Сделай Сам Свою Работу на 5

Личность в системе межличностных отношений. К теме 2.3.





Вопросы:

1. Понятие малой группы, ее основные характеристики.

2. Виды малых групп.

3. Основные психологические характеристики коллектива.

5. Лидерство и руководство: единство и различия. Основные функции лидера и руководителя в коллективе.

6. Стиль руководства (управления) коллективом.

7. Феномены межличностных отношений.

8. Методы исследования межличностных отношений.

Задание.

1. Составить словарь терминов по следующим понятиям: группа, руководитель, лидер, руководство, лидерство, сплоченность групповая, ценностно-ориентационное единство, коллективистическое самоопределение, коллективистическая идентификация, конформизм, нонконформизм, психологический климат, «социометрические звезды», «парии».

2. Опишите реально существующую группу из Вашего окружения по следующим параметрам: численный состав, тип группы по рассмотренным классификациям.

3. Какие эмпирические методы исследования применимы к данной конкретной группе? Почему? Какие из методов сложны в применении в данном конкретном случае? Почему?

Изучение межличностных отношений в группе

Методом социометрии. К теме 2.3



1. Формирование знаний и умений по изучению межличностных отношений в группе методом социометрии, психологического климата в коллективе.

2. Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии.

3. Исследование психологического климата в коллективе.

Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации.

К теме 2.3

1. Формирование знаний и умений в области психологии конфликта.

2. Исследование индивидуальных стратегий поведения личности в конфликтной ситуации (Методика К. Томаса – Р. Килмена).

11. Общепсихологическая характеристика деятельности. К теме 2.4.

Вопросы:

1. Понятия «деятельность» и «поведение».

2. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

3. Действие как единица человеческой деятельности. Виды действий.

4. Проблемы соотношения внутренней психической и внешней практической деятельности.

5. Освоение деятельности. Умения и навыки: этапы формирования.

6. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

7. Профессиональная деятельность как условие формирования личности.



Задание.

1. Перечислите возможные мотивы учебной и трудовой деятельности.

2. Вспомните и опишите недавно выполненную деятельность; выделите в ней мотив, цели, последовательность действий, условия выполнения и способы реализации.

Изучение свойств внимания. К теме 2.6

1. Формирование знаний и умений по изучению познавательных процессов личности.

2. Исследование свойств внимания:

Методика 1. Исследование объема внимания.

Методика 2. Исследование избирательности внимания.

Методика 3. Исследование распределения и переключения внимания.

Изучение свойств памяти. К теме 2.6

1. Формирование знаний и умений по изучению познавательной сферы личности.

2. Исследование свойств и видов памяти:

Методика 1. Исследование объема кратковременной памяти.

Методика 2. Исследование кратковременной, долговременной и эмоциональной памяти.

Изучение особенностей мышления. К теме 2.6

1. Формирование знаний и умений по изучению процессов познавательной сферы личности.

2. Исследование особенностей мышления:

Методика 1. Исследование рефлексивности мышления.

Методика 2. Исследование аналитичности мышления.

Методика 3. Исследование обобщения как мыслительной операции.

Изучение эмоционального состояния фрустрации. К теме 2.7

1. Формирование знаний и умений по изучению эмоциональных состояний личности.

2. Исследование эмоционального состояния фрустрации. Методика исследования фрустрационных реакций (С. Розенцвейга).

Изучение волевых качеств личности. К теме 2.7

1. Формирование знаний и умений по изучению волевых качеств личности.



2. Исследование уровня выраженности волевых качеств личности.

Исследование типов темперамента. К теме 2.8

1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуально-психологических особенностей личности.

2. Исследование типов темперамента. Тест «Формула темперамента» (А. Белова).

Изучение акцентуаций характера. К теме 2.8

1. Формирование знаний и умений по изучению акцентуаций характера как индивидуально–психологических особенностей личности.

2. Исследование акцентуаций характера (Опросник Шмишека).

6.2. Задания к контрольной работе по дисциплине

И методические указания к их выполнению

Выполнение контрольных работ по курсу «Общая психология» – один из видов межсессионной самостоятельной работы. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педагогических проблем.

Контрольные работы студенты заочного отделения выполняют после прослушивания установочных лекций. При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже обрели некоторые навыки по изучению специальной психологической и педагогической литературы. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ.

