|
Тема № 7.1: Механизмы клубочковой фильтрации и канальцевой реабсорбции. Секреторные процессы в канальцах. Возрастные особенности.
Цель: Сформировать знания о механизмах мочеобразования, возрастных особенностях.
Задачи обучения:
1. Ознакомить студентов с методом оценки величины клубочковой фильтрации.
2. Ознакомить студентов с методом определения канальцевой реабсорбции.
3. Ознакомить студентов с методом исследования канальцевой секреции.
Основные вопросы по теме:
- Нефрон как структурно-функциональная единица почки, особенности его кровоснабжения.
- Современные представления о процессе мочеобразования.
- Механизмы клубочковой фильтрации: ультраструктура почечного фильтра, фильтрационное давление, количество и состав первичной мочи.
- Канальцевая реабсорбция: механизм концентрирования мочи
- Поворотно-противоточная система (осмотическое концентрирование мочи).
- Пороговые и безпороговые вещества.
- Секреторные процессы в канальцах
- Конечная моча, ее состав.
- Общий анализ мочи.
- Возрастные особенности процессов мочеобразования.
Методы обучения и преподавания:
Обсуждение темы, освоение клинико-физиологических методов. Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий.
Работы:
1. Методы оценки величины клубочковой фильтрации
2. Принцип определения канальцевой реабсорбции.
3. Принцип исследования канальцевой секреции.
4. Принцип исследования эффективности почечного плазмотока (кровотока)
5. Работа в малых группах компьютерной программой «Physiology simulators»
- Демонстрация (влияние гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи,
- Влияние альдостерона и антидиуретического гормона на скорость образования мочи,
- Влияние глюкозы на скорость образования мочи
- Ролевая игра
- «Нефрон - структурная и функциональная единица почек. Механизм мочеобразования»
6. Работа с компьютерной программой
- MEDIAPAK (Физиология выделения: «Urine formation»).
7. Демонстрация заимствованного видеоматерила
Фильмы
-Выделительная функция почек (9,3 мин)
-Выделение (12 мин)
Анимация
-Физиология почек
Литература:
Основная:
- Физиология человека: Учебник / Под ред В.М.Покровского, Г.Ф.Коротька- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Медицина, 2007.- 656 с.:ил.- (Учеб. лит. для студ-тов мед.вузов).
- Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
- Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
- «Физиология мочеполовой системы» Н.С. Байжанова, Е.М.Рослякова, Р.М. Шайхынбекова - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-I. Физиология сердца» Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Хасенова К.Х. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-II.Физиология сосудов»Бисерова А.Г., Рослякова Е.М., Байболатова Л.М. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Физиология пищеварения» К.Х. Хасенова, Н.С. Байжанова, А.С. Игибаева - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
- Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 183 с.
- Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 101 с.
Дополнительная:
- Н.А.Агаджанян и др Основы физиологии человека :Учебник - Т1./.- Изд.3-е, прераб.и доп.- М: РУДН, 2007.- 443с.- (ил.)Современный курс классической физиологии (Избранные лекции) / Под. ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007.- 384 с.:ил.
- Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- Москва: Высшая школа, 2007.- 328с.
- Физиология человека: в 3 -хт . Т1.[Текст]: 3-е изд / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М: Мир, 2007.-323с.
- Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с
- Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
- Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.
Оценка знаний студента:
Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается
1.Компетенция «знания» - устный опрос (перечень вопросов ниже), тестирование.
Контроль (вопросы, тесты):
1. Нефрон как структурно-функциональная единица почки.
2. Функции почек.
3. Механизм мочеобразования: - Клубочковая фильтрация (понятие о фильтрационном давлении, его величина). - Канальцевая реабсорбция. Понятие об обязательной и факультативной реабсорбции.
Механизм осмотического концентрирования мочи. Порог выведения.
- Синтез и секреция веществ в почечных канальцах.
4. Возрастные особенности процессов мочеобразования...
5. Методы исследования функции почек.
Тема № 7.2: Нейрогуморальная регуляция мочеобразования и мочеиспускания. Возрастные изменения.
Цель: Усвоение студентами теоретического материала по нейрогуморальной регуляции мочеобразования и мочеиспускания, возрастных изменениях.
Задачи обучения:
1. Ознакомление студентов с общим анализом мочи.
2. Ознакомление студентов с методами исследования функции почек.
(метод Нечипоренко, проба по Зимницкому).
Основные вопросы по теме:
1. Нейрогуморальная регуляция мочеобразования,
2. роль нервной системы
3. \Роль гормонов (АДГ, альдостерон, катехоламины и др.).
4. Роль почек в поддержании азотистого баланса и осмотического давления.
5. Рефлекторная регуляция мочеиспускания.
6. Возрастные изменения мочеобразования и мочевыделения.
Методы обучения: комбинированный метод:
1.Возможные варианты: (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос, устный опрос, письменный опрос)
2.Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:
· Исследование саморегуляции функции почек (лит.7,9, раб 9 стр 142)
Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Общая физиология», учебные таблицы, стенды по «Физиологии выделения», физиологический атлас.
Литература:
Основная:
- Физиология человека: Учебник / Под ред В.М.Покровского, Г.Ф.Коротька- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Медицина, 2007.- 656 с.:ил.- (Учеб. лит. для студ-тов мед.вузов).
- Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
- Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
- «Физиология мочеполовой системы» Н.С. Байжанова, Е.М.Рослякова, Р.М. Шайхынбекова - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-I. Физиология сердца» Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Хасенова К.Х. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Система кровообращения. Часть-II.Физиология сосудов»Бисерова А.Г., Рослякова Е.М., Байболатова Л.М. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- «Физиология пищеварения» К.Х. Хасенова, Н.С. Байжанова, А.С. Игибаева - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
- Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
- Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 183 с.
- Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 101 с.
Дополнительная:
- Н.А.Агаджанян и др Основы физиологии человека :Учебник - Т1./.- Изд.3-е, прераб.и доп.- М: РУДН, 2007.- 443с.- (ил.)Современный курс классической физиологии (Избранные лекции) / Под. ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007.- 384 с.:ил.
- Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- Москва: Высшая школа, 2007.- 328с.
- Физиология человека: в 3 -хт . Т1.[Текст]: 3-е изд / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М: Мир, 2007.-323с.
- Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с
- Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
- Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.
Оценка знаний студента:
Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается
1.Компетенция «знания» - устный опрос (перечень вопросов ниже), тестирование.
Контроль (вопросы, тесты, ситуационные задачи):
Вопросы
1.Нейрогуморальная регуляция мочеобразования:
- роль нервной системы
- роль гормонов (АДГ, альдостерон, катехоламины и др.)
2.Конечная моча, физические свойства, химический состав, количество. 3. Функции чашечно-лоханочной системы, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала..
4. Рефлекторная регуляция мочеиспускания.
5. Возрастные изменения мочеобразования и мочевыделения.
6. Исследование саморегулирующей функции почек (пробы по Нечипоренко, Зимницкому).
Тема: Роль нервных структур в регуляции двигательных функций. Рубежный контроль.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|