Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепция Л.С. Выготского





Л.С. Выготский рассматривал личность с точки зрения ее становления и развития. Он впервые поставил проблему возрастного развития, т. е. предположил, что онтогенез есть регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Идея регулярной смены возрастных периодов была для Выготского принципиальной, поскольку именно таким образом можно описать развитие личности как диалектический процесс. Выготский называл возраст целостным динамическим образованием, структурой, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития.

Понятие «возраст» связано с представлением о социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития, по Выготскому, — это своеобразное, специфическое для данного возраста и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной средой, исходный момент для всех динамических изменений в развитии в течение данного периода.

Для того чтобы в полной мере понять мысль Выготского, необходимо рассматривать представление о социальной ситуации развития в контексте его идей о соотношении реальной и идеальной форм.



Современная человеческая культура есть мир идеальных объектов. Это означает, что не только материальные «вещи», но и образы, идеи, символы, знаки — все это мир культуры, предстоящий человеку. Человек, развиваясь, встречается не только с реальными людьми, но с миром идей, представлений, человеческих действий. По мысли Выготского, мир идеальных (высших) форм, мир культуры есть источник, из которого ребенок черпает образцы, образы. Эти идеальные образы ребенок сравнивает с собственными действиями. Это сравнение и есть источник развития.

Развитие происходит не слепо, а целенаправленно. Выготский считал, что детское развитие, понятое таким образом, есть уникальный тип развития. В детском развитии исходно существует не только реальная форма действия, но и та, которую ребенку еще предстоит достичь.

Источником развития для ребенка является среда, поскольку именно в ней «живут» идеальные, высшие формы. Взрослый оказывается посредником между ребенком и миром высших, идеальных, культурных форм. Он задает образцы действия, которые ребенок в процессе своего развития осваивает.



Понятие «социальная ситуация развития», по Выготскому, описывает возраст. Понятие социальной ситуации развития связано с важными характеристиками: средой (прежде всего социальной) и отношением ребенка к этой среде. Во-первых, в связи с идеей о соотношении реальной и идеальной форм социальная ситуация развития может быть понята как снятая форма определения источника развития. В сопоставлении «своего» и «иного», наличного и идеального заключены содержание и движущая сила развития: не только и не столько сама по себе среда, сколько отношение к ней, избирательное ее восприятие ребенком оказывается ключом к пониманию возраста.

Во-вторых, ясно, что, по сути, среда — это неопределенное понятие. Среда бесконечна, в ней изначально присутствует все, определяющим же является лишь то, что «воспринимается» ребенком, к чему он «относится». Таким образом, для определения картины детского развития следует не описывать среду, в которой объективно находится ребенок (эта задача, по сути, невыполнима), а выделять те компоненты среды, к которым у ребенка возникло или лишь возникает некоторое отношение.

Выготский фактически выделил две определяющие характеристики социальной ситуации развития:

· объективную — среду,

· субъективную — отношение к ней ребенка,

и на их сопоставлении строил свою концепцию возрастного развития.

Возраст в культурно-исторической теории представляет собой конкретно-историческую категорию. Это означает, что возраст полагается возникающим в процессе исторического развития, он не дан изначально, не связан с какими бы то ни было врожденными характеристиками индивида. Возраст — период, имеющий особое содержание. Это содержание можно выразить через культурно и исторически возникшие задачи, которые должен решить человек. На каждом историческом этапе развития общества задачи развития различны.



Таким образом, введя представление о социальной ситуации развития, Выготский не только принципиально по-новому представил источники и движущие силы развития, но имплицитно предложил новый метод исследования, сочетающий возрастные (общие для возрастной группы) и индивидуальные компоненты, что само по себе нетривиально. Речь идет об особом возрастно-индивидуальном подходе, который делает кризисные периоды необычным объектом психологического анализа. Возраст (стабильный и критический), по Выготскому, есть единство общего и особенного.

Социальная ситуация развития — это отношение ребенка к среде, прежде всего социальной. Если это понятие определяет возраст, значит, существует последовательность ситуаций развития, соответствующих отдельным возрастам. Однако в самом определении такой последовательности не предполагается. Ведь если возраст есть отношение, то отношение может постепенно изменяться, и тогда линия взросления есть не последовательность стадий, а череда микроизменений. Как же возникло представление об отдельном возрасте?

