Сделай Сам Свою Работу на 5

Статья пятьдесят четвертая





О том, как истолковал ему ангел виденную тайну

Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

Названия городам даются в Священном Писании, как это можно видеть из многих мест его, сообразно их жизни и делам. Поэтому-то древний Вавилон назван веселящейся (то есть увеселяющейся своим блудодейством) блудницею, повелительницею чародеев и волхвов, и об Иерусалиме сказано: лице жены блудницы быстъ тебе (Иер. 3,3), а в послании Петра древний Рим называется Вавилоном (1 Пет. 5,13). Но, конечно, правильнее всего Вавилоном называется город, бывший в силе при персах, а потом и всякий другой город, увеселяющийся кровью и убийствами. Евангелист и ужаснулся, увидя один из таких городов, но узнал от ангела, что этот город – владыка мира – при кончине будет наказан за беззакония, какой бы город мы под ним ни подразумевали: персидский ли, или получивший древнюю власть Рим, или новый какой, или вообще мировые царства, по своему характеру принимаемые за одно. Ибо все они полны прегрешений и обагрены кровью святых, хотя и неодинаково – одни больше, другие меньше. Кто, например, измерит кровь мучеников со времени Диоклитиана или замученных в персидской земле? О том же, что было, например, при Юлиане, или о гонениях на христиан от ариан в новом Риме читающие могут знать из истории.



Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель.

Этот зверь есть сатана, умерщвленный Крестом Христовым; он снова оживет при кончине мира и ложными знамениями и чудесами антихриста будет пытаться низвергнуть Крест. Он действовал до Креста, а теперь нет его, ибо он обезсилен страданиями Спасителя и лишен своего владычества над народами, которое он имел над ними чрез их идолослужение. Выйдя при кончине мира из бездны или из того места, куда он был заключен по своем осуждении и куда бесы просили Христа не посылать их, а лучше ввергнуть в стадо свиное, он явится в мир. Или же он явится из настоящей жизни, которая иносказательно тоже называется бездною по причине глубины греховной и волнения страстей на житейском море. Отсюда же выйдет и антихрист – орудие сатаны для уловления людей, за что и будет осужден на погибель в будущем веке.



И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

Те, которых имена не написаны в книге вечно живущих и не угадавшие антихриста по Христовым предсказаниям, удивятся пришествию зверя и его ложным чудесам, удивятся, не понимая, почему он получил прежнюю власть снова.

Здесь ум, имеющий мудрость.

Мудрость духовная нужна, чтобы понять то, о чем сказано духовно.

Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. И семь царей.

Мы думаем, что семь глав и семь гор указывают на семь мест, которые превосходили прочие своим могуществом и силой и в которых в разные времена основывались мировые царства. Первое из них есть царство ассирийское, второе – владычество мидян в Экбатанах, царь которых Арбак, согласно истории, убил ассирийского царя Сарданапала; потом Навуходоносор утвердил царство халдейское в Вавилоне, а Кир, поразив это царство, возстановил в Сузах персидское. Александр Македонский разрушил его и основал македонское. После этих царств в древнем Риме, после его первых царей и консулов, при Кесаре Августе, сделалась мировою Римская империя, которая и поддерживалась своими нечестивыми царями до Великого Константина. Точно так же нужно понимать и семь царей, а различие рода слов главы, горы и цари не должно препятствовать их одинаковому толкованию. Ибо в Священном Писании нередко имена приводятся совершенно безразлично – мужские вместо женских, и наоборот, например: Ефрем – юница бодомая, а в другом месте: Ефрем – голубь не имый сердца (Ос. 10,6; 7,11), и по апостолу Богослову: трие суть свидетельствующий на земли, дух, и вода, и кровь и трие во едино суть (1 Иоан. 5,8), и по Соломону: козел, петух и царь, говорящий народу (Притч. 30,31-32). Таким образом, семь голов означают города, семь гор – семь состояний, когда они по временам превосходили другие местности земли не населением, но славою, а цари подобным же образом означают или места прославленные, как местопребывания царя, или же первых царей в каждом из упомянутых мест, именами которых и называются их царства. Именно: именем Нина – ассирийское царство, Арбака – мидийское, Навуходоносора – вавилонское, Александра – македонское, Ромула – древнеримское и Константина – новоримское.



