Сделай Сам Свою Работу на 5

Чем люди отличаются друг от друга





 

Мы можем теперь понять некоторые различия, существующие между людьми.

Как мы видели, физически люди зачастую развиваются неравномерно: у одних доминируют органы пищеварения, у других – мышцы и кости, у третьих – кожа и мозг. Если одна система разрастается непропорционально другим, то в наших мыслях, эмоциях и поступках возникает перекос в сторону этой системы. Так появляются висцеротоники, соматотоники и церебротоники со своими образцами мышления и поведения. Обобщенно можно сказать, что первые ублажают окружающий мир, вторые им овладевают, а третьи от него отдаляются. Таким образом, телесная и психическая конституция человека с самого начала отчасти предопределяют его поведение по отношению к окружающему миру.

Железы человека в значительной мере влияют на силу его устремлений и на количество энергии, которое он направляет на их удовлетворение, а также на скорость расходования этой энергии. Есть и другой важный фактор, без сомнения находящийся под влиянием работы желез, но пока мало изученный, – настроение. Есть люди, которые всегда веселы, и есть вечные нытики. Большинство людей колеблются между умеренным унынием и умеренным счастьем. Конечно, настроение человека зависит от обстоятельств, но не только от них. Иногда поражаешься тому, как много тягот может вынести, не падая духом, человек, находящийся в хорошем настроении, и как много радостей жизни могут остаться незамеченными, если человек «не в духе». Люди различаются еще и тем, насколько быстро у них меняется настроение.



Можно предполагать, что на способность человека сдерживать свои чувства, откладывая их удовлетворение до более подходящего времени, оказывает влияние эффективность работы мозга. Есть люди сдержанные, а есть – импульсивные. Есть умеющие ждать, есть – не умеющие. Хотя ожидание не всегда уместно, желательно все же уметь ждать, когда это необходимо. И эту способность человек может в себе развить.

Импульсивность бывает разной. Некоторые люди быстро, без раздумий реагируют на любую ситуацию; некоторые отличаются тем, что какое‑то время терпят, а потом внезапно высвобождают накопившуюся энергию. К импульсивности первого типа окружающие относятся с пониманием и сочувствием. Они знают, почему человек рассердился, и ему не приходится объяснять свою реакцию. Импульсивные реакции второго рода вызывают у окружающих чувство неловкости; им кажется, что, может, человек и имеет основания сердиться, но не настолько же! Такого рода запоздалая реакция обычно происходит неожиданно для окружающих, и, поскольку высвобождаемая энергия не ограничивается только первоначальной ситуацией, а накапливается, вбирая в себя энергию всех последующих, «взрыв» гнева обычно кажется посторонним чрезмерным или даже неуместным.



Еще один вопрос, над которым полезно поразмыслить, – это взаимосвязь между воображением и действием. Некоторые люди любят мечтать, но поскольку осуществить все их мечты – дело немыслимое, остаются вечно неудовлетворенными. Особенно склонны к мечтаниям церебротоники; они много думают, но мало делают для осуществления своих грез. У других людей куда меньше неисполнимых желаний, поэтому они не тратят время на фантазии, которые не могут быть практически воплощены.

Про представителей первой группы, группы «торможения», в этой связи можно сказать, что у них слабый «барьер» между бессознательной и сознательной частями разума и хрупкий «барьер» между сознанием и целенаправленным действием; они много грезят, но мало делают для осуществления своих грез. У представителей второй группы, группы «вытеснения», «барьер» между бессознательным и сознанием прочный, а «барьер» между сознанием и действием гибкий; они редко мечтают, но активно действуют. Первые думают о своих образах и дальше этого не идут, в то время как вторые пытаются приспособить к своим образам окружающий мир.



В данном разделе уместно также поговорить о том, что принято называть «интеллектом», или «умом», и что измеряют соответствующими «тестами». Потенциальный интеллект человека зависит от конституциональной способности его психики формировать и сохранять точные образы и связывать их между собой. Интеллект же, реально выказываемый и используемый, зависит от способности противодействовать влиянию эмоций, делающих человека слепым к фактам и искажающих его представления. Это значит, что, восстановив баланс в эмоциональной жизни человека, мы могли бы повышать его практический интеллект, максимально реализуя его потенциал. В ходе одного эксперимента нескольких умственно отсталых детей из приюта отдали на воспитание приемным матерям, выбранным из числа девушек‑правонарушитель‑ниц в ближайшем исправительном учреждении. Каждый ребенок обрел таким образом материнскую любовь и заботу, которой был лишен в своей прежней жизни. Благодаря этим эмоциональным воздействиям у детей повысился уровень интеллекта. Вместе с тем «умнее» стали и «матери», поскольку заполнилась брешь в их эмоциональной жизни: у каждой теперь был ребенок, которого можно было любить. Возможность любить и быть любимым благотворно сказалась на самочувствии и интеллекте тех и других.

