Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы формирования личности в коллективе,





Условия эффективного влияния коллектива на личность

Анализ педагогической практики позволяет выделить ряд проблем, которые возникают в деятельности классного руководителя.

- непонимание современными педагогами необходимости коллектива для формирования современной личности. Так, среди педагогов бытует мнение, что современному человеку не нужно быть коллективистом (т.е. учиться жить интересами другого, умение соотносить личные интересы с интересами других людей). Они считают, что нужно развивать прежде всего индивидуальность личности, однако время показало, что если в человеке не развивать общественную направленность, то формируется эгоистическая личность;

- неумение отличать коллектив от других объединений людей. Так, любую группу людей называют коллективом и ожидают от неё воспитательных влияний. Теория коллектива утверждает, что коллектив – это особая группа, для которой характерны пять основных признаков;

- не каждая совместная деятельность является коллективной. Коллективная деятельность характеризуется всеми признаками коллектива, и организовать её – это значит привнести в жизнь группы ценности и черты, которые характеризуются отношениями взаимной ответственности и заботы. Для совместной деятельности достаточно факта присутствия всех членов группы;



- коллектив можно рассматривать как «инструмент воспитания» только на высокой ступени его развития, однако в практической деятельности часто можно наблюдать типичную ошибку, когда от коллектива ожидается воспитательный эффект уже на начальных этапах его развития;

- педагог игнорирует закон движения коллектива и не изменяет стиля педагогического руководства. Например, педагог так и остаётся на позиции «диктатора» не смотря на то, что коллектив находится на второй или третьей стадии своего развития;

- педагог игнорирует те изменения, которые происходят в детском коллективе, например, назначают «актив», который оказывается не достаточно авторитетным в глазах сверстников, так как в системе отношений данного коллектива выявился неформальный лидер; педагог оказывается неготовым строить отношения с ним, а потому коллектив останавливается в своём развитии;



- недооценивается роль личности по отношению к коллективу. В понимании многих педагогов сохраняется приоритет коллективного над индивидуальным (установки «коллектив всегда прав», «кто выделяется – тот отделяется» и т.д.)…..

Педагогический опыт А.С.Макаренко

По воспитанию личности в коллективе

А.С.Макаренко является одним из основоположников теории коллектива. Его педагогический опыт реализовался в 20-30-е годов прошлого столетия в колонии (затем коммуне) для несовершеннолетних преступников (г. Полтава, г. Харьков – Украина). Этот опыт заслуживает внимания, так как используемые методы и подходы привели его к положительным результатам перевоспитания. Коллектив в его педагогической деятельности занимал особое значение. Рассмотрим некоторые методы и подходы, реализация которых становится возможной и в опыте современной школы.

1. Рассматривал первичный коллектив как основу воспитательного процесса, где устанавливаются, проявляются и развиваются отношения воспитанников.

2. «Сводный» отряд – это временное объединение воспитанников, созданное для решения определённых задач и выполнения конкретных видов деятельности. Как правило, эти отряды создавались по принципу разновозрастных объединений, где старшие учили младших, а младшие имели возможность учиться на опыте. Важно – воспитанник являлся одновременно членом нескольких сводных отрядов, причём, в одном случае он занимал позицию «командира» (т.е. учился предъявлять требования), в другом случае «подчинённого» (т.е. учился выполнять требования).



3. «Мажор» - настроение, которое должно сопровождать общение и выполнение всех видов деятельности.

4. Наличие «перспективы» в коллективе, т.е. цели, которая направляет и связывает членов коллектива. Выделял три типа перспектив – близкая, средняя и дальняя.

5. Система постоянной смены выборных должностей. Как писал А.С.Макаренко, «… чтобы у воспитанников не вырабатывался командный дух». Считал, что сменность поручений должна происходить каждые 3-4 месяца. За это время каждый воспитанник успевал быть и командиром и подчинённым.

6. Рабочее собрание – высший орган самоуправления коллектива, где решались все проблемы, ставились задачи, обсуждались вопросы бюджета, досуга и т.д. На рабочем собрании одинаковым правом голоса обладали и воспитанники, и педагоги.

7. Вырабатывались законы жизни коллектива, которые должны были соблюдать все члены коллектива (и педагоги, и воспитанники). Например, существовало правило лишать право голоса каждого, кто допускал грубость по отношению к членам коллектива. А.С.Макаренко в «Педагогической поэме» описывает ситуации, когда колонисты лишали право голоса и его, невзирая на должность заведующего данным воспитательным учреждением.