Это представление требует рассмотрения дополнительных характеристик, которые также ввел Л. С. Выготский. Так, он указал на то, что к концу каждого периода у ребенка возникает новообразование. Поняв социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста, можно выяснить, как из жизни в этой социальной ситуации возникают и развиваются новообразования, свойственные этому возрасту. Возникшие в личности ребенка новообразования приводят к изменению самой этой личности, что неизбежно влияет на дальнейшее развитие.

Вводя представление о новообразовании — представление, никогда позже не оспаривавшееся другими представителями культурно-исторической теории, Выготский теоретически обосновал необходимость выделения стадий онтогенеза.

Действительно, если рассматривать лишь внешние условия развития — социальную ситуацию развития, нет основания, как показано выше, настаивать на стадиальности. Можно признать и постепенное изменение этих условий. Но с появлением представления о новообразованиях вводится еще одно условие развития — внутреннее строение личности. Таким образом, развитие определяется сложными отношениями внешних и внутренних условий — строения личности и социальной ситуации развития. Эти сложные отношения и составляют внутреннюю логику развития, о которой постоянно писал Выготский.

Концепция Д.Б. Эльконина

Опираеясь на культурно-историческую концепцию Выготского и теорию деятельности Леонтьева, Д.Б. Эльконин рассматривает личность с точки зрения ее развития. Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований.

Д.Б.Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно-выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь — это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый — это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок-общественный предмет» и «ребенок-общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем «ребенок-предмет» и «ребенок-взрослый» в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование преимущественно систем «ребенок-предмет» и «ребенок-взрослый».

Все ведущие деятельности можно разбить на две группы в зависимости от системы, которая является доминирующей. Первую группу ведущих деятельностей составляют те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, личностное общение подростка. Они отличаются друг от друга содержательно, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие отношение к системе «ребенок-общественный взрослый» или «человек-человек».

Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о предметном мире и способах действий в нем. Это предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность юношей и девушек. Деятельности второй группа имеют дело в основном с системой «ребенок-общественный предмет» или «человек-вещь».

В деятельностях первой группы развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера, тогда как в деятельностях второй группы — интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но с преобладанием одной из сфер на каждом возрастном этапе. Так, мотивационно-потребностная сфера опережает в развитии интеллектуально-познавательную, а в раннем возрасте более быстрыми темпами развивается интеллектуально-познавательная сфера деятельности.

К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из системы «человек-предмет». Моменты, когда это расхождение становится наибольшим, называют кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.

Д.Б.Эльконин построил логически непротиворечивую картину смены периодов детства. Ведущая деятельность ребенка представлена как конкретизация отношения ребенок-общество. Дальнейший анализ обнаружил регулярность смены деятельности первого типа деятельностью второго типа и затем наоборот. Два периода детства (один первого типа, второй — второго) составляют одну возрастную эпоху. Так, дошкольный возраст (игровая деятельность, первый тип) и младший школьный (учебная деятельность, второй тип) составляют вместе эпоху, названную Д. Б. Элькониным детством. Всего ребенок до достижения взрослости проживает три глобальные эпохи:

· раннее детство (младенчество и ранний возраст),

· детство (дошкольный и младший школьный возрасты),

· «подростничество» младшее и старшее (юношество).

Одним из наиболее важных положений данной работы является представление о том, что в деятельностях первого типа у ребенка преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера, сфера смыслов и значений, а в деятельностях второго типа — операционально-техническая сфера. Так, на протяжении дошкольного возраста в игре у ребенка формируются потребности и мотивы на основании открытия им смысла и значения человеческих отношений. Это открытие происходит посредством условного (игрового) включения в жизнь взрослых, затем данный этап «как будто» включенности в жизнь взрослых исчерпывает себя и начинается этап реального учения, интереса к тому, что «Я могу», «Я умею», т. е. этап овладения операционально-технической стороной человеческой деятельности.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации разви­тия, введенные Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динами­ке взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внут­ренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих моти­вов деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.