Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы исследования личности. Номотетическая и идиографическая парадигмы





Понятие личности. Проблема многозначности определений личности. Соотношение понятий субъект, индивид, личность, индивидуальность. Биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая ориентации в исследовании личности.

План.

Понятие личности.

Биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая ориентации в исследовании личности.

Человек как индивид в системе биогенеза

Человек как индивидуальность в системе персоногенеза

Человек как индивидуальность в системе персоногенеза

Личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях

Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

Устойчивые формы поведения - Личность относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.



Личность характеризуется в теориях структурой, мотивацией, развитие личности, личностный рост, культура и личность.

Для того, чтобы создать статую личности (человека) необходимо учитывать:

1. Внешние характеристики (рост, вес и т.д.)

2. прошлый опыт человека, его знания, привычки, стереотипы

3. Влечения, потребности установки

4. Ценности, ради которых он живёт

5. Речь человека

6. Проявления поведения, черты характера

7. Социальные роли человека

8. Поступки ,реакции, действия

9. Самосознание человека

Способности, талантливость, неординарность

Биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая ориентации в исследовании личности.

Человек как «элемент» одновременно принадлежит к разным системам, взаимодействуя с которыми он проявляет или приобретает различные качества.

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в исследовании развития человека:



— на уровне индивида: биогенез — эволюционное, природное развитие;

— на уровне личности: социогенез — развитие как социального существа;

— на уровне индивидуальности: персоногенез — уникальность жизненного пути.

Индивид. Личность. Индивидуальность. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Человек как индивид в системе биогенеза

Индивид – то, в чём человек подобен всем другим людям, то, что объединяет человека со своим видом. Преимущественно генотипическое образование. В основе созревания индивида лежат адаптивные приспособительные процессы. Индивидные свойства генетически фиксированы, существует определённый коридор индивидного развития. .

Индивидные свойства становятся теми реальными предпосылками, которые, будучи преобразованы в потоке деятельности, вносят свой вклад в развитие личности, в эволюционно-исторический процесс в целом.

Индивидные свойства

1. Возрастно-половые свойства:

2. Индивидуально- типические свойства:

- конституция индивида –

- нейродинамические свойства мозга

-функциональная ассиметрия полушарий мозга

Человек как личность в системе социогенеза

Личность– тоже целостность, но такая целостность, которая рождается в обществе. Личностные свойства предшествуют личности. Человек становится личностью, когда жёсткая иерархия мотивов начинает перестраиваться. Личностные свойства в своём развитии не зависят от индивидных: м.б. высокий уровень личностного развития и бедная индивидная основа. Социогенезом - происхождение и развитие ВПФ, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурных и формациях.



Человек - носитель социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе.

Личность включена в различные социальные группы => у них разные цели (дополняющие или исключающие друг друга) => проблема развития самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего ориентировку целей

Ключом к пониманию развития личности в социогенезе является категория "социально-исторический образ жизни». анализ развития личности как бы на пересечении трех координат - координат исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности.

Социально-исторической образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер. Каждый социально-исторический образ жизни имеет свой «образ ценностного будущего».

Человек как индивидуальность в системе персоногенеза

Со старшего подросткового возраста сама личность начинает определять своё развитие (не у всех).

Индивидуальность - совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку и иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности . «личность как субъект деятельности», личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и продуктам своей деятельности.

Проявлений личности продуктивный и инструментальный планы.

Продуктивный –как человек в процессе деятельности преобразует себя, что вносит в культуру.

Инструментальные – характер и способности.

Характер – фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности. Задает тактику поведения человека

Способности – мера успешности и эффективности деятельности.

Адлер стиль жизни - включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Юнг – индивидуация. конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций.

Детерминации развития личности: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

 

 

2. Проблема личности и уровни методологии науки. Основные проблемы анализа личности на каждом уровне. Номотетическая и идиографическая парадигмы в исследовании личности.

План.

Уровни методологии.

Системный подход как общенаучная методология.

Деятельностная теория Рубинштейна Леонтьева

Культурно-исторический подход

Историко-эволюционный подход Асмолова

Методы исследования личности. Номотетическая и идиографическая парадигмы

Юдин выделяет 4 уровня методологии:

1. Содержание высшего - философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом.

2. Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

3. Третий уровень - конкретно-научная методология— это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

4. Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.