Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды отраслей права, их взаимодействие. Соотношение системы права и системы законодательства.





Систематизация нормативного материала: понятие, виды, значение.

Законодательство в целом представляет огромный массив нормативных правовых актов. В силу этого существует практическая потребность в систематизации всего этого текстуально- правового материала.

Систематизация законодательства – деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм с целью целостного и удобного пользования ими на практике и воздействия на общественные отношения.

Основные формы (виды) систематизации законодательства:

1 Инкорпорация;

2 Консолидация;

3 Кодификация;

4 Учет;

Инкорпорация – форма систематизации норм права, при которой действующее законодательство объединяется в сборники или собрания в определенном порядке и без изменения их содержания по существу.

Виды инкорпорации:

1 Официальная, при которой осуществляется внесение норм права в сборники действующего законодательства самим автором либо уполномоченным государственным органом: – хронологическая, в которой нормативные правовые акты объединяются по датам их официального опубликования (Собрание законодательства РФ);
– тематическая, в которой объединение нормативных правовых актов осуществляется по предметному принципу со строго тематической направленностью (свод законов РФ);



2 Полуофициальная, которая осуществляется общественными организациями и результаты которой не являются источниками права;

3 Неофициальная , при которой объединение норм права осуществляется организациями или отдельными гражданами, имеющими специальные познания в области правоведения, по своей инициативе, без специального поручения и контроля со стороны правотворческих органов, поэтому на них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по отраслям права);

Консолидация – форма систематизации норм права, которая направлена на устранение множественности нормативных правовых актов и обеспечение единства правового воздействия посредством объединения правовых норм в единый сводный нормативный правовой акт.

Кодификация – форма систематизации норм права, которая выражается в деятельности правотворческих органов, осуществляющих создание нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта посредством всесторонней переработки действующего законодательства.



Виды кодификации:

1 Всеобщая – образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства;

2 Отраслевая – объединение норм права какой–либо отрасли права;

3 Специальная – объединение норм определенного правового института либо нескольких правовых институтов в едином кодифицированном акте;

Актами кодификации являются основы законодательства, кодекс, устав и положение.

Учет – вспомогательная форма, в которой поиск нужного нормативного правового акта осуществляется ручным способом или посредством автоматизированной обработки юридической информации.

Значение систематизации законодательства заключается в следующем:

во-первых, научно обоснованная систематизация, предполагающая анализ и переработку действующих нормативных актов, группировку их по определенной схеме, создание внутренне единой непротиворечивой и согласованной системы нормативного материала, является необходимым условием дальнейшего совершенствования законодательства, повышения его эффективности, устранения его пробельности и освобождения от устаревших предписаний;

во-вторых, приведение законодательства в логически последовательную, упорядоченную и непротиворечивую систему нормативных актов, является важным требованием эффективного осуществления права гражданами, должностными лицами государства. Систематизированное законодательство удобно для оперативного поиска и надлежащего толкования необходимых правовых норм. В этом смысле систематизация выступает одной из важных гарантий законности правоприменительной деятельности;



в-третьих, презумпция знания закона гражданами обязывает государство обеспечить обозримость и доступность законодательства, гарантировать возможность беспрепятственного пользования населением нормативной правовой информации.

Систематизация законодательства, таким образом, создает удобства в пользовании правовой информацией, на этой основе повышается действенность правовых средств, создается благоприятная среда действия права.

 

 

Понятие системы права. Отрасль права и правовой институт.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Отрасль права- совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Виды отраслей права, их взаимодействие. Соотношение системы права и системы законодательства.

Виды отраслей права и их взаимодействие. Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.

Классификация отраслей права:

1 Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы из которых нужно выделить и поставить над всей системой отраслей – других профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую отрасль всей системы – конституционное право;

2 Материальные отрасли – гражданское право, административное право, уголовное право;

3 Процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право;

4 Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества - трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право;

5 Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей - хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право;

Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений.

Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций.

Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права, при этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.