Сделай Сам Свою Работу на 5

Стили педагогического руководства





Воспитание личности в коллективе.

Педагогический опыт А.С.Макаренко

Понятие «коллектив» и его сущность,

Основные признаки и виды коллективов

В научной литературе даются следующие определения коллектива:

Энциклопедический словарь – коллектив (от лат. Collektivus – «собирательный») – это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных общественных задач; основан на общественных целях, принципах сотрудничества, сочетает интересы индивида и общества (с. 60).

Н.К.Крупская - коллектив «есть группа, сплочённая общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» (с. 198-199).

А.С.Макаренко – коллектив – «это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимная зависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (с. 398-400).

В.А.Сухомлинский – коллектив - «это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей» (с. 210).

Т.А.Мальковская - «ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение школьников, устремлённых к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе» (с. 347).



И.Ф.Харламов – воспитательный коллектив есть такое объединение воспитанников, жизнь и деятельность которого мотивируется целями и задачами общества, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных устремлений и интересов» (с. 347).

 

Таким образом, коллектив – это такое объединение людей, в основе которого лежат следующие признаки:

- общественно значимые цели, принимаемые каждым его членом;

- совместная деятельность по достижению данных целей;

- отношения взаимной ответственности между членами коллектива;

- наличие органов самоуправления;

- связь первичного коллектива с другими коллективами.



Эти признаки коллектива были выделены А.С.Макаренко (с. 354-356). По его мнению, коллектив – «это есть целеустремлённый комплекс личностей, организованный, обладающий органами коллектива… Вопрос: отношения товарищей к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, А это вопрос ответственной зависимости его членов».

Л.И.Новикова выделила структуру детского коллектива, которая, по её мнению многослойна, её образуют: «сетка составляющих первичных коллективов; система органов самоуправления, координирующих их усилия и организующих общую работу; деятельность, в которой участвует коллектив; система реализуемых детьми в процессе этой деятельности социальных ролей; система деловых связей коллектива с окружающей его действительностью, между первичными коллективами, между отдельными школьниками».

 

А.С.Макаренко определил первичный коллектив как наименьшую по численности, далее неделимую часть коллектива. По его мнению, его оптимальный состав – 12-15 человек. Таким первичным коллективом может быть и школьный класс (а также микрогруппы, которые в нём образуются).

 

Виды коллективов- школьный, рабочий, студенческий… особо выделяется школьный коллектив, так как он является воспитательным коллективом.

 

Одна из особенностей детских и юношеских объединений состоит в том, что их членами (участниками) являются развивающиеся личности. Это доказывает необходимость содействующего поведения педагога по отношению к детской среде, диктует необходимость размышлять о путях создания благоприятных условий для развития личности в процессе общения.



Формирование коллектива – это прежде всего попытка привнести в детскую среду духовные и эстетические ценности, «насытить» отношения детей гуманистическими принципами. Задача педагога состоит в том, чтобы задавать направление тем естественным проявлениям детской психологии, которые проявляются в общении.

У детей проявляется потребность в общении, для них характерно стремление к объединениям, а потому становится важным – на каких нормах и принципах строится это общение. Общность интересов, совместная деятельность по её достижению, отношения долга и заботы, способность к самоорганизации - становятся ключевыми моментами в их жизнедеятельности и обладают возможностью развития со стороны педагога.

Использование коллектива в практике воспитательной работы позволяет:

во-первых, со стороны педагога возможно влияние на формирование отношений сотрудничества, осмысление нравственной цели (смыла) совместной деятельности, поддержание складывающихся в общении традиций, развитие активной позиции каждого члена коллектива – всё это обусловливает создание положительного опыта, носителем и творцом которого становится каждый член коллектива;

во-вторых, под влияние общественного мнения становится возможным со стороны педагога корректирование системы жизненных ценностей и идеалов, оценок и суждений каждой личности;

в-третьих, использовать общественное мнение коллектива как своеобразную форму поощрения и наказания;

в-четвёртых, в общении детей складываются «механизмы» взаимовлияния, например, организуются отношения сотрудничества и соревновательности, появляются свои традиции, формируется общественное мнение и т.д., что обусловливает в ряде случаев преимущества коллективного влияния;

в-пятых, ученик как член коллектива является субъектом складывающихся отношений, а потому развивается его активность, способность к взаимодействию, сотрудничеству и т.д.;

в-шестых, общение в коллективе обусловливает проявление общественной направленности личности (а не эгоистической), что способствует развитию таких важных характеристик, как сопереживание при успехах и неудачах, эмоциональная теплота и сочувствие, гордость и радость за достижения каждого члена коллектива и т.д.

