Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерный перечень чувственных элементов





Визуальные

1. Движущиеся или неподвижные

2. Панорамные или в рамке (если в рамке, то какая она)

3. Цветные или черно-белые

4. Яркость

5. Размер изображения (натуральный, уменьшенный или увеличенный)

6. Размер центрального (ключевого) объекта (или объектов)

7. Сами вы «в кадре» или «за кадром»

8. Расстояние от вас до изображения

9. Расстояние от вас до центрального объекта

10. Качество трехмерного (объемного) изображения

11. Насыщенность цвета (или черных тонов и белого цвета)

12. Контрастность

13. Движение (если есть, то в каком темпе: быстро или медленно)

14. Фокусировка (какие детали в фокусе, а какие нет)

15. Фокусировка меняется или нет

16. Угол зрения, под которым вы видите картину

17. Количество изображений (кадров)

18. Местоположение изображения

19. Прочие элементы, если они есть

Слуховые

1. Громкость

2. Модуляция (прерывания, группировки)

3. Ритм (регулярный, нерегулярный)

4. Интонация (отдельные слова выделены, каким образом)



 

 

5. Темп

6. Паузы

7. Тональность

8. Тембр (качество, резонанс)

9. Особые качества звучания (торжественно, плавно и т. д.)

10. Звук перемещается в пространстве



11. Местоположение

12. Прочие элементы, если они есть

Кинестетические

1. Температура

2. Текстура (ощущение на ощупь)

3. Вибрация

4. Давление

5. Движение

6. Длительность

7. Постоянные — прерывистые

8. Интенсивность

9. Вес (масса)

10. Плотность

11. Местоположение

12. Прочие элементы, если они есть

Болевые

1. Зуд, раздражение

2. Ожог — переохлаждение

3. Напряжение мышц

41 Острота — приглушенность

5. Давление

6. Продолжительность

7. Прерывистость (например, сердцебиение)

8. Местоположение

9. Прочие элементы, если они есть


Диссоциативный образ — это такой образ, который воспринимается будто не вами, а кем-то другим. Если это ваш собственный диссоциативный образ, то наблю­дать его — все равно, что смотреть кинофильм, снятый о вас самих.

Остановитесь на минуту и постарайтесь вспомнить какой-нибудь недавний приятный опыт, и как можно отчетливее. Попробуйте действительно вернуться и углубиться в этот опыт. Вспомните, что вы видели свои­ми собственными глазами: события, образы, цвета, яр­кость и т. д. Вспомните, что вы слышали, и попробуйте это услышать заново: голоса, звуки и т. д. Почувствуй­те, что вы тогда чувствовали: эмоции, температуру и т. д. Испытайте то, что испытывали тогда. А теперь как бы выйдите из собственного тела и ощутите свой выход из ситуации, но отступите в такое место, откуда вы все еще можете наблюдать себя в этом своем опыте. Представьте этот опыт таким образом, будто смотрите фильм с самим собой в главной роли. Какова разница в ваших ощущениях? В каком случае ваши чувства более интенсивны — в первом или во втором? Вот это и есть разница между ассоциативным и диссоциативным об­разами.



Используя при характеристике оттенков чувств про­тивоположность (ассоциативность — диссоциативность), вы можете радикально изменить свое восприятие жизни. Помните, мы уже уяснили с вами, что любое поведе­ние человека является результатом того состояния, в котором он находится, а его состояния создаются его же внутренними представлениями — теми явлениями и событиями, которые он воображает, словами, которые он себе говорит, и т. д. Точно так же как режиссер мо­жет изменить воздействие своего фильма на публику, вы можете управлять тем воздействием, которое ваш жизненный опыт на вас оказывает. Режиссер может


изменить угол расположения камеры, громкость и ха­рактер музыки, скорость и количество движений, цвет и качество изображения, создавая таким образом то со­стояние, которое он стремится пробудить у публики. Вы точно так же можете направлять свое сознание, ге­нерировать любое состояние или поведение, которое со­ответствует достижению самых высоких ваших целей или потребностей.



Позвольте мне показать вам, как это делается. Очень важно, чтобы вы проделали все упражнения, сначала про­читав их, а потом выполнив, прежде чем читать дальше. Может оказаться забавным проделывать эти упражне­ния в паре. Задавайте вопросы друг другу по очереди и отвечайте на них.

Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили какое-нибудь приятное событие в своей жизни. Оно может быть недавним или давно прошедшим. Для этого просто закройте глаза, расслабьтесь и думайте про то, что про­изошло тогда. А теперь попытайтесь усилить это изображение, делая его все ярче и ярче. По мере того как изображение становится ярче, следите за изменением вашего состояния. А теперь попробуйте приблизить изображение к себе, увеличивая его. Что происходит, когда вы манипулируете изображением? Меняется интенсивность вашего опыта, не так ли? Для большинства людей увеличение яркости и величины образа, а также приближение его ведет к созданию еще более мощного иболее приятного образа. Усиливается воздействие на вас этого потенциально сильного и приятного внутреннего представления. Оно переводит вас в более радостное, оптимистичное и деятельное состояние.

Все люди имеют доступ к трем своим чувственным системам, ил и системам представления, — визуальной, слуховой и кинестетической. Но разные люди в различной степени полагаются на каждую из этих систем


представления. Большинство людей получают доступ
к своему мозгу в основном через визуальную сферу
представлений. Они реагируют на те образы, которые
проносятся в их сознании. Другие воспринимают мир
в основном через слух. У третьих более развиты кинестетические ощущения. Такие люди больше реагируют на то, что они слышат или ощущают. Поэтому после того, как вы потренироваться со своими визуальными образами, попробуйте проделать такие же упражнения с другими системами представлений.

Снова вернитесь к тому приятному воспоминанию, с которым вы только что работали. Попробуйте усилить громкость голосов или звуков, которые вы тогда слышали. Придайте им более энергичный ритм, сделайте их более низкими, поменяйте тембр. Сделайте их сильнее и убедительнее. Теперь попробуйте проделать то же самое с кинестетическими оттенками чувств. Сделайте свое воспоминание теплее, мягче и более гладким на ощупь, чем оно было раньше. Что теперь делается с вашими чувствами при воспоминании о прошлом?

Люди отвечают на внешние раздражители не одина­ково. Кинестетические раздражители в особенности вы­зывают разные реакции у разных людей. Большинство из вас, очевидно, заметили, что если делать изображение ярче или крупнее, то оно от этого усиливается. Внутрен­нее представление становится более интенсивным, более приятным, и, что самое главное, оно переводит вас в более позитивное, более активное состояние. Когда я провожу это упражнение на семинарах со своими слушателями, то каждый раз убеждаюсь в этом, наблюдая за физиологическими проявлениями их состояния: дыхание становится глубже, плечи расправляются, лица расслабляются, при этом тела как бы наливаются новой энергией.

А теперь давайте попробуем проделать то же самое упражнение с отрицательным образом. Вспомните что-


нибудь такое, что разочаровало вас и вызвало боль. Те­перь возьмите это изображение и добавьте яркости. При­близьте его к себе, увеличьте. Что происходит в вашем сознании? Большинство людей обнаруживают, что их негативное состояние обостряется. Те отрицательные эмоции, которые они испытывали раньше, становятся еще сильнее. Теперь отодвиньте это изображение на его исходное место. Что происходит, когда вы его делаете все меньше и меньше и все менее и менее ярким? А теперь попробуйте отметить перемены в своих ощуще­ниях. Вы почувствуете, что отрицательные эмоции и чув­ства утратили свою силу над вами.

Попробуйте проделать это же упражнение с други­ми органами чувств. Прислушайтесь к своему собст­венному голосу или к другим голосам, раздающимся в представленном вами неприятном эпизоде. Переклю­чите этот голос на громкий или, как говорят музыканты, форте. Ощутите этот опыт как устойчивый и жесткий. Можно гарантировать, что произойдет то же самое — негативные ощущения усилятся. Но только, пожалуй­ста, не относитесь к этому эксперименту формально. Я хочу, чтобы вы проделывали эти упражнения со всей серьезностью, сосредоточенно и тщательно следя за тем, какие чувства и оттенки чувств оказывают на вас наи­большее влияние. Возможно, вам понадобится не один раз пройти по этим этапам в своем сознании, наблюдая за тем, как манипулирование образами меняет ваше от­ношение к ним.

Давайте снова возьмем тот отрицательный образ, с которого мы начали, и попробуем его уменьшить. Сле­дите за тем, что происходит, когда вы уменьшаете изо­бражение. Теперь давайте выведем его из фокуса — сделаем размытым, тусклым и неразборчивым. Теперь уберите его совсем — уведите его настолько далеко, что-


бы оно было почти незаметным. А теперь возьмите этот образ и отправьте его на воображаемое солнце. Обра­тите внимание на то, что вы услышите, увидите и почув­ствуете, когда он исчезнет из вашего мира навсегда.

