Сделай Сам Свою Работу на 5

Мировые образовательные тенденции. Состояние образования в мировом образовательном пространстве. Задачи образования на современном этапе.





Тема. Состояние современного образования

(см. учебное пособие С. 90-120)

Вопросы и задания по 3 главе для самопроверки и обсуждения.

Пункт 3.1

1. Назовите основные цели функционирования системы образования в современном обществе.

2. Определите основные направления развития образования в современных условиях? За счет чего обеспечивается индивидуализация образовательного процесса в школе и вузе?

3. Раскройте позитивные тенденции развития образования.

4. Выделите и обоснуйте негативные тенденции функционирования современной системы образования.

5. Какова направленность новой образовательной парадигмы?

Пункт 3.2

1. Назовите и обоснуйте основные положения новой образовательной парадигмы?

2. Почему позиция педагога в образовательном процессе как носителя абсолютной истины в современных условиях выступает тормозящим фактором в развитии образования?

3. Как Вы понимаете целевую установку в реформировании школы: переход от «школы памяти» к «школе мышления и действия»?

Пункт 3.3

1. Каковы принципы государственной образовательной политики в Республике Беларусь?

2. Назовите компоненты национальной системы образования.



3. Перечислите уровни основного образования.

4. Каковы задачи дополнительного, специального образования?

5. Какие виды учреждений образования Вы знаете, каковы их задачи?

6. Каковы отличительные особенности действующей и перспективной структур системы образования в стране?

7. Раскройте структуру общеобразовательной средней школы.

8. Назовите основные принципы реформирования системы образования в Республике Беларусь.

9. Назовите основные признаки учебных заведений нового типа.

10. В чем состоят цели, задачи, особенности организации учебно-воспитательного процесса в гимназии? лицее? высшем профессиональном училище? колледже?

11. В чем проявляется тенденция гуманизации образования в Республике Беларусь?

12. По каким реальным признакам можно судить о демократизации национальной системы образования?

Что необходимо знать по этой теме.

1. Основные цели функционирования системы образования в обществе.

2. За счет чего возможна реализация на уровне общего среднего образования потребностей учащихся и их родителей ?



3. Позитивные тенденции в развитии системы образования.

4. Негативные тенденции в развитии системы образования.

5. Факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств.

6. Какие негативные черты растущей личности формируются в условиях кризиса воспитания?

7. Какие целевые установки присутствуют в новой образовательной парадигме?

8. Назовите и обоснуйте основные положения новой образовательной парадигмы.

9. Как Вы понимаете целевую установку в реформировании школы: переход от «школы памяти» к «школе мышления и действия»?

10. Принципы государственной образовательной политики.

11. Компоненты национальной системы образования?

12. Уровни основного образования.

13. Чем обеспечивается единство и непрерывность основного образования?

14. Задачи дополнительного и специального образования..

15. Виды и задачи учреждений образования.

16. Структура общеобразовательной средней школы.

17. Функции каждой из ступеней основной школы.

18. Разведите понятия: общее среднее образование, общее базовое образование, общее начальное образование.

19. Основные принципы обновления общего среднего образования в РБ.

20. Основные признаки УЗНТ (расшифруйте аббревиатуру).

21. Цели, задачи, особенности организации учебно-воспитательного процесса в УЗНТ.

22. Модели лицея.

23. Ступени и преимущества системы подготовки специалистов в колледже.

24. Перечислите и охарактеризуйте основные мировые тенденции развития высшего образования.

25. Стратегические цели реформирования системы высшего образования в РБ.



26. Охарактеризуйте основные направления развития высшей школы.

27. Что предполагает структурно-организационные изменения в вузах?

28. Что предполагает разработка нового содержания обучения в вузе?

29. Модульный подход к разработке учебно-методического обеспечения.

30. Содержание модуля.

31. Виды ресурсного обеспечения.

32. Виды деятельности бакалавра, специалиста, магистра.

1) Что, на ваш взгляд, является основным компонентом образования? Что является первичным, без чего она не может существовать?

