Сделай Сам Свою Работу на 5

Система экологической маркировки.





ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Под экологической сертификацией понимаетсядеятельность третьей стороны (независимой) по подтверждению соответст­вия объектов сертификации установленным экологическим требо­ваниям. Экологическая сертификация осуществляется в следующих целях:

• контроль безопасности продукции для окружающей среды,
жизни, здоровья и имущества;

• создание экологически справедливого рынка.

Нормальное функционирование рынка невозможно без инфор­мации о потребительских свойствах товара, она дает покупателю ответ на два главных вопроса:

• удовлетворяет ли товар его потребностям;

• в какой мере продавец может гарантировать качество товара
и его стабильность, безопасность для здоровья населения и окру­
жающей среды.

Система экологической маркировки.

Для решения данной проблемы представляет интерес введение в практику маркировки экологических характеристик продуктов как на национальном, так и международном уровнях. Это в определенной мере объясняется успешным применением в ФРГ в течение более 20 лет экологическо­го знака («Голубого ангела»). Такие знаки успешно зарекомендова­ли себя также в Канаде, Японии, Австрии, Швеции, Швейцарии и других странах. С созданием в 1993 г. в рамках ЕС единого общего рынка без границ и таможенных ограничений предпринимаются шаги по введению «Европейского экологического знака». Послед­нее обстоятельство усиливает заинтересованность России в данном вопросе, учитывая значение экологической маркировки продукции в условиях рыночных отношений и развития международной кон­куренции.



Следует отметить, что предпосылкой для обеспечения высокой эффективности экологической маркировки продуктов является вы­сокая экологическая сознательность потребителей. С другой сторо­ны, для изготовителей продуктов хорошо информированный потре битель и его поведение в области спроса служат стимулом к разра­ботке таких продуктов, которые наносят меньший вред окружаю­щей среде. Объективная маркировка экологических параметров продукции помогает изготовителям в разработке и применении эф­фективной стратегии маркетинга, тем самым способствует разви­тию конкуренции товаров.



Зарубежный опыт показывает, что маркировка продукции наряду с ее сертификацией может вести к предупреждению и значительному уменьшению нагрузки на окружающую среду. К примеру, в ФРГ с мо­мента введения экологического знака в 1977 г. политика в области ох­раны окружающей среды была сориентирована на высокое экологиче­ское сознание потребителей и технический уровень развития природо­охранных технологий. Эти обстоятельства способствовали успешному использованию инструментов рыночной экономики, ориентированных на спрос и предложение и тем самым ставящих конкуренцию между отдельными производителями на службу охраны окружающей среды.

В какой степени можно достичь цели за счет упреждающих мер природоохранного характера на основе производства экологически приемлемых продуктов? Это зависит решающим образом от того, станет ли экологическая чистота продуктов неотъемлемой состав­ной частью конкуренции, регулируемой спросом и предложением. Очевидно, что профилактика окружающей среды нуждается в таком предпринимателе, который готов взять на себя экологическую от­ветственность, равно как и в таком потребителе, который знает о последствиях покупки товара для окружающей среды. По данным опроса общественного мнения, в настоящее время приблизительно 80% потребителей в ЕС знают об экологическом знаке. Российские потребители до настоящего времени практически лишены возмож­ности мотивировать свой выбор покупки отечественных товаров по экологическим параметрам из-за отсутствия объективной информа­ции и сертификации продукции.



В перспективе любая экологически мотивированная система маркировки продукции лишь тогда сможет утвердиться на рынке, когда на переднем плане будут стоять природоохранные цели и ориентация на наивысший уровень техники. Одновременно перед изготовителями продукции благодаря экологическому знаку откры­ваются новые возможности рынка для последующих инвестиций на природоохранные цели.

Программа введения экологического знака в Германии охваты­вает в настоящее время 52 принципа с весьма дифференцирован­ными требованиями; действуют договоры на право пользования экологическим знаком для более чем 6000 наименований продук­тов, охватывающих 71 группу товаров. При оценке эффективности его применения ориентируются на достигнутое фактическое уменьшение нагрузки на окружающую среду Для расширения использования экологически приемлемых про­дуктов на рынке важную роль призваны играть не только поведение частных покупателей, но и государственная система закупок. К примеру, с начала 80-х годов в управленческих структурах ФРГ, ее федеральных земель и местных органов власти при принятии реше­ний о закупках осуществлялась ориентация на экологически чистую продукцию. Государственная система закупок могла также уточнять в своих заявках необходимое экологическое качество закупаемых изделий и тем самым давать ориентиры для участников рынка.

Следует отметить, что на стыке между потребителем и произво­дителем на рынке экологически благоприятных продуктов особое значение играет торговля. В настоящее время торговые предпри­ятия во всем мире значительно расширили ассортимент экологиче­ски приемлемых товаров, чему во многом способствует экологиче­ская маркировка продуктов. Вследствие усиления спроса на указан­ную продукцию отмечаются положительные эффекты природо­охранного характера. Так, за счет применения безвредных для ок­ружающей среды продуктов (например, бумаги из макулатуры, де­зодорантов без экологически вредных накопителей и др.) уменьша­ются экологические нагрузки при одновременном снижении затрат на ликвидацию ущерба от загрязнения. Тем самым для изготовите­лей появляется стимул для проведения НИОКР (научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ) и маркетинга в секто­ре экологически благоприятных продуктов.