Настоящие методические рекомендации предназначены для выполнения одной контрольной работы по курсу «Общая психология». Студенты, которым предстоит написать одну – могут выбрать любую из предложенных тем. Ниже приводятся темы контрольных работ и список литературы, помогающий выполнить данную работу.

Тему задания следует выбирать самостоятельно, руководствуясь своими интересами, способностями, накопленным опытом и имеющимися материалами. Не исключается возможность частичного изменения рекомендуемых тем.

В зависимости от содержания темы объем контрольной работы может содержать 17-20 страниц формата А-4 печатного текста.

Контрольная работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателя за 5 дней до начала экзамена (зачета).

Преподаватель дисциплины оказывает информационную и научно-методическую помощь, контроль выполнения работы в соответствии с определенными сроками, проверку ее содержания.

План

1. Подобрать литературу по теме и изучить ее.

2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников.

3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы.

4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы.

5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Структура контрольной работы и требования к ее оформлению

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.

Требования к элементам содержания контрольной работы:

1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.

2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2.

3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.

4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру.

Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).

По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.

Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.

5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3.

Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.

Темы контрольных работ

1. Современные направления психологических исследований в мире.

2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

3. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

4. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики.

6. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии.

7. Современные направления психологических исследований в мире.

8. Психоанализ: история и современность.

9. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

10. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

11. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

12. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания.

13. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

14. Сознание и самосознание личности.

15. Сознательное и бессознательное в личности и их роль в регуляции поведения.

16. Развитие самосознания и «Я-концепции».

17. Я-концепция как основная производная самосознания.

18. Структура личности.

19. Классификация и содержание новейших теорий личности.

20. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

21. Личность в представлении психоанализа.

22. Личность с точки зрения бихевиоризма.

23. Гуманистические теории личности.

24.Когнитивный подход к личности.

25. Формирование и развитие личности.

26. Объективный характер закономерностей формирования человеческой личности.

27. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправному поведению.

28. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

29. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.

30. Потребностно-мотивационная сфера личности.

31. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу).

32. Мотивы как регулятор поведения и деятельности человека.

33. Влияние характерологических особенностей личности на мотивационно-потребностную сферу личности.

34. Система ценностных ориентаций личности, направленность личности, их отражение в мотивационной структуре личности.

35. Мотивация просоциального и асоциального поведения.

36. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.

37. Мотивация и деятельность.

38. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.

39. Психология взаимодействия людей в группе.

40. Межличностные отношения в коллективах.

41. Социально-психологические явления в малых группах.

42. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.

43. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом.

44. Феноменология лидерства.

45. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.

46. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе.

47. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

48. Основные источники личностного развития индивида в группе.

49. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства педагогическим коллективом.

50. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.

51. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с окружающей средой.

52. Деятельность как условие самореализации личности.

53. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции.

54. Речевая культура педагога.

55. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.

56. Общение, его роль в развитии личности.

57. Общение в структуре педагогической деятельности.

58. Коммуникативные способности и стиль общения в педагогической деятельности.

59. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.

60. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

61. Внимание, его роль в учебной и профессиональной деятельности личности.

62. Связь памяти с личностью человека.

63. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения.

64. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

65. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

66. Виды мышления и их роль в обучении.

67. Психология интеллекта и объективные возможности его измерения.

68. Общие интеллектуальные способности личности, их диагностика и развитие.

69. Проблемы и пути развития творческого мышления.

70. Воображение и индивидуальное творчество.

71. Воображение в познавательной и практической деятельности человека.

72. Эмоции и чувства и их значение в жизни человека.

73. Эмоции и познавательная деятельность личности.

74. Роль чувств в педагогической деятельности.

75. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

76. Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков.

77. Значение воли в профессиональной деятельности.

78. Темперамент и личность.

79. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

80. Место характера в структуре личности.

81. Акцентуации характера у подростков.

82. Акцентуации характера, их диагностика и коррекция.

83. Индивидуальные особенности воспитания и самовоспитания характера.

84. Психологические особенности противоправного поведения подростков с отклонениями личностного развития.

85. Психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и условия их коррекции.

86. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

87. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях.

88. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности человека.

89. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

90. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

91. Общие творческие способности, их диагностика и развитие.

92. Психология и развитие творческих способностей.