Из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть.

Блаженный Ипполит разумеет под именем пяти царей, павших из числа семи, века, из которых пять прошло, шестой, в который и было это видение апостолу, продолжается теперь, а седьмой еще не наступил и когда наступит, то будет краток. А если, согласно блаженному Иринею, созданы семь дней, семь небес и семь чинов ангельских, имеющих власть над другими, то, принявши это мнение, нужно согласиться и с нашим толкованием, что семь царств – это бывшие от создания мира доныне; пять из них уже погибли, шестое, в которое было это откровение, было в древнем Риме, а седьмое, еще не наступившее, будет в Риме новом. Было бы хорошим объяснением считать владычество всемирного Вавилона за непрерывное царствование одного города вплоть до пришествия антихриста, а последнее царство – за мучительство антихристово, которое будет продолжаться неделю по сравнению с предшествовавшими царствами, владычествовавшими до пятисот и тысячи лет. Кроме того, всякое временное число лет вообще ничтожно по сравнению с будущим безконечным Царством святых.

И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

Зверь – антихрист; он называется восьмым, потому что возстанет для обольщения людей и опустошения земли после семи царств; он от семи, потому что выйдет от одного из этих царств. И он придет как царь римский, а не от кого-либо из упомянутых народов, на погибель и муку тех, кто не покорится ему, а потом сам пойдет в геенну.

И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

Десять рогов, предшествующих антихристу, из которых один искоренил трех, а остальных покорил себе, видел и Даниил. Один час означает или краткость времени, или одну часть года, то есть три месяца, после которой цари покорятся антихристу, как своему господину.

Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей; и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные.

Сии едину волю имут. И верно, потому что никто не может служить двум господам (Мф. 6,24). Поэтому единомышленники во злом и подчинившиеся антихристу и сопротивляются истинному Христу. Но Агнец Божий, закланный ради нас, победит их и дарует Свое Царство избранным, поскольку и по воплощении у Него осталось Царство и господство над всеми.

И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божий. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

И глагола ми: воды, яже ecи видел, идеже любодейца седит, людие и народи суть, и племена и языцы. Так как эти слова объяснил ангел, то излишне подробно говорить о них. Но для меня кажется удивительным, как это враг и мститель диавол поможет подчиненным ему десяти рогам возстать и вооружиться на любящего добродетели Христа, Бога нашего, и опустошить многолюдный город, обольщенный им и отступивший от заповедей Божиих, а затем насытиться его кровью, как зверь. Удивляюсь и тому, как он, для которого опустошение служит радостию и убийство людей – пищею, распри и несогласия – утешением, даст согласие свое десяти рогам отступническим? Но предположение, что жена есть великий город, властвующий над царями земными, делает правдоподобным предсказание о страданиях тогдашнего мирового царства. Да избавит нас Бог от испытания этих бедствий и да вселит нас в град горний – Иерусалим небесный, в котором, как говорит апостол, Он Сам все и во всех, когда упразднит всякое начальство (отступническое), власть и силу, а служащих ему с верностию посадит с Собою и послужит им, то есть усладит их благами, уготованными им от сложения мира. Да сподобимся этого услаждения и мы во Христе, нашем Спасителе и Искупителе; Ему же со Отцем слава и держава вместе со Святым и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

ОТДЕЛ XIХ

Статья пятьдесят пятая

Об ином ангеле, возвещающем о падении Вавилона, и о небесном голосе, повелевающем бежать из города и отложить приятное, что имели прежде

После сего я увидел иного ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его.

Указывается на светлость небесных сил и их чистоту, превосходящую много сияние звезд и светил.

И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице, ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы.

