|
III. Дискуссия по поводу альтернативных моделей поведения
IV. Выводы На этом занятии мы обсуждали проблему границ сексуального поведения и его возможного перехода в ситуацию насилия. В большинстве случаев насилие — результат, а не случайное стечение обстоятельств. Как насильник, так и жертва в равной степени вносят свой определенный вклад в содеянное. Поведение жертвы провоцирует или способствует насилию. Управляя своим поведением, можно контролировать, а в ряде случаев изменять ситуацию, поведение окружающих. В случае изнасилования необходимо своевременно обращаться к специалистам, которые окажут содействие, чтобы избежать порой необратимых последствий.
Занятие 14. КОНФЛИКТ
Цель: развитие навыков общения в конфликтных интимно-личностных ситуациях. Задачи: обсуждение реакций, возникающих в конфликтных интимно-личностных отношениях; моделирование и выработка навыка приемлемого ответа в конфликтных ситуациях. Время: 1 час 45 минут. Материалы: большой лист бумаги, карандаши, фломастеры.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
I. Мозговой штурм Мозговой штурм проблемы интимно-личностных конфликтов. «Когда тебе предлагают, например, интимные отношения, как ты реагируешь?» Записать мнения подростков на листе бумаги. Обсудить, почему эти темы могут вызвать затруднения. Мнения подростков: возникает реакция отказа; посылаешь на фиг; хочется быстрее поменять тему или вообще уйти; иногда полезно посмеяться; испытываешь страх; испытываешь чувство стыда; разочаровываешься в человеке. Причины затруднения: об этом не принято открыто говорить; просто не нравится; страшно; боишься оттолкнуть любимого человека.
II. Разыгрывание сценки Участники разыграли сцену признания в любви. Молодой человек давно хочет признаться своей подружке в любви. И вот наконец он решился... — Ты знаешь, я хочу тебе что-то сказать... — Ну? Было бы интересно, — говорит кокетливо. Далее следует молчание. — Чего же ты молчишь? Давай говори! — Если бы это было так легко, то... Она его перебивает, раздраженно: — Слушай, ты меня уже достал! Или ты говоришь, или я пошла! — демонстративно встает. — Да нет, ничего... в следующий раз. Безразлично: — Ну как хочешь! Отворачивается. После этого предложить подросткам высказать свои соображения по поводу разыгрываемой ситуации. Мнения детей: нельзя агрессивно выражать свои чувства, особенно если человек тебе дорог; надо всегда выслушать до конца, а если человек не может сказать, то помочь ему; дать понять, что для тебя это важно; никогда не сдаваться и доводить все до конца; если твой друг или подруга так реагируют, то, может быть, стоит пересмотреть отношения. Ведущий. На примере разыгранной ситуации мы видим, что страх, возникающий когда тебе предлагают интимные отношения, может «маскироваться». В данном случае он проявился через агрессивное поведение девушки. Мы должны использовать другие, позитивные модели поведения. Выражение страха или агрессия являются неэффективными и во многом могут спровоцировать или усилить ситуацию конфликта.
III. Моделирование приемлемых ответов Смоделировать и проиграть варианты приемлемых ответов, которые не обидят партнера и не вызовут у него состояния дискомфорта. В процессе занятия разыгрывается несколько сцен с различными сюжетами.
IV. Выводы В межличностном общении могут возникнуть ситуации, в которых человек, особенно молодой, испытывает затруднения в обращении к партнеру или не знает, что и как ответить, чтобы не создать конфликта. Приемлемым считается ответ, который демонстрирует, прежде всего, уважение к партнеру, честность, прямоту, тактичность, откровенность.
Занятие 15. ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Цель: обсуждение структуры полоролевой идентификации. Задачи: рассмотрение психологического и культурального аспекта проблемы унисекса; обсуждение интрапсихических механизмов самоидентичности; обсуждение проблемы «унисекса» в контексте межличностных механизмов; формирование субъективных критериев гармонии самоидентичности. Время: 1,5 часа. Место проведения: открытая площадка, пляж. Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, журналы.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий.В средствах массовой информации, шоу-бизнесе, рекламе образ современного человека во многом связывается с универсальными моделями поведения, не дифференцированными на мужские и женские. Порой мы внимательно всматриваемся в рекламу на обложках модных журналов, стараясь понять: кто же изображен — мужчина или женщина. Современная парфюмерная промышленность постепенно отходит от классических ароматов, предпочитая «совершенные, универсальные». Проблема унисекса выступает сегодня как культурный феномен, претендуя на роль ведущей, особенно в молодежной среде.
