Сделай Сам Свою Работу на 5

Деловая игра как способ моделирования экономической реальности





Деловая игра – это упрощенное воспроизводство в игровой форме какой-либо реальной хозяйственной ситуации; она представляет собой одновременно как вид экономического моделирования, так и вид лабораторного экономического эксперимента.

«Деловая игра – это метод научного познания и вместе с тем – это область знания, она имеет важное значение в проведении экспериментов в социально-экономических системах для достижения производственных, исследовательских и учебных целей. Деловая игра – лаборатория игрового имитационного эксперимента, объектами которого являются процессы производства, социально-производственные и межличностные отношения занятых в них людей. Наконец, деловая игра – это форма игрового сознания и общения, где происходит их соединение с моделями их реализации в условиях ситуации, где имеет место активизация человеческого фактора, обмен опытом, ролевое общение на деловом и игровом уровнях, совместная коллективная деятельность участников игры»[452]452

Деловые игры в мире. СПб., 1992. С. 55–56.

 

Игровое моделирование хозяйственных процессов стало широко применяться в экономических исследованиях и экономическом образовании начиная со второй половины XX в. В основе появления деловой игры лежал принцип игровой деятельности, широко известный человечеству на протяжении всей истории последнего.



«Игра старше культуры, ибо понятие культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Да, можно с уверенностью заявить, что человеческая цивилизация не добавила никого существенного признака к общему понятию игры. Животные играют точно так же, как и люди»[453]453

Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий: В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 9—10. Любопытны названия некоторых глав этой работы: «Игра и война», «Игра и мудрость», «Игра и поэзия», «Игровые формы философии», «Игровые формы искусства» и т. п.

 

К основным компонентам игры относятся: 1) игровые роли; 2) правила игры; 3) технология игры, т. е. принципы моделирования этой игрой каких-либо процессов, если, естественно, таковое предполагается[454]454

Противоположный случай – бесцельная игра, игра ради самой игры.



 

Что касается собственно деловых игр, то их отличают следующие признаки:

1) деловые игры моделируют возможные варианты поведения людей в деловых ситуациях;

2) деловые игры учат управлять, они обучают и посредством их проводится исследование реальных хозяйственных ситуаций;

3) деловые игры обучают деловому общению;

4) деловые игры прививают обучаемым деловую психологию. В целом третий и четвертый пункты можно охарактеризовать как имитационное обучение – вот почему деловые игры иногда еще называют имитационными играми, так как главной целью деловой игры в большинстве случаев является имитация деловой ситуации.

Имитационная игра – это игра, в которой воспроизводится какая-либо реальная, практическая, жизненная ситуация с задачей лучшего овладения последней посредством имитации и подражания.

Деловые игры выполняют не только имитационную функцию, они также пытаются «развить» и «разработать» реальную деловую ситуацию с целью получения о последней максимальной информации, – в этом состоит исследовательская функция деловой игры.

Основные типы деловых игр

Деловые игры можно классифицировать по разным типологиям. По типу взаимодействия они могут быть интерактивными и неинтерактивными, по характеру участия в игре ее участников – индивидуальными и групповыми, по степени свободы – мягкие и жесткие и т. д. Но наиболее распространена классификация деловых игр по их цели: здесь деловые игры разделяют на 1) общие управленческие; 2) конкретные управленческие (специальные, функциональные); 3) учебные; 4) исследовательские.



Управленческая игра – это тип игры, главной задачей которой является обучение принятию эффективных управленческих решений и моделирование ситуаций, связанных с управлением какими-либо хозяйственными объектами.

Управленческие игры бывают общие и специальные (конкретные, функциональные).

«Общие управленческие игры создаются для обучения принятию решений в высшем управленческом звене, где все основные функциональные подразделения компании используются для достижения ее основных организационных целей, таких, как максимум прибыли, доход от капиталовложений, достижение определенного уровня продаж или овладение определенной долей рынка… Обобщенные игры этого типа создаются для обучения реалистическому принятию решений с помощью экспериментирования, оценки и изменения решений.

Функциональные игры создаются для обучения конкретным приемам управления в таких сферах деятельности, как маркетинг, производство, управление запасами, финансы и др. Они нацелены на улучшение принятия решений в среднем и низшем управленческом звене»[455]455

Карсон Дж. Деловые игры: метод обучения принятию решений // Грэм Р., Грей К. Руководство по операционным играм. М., 1977. С. 26.