Подобное же пророчествовал и Исаия о Вавилоне, столице халдеев, взятой Киром и персами, что он будет в запустении и наполнится зверями и нечистыми духами (Ис. 21,9), ибо зверям и нечистым духам по человеконенавистничеству свойственно стремление в пустыню в силу Божественного Промысла, освобождающего людей от их вреда. Этот Вавилон напоил народы вином своего блудодеяния, потому что был их руководителем во всяком преступлении закона и посылал за дары подчиненным ему юродам в лице начальников и правителей врагов правды и истины.

И цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

Этот город вследствие избытка своего неправедного богатства, пребывая в роскоши, гордости и пренебрежении к излишнему, сам был причиною обогащения земных купцов.

И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее. Ибо грехи ее дошли до неба, и Бог вспомянул неправды ее.

Изыдите из нея, людие Мои. Как и Лоту говорил в Содоме: спасая спасай душу твою (Быт. 19,17), и у Исаии: изыдите отсюду и нечистоте не прикасайтеся, изыдите из среды его (Ис. 52,11), так и здесь говорится, потому что нужно избегать сожительства и пребывания вместе с оскорбляющими Бога.

Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей.

Воздадите ей сугубо по делам ея. Это говорится или к неповинным, претерпевшим много зла от правителей того города, потому что они своим терпением скорбей служат причиною большего наказания своих мучителей, или же этими словами указывается на переход к другим лицам, то есть от наказываемых к наказывающим святым силам, которые из-за любви к Богу и обиды, нанесенные рабам Его, считают за собственные. Чаша называется сугубою или потому, что грешники и нарушители закона подвергнутся страшному наказанию в жизни этой и будущей, или что вместе будут мучиться душа и тело их, у которых общие деяния, или же потому, что наказания за грехи будут не только внешние, но и внутренние, в виде угрызений совести.

Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова, и не увижу горести!

И рыдания не имам видети. Ибо как благодушествующим и живущим в славе, которые забыли страх Божий, свойственно говорить: не подвижуся во век (Пс. 29,7), так же говорит о себе и этот город.

За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.

Един день указывает или на внезапность и краткость времени, когда от меча, голода и язвы на этот город сойдет плач, разрушение и сожжение огнем, или же на течение того дня, в который пострадает этот город по предсказанному. Когда враги завладевают городом, то бывает достаточно одного дня, чтобы причинить побежденным всякого рода притеснения и многоразличные виды смерти. А Бог всемогущ как для того, чтобы спасти благоугодивших Ему, так и для того, чтобы наказать нераскаянных грешников.

И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий, ибо в один час пришел суд твой!

Мы думаем, что царями земными называются начальники, как и Псалмопевец сказал об Иерусалиме: се, князи его собрашася (Пс. 2,2). Он говорит о них, отступивших от Божественных заповедей, что они восплачут, видя или слыша об опустошении его и сожжении и ужасаясь внезапно случившемуся в столь короткое время.

И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных, и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы.

Ибо излишне будет покупать и злоупотреблять этим, когда живущие в могуществе и пресыщении погибнут.

И всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец.

После этих слов нужно разуметь: никто не покупает. А мы должны разсудить и подумать, какому городу обычна торговля этими предметами и какие люди обыкновенно стараются приобретать излишнее для неумеренного наслаждения.

И коней и колесниц, и телес.

Употребление коней, колесниц и тел тоже, говорит, излишне. Колесницы – это всякого рода экипажи, потому что латинское слово redium означает повозку. Из родительного падежа множественного числа этого слова и вышло в сокращении греческое слово редан.

И душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя, ты уже не найдешь его.

И душ человеческих. Не будешь, говорит, обращать в рабство свободных, торговать душами человеческими, и не вернется к тебе наслаждение прежним блеском и довольством.

Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая, и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом! Ибо в один час погибло такое богатство.

Горе, горе, град великий. Указывается на страдания этого Вавилона, плачем о котором обращается внимание на величину несчастий и злоключений, которыми он будет наказан после прежней гордости царским достоинством.