Проделайте то же самое с вашими слуховыми обра­зами. Уменьшите звук и громкость голосов, которые вы слышите, чтобы они звучали, будто сквозь сон. Уберите из них ритм и резкость. Попробуйте сделать то же са­мое с вашими кинестетическими образами. Сделайте их более мягкими, несущественными, поверхностными. Что происходит с отрицательным образом, когда вы со­вершаете весь этот процесс? Если вы похожи на боль­шинство людей, то заметите, как образ теряет свою си­лу—он становится слабее, не таким болезненным или вообще незначительным. Вы можете взять что-то, что в прошлом причинило вам нестерпимую боль, и сделать его слабым, растворить и уничтожить.

Мне кажется, что вы поняли из этого краткого опыта, насколько мощной технологией вы сейчас владеете. Все­го за несколько минут вы смогли сделать свое положи­тельное ощущение более мощным, более продуктивным. Вы так же смогли уменьшить степень влияния на вас сильного отрицательного ощущения. В прошлом вы были в плену результатов своих внутренних представлений. Теперь вы знаете, что вещи ведут себя так, как это нуж­но вам.

По существу, перед вами открывается два пути. Вы можете дать возможность своему сознанию вести вас по жизни так же, как оно это делало прежде. Вы можете позволить ему высвечивать любой образ, звук или чув­ство, на который будете реагировать автоматически, как по сигналу, подобно тому, как собаки Павлова реагиро­вали на звонок. Или же вы можете выбрать вариант сознательного управления своим собственным разумом. Вы можете сами устанавливать в себе те кнопки, кото-


 

 

рые вам нужны. Вы можете расправляться со своим отрицательным опытом и негативными образами, ли­шая их силы и влияния на вас. Вы можете представлять их себе так, чтобы они не отнимали у вас силы, в таком свете, что они уменьшатся до карманных размеров, и это позволит вам сделать с ними что угодно.

Наверняка вам приходилось испытывать страх пе­ред большой работой или серьезным заданием, которые поначалу казались вам такими сложными, что не хвата­ло духу за них взяться. Однако если представить себе эту работу в виде маленькой картинки, вы сможете из­менить свое отношение к ней, начнете сразу же пред­принимать соответствующие действия, вместо того что­бы мучиться в сомнениях. Я знаю, что моя рекомендация может показаться до смешного простой, но стоит ее ис­пробовать, и вы сразу же обнаружите, что перемена ва­ших представлений может привести к изменению ваше­го понимания этой задачи и таким образом изменить все ваши действия.

Теперь вы уже знаете, что можете брать из прошлого положительный и приятный опыт и усиливать его. Вы можете брать маленькие радости жизни и делать их огромными, делать их ярче в своем представлении, ста­новясь от этого более счастливым и жизнерадостным. В ваших руках средство, способное сделать вашу жизнь более яркой, более радостной, более продуктивной.

Само по себе ничто ни хорошо, ни плохо; мысль делает это тем или другим.

Уильям Шекспир

Помните, в главе 1 мы размышляли с вами о том, что назвали достоянием королей. Король способен управлять своим королевством. Вашим королевством является ваш мозг. Точно так же как король может


управлять своим королевством, вы можете управлять своим — если будете сами руководить своими пред­ставлениями о собственном жизненном опыте. Все те оттенки чувств, о которых мы говорили, дают указания мозгу, как чувствовать. Помните: мы никогда не знаем в действительности, какова жизнь на самом деле. Мы знаем ее такой, какой представляем ее себе. Поэтому, если у нас есть негативный образ, представленный в виде большой, яркой, мощной и громкой формы, мозг представит негативный опыт в виде чего-то огромного, яркого, шумного, движущегося. Но если мы возьмем этот негативный образ и сожмем его, затемним, превра­тим в неподвижный кадр, затем уберем из него энер­гию, мозг даст на это соответствующий ответ. Вместо того чтобы впадать в негативное состояние, мы можем просто выбросить этот негативный образ, не испыты­вая особого огорчения.

