Сделай Сам Свою Работу на 5

Административные правонарушения в сфере таможенного дела: понятие, признаки, особенности.





Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (далее – КоАП РФ) содержит легальное определение понятия «административное правонарушение» и определяет его следующим образом: Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.[1]

Определение, содержащееся в КоАП РФ можно считать формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния. Так, например, статья 14 УК РФ в понятие преступления включила и материальный признак: «общественно опасное деяние»[2].

Дословная трактовка этого определения позволяет сделать вывод, что «правонарушение в сфере административного права может совершаться как посредством действия, так и бездействия отдельного взятого лица по отношению к другим участникам административного права. Данные формы правонарушения содержат некоторые признаки:

Первым признаком административного правонарушения является его общественная вредность. То есть, правонарушение, посягая на установленный правопорядок, наносит ему тот или иной вред. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании некоторых условий для наступления вреда.



Степень общественной опасности определяется на основе рассмотрения многих конкретных обстоятельств, таких как: особенности объекта правонарушения; повторность противоправного посягательства; наличие определенных последствий; характер вины; личность правонарушителя.

По сравнению с преступлением административный проступок обладает меньшей степенью общественной опасности. Разграничение этих видов правонарушений проводится именно по уровню их общественной опасности.

Второй признак – это административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Нормы, нарушаемые субъектом, могут принадлежать не только к административному, но и к другим отраслям права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы финансового, конституционного, гражданского, трудового и других отраслей права.



Третий признак – его наказуемость. Данный признак означает, что «за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.

Четвертый признак «характеризует субъектов правонарушения – это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, организация, не являющаяся юридическим лицом например партия, филиал и иные структурные подразделения юридического лица.

Пятым признаком административного правонарушения является его виновность, т.е. «это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.

Отметим, что «данный признак отражает отношение субъекта к совершаемому им деянию.

Шестой признак административного правонарушения – это деяние, т.е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.

«Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, при выявлении проступка, виновного привлекают к административной ответственности.

Но в ряде случаев наказание не может быть применено например при истечении срока давности или при отмене правовой нормы. Реализация административных санкций необязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения – неотъемлемый признак правонарушения.



Таким образом, можно выделить достаточно большое количество признаков административного правонарушения.

Глава 16 КоАП РФ говорит о правонарушениях в области таможенного дела. Такие правонарушения именуются нарушением таможенных правил.

 

Нарушение таможенных правил (далее – НТП) – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленный законодательством о таможенном деле порядок, за которое КоАП предусмотрена административная ответственность.[3]

Так как сфера право защиты в области работы таможенных органов очень велика, то логично будет классифицировать НТП по некоторым признакам:

1. Нарушения таможенных правил по объекту посягательства:

1) НТП, которые посягают на принятый порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств международной перевозки через, к примеру, незаконное перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств – ст. 16.1 КоАП РФ;

2) Нарушения правил таможенного контроля, таких как нарушение режима зоны таможенного контроля – ст. 16.5 КоАП РФ;

3) Нарушения таможенных правил, посягающие на принятый порядок осуществления таможенных операций – ст. 16.2 КоАП РФ;

4) Нарушения системы уплаты таможенных платежей – ст. 16.22 КоАП РФ;

5) Нарушение требований помещения товаров под таможенные процедуры, таких как несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию – ст. 16.3 КоАП РФ;

6) Нарушение правил таможенных, процедур, к примеру, несоблюдение действующего порядка таможенного транзита – ст.16.10 КоАП РФ;

7) Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела – ст. 16.23 КоАП РФ

8) Так же это могут быть действия по незаконным действиям с временно ввезенными транспортными средствами - ст. 16.24 КоАП РФ.

2. С точки зрения опасности для общества, правонарушения можно разделить на две группы:

1) Незначительные, то есть правонарушения, которые не представляют общественной опасности для интересов государства;

2) Грубые правонарушения, те которые наносят серьезный урон экономическим интересам России, и посягают на порядки регулирования таможенным делом Российской Федерации.

3. По родовому объекту посягательства все нарушения таможенных правил, описанные КоАПом, можно разделить на четыре группы:

1) Нарушения таможенных правил, которые посягают на условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств и на принятый порядок действия таможенных процедур;

2) Нарушения таможенных правил, посягающие на установленный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу.

3) Нарушения таможенных правил в области таможенного контроля товаров и транспортных средств;

Как можно видеть – определения административного правонарушения и нарушения, таможенных правил схожи, но НТП отличается характерным для таможенного права составом.

А именно объектом в таможенном праве являются урегулированные нормами таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями физических или юридических лиц причиняется вред либо создается угроза причинения такого вреда. В зависимости от степени конкретизации выделяют родовой и непосредственный объекты административного таможенного правонарушения. Непосредственный объект и будет определять специфику и основное отличие от объектов административных правонарушений в целом.

Объективная сторона НТП так же будет иметь свои особенности, так как в таможенном праве очень важно определить время и место совершения правонарушения. Так же в качестве особенности мы можем выделить признак "третьего лица", в той или иной форме участвующего в правоотношениях, например, совершение таможенных операций от имени декларанта и других заинтересованных лиц юридическим лицом, не включенным в реестр таможенных представителей.

По конструктивным особенностям объективной стороны таможенные правонарушения являются формальными, т.е. не требуют обязательного наличия материального вреда, причиненного правонарушением.

Субъекты НТП так же имеют свои отличия от общих субъектов по административным правонарушениям.

Так как субъекты по общему правилу в таможенной сфере можно поделить на 2 группы – это индивидуальные и коллективные субъекты, то среди них мы и рассмотрим отличия от субъектов административных правонарушений.

Индивидуальные субъекты представлены физическими лицами, но в качестве специального субъекта в НТП могут выступать должностные лица таможенных органов.

Коллективные субъекты – это юридические лица, которые несут ответственность за НТП, но среди них так же можно выделить общие и специальные субъекты. Остановимся на специальных коллективных субъектах. В их число могут входить юр. Лица, ведущие свою деятельность в области таможенного дела, такие как: таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, уполномоченные экономические операторы и т.д.

Рассмотрев все вышеизложенное, можно сделать вывод, что нарушения таможенных правил, отличаются от административных правонарушений в целом по элементам составов правонарушений, за исключением субъективной стороны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.