 

Тема 3. Система нравственного развития и воспитания школьников

Значение нравственного воспитания для развития личности хорошо выразил В.Г.Белинский, он писал: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но выше всех их должно стоять образование нравственное… Одно образование делает человека военным, другое – юристом…, нравственное воспитание делает нас ЧЕЛОВЕКОМ».

Нравственная деятельность не существует сама по себе, в чистом виде, а выступает как сторона или аспект любого другого вида деятельности – в игре, труде, учении, досуге, общественной и художественно-эстетической деятельности. Нравственное начало входит в любой компонент проявления личности. В любом поступке проявляется нравственный аспект (например, какова цель, какими мотивами обусловлен, в выборе средств, в организации деятельности, в её результатах и последствиях) – везде, где человек проявляет своё отношение. В каждом обществе сформулированы требования к личности, к её моральному облику.

 

Нравственное воспитание представляет собой воспитательную деятельность, направленную на формирование качеств личности, определяющих отношение человека к обществу, к другим людям, к труду, к самому себе; Нр.В. – направлено на формирование нравственного облика человека (К.Д.Радина, Г.И.Щукина).

Понятие «нравственность» рассматривается в системе сознания, чувств и поведения личности. Что значит нравственная воспитанность личности (как идеал в развитии)?

- определяет общественную (социальную) ценность человека (живёт в обществе и взаимодействует с другими людьми);

- проявляется в системе убеждений и мотивов человека, а также в поведении.

 

Уровни нравственной воспитанности –

1-й – знание требований, предъявляемых социумом к личности, понимание…

2-й – сформированность убеждений, т.е. личного понимания и принятие конкретных норм и правил поведения……….

3-й – сформированность поведения ……………………

Формирование нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения (опыта) выступают как психолого-педагогические основы в организации нравственного воспитания.

 

Задачи нравственного воспитания (Г.И.Щукина):

- последовательно приобщать школьников к нравственным нормам общества:

- формировать положительный нравственный опыт самих детей;

- направлять их сознание, чувства и поведение на реализацию норм морали;

- формировать нравственный облик личности.

Нравственное воспитание – это систематическое, целенаправленное формирование нравственной личности, её моральных черт и облика. Это систематический и многосторонний процесс, который начинается буквально с рождения ребёнка.

Содержание процесса нравственного воспитания

Нравственное воспитание осуществляет организацию нравственного опыта школьников.

Организация Нр.в. предполагает единство двух сторон:

1. Объективная, в которой отражены нравственные требования, предъявляемые обществом к личности;

2. Субъективная, в которой отражены личные отношения человека к обществу, труду, людям, овладении общественными нормами, их реализации в своем поведении (например, нравится - не нравится, принимаю – не принимаю, понимаю – не понимаю и т.д.).

Задача состоит в том, чтобы помочь личности осознать СМЫСЛ общественно значимых норм и морали,.. чтобы требование социума стало субъективной нормой поведения личности (понять, принять, реализовывать в поведении).

Субъективный уровень восприятия морали реализуется как «ценностные ориентации» личности, или как «внутренняя позиция» личности. Составляют основу мотивации поведения.

 

Что же включается в содержание нравственного воспитания? Система воспитательных воздействий должна выступать в комплексе:

- нравственное просвещение, которое направлено на формирование нравственного сознания и нравственных чувств, а также формирование моральных качеств, определяющих отношение к обществу, труду, другим людям, самому себе);

- организация опыта общения школьников с окружающим миром, другими людьми, сверстниками; воспитание нравственных привычек;

- формирование негативного отношения к явлениям аморального поведения (т.е. формировать моральную стойкость, что позволяет противостоять отрицательным влияниям среды и примерам).

 

… Исходит из психолого-педагогических основ нравственного развития личности (по Г.И.Щукиной, К.Д.Радиной):

1 задача (направление) – воспитание нравственных убеждений – основа нравственного самосознания, включают: знание и осознание нравственных требований, личное отношение (оценка, идеал), а также качеств, определяющих отношение к обществу (патриотизм, гражданственность), труду (ответственность, чувство долга, сознательность, уважение труда взрослых, трудолюбие), другим людям (коллективизм, принципиальность, инициатива, гуманизм, толерантность, товарищество и др.), к самому себе (сознательная дисциплинированность, честность, правдивость, настойчивость и др.).