Наш язык дает нам много примеров силы нашего воображения и представления в оценке явлений реаль­ности. Что мы имеем в виду, когда говорим, что у како­го-то человека блестящее будущее? Что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам, что будущее туманно? Что мы имеем в виду, говоря, что нужно пролить свет на этот вопрос? Что мы хотим сказать, когда говорим, что кто-то нарушил пропорции или исказил образ чего-то? Что имеют в виду люди, говоря, что что-то давит им на моз­ги или они зациклились? Что вы имеете в виду, когда говорите, что все звучит в нужной тональности, или что прозвенел звонок, или что все удачно складывается?

Обычно мы воспринимаем эти фразы как метафоры. На самом деле это не так. Они представляют собой точное описание того, что происходит у нас в мозгу. Вспомните о том упражнении, которое вы проделывали несколько минут назад, когда брали неприятный опыт из прошлого и увеличивали его. Вспомните, как нега-

 

управлять своим королевством, вы можете управлять своим — если будете сами руководить своими пред­ставлениями о собственном жизненном опыте. Все те оттенки чувств, о которых мы говорили, дают указания мозгу, как чувствовать. Помните: мы никогда не знаем в действительности, какова жизнь на самом деле. Мы знаем ее такой, какой представляем ее себе. Поэтому, если у нас есть негативный образ, представленный в виде большой, яркой, мощной и громкой формы, мозг представит негативный опыт в виде чего-то огромного, яркого, шумного, движущегося. Но если мы возьмем этот негативный образ и сожмем его, затемним, превра­тим в неподвижный кадр, затем уберем из него энер­гию, мозг даст на это соответствующий ответ. Вместо того чтобы впадать в негативное состояние, мы можем просто выбросить этот негативный образ, не испыты­вая особого огорчения.

Наш язык дает нам много примеров силы нашего воображения и представления в оценке явлений реаль­ности. Что мы имеем в виду, когда говорим, что у како­го-то человека блестящее будущее? Что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам, что будущее туманно? Что мы имеем в виду, говоря, что нужно пролить свет на этот вопрос? Что мы хотим сказать, когда говорим, что кто-то нарушил пропорции или исказил образ чего-то? Что имеют в виду люди, говоря, что что-то давит им на моз­ги или они зациклились? Что вы имеете в виду, когда говорите, что все звучит в нужной тональности, или что прозвенел звонок, или что все удачно складывается?

Обычно мы воспринимаем эти фразы как метафоры. На самом деле это не так. Они представляют собой точное описание того, что происходит у нас в мозгу. Вспомните о том упражнении, которое вы проделывали несколько минут назад, когда брали неприятный опыт из прошлого и увеличивали его. Вспомните, как нега-


тивные аспекты этого опыта переводили вас в непро­дуктивное состояние. Разве можно подобрать лучшее выражение для описания этого опыта, чем-то, что вы нарушили его пропорции? То есть мы инстинктивно чув­ствуем, какими мощными являются наши внутренние представления. Помните о том, что мы можем взять наш мозг под контроль; он никогда не должен контролиро­вать нас.

Есть простое упражнение, которое помогает многим. Не оказывались ли вы когда-нибудь в состоянии непре­рывного внутреннего диалога? Не попадали ли вы в такую ситуацию, когда, казалось бы, ваш внутренний голос никак не может замолчать? Много раз бывало так, что мозг ведет непрерывные диалоги. Мы спорим о наболевшем или пытаемся использовать старые аргу­менты для нового выигрыша. Как только такое случит­ся с вами в следующий раз, просто уменьшите звук. Сделайте этот внутренний голос тише, отдалите его и сделайте слабее. Этим многие люди добиваются реше­ния всех проблем. А не ведутся ли в вас такие мыслен­ные диалоги, когда внутренний голос запрещает вам делать что-то, не дает вам развернуться? В таком слу­чае попробуйте сказать себе то же самое с оттенком сексуальности, почти флиртуя: «Ты на это не спосо­бен». Как вы чувствуете себя теперь? Не правда ли, ваша мотивация возросла, и вам страстно хочется сде­лать то, что ваш внутренний голос так упорно считает невозможным. Испытайте это на себе, и вы сразу же

почувствуете разницу.

***

Давайте выполним еще одно упражнение. Вспомни­те о чем-нибудь из своего прошлого опыта, что вы дела­ли с очень сильной мотивацией. Расслабьтесь и попро­буйте создать в себе четкий мысленный образ этого опыта. Теперь мне хотелось бы задать вам несколько


вопросов. Выдерживайте паузу и отвечайте на них один за другим. Нет ответов правильных или неправиль­ных. Разные люди просто будут отвечать на эти вопро­сы по-разному.