I. Мозговой штурм Мозговой штурм проблемы унисекса в культурном аспекте. Привести примеры, где в повседневной жизни мы сталкиваемся с проявлениями унисекса (реклама, шоу-бизнес, мода и т.д.). В качестве одного из источников предлагается использовать модные журналы. На парфюмерных изделиях иногда пишут uni; универсальная одежда, например облегающие кожаные брюки, широкие джинсы; короткие у женщин и длинные у мужчин волосы; в некоторых телепрограммах ведущие играют роли противоположного пола, встречается это и на эстраде; на фотографиях в модных журналах изображены «не поймешь кто — девушка или парень»; изменение телесного облика: татуировки, макияж, пирсинг).
II. Обсуждение Обсудить влияние социума на трансформацию половых ролей мужчины и женщины, размывание границ самоидентичности (как крайняя форма — переделывание пола, т. е. транссексуализм). Рассмотреть негативные последствия искаженной самоидентичности в межличностных отношениях (крайняя форма — гомосексуальные отношения). Обозначить проблему индивидуального отношения к моде унисекса (следовать или не следовать ей; чего хочет, чего избегает и что реально получает от нее подросток); субъективные критерии «золотой середины».
III. Выводы
Проблема унисекса может рассматриваться с точки зрения психологического и культурного аспектов. В настоящее время общесоциальные тенденции таковы, что происходит трансформация ролей мужчины и женщины, размывание границ самоидентичности, вплоть до крайних форм (переделывание пола, гомосексуальные отношения, сексуальные девиации). Один из главных источников, который насаждает культуру унисекса и создает определенные ценности, особенно в подростковом периоде, — это средства массовой информации (реклама, кинофильмы, телепередачи), шоу-бизнес, а также веяния моды (стиль одежды, прически, пирсинг, татуаж). Прагматические ценности информационного и шоу-бизнеса прямо или косвенно, целенаправленно или спонтанно влияют на устойчивость и индивидульные особенности самоидентичности. Отсюда с неизбежностью вытекает потребность в осознании негативных воздействий подобных тенденций и выработке собственных стратегий приспособления к негативным обстоятельствам.
Занятие 16. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
Цель: подведение итогов групповой работы. Задачи: получить обратную связь от участников группы; создать позитивную атмосферу прощания. Место проведения: открытая площадка. Время: 1 час. Материалы: плотный лист цветной бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Вариант I Каждый ребенок складывает лист бумаги пополам, как поздравительную открытку, кладет на внешнюю сторону открытки свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным символом открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.
Вариант II Раздать подросткам по листу бумаги и фломастеру. Попросить их написать свои инициалы в правом верхнем углу. Ведущий также подписывает свой листок. Каждый ребенок пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Дальше участник передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки. Примеры для образца: Мы много узнали и стали умней... Наша группа словно цветок... Мне так хорошо, я знаю так много... После того как все поэмы будут написаны, прочтите сначала свою. Потом спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму.
Получение обратной связи Раздать участникам группы листы и попросить ответить на вопросы: Что больше всего понравилось в занятиях? Что не понравилось совсем? О чем бы еще хотели узнать? Что, на ваш взгляд, было лишним? Какая форма работы понравилась и запомнилась больше всего? Что нового узнали? Некоторые высказывания детей: понравилось то, что мы откровенно обсуждали свои проблемы, анализировали различные мнения; мы разобрали не так уж много психологических ситуаций — их могло быть больше; хотелось бы узнать более тонко психологию людей; мы сблизились с первого занятия и могли обсуждать то, что не могли обсуждать раньше; нашел выход для себя из трудных ситуаций; узнали о себе больше; хочется больше узнать о ревности друзей и подруг; научились выражать открыто свое мнение и не бояться этого; получили информацию о вредных привычках.
|