нравственное сознание – предполагает способность человека к познанию нравственной стороны жизнедеятельности людей социуме. В его структуру входят: знания (……..), суждения (……….), оценки (…….), идеалы (………), позиция (………….), отношения (реализуются в различных способах поведения), убеждения (как компонент мировоззрения личности) – сознательно усвоенные знания, суждения, понятия моральных норм и требований; это знания, личностно осмысленные и принятые человеком, проявляются как нравственная позиция личности; выступают в качестве мотива поведения.

Роль знаний в нравственном воспитании – ошибочность в понимании моральных понятий приводит к аморальным поступкам.

Задача школы - организация нравственного просвещения (познакомить, помочь осмыслить, разъяснить, дать возможность выражать свои оценки, суждения и т.д.).

 

2 задача (направление)воспитание нравственных чувств, которые рассматриваются как переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям.

В школе и в семье важно организовать эмоциональную жизнь. Проявляется в жизни – восприятие явлений и ситуаций не остаётся равнодушным (задевает, трогает, волнует, сопереживает, сочувствует…). Так накапливается эмоциональный опыт – опыт пережитых чувств.

Нравственные чувства – моральное удовлетворение, радость (по поводу успеха товарища), негодование, гнев, сочувствие, стыд, радость, жалость, уважение, заботливость, отзывчивость, справедливость и т.д. Аморальные чувства – зависть, злорадство, трусость, предательство, неблагодарность и т.д. Эти чувства находят своё воплощение в нравственных (или безнравственных) поступках.

Нравственные чувства связаны с волевыми качествами – решительность, настойчивость, упорство.

Воспитание чувств начинается с самого раннего детства.

Задача школы - бережно относиться к эмоциональной сфере личности; способствовать созданию эмоциональных ситуаций в жизни школьника, особенно в коллективной деятельности; способствовать осознанию личных переживаний школьником.

 

3 задача (направление) - формирование нравственных поступков (поведения) и привычек. Нравственные черты личности проявляются в поведении. Поступок обусловлен мотивом (побудительная причина, основание выбора), однако есть необходимость создавать ситуации, в которых личность вынуждена проявлять себя…. Способы поведения… конфликтные ситуации…

нравственная деятельность – в ней раскрывается нравственное отношение, т.е. соответствие или несоответствие поступков и всего поведения личности нормам морали, принятым в данном обществе.

нравственный поступок – ……………………..

нравственная привычка – устойчивая форма поведения; отражается на его культуре поведения (внешнем облике, манерах, жестах, на его обращении с предметами, в отношениях с людьми)… Например, привычка к вежливости, привычка заботиться об окружающих, привычка к сдержанности, привычка ориентировки, привычка к точности (пунктуальности), привычка к аккуратности, привычка к порядку и др.

Задача школы – создавать условия для свободного выбора школьником линии поведения; развивать способность анализировать и оценивать собственное поведение с точки зрения моральных норм.

Методы воспитания – поручение, приучение, упражнение, требование…

 

Система нравственного воспитания может рассматриваться и как проявление нравственного аспекта в организации других направлений воспитательной работы (Т.А.Ильина):

гражданско-патриотическое воспитание – формирование патриотизма и гражданственности, т.е. любви к Родине, выступает выражение отношения к обществу, в котором живёт школьник;

эстетическое воспитание - формирование чувства прекрасного в отношениях людей (любовь, дружба);

экологическое воспитание - формирование бережного отношения к природе как проявления отношения к окружающему миру;

физическое воспитание - формирование таких нравственных качеств, как чувство команды, воля к победе, упорство, преодоление трудностей, умение побеждать и проигрывать и т.д.;

трудовое воспитание - формирование ответственного отношения к труду, развитие трудолюбие, понимание значимости труда для жизни человека;

половое (гендерное) воспитание - формирование стиля поведения мужчины и женщины, межличностных отношений и т.д.

 

Методы нравственного воспитания:

- методы нравственного просвещения – лекция, рассказ, беседа (программные и эпизодические, беседа-экспромт, отсроченные беседы), диспут на темы морали;

- влияние примера (родители, учителя, окружающие люди, выдающиеся люди);

- коллектив (А.С.Макаренко: «коллектив – это “гимнастический зал”, где личность упражняется в нравственности»);

- создание специальных ситуаций нравственного поведения учащихся;

- общественное осуждение;

- наказание /поощрение……………………………………….

Методы формирования нравственных привычек - режим дня (точность, организованность), упражнение (повторность действий, или тренировка), напоминание, требование, показ положительного действия, игра, контроль и самоконтроль.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.