Когда вы смотрите на этот образ, вы видите фильм или стоп-кадр? Он цветной или черно-белый? Он близ­ко от вас или далеко? Он находится слева, справа или по центру? Он вверху, внизу или в центре вашего поля зрения? Является ли он ассоциативным (видите его собственными глазами), или он диссоциативный (вы видите все как бы со стороны)? Имеет ли он четкое обрамление, или вы видите панораму, которая прости­рается в бесконечную даль? Яркий он или тусклый, светлый или темный? Сфокусирован ли этот образ чет­ко или расплывчат? Проделывая это упражнение, ста­райтесь отмечать, какие оттенки чувств в вас проявля­ются сильнее всего, какие имеют над вами большую власть, когда вы сосредоточенно думаете о них.

Теперь пропустите этот эпизод по вашим слухо­вым и кинестетическим каналам чувств. Когда вы слы­шите то, что происходит вокруг, слышите ли вы свой собственный голос или голоса других, участвующих в этом событии? Вам слышится диалог или монолог? Звуки, которые вы слышите, громкие или тихие? Обла­дают ли они богатством интонаций или монотонны? Ритмичны они или беспорядочны? Их ритм быстрый или медленный? Звуки то замолкают, то возникают или вы слышите их постоянно? Что является глав­ным из того, что вы слышите или говорите самому себе? Где располагаются звуки? Откуда они прихо­дят? Каким вы ощущаете образ: жестким или мяг­ким? Он теплый или холодный? Грубый или нежный? Острый или тупой? Жидкий или твердый? Какой ча­стью тела вы это ощущаете? Каков он на вкус: кис­лый или сладкий?


Поначалу на некоторые из этих вопросов будет очень трудно ответить. Если у вас есть склонность формировать свои внутренние представления в основ­ном кинестетическим способом, вы можете подумать про себя: «У меня не получаются картинки». Однако помните, что это ваше убеждение и, пока вы придержи­ваетесь его, оно будет верно. По мере того как вы буде­те лучше узнавать свои чувства, вы начнете учиться улучшать свое восприятие таким методом, который на­зывается «наложение». Суть его в том, что ваш исход­ный слух, например, будет сначала отбирать все слухо­вые импульсы, которые содержатся в этом опыте. То есть сначала вы будете запоминать то, что слышали в данный момент. Но как только вы оказались в таком состоянии, вызвав богатое, мощное внутреннее пред­ставление, вам будет гораздо легче представить его или в виде визуального кадра, где вы начнете работать над изобразительным рядом своих оттенков чувств, или в виде кинестетического кадра, где вы начнете обраба­тывать кинестетические оттенки чувств.

Итак, вы только что видели и пережили опыт струк­турирования чего-то, вызвавшего в вас в прошлом огром­ную мотивацию к работе. Теперь я хочу, чтобы вы поду­мали о чем-то, мотивацию к чему вы бы хотели получить, о чем-то таком, к чему в настоящий момент вы не испы­тываете никаких особых чувств, никакой особой моти­вации что-то сделать. Еще раз сформируйте в себе мыс­ленный образ. Затем ответьте на те же вопросы, обращая внимание на то, чем ваши ответы отличаются от тех, когда вы рассматривали поступок, совершенный вами в прошлом с большой мотивацией. Например, когда вы рассматриваете образ, вы видите фильм или стоп-кадр? Начиная с этого, пройдите по всем вопросам, адресован­ным к визуальным оттенкам чувств. А затем ответьте на вопросы, относящиеся к слуховым и кинестетиче-


ским оттенкам чувств. Делая это, не забывайте отме­чать наиболее сильные чувства, те, которые сильнее всех других влияют на ваше состояние.

