Сделай Сам Свою Работу на 5

Направленность как стержневая характеристика личности.





Большинство психологов в качестве ведущего компонента структуры личности выделяют направленность. Направленность личности всегда социально обусловле­на и формируется в процессе воспитания.

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.Направленность— совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением, установками и целями ее жизни и деятельности.

Потребности личности – это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Мотивы личности – те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности.

Мировоззрение – сложившаяся у личности система убеждений, взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Установки личности – это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности. Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: определять устойчивый характер протекания деятельности; освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.



Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и постро­ение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Другая форма направленности — стремление: возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Стрем­ление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к дея­тельности.



Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоз­зрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориента­ции людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

Активность личности. Потребности как источник активности. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов.

 

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность — свойство всего живого. Активность личности проявляется в ее сознательных, избирательных действиях.

Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности.

По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали различные точки зрения:

- 3. Фрейд — источником активности считал энергию либидо и агрессивные потребности. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются из сознания в виде символов — в форме сновидений, в мифах, в образах искусства, побуждая активность к совершению тex или иных действий и поступков.



- неофрейдисты К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др. выступили против чрезмерной биологизаторской концепции 3. Фрейда, пытаясь социологизировать его учение; исходят из признания решающей роли среды, тем самым выдвигались механизмы социального порядка.

Разрабатывая проблему активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении — сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека. Источником активности личности являются потребности.

Потребностиэто испытываемая личностью нужда в чем-либо. Потребность — основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Характерными особенностямипотребностей являются:

- любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то. Конкретный содержательный характер потребности, связанный обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение

( например, определенная работа, игра и т.п.);

- более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью; неудовольствие, а иногда и страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);

- наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск возможных путей удовлетворения потребностей;

- ослабление или полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);

- повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.

Потребности человека многообразны.По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные.Их делят на материальные – потребности в пище, одежде, тепле, жилище и др., и духовные, связанные с общественным существованием человека, - потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т. п.

Виды потребностей

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ДУХОВНЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫРАЖАЮТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВ ИГРАЮТ ТАКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ И В ТРУДЕ

 

Пирамида человеческих потребностей А. Маслоу

 

Потребности выражаются в мотивах(опредмеченные потребности), т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы.

По своей роли, или функции, не все мотивы, направленные на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них, главный, другие вторичные.

А.Н. Леонтьев рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности, и считал, что они выполняют двоякую функцию: 1 — побуждают и направляют деятельность. Это мотивы-стимулы;

2 — придают деятельности субъективный характер, личностный смысл». Это смыслообразующие мотивы. Все мотивы можно разбить на две группы: осознаваемыеи неосознаваемые.

Осознаваемые мотивыхарактеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни.

К осознанным мотивам относятся: интересы, убеждения, мировоззрения личности.

Интерес — эмоционально насыщенная направленность на объекты,связанные с проявлением познавательной потребности(от лат. interest – имеет значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость. Инте­рес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.

 

Характеристика интереса как одного из видов мотива

 

Убеждение — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мировоззрение — система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Мотив достижений — характеристика мотивационной сферы человека, отражающая стремление к наилучшему выполнению деятельности в ситуациях достижения.

Неосознанные мотивы - характеризуются тем, что человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки.

Влечения выражаются в том, что человек стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность.

именно влечения часто являются «утренним стимулом к совершению определенного действия.

Установка — неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам. («Теория установки» была основана грузинским психологом Д. Узнадзе.)

Конформизм — это подчинение личности давлению группы. Как черта личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции.

Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».

Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение функциональных систем, вызывающих направленную активность организма.

Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.