Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела.





У субъектов таможенных правоотношений исследователи обнаруживают специальную таможенную правосубъектность, то есть способность лица быть участником правоотношений в области таможенного дела[15].

В литературе укоренилось понимание субъекта таможенного права как любого лица (органа, учреждения, предприятия, организации), наделенного определенными правами и обязанностями и совершающего в их пределах действия в сфере таможенного дела. Действия этих субъектов представляются содержанием таможенного права, и делается вывод: субъект таможенного права – любое лицо, наделенное правами и несущее обязанности, вступающее в таможенные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей[16].

Круг участников административного производства довольно широк. Для более последовательного рассмотрения правового статуса участников производства, следует их обозначить.

Участниками производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела являются (глава 25. КоАП –участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности):



- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

- потерпевший;

- законные представители физического лица;

- законные представители юридического лица;

- защитник и представитель;

- свидетель;

- понятой;

- специалист;

- эксперт;

- переводчик;

- прокурор;

- таможенные органы и должностные лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, словом пользоваться всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Согласно статье 25.1. КоАП РФ дело рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. Исключением являются случаи, указанные в статье 28.6. КоАП РФ «Назначение административного наказания без составления протокола».

Законодатель гласит, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу, что является обязанностью, для лица, в отношении которого дело находится в производстве. Так же несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.



Потерпевшим в делах административного производства, в сфере таможенного дела с одной стороны мы можем назвать государство, но согласно ст. 25.2. КоАП РФ «Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.[17]» Поэтому государство как таковое в качестве потерпевшего мы рассматривать не можем, хотя и его (государства) интересы нарушаются.

В роли потерпевшего может выступать физическое, либо юридическое лицо, права которого были нарушены таможенными органами. В таком случае, в ходе защиты своих прав и интересов потерпевший имеет право: знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью представителя; обжаловать постановление по данному делу; а так же пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об Административных Правонарушениях.

Законными представителями физического лицаявляются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Они несут ответсвенность в виде исполнения своих обязанностей, а так же имеют права, предусмотренные КоАП в отношении лиц, чьими представителями они являются.



Законные представители юридического лицаосуществляют защиту законных прав и интересов юридического лица, как потерпевшего, так и юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Законными представителями юридического лица в России являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Защитник и представитель могут участвовать в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство и потерпевшему, соответственно.

В качестве защитника либо представителя может выступать адвокат, либо иное лицо. Они имеют смежными правами с лицами, чьи интересы они представляют т.е. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии КоАП.

Свидетельпо делу об административном правонарушении обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Свидетель так же обладает рядом прав :

1. Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2. Давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3. Пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4. Делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Свидетель несет ответственность за дачу заведомо ложных показаний, а так же несет административную ответственность за уклонение, либо отказ от исполнения обязанностей.

В роли Понятого может выступать любое не заинтересованное в исходе дела лицо, минимальное количество понятых – два.

Понятой обязан удостоверить в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

Специалист – это совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалистом не может являться лицо, заинтересованное в исходе дела.

Специалист обязан:

1. Явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2. Участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3. Удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Специалист вправе:

1. Знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2. С разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3. Делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

Специалист несет ответственность за дачу заведомо ложных пояснений. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, специалист несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Эксперт в таможенном деле является довольно часто привлекаемым участником административного производства в таможенном деле. Экспертом является о любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.[18]

По сравнению со специалистом, сфера обязанностей, а так же и прав несколько шире.

Эксперт обязан:

1. Явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2. Дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также дать пояснения либо объяснения в связи с содержанием заключения.

Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

Эксперт вправе:

1. Знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, а так же заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2. С разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3. Указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по которым ему не были поставлены вопросы.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт вправе:

- ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

- делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

- обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.[19]

Исчерпывающий перечень обязанностей эксперта определен ст. 16 указанного Федерального закона.

Эксперт обязан представить объективное заключение: заведомо ложное заключение эксперта квалифицируется как преступление (п.1 ст. 307 УК).

За отказ или за уклонение эксперта от исполнения обязанностей эксперт несет административную ответственность, предусмотренную ст.17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административных правонарушениях).

Переводчик - лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, а также лицо, владеющее навыками сурдоперевода.

Согласно п. 2 ст. 24.2 КоАП, лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном этими лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.

Прокурор – должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. Прокурору отводится важная роль в производстве по делу в таможенной сфере.

В случае установления факта нарушения закона таможенными органами и их должностными лицами прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов.

Таким образом, прокурор осуществляет надзор и реагирует на незаконное применение мер процессуального обеспечения производства по делу. Если дело находится на рассмотрении судов общей юрисдикции или арбитражных судов, прокуроры не наделяются надзорными функциями в отношении судопроизводства (ст. 24.6 КоАП).

Однако Кодекс об административных правонарушениях и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривают возможность участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях и принесения протеста на незаконные постановления судей.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1. Возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2. Участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3. Приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Особенность производства по делам о нарушении таможенных правил заключается в том, что законом таможенные органы не включены в перечень участников производства по делам об административных правонарушениях.

Так, должностные лица таможенных органов, составившие протокол об административном правонарушении, не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей.

Правильность такого положения вызывает сомнения, поскольку органы и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, лишаются возможности осуществлять свои полномочия (например, по доказыванию виновности лица, привлекаемого к ответственности) при рассмотрении вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом или судьей возбужденных ими дел об административных правонарушениях, обжаловании постановлений, решений по таким делам.

Отсутствие такой нормы значительно ограничивает права таможенных органов и должностных лиц, этих таможенных органов. Законом права этих органов и их должностных лиц ограничены лишь функциями возбуждения дела об административном правонарушении и применения мер по обеспечению административного. Фактически не предусмотрено их участие в рассмотрении дела и прямо исключено право на обжалование (не вступивших, а также вступивших в законную силу) постановлений, решений

Между тем практика таможенных органов говорит об острой необходимости законодательного закрепления правомочий таможенных органов по осуществлению контроля за результатом производства по делам об административных правонарушениях. Устранение отмеченных недостатков позволит существенно повысить уровень организации по подготовке и осуществлению мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности, своевременно проводить анализ и обобщение правоприменительной практики таможенных органов в данной сфере.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.