Для обеспечения собственной независимости система экологи­ческой маркировки должна стремиться к самофинансированию, которое опиралось бы на поступления за право использования зна­ка. В Австрии, к примеру, пошлина за право использования эколо­гического знака зависит от оборота данного продукта (или группы продуктов). Стоимость экспертного заключения, с помощью кото­рого подтверждается соблюдение экологических требований и про­дукции, оплачивается носителем рекламы.

Для множества поступающих предложений на присвоение эко­логического знака специально уполномоченный орган (жюри) дол­жен выбирать те группы товаров, где могут быть достигнуты поло­жительные природоохранные эффекты. Перечень товаров, на кото­рые на мировом рынке выданы к настоящему времени экологиче­ские знаки, охватывает продукты, которые нуждаются в определен­ной поддержке (химические изделия, лаки, распылители для волос и дезодоранты, сложные бытовые приборы, водосберегающая аппа­ратура и продукты регенерации). Здесь представлен также сектор транспорта в виде автомобилей, работающих с катализатором ней­трализации выхлопных газов и др.

Порядок получения экологического знака основан на опреде­ленных принципах. Так, экологический знак может быть присвоен только продуктам, а не каким-либо технологиям, промышленным установкам или предприятиям. При этом речь должна идти о по­требительских товарах, то есть промежуточные продукты и полу­фабрикаты не охватываются действием экологического знака. Кро­ме того, для данных продуктов должен существовать рынок сбыта. Данные принципы предусматривают также ограничения на количе­ство присваиваемых экологических знаков в год: цель состоит не в том, чтобы присвоить экологический знак как можно большему количеству продуктов, в гораздо большей мере он должен находить свое применение в группах продуктов, снижающих нагрузку на ок­ружающую среду.

При оценке продуктов следует стремиться к их целостному рас­смотрению и учитывать все природоохранные аспекты: содержание опасных веществ, выбросы вредных веществ в атмосферу, сбросы загрязнений в водные объекты, почву, шумовые нагрузки, предот­вращение образования отходов, а также экономию невозобновимых видов сырья и ресурсов, например, за счет экономного расходова­ния энергии. При экологической сертификации и маркировке не­обходимо прослеживать весь путь существования того или иного продукта от изготовления и транспортировки до его использования, включая удаление и переработку отходов. Объективная экологиче­ская маркировка продуктов требует таким образом проведения экс­пертных оценок. При этом маркируемые продукты должны подвер­гаться анализу, например, в форме экологого-экономических ба­лансов, которые охватывали бы весь «жизненный цикл» продукта с учетом экологических аспектов.

Следует учитывать, что существует целый ряд продуктов, у ко­торых технология изготовления представляет собой собственно эко­логическую проблему. В качестве примера можно привести произ­водство бумаги, где между обычным производством бумаги и бума­ги из макулатуры существуют значительные различия в расходе энергии, свежей воды, а также в сбросе загрязненных стоков. Если экологически чистая продукция выпускается на «грязной» техноло­гии, то она не может получить экологический товарный знак. Для присвоения экологического знака должны отбираться, прежде все­го, такие продукты, производство которых нуждается в особом сти­мулировании. Сюда могут быть отнесены инновационные продук­ты, которые впервые выходят на рынок или располагают низким удельным весом на рынке. Поскольку ситуация на рынке подвер­жена постоянным изменениям, а уровень техники постоянно по­вышается, целесообразно предусматривать ограничение срока дей­ствия экологического знака до 2—3 лет.

С точки зрения предпринимательства экологический знак слу­жит для того, чтобы обращать внимание покупателей на экологиче­ски чистые продукты, а также усиливать позиции альтернативных экологически благоприятных продуктов на рынке.

В состав экспертного Совета (жюри) по присвоению экологиче­ского знака целесообразно включить представителей природо­охранных органов, Госстандарта, органов санитарно-эпидемиологического надзора, Торгово-промышленной палаты России, общества потребителей, общественных экологических дви­жений и других заинтересованных организаций.

В качестве одного из первых примеров применения экологиче­ской маркировки продукции на основе ее экологической сертифи­кации можно привести знак «Свободно от хлора» по ГОСТ Р 51150-98 с целью подтверждения соответствия продукции требованиям от­сутствия в ней искусственных хлорорганических соединений, в том числе диоксинов. Данным знаком могут маркироваться такие виды продукции, тары и упаковки, как продукция лесного хозяйства и лесозаготовок; древесина, целлюлоза, бумага, картон, фибра и из­делия из них; полимерные изделия (волокна, нити, мастики, эмали, грунтовки, удобрения); товары народного потребления, игры, иг­рушки.

Данный стандарт, однако, не распространяется на продоволь­ственную и фармацевтическую продукцию и комбикорма. Таким образом, в данном случае наличие объективной маркировки про­дукции на основе процедуры ее экологической сертификации подтверждает отсутствие загрязнения окружающей среды хлорор-ганическими соединениями в процессе изготовления, обработки, хранения, переработки и утилизации определенной группы продукции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.