Сделай Сам Свою Работу на 5

Что такое информационная культура?





Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. и предполагал умение оперировать в информационном пространстве того времени основанном на периодических изданиях, библиотеках, читальных залах и архивах. Уже тогда появляется представление об информационной культуре как области культуры, связанной с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности; как научном направлении и области деятельности, являющейся следствием выделения и осознания научным сообществом глобальной роли информации в становлении общества и жизнедеятельности личности.

С конца 1980-х годов проблемами информационной культуры наряду с библиографоведами, библиотековедами, заинтересовались обществоведы, философы, специалисты в области философии информации. С философской точки зрения информационная культура выступает как важнейший компонент духовной культуры общества в целом, различных социальных групп, отдельной личности.

В 90х годах особое влияние на наполнение понятия информационная культура новым содержанием оказали работы специалистов в области информатики, вычислительной техники, новых информационных технологий. Расширяющееся использование в повседневной жизни современных технических средств, применение новейшей информационной техники и технологии определили возникновение нового типа грамотности - компьютерной. Компьютерная грамотность определяется как все то, что нужно человеку, чтобы иметь дело с компьютером, с целью функционирования в обществе, основанном на информации. Таким образом понятие информационной культуры здесь ссужалась. Примером тому могут служить «Обязательный минимум содержания образования по информатике», «Примерная программа курса информатики. Х-Х1 классы», учебные пособия Д.В. Зарецкого, Ю.А.Первина, А.Г.Кушниренко, выпущенные под заглавием «Информационная культура», но излагающие основы компьютерной грамотности. Так произошла подмена разновеликих понятий.



В ходе развития теории информационной культуры в круг принимающих участие в ее формировании специалистов стали входить представители таких наук, как семиотика, лингвистика, социология, психология, педагогика, культурология, эстетика и других. Это привело к переосмысливанию и расширению понятия информационная культура. Однако и сегодня энтузиасты, осознавшие острую потребность информационной подготовки личности в образовательных учреждениях, и пытающиеся на практике осуществить мероприятия, связанные с формирования информационной культуры тех или иных социальных групп общества, испытывают серьезные затруднения. Основная сложность связана с многозначностью самого понятия «информационная культура», вызванного полисемией лежащих в его основе базовых понятий – «информация» и «культура».



Как и для общей культуры, для информационной культуры существует большое количество определений, которые отражают разные грани этого сложного, многомерного понятия. Рассмотрим несколько из них..

Определение Н.И. Гендина – “Информационная культура – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий”

Гораздо более общее определение давал В.Н. Михайлов “Информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступа к информации как на локальном, так и на глобальном уровнях; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интелектуальной работы”.



Таким образом в общем это понятие подразумевает готовность человека к жизни и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно использовать ее возможности и защищаться от ее негативных воздействий. Отсюда главные навыки необходимые человеку:

· понимание закономерностей информационных процессов как в обще-философском смысле, так и в реальном бытовом смысле;

· умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи;

· умение оценить достоверность, полноту, объективность поступающей информации;

· умение представлять информацию в разных видах, обрабатывать е посредством подходящих информационных ( в том числе компьютерных) технологий ;

· умение применять полученную информацию для принятия решений;

· этическое поведение при использовании информации;

Информационная культура выступает важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности человека в информационном обществе. Информационная культура подразумевает осознанную свободу выбора, ограниченную культурными ценностями человеческого общества, которые передаются человеку при воспитании. Таким образом человек с низкой культурой менее защищен в открытом информационном пространстве и может стать легкой жертвой информационной атаки и влияния направленного на получения определенных результатов.

Как говорилось в определении культура предусматривает наличие у человека информационного мировоззрения - системы его взглядов на мир информации и свое место в этом мире, включая убеждения и идеалы человека и его принципы познания и информационной деятельности.

Работа с компьютером оказывает существенное влияние на формирование мышления, дисциплинирует его, способствует большей четкости, точности, строгости. Характерными чертами такого мышления являются умение планировать структуру своих действий, организовывать поиск необходимой информации, строить информационные модели объектов, процессов и явлений. Таким образом уроки информационных технологий в школе могут заменить уроки латинского языка, активно использовавшихся для тех же целей в системе дореволюционного образования России.

В отличие от стихийно происходящих явлений природы любая культура, в том числе и информационная, есть продукт человеческой деятельности. Человек — творец, созидатель культуры и вместе с тем ее пользователь. В этой двуединой связи с деятельностью человека заключено своеобразие информационной культуры. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, а с другой - только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Именно в связи с этим об информационной культуре человека судят не по тому, что он думает о себе сам или каким он желает казаться, а по реальным результатам его самостоятельной информационной деятельности.

Информационная культура как одно из проявлений "культуры вообще" охватывает собой сферу отношений человека, отдельных социальных групп, общества к информации. Соответственно принято различать информационную культуру личности, информационную культуру определенной социальной группы (учителей, врачей, юношества и др.), информационную культуру общества в целом.

Нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией проявилось в монодисциплинарном характере деятельности, которая сводилась к формированию, компьютерной грамотности как отдельных, обособленных друг от друга направлений. Каждый из этих компонентов информационной культуры личности обладает несомненной полезностью. Вместе с тем автономное овладение знаниями и умениями, входящими в состав каждого из этих компонентов, не способно обеспечить формирование информационной культуры личности. Такой подход неправомерен с теоретической точки зрения, так как влечет неполноту, фрагментарность, отсутствие целостного представления о феномене информационной культуры. Однако информационная культура личности не может быть сформирована и в результате лишь механического сложения знаний и умений по каждому из этих компонентов. Только органичное сочетание всех этих компонентов может обеспечить продуктивность ее формирования.

В результате учителя формируют у учащихся непрофессиональное, «облегченное» отношение к работе с информацией,

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.