2) Какая из систем образования наиболее развита в мире? Какой системе уделяется больше всего внимания, какая больше всего поддерживается государством в разных странах?

3) Как бы оценили перспективы развития белорусской системы образования?

4) Как вы считаете, должны ли учебные заведения обладать автономностью и самостоятельностью? Должны ли они разрабатывать программы самостоятельно? Выявите преимущества и недостатки профильного образования.

5) Предложите способы повышения мотивации учащихся и студентов. Какие существуют сейчас?

6) Как мы можем добиться воспитания «мыслящего» студента? Какие институты могут этому способствовать? Предложите ваши пути перехода к новой парадигме образования.

Обратить внимание.

1) Количество средних и высших учебных заведений в Республике Беларусь

2)Из ряда понятий выберете принципы реформирования системы среднего образования в современных условиях.

Интеграция, развивающий характер обучения, единство ценностей, авторитаризм, демократизация, гуманизация, фундаментальность, гуманитаризация, предметоцентризм.

Дайте определение терминам.

Система образования, компоненты системы образования, приоритеты образования, ступени образования, образовательная модель, глобальность образования, образовательный кризис.

ЗАДАНИЯ (письменно по желанию)

1.Выполнить тест 4 на С. 290-293. 2. С.96 №2 (второй вопрос) 3. С.99 №2. 4. С.112 № 11, 12. 5. С.115 № 3. 6. С.120 № 6.

Вопросы лекции

Система образования и ее основные компоненты

Система образования в Республике Беларусь. Тенденции и особенности высшего образования.

Мировые образовательные тенденции. Состояние образования в мировом образовательном пространстве. Задачи образования на современном этапе.

Введение.Образование — ключевая сфера жизни общества, важнейший источник и ресурс его устойчивого поступательного развития. Именно качеством образования определяется уровень науки и культуры, интеллекта и духовности науки, состояние экономики и гражданского общества. А они, в свою очередь, обеспечивают мощь, суверенитет и независимость стран, их место и роль в мировом сообществе.

В мире изменяется отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания — в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

1. Система образования и ее основные компоненты. Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Вообще система образования, в соответствии с определением, данным в Кодексе об образовании – это совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. Система образования включает в себя множество компонентов. Рассмотрим эти компоненты.

Компонентами системы образования являются:

· участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;

· образовательные программы;

· учреждения образования;

· организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;

· иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

· индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

· государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;

· учебно-методические объединения в сфере образования;

· организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;

· организации – заказчики кадров;

· организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;

· государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.

Система образования включает в себя

· систему дошкольного образования,

· систему общего среднего образования,

· систему профессионально-технического образования,

· систему среднего специального образования,

· систему высшего образования,

· систему послевузовского образования,

· систему дополнительного образования детей и молодежи,

· систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.

Вся система образования, так же как и весь образовательный процесс, не может существовать без образовательных программ.

Все образовательные программы подразделяются на

· образовательные программы основного образования,

· образовательные программы дополнительного образования

· образовательные программы специального образования.

Образовательные программы основного образования – образовательные программы, реализация которых позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование.

Образовательная программа повышения квалификации руководящих работников и специалистов реализуется по профилям образования, направлениям образования при условии открытия подготовки по ним. Порядок открытия подготовки по профилям образования, направлениям образования, специальностям, направлениям специальностей, специализациям устанавливается Правительством Республики Беларусь. Профили образования, направления образования, специальности, направления специальностей, специализации определяются в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации».

Образовательные программы послевузовского образования реализуются по специальностям, соответствующим номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь, утверждаемой Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь. Порядок открытия подготовки по специальностям для получения послевузовского образования устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям, определяемым настоящим Кодексом и положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

Образовательные программы основного образования, за исключением образовательной программы дошкольного образования, образовательные программы дополнительного образования взрослых, образовательные программы специального образования подразделяются на виды, определяемые настоящим Кодексом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.