И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому? И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море! Ибо опустел в один час.

Имущий корабли в море. В переносном смысле морем, может быть, называется настоящая жизнь, подвергающаяся постоянным волнениям, а купцами – плавающие в житейском волнении подобно рыбам. Но возможно и то, что этот пострадавший город, находясь недалеко от обыкновенного моря, причинит своим разрушением горе плавающим на нем, от которых он раньше покупал все. И купцы всемирного Вавилона, то есть смешения, должны также пострадать при кончине мира и скорбеть безутешно о жизненных удовольствиях, которых они будут лишены, и от укоров своей совести.

Веселись о сем, небо и святые апостолы и пророки, ибо свершил Бог суд ваш над ним.

Небо означает ангелов и святых, живущих на нем. Апостолам и пророкам повелевается веселиться с ними, ибо отомщено обидчикам и притеснителям за безчестие проповедников между жителями этого города чрез преступление ими заповедей Божиих или за избиение служителей слова Божия властителями земли. Так были иудеями избиты пророки, язычниками – апостолы за свою к ним проповедь. Радуются они наступлению наказаний не злобно, а по своему пламенному желанию прекращения греха, чтобы служащие ему чрез эти наказания в будущей жизни подверглись меньшим мучениям.

И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его; и голоса играющих на гуслях и поющих и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе, ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.

Как жернов погружается в море, так же быстро произойдет и падение Вавилона; оно будет так внезапно, что после него не останется никакого признака, на это указывает исчезновение играющих на свирелях, гуслях и т.п. Причиною этого является то, что своим сладкопением и волхвованиями город этот прельстил все народы и был приятелищем крови пророков и святых. Все это, вероятно, указывает на нечестивый Вавилон персидский, ибо в разные времена и до настоящего времени он пролил кровь многих святых и увеселялся, прельщая других волхвованиями. Поэтому будем желать и молиться, чтобы этот город получил указанное возмездие за гордость против Христа и его рабов. Но, как мы думаем, этому несколько противоречит мнение древних учителей Церкви, которые относили эти предсказания к Вавилону римскому, потому что у Рима, четвертого зверя, были десять рогов, из которых высший искоренит три, а другие подчинит себе, и явится как римский царь будто бы для того, чтобы усилить и возстановить их власть, а на самом деле, чтобы совершить окончательное опустошение. Поэтому правдоподобно будет мыслить и тот, кто будет понимать под ним, как сказано раньше, мирское царство, владычествующее как бы в одном теле от начала доныне и пролившее кровь апостолов, пророков и мучеников. Ибо говорят: одно войско и один город, хотя лица, из которых они состоят, переменяются; так и царство называется одном, несмотря на его разделения и распределения по многим местам в разные годы.

 

Статья пятьдесят шестая

О песнопении святых и троякой «аллилуйя», которую они поют при разорении Вавилона

После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: Аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: Аллилуйя! И дым ее восходит во веки веков. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! Аллилуйя!

Аллилуйя означает Божественное прославление; аминь же – истинно, да будет. Это воспевается ангельскими силами вместе с святыми людьми три раза Триипостасному Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу, Который отомстил за кровь рабов Своих, пролитую Вавилоном, и наказанием жителей его прекратил грех. Слова и дым ее восхождение во веки веков указывают или на то, что наказания не будут забыты, или наказанные будут за это мучиться в будущем в меньшей мере.

И голос от престола исшел говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

Престал Божий – херувимы, повелевающие воспевать Его великим и малым в добрых делах, соразмерно с силою каждого. Я думаю, что умершие младенцы, малые по возрасту и не достигшие совершенства, воскреснут великими и будут прославлять Творца нашего Бога.

И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца.