Пути формирования коллектива:

- осознание общности целей и интересов, смыла выполняемой деятельности;

- совместная деятельность;

- формирование традиций;

- развитие самоуправления;

- формирование общественного мнения;

- единство требований;

- соревнование;

- взаимное просвещение;

- творческая игра;

- наличие перспективы и т.д.

 

2. Этапы развития детского коллектива:

стили педагогического руководства

Организованный коллектив школьников проходит в своём развитии ряд этапов. А.С.Макаренко выделил ТРИ этапа.

На первом этапе коллектива как такового ещё нет, можно говорить о формальном объединении детей относительно какой-либо цели и необходимости выполнения деятельности (например, поступление в 1-й класс, в вуз). Общности между членами группы пока нет, для каждого существуют сугубо индивидуальные цели и интересы, нет связующего интереса или дела.

А.С.Макаренко считал, что при такой ситуации педагог должен предъявлять требования к каждому отдельно и контролировать его выполнение, разъяснять значимость правил и форм поведения. Образно он назвал педагога «диктатором».

На этом этапе педагог не только предъявляет требования и добивается их выполнения, но и пытается организовывать совместную деятельность (конкретное дело), которое может объединить детей, вызвать первоначальные переживания общности. Первоначально всё же педагог выступает организатором и вдохновителем, так как собственная самостоятельность невелика, а взаимосвязи и взаимоотношения не сложились. Это объясняет необходимость активной организаторской роли воспитателя.

Коллектив переходит на следующий этап, когда выделяется актив (т.е. в коллективе выделяются лидеры, способные решать проблемы), когда в коллективе устанавливается общая дисциплинированность, соблюдаются правила поведения, поддерживаются требования педагога.

Второй этапхарактеризуется тем, что в позиции организаторов деятельности (с большей или меньшей помощью взрослого) начинают выступать наиболее активные члены коллектива, начинает складываться АКТИВ. Обычно это дети, имеющие ярко выраженные интересы, имеющие опыт общения в других коллективах, обладающие организаторскими способностями.

На этом этапе создаются органы самоуправления. Задача воспитателя – помочь их регулярной работе. Ошибка воспитателя – недооценка роли неформальных лидеров. Деятельность педагога должна быть направлена на воспитание у актива нравственных качеств.

А.С.Макаренко считал, что на этом этапе педагог должен выстраивать своё общение с членами коллектива посредством актива (т.е. ставить задачи, предъявлять требования и т.д.). Если же педагог остаётся в позиции «диктатора», то коллектив останавливается в своём развитии, тормозится развитие отношений взаимной ответственности и активной позиции каждого члена коллектива.

Третий этап – это, по А.С.Макаренко, «расцвет» коллектива. Он характеризуется тем, что благодаря накопленному опыту коллективной жизни и привычкам совместного выполнения общих дел между детьми складываются подлинно коллективистические отношения. Это позиция добровольного участия в жизни коллектива, радости от общения с его членами.

Для этого этапа характерны отношения взаимной ответственности – например, предъявление требований, проявление отношений заботы. Характерна сформированность общественного мнения, разделяемого большинством его членов, отсюда взаимовлияние друг на друга (взаимность требований, ожидание определённых форм поведения, самоизменение и т.д.). Именно на этом этапе своего развития коллектив становится «инструментом воспитания», т.е. может использоваться как метод воспитательного влияния на каждую личность конкретно.

А.С.Макаренко считал, что на этом этапе «срабатывает» закон параллельного педагогического воздействия, что выражается формулой – «воздействуя на коллектив, я воздействую на каждую личность конкретно».

Для того чтобы коллектив достигал высокого уровня развития, следует:

- усложнять цели и характер выполняемой деятельности;

- приобщение к делам, имеющим общественное значение, только тогда у детей будет формироваться чувство своей принадлежности к коллективу, постоянное желание жить его интересами, стремление к совместной деятельности;

- не навязывать коллективу своих взглядов, развивать самоуправление и активность, инициативность на всех этапах выполнения деятельности.

Возможно проявление четвёртого этапа, когда каждый школьник благодаря усвоенному опыту сам предъявляет к себе требования общественного поведения, т.е. процесс общественного воспитания переходит в процесс самовоспитания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.