 

Учебные деловые игры, хотя и ставят себе задачу моделирования различных хозяйственных ситуаций, тем не менее предназначены скорее не для выработки каких-то конкретных управленческих навыков, а для введения обучаемых в общий процесс делового взаимодействия. По своим принципам эти игры, как правило, более просты, чем управленческие игры.

Исследовательские деловые игры пока не получили большого распространения, но тем не менее проведение таких игр имеет немалое значение для познания хозяйственных явлений, так как по своему определению деловые игры являются одной из форм лабораторного экономического эксперимента. Посредством исследовательской деловой игры могут быть получены новые научные данные в отношении тех или иных вариантов хозяйственного поведения людей.

«(Исследовательские деловые игры. – А.О.) используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении возможностей использования в организации различных систем оплаты труда). Исследовательские деловые игры моделируют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет, если…». Это позволяет прогнозировать различные варианты изменений организационных ситуаций»[456]456

Пугачев В.В. Тесты, деловые игры и тренинги в управлении персоналом. М., 2000. С. 47.

 

Деловая игра является эффективным экономическим методом исследования и обучения, а ее внедрение в образовательный и научный процесс позволяет «раскрепостить» исследователей или слушателей и тем самым добиться значимых результатов – учебных либо научных – в зависимости от целей проведения игры.

Основные выводы

1. Аналогия – это метод, использующий аналог (т. е. идеальный или материальный предмет, адекватно отражающий исследуемый процесс или предмет); вывод о наличии какого-либо признака у исследуемого объекта при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Экономическая аналогия – это умозаключение о наличии какого-либо признака у исследуемого хозяйственного объекта на основе сходства, существующего в других признаках, с идеальным или вещественным аналогом этого объекта; как метод экономического исследования, она не имеет значительной доказательной силы и применяется редко.

2. Экономическая экстраполяция – это перенос знаний об уже изученной области хозяйственных явлений на еще неизученную область – в пространственном, временном или предметном аспекте. Прогнозная (прогностическая) экстраполяция – это экстраполяция, где осуществляется перенос уже исследованных знаний о настоящем на еще непознанное будущее. У прогнозной экономической экстраполяции можно выделить три основных уровня, на которых осуществляется прогноз: мировоззренческий (идеологический), эмпирический и теоретический.

3. Экономическое моделирование можно определить как разработку моделей, отражающих различные стороны хозяйственной деятельности, т. е. создание различного типа аналогов, воспроизводящих те или иные аспекты хозяйственной активности человека. Экономическая модель – материальный или идеальный аналог, отображающий или воспроизводящий исследуемый хозяйственный объект и способный дать об этом объекте принципиально новую информацию. Важнейшей составной частью экономического моделирования является экономико-математическое моделирование – создание и разработка математических моделей, отображающих различные аспекты экономических процессов и явлений.

4. Деловая игра – это упрощенное воспроизводство в игровой форме какой-либо реальной хозяйственной ситуации; она представляет собой одновременно как вид экономического моделирования, так и вид лабораторного экономического эксперимента. В зависимости от целей своего проведения деловые игры бывают: а) общие управленческие; б) специальные управленческие, в) учебные; г) исследовательские.

Понятия и термины

Логическая экстраполяция

Экономическая экстраполяция

Экономическое прогнозирование

Глобальное моделирование

Социальное предвидение

Сценарий экономического прогноза

Экономико-математическая модель

Горизонт прогнозирования

Прогностическая экстраполяция

Деловая игра

Имитационная игра

Управленческая игра

Математическое моделирование

Экономическое моделирование

Вопросы для обсуждения

1. Как, с вашей точки зрения, может работать метод прогностической экстраполяции в отношении прогнозирования экономического будущего современной России?

2. В какой степени экономическая наука способна использовать в своей практике модели других наук (кроме математических) – физические модели, биологические модели и т. п.?

3. Насколько, по вашему мнению, проблема математической «замоделированности» серьезно угрожает современной экономической науке?

4. Приведите примеры наиболее известных управленческих игр и покажите, какими способами в той или иной игре решается конкретная управленская проблема?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.