Говорят, что есть три вида «интеллекта»: способность к абстрактному мышлению, технический ум и умение ладить с людьми. Не станет сюрпризом, если обнаружится, что, в среднем, самый высокий уровень «абстрактного интеллекта» у церебротоников, «механического интеллекта» у соматотоников, а «социального интеллекта» у висцеротоников. Однако изучить этот вопрос должным образом затруднительно из‑за наличия великого множества смешанных типов.

Различия между людьми, в том числе различия в плане управления внутренней энергией, обусловлены многими факторами. До сих пор мы обсуждали факторы «конституциональные», присутствующие уже с момента рождения: физическое телосложение и зависящие от него комбинации типичных реакций; функциональный уровень развития желез; способность сохранять энергию и характер ее высвобождения, а также пластичность представлений и способность формировать четкие образы, сохранять их и оберегать от искажающего воздействия эмоций. Именно с этими фундаментальными вещами людям приходится работать в процессе формирования их личностей.

 

Примечания для философов

 

1. Физическое строение

Идеи, излагаемые в этом разделе, заимствованы с изменениями у Шелдона:

W. Н. Sheldon, The Varieties of Human Physique.

W. H. Sheldon, S. S. Stevens, The Varieties of Temperament.

Хотя эти рассуждения, по‑видимому, полезны в применении к нормальным людям, в отношении душевнобольных их преимущество по сравнению с классификацией Кречмера (Kretschmer) еще предстоит доказать.

 

2. Эндокринная система

В тексте мы не проводили различий между корой и мозговым веществом надпочечников. Все сказанное относится к мозговому веществу надпочечников. Для пущей простоты допущены и другие обобщения и пробелы. Одной из самых интересных книг, содержащих научную информацию об эндокринных железах, является:

Ruth Crosby Noble, The Nature of the Beast.

Более подробную информацию о психической энергии можно найти у Шиллера, в книге которого приводится обширная библиография по этому предмету:

Paul Schilder, Mind.

 

3. Мозг

Концепция мозга как органа ожидания полезна в дидактических целях. Вопрос о том, как мозг «сохраняет энергию», является законным объектом дальнейших исследований. О работе мозга можно прочитать у Шеррингтона:

Charles S. Sherrington, Man on His Nature.

 

4. Представления

Изложенная здесь концепция образов заимствована с изменениями у Фрейда, Юнга, Шильдера и Берроу. Сравните:

К. Г. Юнг, Психологические типы.

 

5. Образы

Наше истолкование представлений, зарядов и образов базируется на фрейдовской концепции представления и катексиса. Мысли Фрейда по этим вопросам разбросаны по страницам его сочинений, но более или менее доступное обсуждение с комментариями насчет всемогущества мышления можно прочитать в книге З. Фрейд, Тотем и табу.

Представляется, что со временем развитие этих концепций может привести к графическому методу изображения метапсихологических идей, сходному с методом аналитической геометрии. Образ может быть представлен кривой интенсивности катексиса в ее различных точках, а не в своей объективной форме. Изложение «философии как если бы» можно найти у Ганса Вайхингера. См.:

Hans Vaihinger, Philosophy of As‑If. 6. Индивидуальные различия

Гипотеза, согласно которой настроение человека отчасти зависит от деятельности эндокринных желез, какой бы правдоподобной ни казалась, пока еще остается предметом спекуляций. Идея о «тормозящем» и «вытесняющем» типах является полезным переосмыслением концепции интроверсии и экстраверсии (скорее во фрейдовском, нежели в юн‑говском смысле). Деление интеллекта на три типа можно найти у Торндайка (Thorndike). Общее обсуждение темы интеллекта см. в работе

David Wechsler, The Measurement of Adult Intelligence.

Факторы, упоминаемые в этом разделе, могут быть систематизированы и сведены в полезные таблицы. Классификация Кана, на которой частично основывается наше обсуждение, изложена в книгах:

H. W. Haggard, С. С. Fry, The Anatomy of Personality.

Eugen Kahn, Psychopathic Personalities.

Возможно, не совсем верно говорить, что висцеротоник «угождает» своему окружению, но такая формулировка позволяет на данном этапе избежать вопроса об инкорпорации.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.