Теперь возьмем дело, для выполнения которого у вас была сильная мотивация (назовем его опытом 1), и то, к чему вы хотите получить мотивацию (опыт 2), и рассмотрим оба этих опыта одновременно. Это не так сложно сделать. Представьте себе, что ваш мозг является телевизионным экраном, на котором демон­стрируется сразу два изображения, причем вы имеете возможность рассматривать оба этих изображения од­новременно. У вас есть различия в оттенках чувств, не так ли? Это можно было предвидеть, поскольку различные представления дают различные типы ре­зультатов в нервной системе. Теперь давайте возь­мем все, что мы узнали о том, какие виды оттенков чувств мотивируют нас и при каких обстоятельствах, и постепенно перенастроим оттенки чувств с того опыта, где у нас была сильная мотивация, на тот опыт, где мы хотим получить мотивацию (опыт 2), таким обра­зом, чтобы они соответствовали мотивации оттенков чувств опыта 1. Конечно, эти ощущения, будут раз­личны у разных людей, но можно почти с уверенно­стью утверждать, что образы опыта 1 будут ярче об­разов опыта 2. Первые будут ближе и четче. Я хочу, чтобы вы сконцентрировались на различиях между ни­ми и манипулировали вторым образом так, чтобы он становился все больше и больше похожим на первый образ. Не забывайте делать то же самое со слуховы­ми и кинестетическими представлениями. Сделайте это прямо сейчас.

Что вы сейчас чувствуете относительно опыта 2? По­высилась ли ваша мотивация совершить этот поступок? Вы должны это почувствовать, если вам удалось согла­совать оттенки чувств опыта 1 с аналогичными из опы-


та 2 (например, если опыт 1 представлялся вам в виде фильма, а опыт 2 был стоп-кадром, вы должны превра­тить последний также в фильм), и продолжать этот про­цесс со всеми визуальными, слуховыми и кинестетиче­скими оттенками чувств. Когда вам удастся найти конкретные спусковые крючки (оттенки чувств), кото­рые заставляют вас перейти в желаемое состояние, вы сможете легко связать эти спусковые механизмы с не­желательными состояниями, чтобы мгновенно выходить из них.

Помните, что сходные внутренние представления бу­дут создавать сходные состояния или чувства, которые, в свою очередь, будут вызывать сходные действия. Кро­ме того, если вы найдете, что конкретно заставляет вас чувствовать высокую мотивацию, то будете точно знать, что вам нужно делать с любым опытом, чтобы получить из него такую же высокую мотивацию. А находясь в таком продуктивном состоянии, вы сможете побудить себя к принятию эффективных действий.

Важно отметить, что определенные ключевые оттенки чувств оказывают на нас большее воздействие, чем дру­гие. Например, я работал с одним мальчиком, у кото­рого не было мотиваций ходить в школу. Большинст­во визуальных оттенков чувств, казалось, не могут подвигнуть его на это. Однако когда он говорил само­му себе определенные слова определенным тоном, он чувствовал мгновенно необходимую мотивацию идти в школу. Кроме того, когда он чувствовал мотивацию, у него напрягались бицепсы. Однако, когда мотива­ция отсутствовала или он был зол, у него появлялось напряжение в челюсти и тон его голоса сразу стано­вился другим. Только за счет перемены этих двух от­тенков чувств мне удалось почти мгновенно перевести его из состояния огорчения и немотивированности в состояние высокой мотивации. Или другой случай. Од-


на женщина любила шоколад за мягкость и гладкость его текстуры и не переносила виноград по той причине, что в нем есть косточки, которые хрустят на зубах. Все, что я мог сделать, это заставить ее представить себе, что она медленно ест виноград, осторожно раску­сывая каждую виноградинку и ощущая ее текстуру в тот момент, когда она прокатывается у нее во рту. Я также попросил ее говорить то же самое, что она гово­рила о шоколаде, и таким же тоном. Проделав это, она сразу захотела винограда, с тех пор она ест его с удо­вольствием.

Занимаясь моделированием человеческого поведе­ния, вы всегда будете интересоваться тем, как другие люди добиваются определенных результатов в умствен­ной или физической деятельности. Например, люди при­ходят ко мне за советом и говорят: «Я так подавлен». Я не спрашиваю: «Отчего у вас подавленное состоя­ние?», чтобы затем они демонстрировали его мне. Это только усилит их депрессию. Я не хочу знать, почему они в подавленном состоянии; я хочу знать, как в них такое состояние появляется. Вместо этого я спрашиваю у них: «Как вы добиваетесь этого?» Обычно этим во­просом я привожу их в замешательство, потому что че­ловек не всегда понимает, что это он сам совершал опре­деленные действия у себя в мозгу и в физиологии, чтобы прийти в подавленное состояние. Поэтому я спраши­ваю: «Если бы я сидел в вашем теле, как бы я пришел к подавленному состоянию? Что мне нужно представлять для этого? Что я должен говорить себе? Как я должен это говорить? Каким тоном?» Именно эти процессы соз­дают определенные умственные и физические дейст­вия, которые дают конкретные эмоциональные резуль­таты. Если нам удастся изменить структуру этого процесса, он может стать другим, не приводящим нас в состояние подавленности.


