Сделай Сам Свою Работу на 5

Актуальность перехода сервисных предприятий на концепцию инновационного развития





 

Каждая хозяйствующая единица, так или иначе, осуществляет как внутреннюю (внутрипроизводственную) так и внешнюю (за рамками собственного производства) организационную деятельность. Оба потока деятельности взаимообусловлены, они взаимодействуют друг с другом и частично сливаются.

Ситуация, которая обусловлена действием рыночных законов, приводит к росту конкуренции среди предприятий гостиничной сферы. С целью обеспечения выживания в сложившихся условиях, предприятия должны заботиться о повышении своей конкурентоспособности. В динамичной рыночной среде достижение долгосрочных положительных результатов невозможно без постоянного обновления применяемых технологических, управленческих процессов, ассортимента продукции (товаров, услуг) и поиска новых рыночных возможностей (освоение новых сегментов рынка).

В силу того, что гостиничные предприятия относятся к классу сложных систем и обладают присущими им свойствами, непременным условием их существования в современных условиях является их развитие. Активная инновационная деятельность помогает предприятию занимать лидирующие позиции на рынке и получать в определенный момент времени ожидаемую прибыль.



Роль некоторых субъектов хозяйственной деятельности вызывает потребность в их взаимодействии между собой и внешней средой в рамках, предусмотренных механизмами рыночного и административного регулирования, в результате чего многие предприятия сталкиваются с проблемой формирования и использования своего инновационного потенциала. Решение возникшей проблемы предоставляет большие возможности для превращения стихийного, неуправляемого рыночными регуляторами или административными механизмами формирования инновационного потенциала сервисных предприятий в научно обоснованный, обеспечив переход современных сервисных предприятий на концепцию инновационного развития.

Для определения потенциала предприятия как объекта исследования экономической науки следует обратить внимание на теоретические подходы к определению категории «потенциала» в исследованиях отечественных и зарубежных ученых – экономистах.



В настоящее время существует множество различных подходов к определению понятия «потенциал», поэтому необходимо остановиться на уточнении этого понятия. Следует отметить, что термин «потенциал» широко применяется в экономической литературе как количественная оценка и выступает как естественный, инвестиционный, интеллектуальный, экономический, ресурсный, трудовой.

В Большой Советской Энциклопедии указывается, что «потенциал» представляет собой совокупность средств, запасов, источников, которые имеются в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения цели [Х]. В некоторых литературных источниках потенциал трактуется как «возможность» или «способность». Но в каждый определенный момент времени можно обозначить совокупность средств, которые определяют данную способность. Широкая трактовка определения понятия «потенциал», приведенная в Большой Советской Энциклопедии, позволяет применить его к разным отраслям науки и деятельности человека в зависимости от того, о какой силе, средствах, запасах, источниках идет речь.

Известный специалист в области исследования регионально экономики К. М. Миско определил понятие потенциала как предел внутренних человеческих познаний, скрытых возможностей результативного использования исследуемого объекта, которые могут быть количественно оценены и в окончательном итоге реализованы при идеальных условиях практической деятельности.

В ряде научных исследований можно встретить и другие подходы к определению понятия «потенциал». Так Т. Ф. Рябова дает следующее определение этому понятию: «Потенциал – совокупность имеющихся факторов производства, интеллекта, производственных резервов и возможностей, способных обеспечить выпуск высококачественных товаров, необходимых для удовлетворения всесторонних запросов разных категорий населения страны [X].» По мнению Т. Г. Храмцовой, «потенциал – это не только простое количество ресурсов, но и заключенная в них возможность развития системы в заданном направлении» [X].



Таким образом, понятие потенциала тесно связано со структурой целей и обычно определяется как «совокупность возможностей» предприятия. Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность ресурсов, которые характеризуют его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической и хозяйственной деятельности гостиничного предприятия.

Модель потенциала любого предприятия определяется:

1. Имеющимися объемами качеством ресурсов (численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансами и невещественными ресурсами – патентами);

2. Способностью персонала к созданию определенной продукции. Другими словами – его образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивационным потенциалом;

3. Способностью менеджмента оптимально использовать имеющиеся ресурсы предприятия (подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры предприятия);

4. Способностью предприятия к обновлению производства, изменения технологии, других инноваций;

5. Способностью накапливать, обрабатывать и систематизировать информацию для ее использования;

6. Финансовыми характеристиками – кредитоспособностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью.

Весь потенциал гостиничного предприятия можно структурировать как производственно – технологический потенциал, научно – технический потенциал финансово – экономический потенциал, кадровый потенциал, а также и инновационного потенциала, которой составляет ядро всего потенциала, органически входя в каждую ее часть.

Под инновационным потенциалом понимается способность предприятия создавать новую стоимость товара (услуги) путем привлечения всех имеющихся материальных и нематериальных активов с целью его инновационного развития. В переходных условиях экономического развития инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ у предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет важнейшую роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.

Инновационный потенциал гостиничных предприятий формируется из двух основных материальных и нематериальных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал, рекреационный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет свои особенности в использовании и подлежит влиянию различных факторов, которые в зависимости от уровня развития предприятия могут быть отнесены его к сильным или слабым сторонам. Структура элементов, отражающих инновационный потенциал гостиничных предприятий, приведена на рисунке 1.1.

Рис 1.1. Элементы, создающие потенциал для инновационной деятельности гостиничных предприятий

Рассмотрение теоретико – методологических основ развития предпринимательства в гостиничной сфере позволяет предположить, что успешное развитие сферы сервиса возможно лишь при наличии определенных ресурсов и соответствующих благоприятных факторов, которые составляют весь инновационный потенциал гостиничного предприятия. Роль факторов, влияющих на процесс осуществления деятельности гостиничных предприятий неоднозначна. Это обусловлено тем, что цели отдыха разнообразны, также как и различные его виды и формы организации.

Общая методологическая схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала имеет такую последовательность:

1. Устанавливается перечень факторов, связанных со свойствами инновационного потенциала и строится «дерево факторов», ствол которого – уровень развития и качество инновационного потенциала в целом, а ветви – расположенные на соответствующих уровнях детальные его свойства;

2. В соответствии с установленным перечнем факторов и структуризацией их с разработанным «деревом факторов» устанавливаются показатели оценки потенциала;

3. Согласно проведенной структуризации и иерархизации показателей оценки рассчитывается коэффициент весомости каждого показателя;

4. Выбор базы сравнения уровней инновационного потенциала. За основу обычно берут инновационный потенциал исследуемого предприятия за предыдущий период или инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурента;

5. Проводится сравнительный анализ. Посредством метода средневзвешенной оценки рассчитывается показатель роста инновационного потенциала исследуемого предприятия;

6. На основании полученных данных делается вывод относительно уровня инновационного потенциала. Результаты оформляются соответствующим образом в удобной для реализации поставленной цели форме.

Инновации как процесс поддерживаются инвестициями и соответствующими институтами, без чего механизм их реализации не может быть запущен. Капитал, направляемый на осуществление инновационной деятельности, проявляется в различных формах инвестиций. В свою очередь, инвестирование инновационной деятельности является частью общего инвестиционного процесса и зависит от инвестиционного климата.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.