Глох народа и вод многих и громов – означает звучность песнопений ангельских и всех небесных сил безчисленных, как их некогда разумели под водами, яже превыше небес (Пс. 148,4). С ними же поет славу Богу весь собор праведных Господь Иисус Христос чрез Свое человеколюбие воцарился над всеми, которыми раньше обладал, как Творец. Он будет царствовать со властью, как Царь и Судия. Брак Агнца означает союз Церкви со Христом, которого божественные апостолы были устроителями, даровав Церкви духовное обручение, потому что некогда она получит обручение истинное.

 

Статья пятьдесят седьмая

О таинственном браке и о вечери Агнца

И жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божий.

Виссон указывает на светлость добродетелей, в которую одета Церковь, на тонкость в ведении и высоту размышления и созерцания Божественных оправданий. Вечеря Христова – торжество верных и радость их, которую унаследуют блаженные в вечном чертоге вместе со Святым Женихом непорочных душ: неложен бо есть обещавый. Благ будущего века, превосходящих всякий ум, великое множество; поэтому они называются многоразличными именами: иногда – Царствам Небесным за его славу и честность, иногда – раем за неоскудевающую трапезу наслаждений, иногда лоном Авраама за успокоение в нем почивших, иногда же чертогам брачным за безконечное веселие и ради чистого, неизреченного и истинного соединения Бога со Своими рабами и ради союза, превосходящего телесное общение, как свет и миро отличаются от тьмы и зловония.

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово. Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

Ни, клеврет ти есмь. Божественный ангел говорит: не кланяйся мне как предсказателю будущего, ибо исповедание Христа и свидетельствование о Нем внушается духом пророчества. Это же можно понимать и так: и пророчество было для того, чтобы возвестить свидетельство Христово и засвидетельствовать веру святых, а поэтому кланяйся не мне, своему сослужителю, но Тому, Кто имеет власть над всеми. Отсюда же мы узнаем о смиренномудрии ангелов, которые Божественной славы не присваивают себе, как это делают демоны, а относят ее ко Владыке. Будем же и мы, преуспевая друг перед другом в смиренномудрии, исполнять слово Божие: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11,29), чтобы получить успокоение в веке будущем, где всех веселящихся жилище, чуждое всяких болезней, печали и воздыхания, как озаренное светом Христа, Бога Нашего. Ему со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

ОТДЕЛ XX

Статья пятьдесят восьмая

О том, что евангелист видел Христа на белом коне вместе со святыми ангелами

И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим.

Отверстое небо означает пришествие Христово, последующее с неба, подобно как у земных царей поднятие занавесов предшествует приговору и осуждению виновных. Белый конь указывает на светлость святых, возседая на которых, Он будет судить народы, испуская огненный пламень из Своих огненно-пламенных очей, то есть всевидящею силою Своею просвещающий, а не опаляющий праведников и пожирающий грешников. Мнози венцы указывают или на власть Его над всем земным и небесным, как ни много на небе чинов ангельских и на земле соборов и престолов святых, или на победу Его над грешниками и по долготерпению Своего домостроительства, по слову Давида: победиши, внегда судити ти (Пс. 50,6).

Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

Неизвестность имени означает непостижимость существа Его, ибо Он имеет много имен по Своему домостроительству нашего спасения, а именно: Благий, Пастырь, Свет, Солнце, Жизнь, Правда, Искупление, Святыня, как и отрицательные (то есть отрицающие недостатки и ограничения, свойственные конечному тварному бытию – Ред.): Нетленный, Безсмертный, Неизменный, Невидимый, а по существу Своему имени не имеет, так как Он непостижим и ведом лишь Самому Себе с Отцем и Всесвятым Духом.

Он был облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие.

Одеждою Слова Божия служила Его нетленная и пречистая плоть, обагренная во время страданий Его честною кровию. Это подтверждает и сказанное ранее. Почему Неимеющий имени и никому Незнаемый здесь называется Словом? Или для указания на Его Сыновнюю Ипостась и безстрастное рождение от Отца, подобно как наше слово происходит от нашего ума, или на то, что Он в Себе заключает разумное оправдание всего существующего, или же потому, что Он есть Провозвестник силы и премудрости Отца.