После того как вы узнали, как влиять на события, вы можете начать управлять своим собственным мозгом и создавать в себе такие состояния, которые помогут вам организовать такую жизнь, которую вы хотите и заслу­живаете. Пример: каким образом вы приходите в заме­шательство или становитесь подавленным? Вы берете что-то и делаете из этого невыгодное изображение у себя в голове? Вы продолжаете говорить с собой жал­ким и печальным голосом? А теперь скажите, как вы приводите себя в состояние восторга, веселья? Для это­го вы рисуете в своем воображении яркие картины? Как они двигаются: быстро или медленно? С какой интонацией голоса вы говорите с собой? Представьте себе, что кто-то любит свою работу, а вы нет, но вам хотелось бы ее полюбить. Попробуйте найти нечто, соз­дающее в нем это чувство. Вы сами будете поражены тем, как быстро вам удастся измениться. Мне доводи­лось наблюдать людей, которые лечились традицион­ными методами в течение многих лет, чтобы решить свои моральные проблемы, проблемы своих состояний и по­ведения. Применив мой новый метод, они лишались всех своих проблем за считанные минуты. В конце концов, подавленность, депрессия и экстаз — это все явления не статичные. Они представляют собой процессы, кото­рые создаются определенными мысленными образами, звуками и физическими действиями, которые вы кон­тролируете сознательно или бессознательно.

Понимаете ли вы сейчас, как с помощью этих приемов можно изменить всю свою жизнь? Если вам нравится то чувство удовлетворения, которое приносит вам ваша ра­бота, но вы терпеть не можете прибираться в доме, вы можете сделать одно из двух: нанять домработницу или отметить разницу между вашими представлениями о своей работе и об уборке дома. Представив себе работу по дому как интересное и увлекательное занятие, пользуясь


теми же самыми оттенками чувств, которые вы приме­няете у себя на службе, вы получите мгновенный стимул к домашней работе. Это очень хороший урок, который вы можете преподать своим детям!

А что, если бы можно было взять все свои обязанно­сти, которые вы ненавидите, но которые нужно испол­нять, и наделить их оттенками чувств удовольствия? Помните, что очень немногие вещи являются изначаль­но неприятными. Просто вы усвоили, что одни вещи приятные, а другие нет. Теперь просто поменяйте яр­лыки местами и создайте новые ощущения на основе своего старого опыта. Что, если вы посмотрите на свои проблемы внимательно, уменьшите их размеры и поста­вите подальше от себя? Наши возможности в таких перестановках безграничны. Причем вы — самый глав­ный командир!

Важно помнить, что, подобно любым другим навы­кам, такая наука моделирования требует упорной тре­нировки и практики. Чем чаще вы будете сознательно осуществлять эти простые перемещения оттенков чувств, тем лучше вам будут удаваться быстрые необходимые результаты. Вы скоро обнаружите, что изменение ярко­сти или четкости изображения оказывает более сильное влияние на вас, чем изменение местоположения или раз­мера этого изображения. Узнав это, вы поймете, что яр­кость — одно из первых свойств, которым нужно мани­пулировать, если вы хотите что-то изменить.

Некоторые из вас могут сейчас подумать: эти пере­мены оттенков чувств — великое дело, но как сделать так, чтобы они не возвращались обратно? Я знаю, что могу изменить их в данный момент, и это ценно, но было бы еще лучше, если бы я мог закреплять эти изменения, делать их необратимыми.

Этого можно добиться с помощью метода, известно­го под названием «модель свиста». Он может быть при-


менен в борьбе с наиболее устойчивыми проблемами и вредными привычками, которые есть у людей. «Мо­дель свиста» берет внутренние представления, которые обычно создают состояние пассивности, и заставляет их автоматически запускать в действие новые внутренние представления, которые переводят вас в то энергичное состояние, которое вам необходимо. Когда вы обнару­живаете, например, что внутреннее представление за­ставляет вас чувствовать переедание, то с помощью «мо­дели свиста» вы можете создать в себе новое внутреннее представление чего-то такого, что сильнее по эффекту и сможет увести вас, если вы это увидите или услышите, от мыслей о еде вообще. Если вы свяжете между собой эти два представления, то всякий раз, когда вы будете думать о переедании, первое представление будет авто­матически вызывать в памяти второе и переводить вас в такое состояние, когда вам не будет хотеться есть. Самое главное в этой «модели свиста» заключается в том, что, однажды внедрив ее в себя, вам уже не нужно думать о ней. Процесс будет происходить автоматиче­ски, без всяких сознательных усилий. Вот как работает на практике «модель свиста».

