – № 4.

Захаров А.В. Увольнение в связи с утратой доверия: основания и последствия // Право и Экономика. – 2007. – № 4.

Кирсанова М.В. Должностные инструкции в образовательных учреждениях: сборник. – М., 2007.

Клепалова Ю. Особенности приема на работу работников железнодорожного транспорта // Трудовое право. – 2006. – № 11, 12.

Козлова Т.А. Правовое регулирование труда работников Крайнего Севера и приравненных к нему областей (динамика и развитие) // Трудовое право. – 2006. – № 12.

Миронова А.Н. Расторжение трудового договора по инициативе работника и особенности рассмотрения данного спора в суде // Законодательство. – 2007. – № 4.

Обертышева Л.А. Новые формы современных трудовых отношений: Формы локальных актов, приказов и иных док., связан. с оформлением труд. отношений, договора аутсорсинга. – М, 2006.

Хныкин Г.В. Должностные инструкции // Законодательство. – 2006. –
№ 2.

Худиева Л.Н. Об условиях трудового договора в России и зарубежных
странах // Право и Экономика. – 2007. – № 4.

 

Темы сообщений

1) Разграничение трудового и гражданско-правового договора: критерии и проблемы осуществления.

2) Защита персональных данных работника.

3) Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.

4) Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.

5) Особенности регулирования работы по совместительству.

6) Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом.

7) Особенности регулирования работников, занятых на сезонных работах.

8) Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц.

9) Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.

10) Особенности регулирования труда педагогических работников.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

Изучить раздел третий Трудового кодекса Российской Федерации. Привести классиф

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.