93. Гениальность, задатки и способности великих людей.

Вопросы для подготовки к экзамену

по дисциплине «Общая психология»

1. Структура психологической науки, ее разделы и отрасли.

2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.).

3. Основные требования к проведению психологического исследования. Характеристика этапов психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов.

4. Психологические методы: методы экспликативного сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности и др.).

5. Развитие форм отражения. Возникновение психической формы отражения как результат эволюции психики. Сенсорная, перцептивная, интеллектуальная стадии в развитии психики.

6. Сознание. Структура сознания, его основные психологические характеристики. Сознание и бессознательное.

7. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Характеристика подструктур, путей их формирования. Соотношение биологического и социального в структуре личности.

8. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы личности.

9. Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психологии.

10. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Специфика человеческих потребностей.

11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация.

12. Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение.

13. Самооценка личности. Виды самооценок: личностная и ситуативная, адекватная и неадекватная. Уровни самооценки и условия их формирования.

14. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и развития личности.

15. Личность в системе межличностных отношений. Понятие «группы». Классификация групп. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.

16. Виды межличностных отношений в группе: эмоциональное тяготение, совместимость, конформизм, коллективистическая идентификация, коллективистическое самоопределение и др. Взаимоотношения в группе в зависимости от уровня ее развития.

17. Понятие руководитель и лидер, руководство и лидерство. Функции руководителя и лидера в группе. Стили руководства.

18. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвращения и разрешения конфликта.

19. Методы исследования межличностных отношений (социометрия, референтометрия, ценностно-ориентационное единство и др.), их характеристика.

20. Характеристика деятельности. Отличительные черты деятельности: общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность.

21. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Соотношение внутренней психической и внешней практической деятельности.

22. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Основные этапы формирования навыка. Взаимодействие навыков.

23. Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты. Виды человеческой деятельности, их характеристика.

24. Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Структура (стороны) общения. Функции общения. Виды общения.

25. Речевая деятельность. Функции речи. Формы и виды речи. Свойства речи. Речь и познавательная активность.

26. Ощущения. Классификация ощущений. Виды и свойства ощущений. Взаимодействие ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

27. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности.

28. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Виды внимания и их психологическая характеристика.

29. Внимание. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности.

30. Память. Процессы памяти. Факторы, способствующие запоминанию, сохранению и забыванию информации. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания.

31. Память. Виды памяти, критерии их выделения. Индивидуальные различия. Использование закономерностей памяти в педагогической практике.

32. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции.

33. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога.

34. Мышление. Определение творческого мышления и условия его продуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления.

35. Воображение. Виды воображения. Психологические механизмы. Формы воображения. Индивидуально-типологические особенности воображения. Роль воображения в деятельности педагога.

36. Эмоции. Функции эмоций. Виды эмоций и их психологическая характеристика. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

37. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (моральные), интеллектуальные, эстетические. Саморегуляция в сфере чувств.

38. Воля. Волевые качества личности и волевая деятельность. Волевой акт, волевое усилие. Воспитание и самовоспитание воли.

39. Общая характеристика темперамента. История учений о темпераменте в психологии. Современные представления о типах ВНД человека и их значение для понимания динамических особенностей личности.

40. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

41. Характер. Структура характера. Становление характера в процессе социализации индивида.

42. Характер. Место характера в общей структуре личности. Характер человека и влияние его на взаимоотношения с людьми.

43. Акцентуации характера. Характеристика типов акцентуаций (гипер-тимный, эпилептоидный, шизоидный, истероидный, конформный и др.).

44. Способности. Классификация способностей. Природные и специфические человеческие способности. Уровни развития способностей.

45. Представления о задатках. Задатки как природно сформированные предпосылки для развития способностей. Учет способностей и задатков в профориентации и выборе профессии.

46. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности.

47. Формы и методы психодиагностического изучения личности учащегося. Возможности прогноза и коррекции.

48. Становление личности в онтогенезе. Условия становления (природная среда; социальная: общественная, семейная, сверстников). Понятия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психические новообразования.

49. Возрастная периодизация развития личности. Подростковый возраст: годы, ведущая деятельность, среда социализации, психические новообразования. Общая характеристика подростка.

50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика юности: годы, среда социализации, ведущая деятельность, психические новообразования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.