Сделай Сам Свою Работу на 5

Самоуправления, его сущностные признаки





Глава 12

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

Конституционные основы местного

самоуправления, его сущностные признаки

 

 

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечива­ющая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление — одна из основ конституционного строя РФ, призна­ется, гарантируется и осуществляется на всей территории страны, которая вся разделена на муниципальные обра­зования. Муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федераль­ного значения.

Основные и наиболее распространенные классификации правовых основ местного самоуправления по разным критериям представлены на рис. 12.х.

 

Классификация правовых основ местного самоуправления по критериям  
         
    1. По характеру предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:
   
         
        правоуполномочивающие — определяют предметы ведения местного самоуправления (нормы разрешения, устанавливающие, что можно делать);
       
         
        обязывающие — содержат предписания о том, что нужно делать, и определяют обязанности государствен­ных органов по отношению к муниципальным органам управления и обязанности других субъектов муници­пального права;
       
       
         
        запрещающие — закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления.
       
       
         
    2. По степени категоричности предписаний нормы под­разделяются на:
   
         
        императивные — устанавливающие порядок всту­пления в силу нормативных правовых актов органов и должностных лиц системы муниципального управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
       
       
       
А Б    
           

 





А Б    
        диспозитивные — устанавливают порядок рассмотрения и решения законодательным органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа власти или выборного должност­ного лица системы муниципального управления.
       
       
       
         
    3. По территории действия — это нормы, действие кото­рых ограничивается территорией конкретного субъекта РФ, а также границами отдельного муниципального образова­ния, или нормы, которые могут действовать на всей терри­тории России.
   
   
         
    4. По источникам нормы муниципального права подраз­деляются на нормы, устанавливаемые Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ. Значительная часть норм муниципального права содержится в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов и должностных лиц местного самоуправ­ления.
   
   
   
   
         
    5. Материально-правовые нормы — закрепляют полно­мочия органов и должностных лиц системы муниципаль­ного управления, а также права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
   
   
         
    6. Процессуальные нормы — определяют порядок выборов и деятельности органов системы муниципального управления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципального образования, процедуру реа­лизации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного характера.
   
   
   
         
    7. По муниципально-правовым институтам — нормы, регулирующие определенный круг взаимосвязанных обще­ственных отношений, которые выделяются в пределах муниципального права в самостоятельную обособленную группу (институт территориальной основы местного самоуправ­ления, институт муниципальной собственности, институт муниципальной службы и др.).
   
   
   
   

 



Рис. 12.х. Классификация правовых основ местного

самоуправления по критериям

 

Правовым фундаментом для муниципального законодательства стран — членов Совета Европы, к которым теперь относится и Россий­ская Федерация, является Европейская хартия о местном самоуправлении. Признавая, что местное самоуправление — одно из основ демократического строя, Европейская хартия закрепляет общие принципы построения местного самоу­правления, права и гарантии его защиты.

Конституция РФ как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления.

Согласно ст. 12 «в Российской Федера­ции признается и гарантируется местное самоуправление». Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Глава 8 Конститу­ции РФ целиком посвящена местному самоуправлению. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владе­ния, пользования и распоряжения муниципальной соб­ственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого воле­изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправ­ления определяется населением самостоятельно. Матери­альной основой власти является муниципальная собствен­ность.

Раскрывая содержание самостоятельности, Кон­ституция РФ указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления (рис. 12.х).

 

Основные предметы ведения органов местного самоуправления  
     
    управление муниципальной собственностью;
     
    формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
     
    установление местных налогов и сборов;
     
    осуществление охраны общественного порядка;
     
    иные вопросы местного значения.
       

 

Рис. 12.х. Основные предметы ведения органов

местного самоуправления

 

К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате реше­ний, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления.

При самостоятельности местного самоуправления Конституция РФ предусматривает возможность пере­дачи отдельных государственных полномочий на местный уровень, но при этом обязательна и передача необходи­мых материальных и финансовых ресурсов для реализации государственных полномочий.

Структура органов должна определяться населением муниципального образования. Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, выборы которых должны проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Финансово-экономическая основа местного само­управления законодательно регулируется в соответствии со статьями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации».

Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с одной сто­роны, гарантируются организационная, финансово-эконо­мическая самостоятельность, судебная защита местного самоуправления. С другой — Законом предусмотрены ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования, в силу объективных при­чин, не могут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного само­управления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углуб­ление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-эко­номического развития муниципальных образований, реа­лизации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.

В Федеральной целевой программе (ФЦП) государ­ственной поддержки развития муниципальных образова­ний и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления определены основ­ные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституцио­нных полномочий местного самоуправления.

Мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления в рамках ФЦП представлены на рис. 12.х.

 

Мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления в рамках ФЦП  
     
    анализ правовой базы всех уровней управления и разработка предложений по их совершенствованию, разработка модельных нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления;
   
   
     
    анализ межбюджетных отношений, выработка предложений по их совершенствованию;
   
     
    разработка государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм и нормативов, а также рекомендаций по установле­нию нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
   
   
     
    разработка и реализация целевых инвестиционных подпрограмм, способствующих реализации конституцион­ных основ местного самоуправления и развитию муници­пальных образований;
   
   
     
    разработка и внедрение методик и технологий управ­ления муниципальным хозяйством, муниципальной соб­ственностью, бюджетным процессом в муниципальных образованиях, совершенствование территориальной и организационной основ местного самоуправления, подготовка кадров для органов местного самоуправления;
   
   
   
   
     
    создание систем информационного обеспечения дея­тельности органов местного самоуправления, разработка предложений по созданию муниципальных информацион­ных систем;
   
   
     
    разработка предложений по формированию системы подготовки кадров для органов местного самоуправления, совершенствование государственных образовательных стандартов, программ, создание учебно-методических посо­бий, осуществление учебных мероприятий;
   
   
   
А    
       

 

А    
    создание и совершенствование систем информиро­вания населения о сущности, преимуществах, принципах и задачах местного самоуправления, о деятельности орга­нов местного самоуправления.
   
   

 

Рис. 12.х. Мероприятия по государственной поддержке местного

самоуправления в рамках ФЦП

 

В связи с тем, что муниципальные образования суще­ственно отличаются друг от друга, в том числе по размерам территории, количеству населения, экономическому потен­циалу, географическим и климатическим условиям, а также учитывая ограниченность средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы, отработка конкретных методик, технологий, методиче­ских рекомендаций, создание пилотных центров научной, информационной и кадровой поддержки местного само­управления проводятся на базе опорных зон, формируемых из муниципальных образований различных типов и в раз­личных регионах в соответствии с разработанной методо­логией.

В системе местного самоуправления выде­ляют сущностные признаки: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты. Сущност-ные признаки могут быть рассмотрены и более широко, с учетом качества институтов местного самоуправления.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.