И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

Воинства небесные идяху в след Его – это силы небесные, отличающиеся светлостию добродетелей и высотою разумения и удостоенные крепкого и тесного единения со Христом.

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным, Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

Оружие означает наказание, которое постигает нечестивых грешников по праведному Суду повелением из уст Божиих. Они будут Им пасомы несокрушимым жезлом вечных мучений для пресечения их нечестия, чего не испытают святые, ибо, по слову Псалмопевца, не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных (Пс. 124,3). Он топчет точило ярости, потому что Отец Сам никого не судит, но Ему как Человеку предоставил Суд, который Он имел от начала по существу, как Сын.

На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих.

Имя Царя царей указывает на нераздельность естеств по воплощении, когда Он пострадал плотски, будучи Богом, и, будучи Человеком, есть Царь царей, то есть царствующих над страстями, Господь господ, то есть получивших власть над грехом при содействии Христа, Господь тех, кто получит Царство в будущем веке.

 

Статья пятьдесят девятая

Об антихристе и о вверженных вместе с ним в геенну

И увидел я одного ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба.

Мы считаем этого ангела одним из высших, потому что он повелевает другим радоваться наказанию грешников и прекращению греха. Птицами – ангелы называются ради высоты и быстроты своего полета для нашего исправления и научения, ибо исполнение воли Божией служит для них пищею, в чем они подражают Христу. Они парят посреде неба, чтобы открыть доступ на него к предсказанному веселию и святым, ибо их ходатайства служат как бы ступенью для восхождения снизу на небо. Поэтому ими же святые будут восхищены в сретение Господне (1 Фес. 4,17).

Летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

Приидите и соберитеся на вечерю великую Божию. Всесильное желание Божие, называемое благоволением и вожделенною его вечерию, состоит в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2,4), обратились и живы были (2 Пет. 3,9) и чтобы заслужившие наказания получили его. Христос называл брашном (духовной пищей. – Ред.) волю Отца Своего (Иоан. 4,34), а здесь она называется вечерию Божиею, потому что люди получат, что хотел каждый получить за дела свои – награду или наказание. Снедение плоти означает уничтожение всего плотского, исчезновение начальников земли. Кони упоминаются не потому, что и они тоже воскреснут и будут судимы, а для указания на людей женонеистовых, порабощенных лукавством. Всадники означают возлюбивших злое, что и поясняется словами: свободных и рабов, малых и великих, потому что свободными и великими называются здесь нагрешившие много и по своей воле, а рабами и малыми – согрешившие менее или по неразумению, возрасту и нужде.

И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с сидящим на коне и воинством Его.

За многообразие грехов воинствующих вместе с диаволом он называет воинствами, хотя они и составляют меньшую часть по сравнению с ангельскими силами и святыми, а последователей Христа за единодушие их в стремлении к угождению Богу воинством, то есть в единственном числе.

И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению.

И ят быстъ зверь и с ним лживый пророк. Они противились Христу с покорными им царями и князьями, но, будучи побеждены оба – антихрист и лжепророк, творивший чудеса для более успешного принятия обольстителя, были наказаны гневом Божиим.

Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою.

Может быть, они избегнут общей смерти, но, умерщвленные во мгновение ока, осуждены будут в геенну огненную, на смерть вторую. Как на Суд пойдут оставшиеся в живых, о которых апостол говорит, что они вдруг, во мгновение ока, изменятся (1 Кор. 15,52), так, наоборот, эти оба противника Бога перейдут прямо не на Суд, но во осуждение. На основании слов апостола, что антихрист будет убит духам уст Божиих (2 Сол. 2,8), и мнения одного учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые понимают это иначе. Но мы утверждаем, что живые суть те, которых ублажает Даниил, а эти два, по отнятии Богом их власти, в неподвергающихся тлению телах будут брошены в геенну огненную, что и будет для них смертию и убиением по Божественному Христову повелению.

