|
Деятельность оценочной компании
Распределение расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг), должно быть предложено оценочной компанией. Для определения регулирующей базы активов организации от оценщика потребуется провести расчет и прогноз размера инвестированного капитала на первый прогнозный период. В частности, предстоит определить полную восстановительную стоимость основных средств и определить рыночную стоимость незавершенного строительства.
В рамках выполнения этой задачи потребуются оценочные заключения об определении физического износа объектов основных средств, исходя из ряда аспектов: экспертной оценки технического персонала, экономически обоснованных сроков службы, учета реконструкций и ремонтов, приводящих к восстановлению основных средств и уменьшению величины износа. Одним из направлений при решении данной задачи станет определение внешнего износа в региональном разрезе: недозагрузки основного технологического оборудования (в т.ч. полезность и используемость объектов основных средств), соотношения требуемой и фактической амортизации, денежных потоков, генерируемых инвестированным капиталом.
Следующим этапом работы независимого оценщика может стать расчет и прогноз чистого оборотного капитала на первый прогнозный период.
Оценщик также может рассчитать доходность долгосрочных государственных обязательств России в процентах годовых как средняя доходность государственных обязательств со сроком до погашения на дату расчета нормы доходности не менее 4 лет и не более 6-и лет за год, предшествующий дате расчета нормы доходности.
Оценщик рассчитывает премию за риск инвестирования в собственный капитал регулируемой организации и норму доходности инвестированного капитала в реальном выражении и согласовывает полученное значение с заказчиком, а также согласовывает норму доходности инвестированного капитала с ФСТ России. В свою очередь ФСТ России по согласованию с Минэкономразвития России выпускает приказ о норме доходности для регулируемой организации.
Расчет и прогноз срока возврата инвестированного капитала на первый прогнозный период также может осуществляться независимым оценщиком. В соответствии с п. 50 Методических указаний срок возврата инвестированного капитала составляет 35 лет.Оценщик проводит исследование сроков жизни активов, входящих в инвестированный капитал, определяет средневзвешенный срок жизни и оставшийся срок службы активов с учетом фактически сложившихся исторических сроков жизни основных средств Компании, а также ремонтов и капитальных вложений Компании за период регулирования.
В свою очередь регулирующие органы контролируют соблюдение уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг). Регулирующие органы ежегодно корректируют НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих или повышающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми ФСТ России. Корректировка НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится также по результатам контрольных мероприятий по соблюдению уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
В этой связи привлечение независимого оценщика может осуществляться по следующим направлениям:
- подготовка проекта методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг) и согласование их с заинтересованными субъектами;
- подготовка проекта методических указаний по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), и согласование их с заинтересованными субъектами.
При разработке таких актов оценщик должен исходить из приоритета минимизации возможных рисков уменьшения тарифной выручки для регулируемой организации, в том числе в результате проведения контрольных мероприятий.Таким образом, можно констатировать, что новшества в законодательном регулировании ценообразования в отношении естественных монополий в электроэнергетической отрасли являются стимулирующим фактором в развитии оценочной деятельности. В свою очередь профессиональная оценка получает развитие в роли ценообразования и утверждения нового направления – стоимостного консалтинга.
Вывод
В перспективе – существенное развитие электросетевого комплекса. Становятся возможными масштабные инвестиции в экономику регионов при сдерживании роста тарифов, механизмов сглаживания. Для региональной и местной власти RAB-регулирование означает повышение энергетической безопасности и надежности электроснабжения регионов, а также возможность получения услуг более высокого качества. Применение метода RAB означает, что государство создает правила игры и обеспечивает прозрачность регулирования на долгосрочный период.
RAB-регулирование давно используется во многих странах, и его преимущества доказаны временем. Семнадцать распределительных сетевых комплексов работают по новой системе тарифообразования и в России. Переход всех сетевых компаний на RAB-регулирование осложняется несовершенством законодательства, отсутствием целостной нормативной базы. Пока сама методология перехода на RAB-регулирование многим видится несколько «сырой».
Сегодня мы работаем на том, что было создано в СССР. Практически на протяжении многих лет сетевой комплекс находился в состоянии стагнации, потому что при скудности тех ресурсов, которые получали за свои услуги энергетики, большая часть шла на поддержание тепловых источников и генерации как основы формирования энергетического комплекса. Распределительно-сетевой комплекс финансировался и сегодня финансируется по остаточному принципу, что, конечно, не приводит к его обновлению в той мере, в которой мы считаем необходимым. Почти 70 процентов оборудования имеет почти 100-процентный износ. Из них 7,4 процента – оборудование, отработавшее два нормативных срока. Основное развитие промышленности, мелкого бизнеса, рост коммунального потребления электроэнергии происходит именно в больших городах, областных центрах, где инфраструктура, которая была создана в предшествующие годы, теперь не покрывает потребностей этих городов. Поэтому сегодня мы видим возможности обновления и развития при использовании современных методов тарифо-образования, которые прошли адаптацию в мировой практике и показали эффективность, – это метод дохода на инвестированный капитал. Я считаю, что переход на RAB-регулирование выгоден для всех участников процесса. Потребители получают повышение качества услуги, надежности электроснабжения. Сетевые компании получают снижение аварийности электрических сетей, решение проблемы старения и ухудшения состояния электрических сетей. Инвесторы получают гарантию возврата инвестированного капитала, снижение рисков, справедливый уровень доходности капитала, который определен принципами тарифного регулирования.
Объем программы достаточно значительный, но вопрос в том, смогут ли мы вписаться с учетом тех последних изменений, которые будут внесены в методические указания, и построить такую модель RAB-регулирования и делать такие расчеты, чтобы потом на 100 процентов исполнять взятые на себя обязательства по выполнению инвестпрограммы? В основном, проблема в том, что доля возврата и дохода на капитал, которая зависит от оценки капитала, достаточно сильно влияет на уровень тарифа и зачастую РЭКи не могут ничего с этим сделать, что многих пугает. Приходится применять механизм сглаживания, в результате которого вся нагрузка переносится на 3, 4, 5 лет. И если первые годы там рост тарифов небольшой, то на 4‑5-й год взлетает чуть ли не в разы, что тоже не совсем правильно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|