А прочие убиты мечом сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

Есть две смерти: одна – разлучение души с телом, а другая – ввержение в геенну. Прилагая это к возставшим на Бога вместе с антихристом, мы предполагаем, и не без основания, что им будет нанесена первая смерть – телесная – мечом, или повелением Божиим, а потом уже их постигнет и вторая. И это справедливо. Если же не так, то они вместе со своими обольстителями будут участниками вечных мучений – второй смерти. Насыщение плотию нужно понимать здесь, как и ранее. Как Бог говорил чрез Исаию грешникам: бысте ми в сытость (Ис. 1,14), так же неприятно и мерзостно для святых Его всякое плотское желание.

 

Статья шестидесятая

О связании сатаны от распятия Христова до кончины, и о тысяче лет

И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в бездну. Это видно и из того, что бесы Его просили не посылать их в бездну. О связании диавола свидетельствует и прекращение идолослужения, разрушение языческих капищ, прекращение кровавых жертв и распространение по всему миру познания воли Божией. Великий Ириней свидетельствует, что в пришествие Христа диавол впервые узнал, что он осужден в бездну и геенну. Поэтому я думаю, что под вышесказанным нужно понимать осуждение диавола Христом. Тем, что сему осуждению служит ангел, показывается, что диавол не может сопротивляться Богу, ибо он слабее даже ангела. Ужем (канатом – Ред.) называется связующее и отнимающее силу его действие Божие. Тысячу лет лучше считать не за определенное количество лет – тысячу, но или вообще за множество лет, или за число совершенное, ибо так считаются и те тысячи, о которых говорит Давид: слово, еже заповеда в тысящи родов (Пс. 104,8). Это число означает вообще многие годы, чтобы во всем мире было проповедано Евангелие и укоренились семена благочестия, но может означать и просто совершенное число, потому что, оставив в них подзаконную жизнь, мы призваны в мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4,13). Таким образом, тысяча лет – это время от воплощения Христа до пришествия антихриста. Верно ли то, как мы понимаем, или тысяча лет есть десять раз по сто лет, как думают некоторые, или еще меньше, – это известно лишь Богу, Который Один знает, до каких пор для нас полезно Его долготерпение и продолжение нашей жизни. А по окончании этого времени антихрист возмутит всю вселенную, по действию Велиара изливая на людей его ядовитую злобу, потому что он знает о неизбежности своего наказания. Но всемилостивый Бог да спасет нас от дел его и избавит от наказания, уготованного ему и слугам его, соделав нас причастниками вечных благ, уготованных приявшим смерть за непокорность диаволу. Богу же подобает милость к надеющимся на Него, благодарение от всех сил ангельских и живущих на земле и поклонение Христу со Отцем и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

ОТДЕЛ XXI

Статья шестьдесят первая

О престолах для сохранивших неизменным Христово исповедание

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Еще апостолам были даны престолы учительские, с которых они просветили народы, и в будущем веке они будут даны им, по обетованию, для суда над отвергшими проповедь Евангелия, как говорит об этом Давид: тамо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню, яко тамо седоша престали на суд (Пс. 121,4-5). И всем вообще святым мученикам, пострадавшим за Христа и отвергшим начертание мысленного зверя или изображение его отступления, будет дан суд, власть судить, которою они и доныне судят демонов, уже участвуя в славе Христовой до скончания этого мира, почитаясь благочестивыми царями и князьями и обнаруживая дарованную им Богом силу против демонского действия и телесных недугов. Диавол, антихрист и лжепророк общи друг с другом как именами, так и действиями, ибо каждый называется зверем. Поэтому сатана или змий изображается имеющим семь голов и десять рогов с десятью венцами, антихрист, или зверь, выходящий из моря, является одетым подобным же образом, а лжепророк обнаруживает одну с ним силу, разум, волю и деятельность к погублению прельщаемых. Избежавшие этой гибели будут царствовать указанным прежде образом со Христом до Его второго пришествия, когда они получат еще более Божественных обетовании.

 

Статья шестьдесят вторая

О первом воскресений и второй смерти

Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение. Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.