Шаг 1. Определите то поведение, которое вы хотите изменить. Постройте внутреннее представление этого поведения, как будто видимое вашими собственными глазами. Если вы хотите избавиться от привычки грызть ногти, представьте себе такую картину: вы поднимаете руку, подносите пальцы к губам и начинаете грызть ногти.

Шаг 2. Теперь, когда у вас есть четкая картина того поведения, которое вы хотите изменить, вам нужно соз­дать в себе другое представление, образ самого себя тогда, когда нужные вам изменения произойдут. Вы


можете представить, как вы убираете пальцы ото рта, слегка надавливаете на кончики пальцев и на ногти, которые намеревались обгрызть. Вы смотрите на руку и видите свои ногти аккуратно подстриженными и об­работанными, а самого себя прекрасно одетым, владею­щим собой и уверенным в себе. Эта картина, которая будет изображать вас в желаемом состоянии, будет дис-социативной, ибо это идеал, к которому вы стремитесь, а не вы сами.

Шаг 3. Слейте в себе эти два изображения (соедини­те со «свистом») таким образом, чтобы ваше непродук­тивное состояние автоматически вызывало полезный и активный жизненный опыт. Как только вы приведете в действие этот механизм срабатывания, все, что связано с образом кусания ногтей, будет автоматически вызывать в вашем сознании другой образ — идеально благопо­лучного собственного изображения. Таким образом, вы создали для своего мозга совсем новый способ обращать­ся с тем, что в прошлом вас расстраивало.

Вот как производится эта «модель свиста». Начните с усиления яркости на картине поведения, которое вы хотите поменять. Затем в правом нижнем углу этой картины создайте маленькое темное изображение того, кем вы хотите быть. Теперь возьмите это маленькое изображение и мгновенно увеличьте его размеры и яркость, буквально заполнив им все то изображение поведения, которое вам уже ненужно. Выполняя этот процесс, произнесите про себя слово «ух!» с таким энтузиазмом, на какой только способны. Я понимаю, что это звучит несколько по-детски. Однако, сказав «ух!» са­мым взволнованным образом, вы пошлете серию мощ­ных положительных сигналов в свое сознание. После того как у вас в сознании появилась четкая картина,


весь процесс замены изображений будет отнимать у вас не больше времени, чем на произнесение слова «ух!». Теперь перед вами большая, яркая, четкая, цветная кар­тина, изображающая вас таким, каким вы хотите быть. Старая картина исчезла навсегда.

Самыми важными моментами в применении этой мо­дели являются быстрота и многократность повторения. Вы должны ясно видеть и чувствовать, как маленькое темное изображение становится огромным и ярким, вы­растая и заполняя все прежнее изображение, разрушая его и заменяя даже большим, более ярким изображени­ем нового положения вещей. Почувствуйте удовлетво­рение от созерцания вещей такими, какими они должны быть. Затем откройте глаза на секунду, чтобы разрушить это состояние. Когда вы снова закроете глаза, проделай­те это упражнение еще раз. Старайтесь видеть те вещи, которые вы хотите изменить, в виде большого изображения, а затем наблюдайте за тем, как маленькое изображение стремительно растет в размерах, становится ярче и занимает весь экран при слове «ух!». Сделайте неболь­шую паузу после этого опыта, откройте глаза. Затем за­кройте глаза снова. Найдите еще что-нибудь в себе, что вы хотите изменить. Взгляните на исходное изображе­ние и определите то, что вы хотите в нем поменять. Сде­лайте это под слово «ух!». Проделайте всю процедуру пять или шесть раз, причем как можно быстрее. Помни­те, что главным ключом к успеху является скорость; при этом нужно чувствовать удовольствие. Сконструирова­ли картинки, рассмотрели их мысленным взором, «ух!» — и готово... И повторяйте так до тех пор, пока не добье­тесь автоматической замены старого изображения но­вым, которое вызовет новые состояния и, следовательно, новое поведение.

Теперь вызовите в памяти самое первое изображе­ние. Что происходит? Если, например, вы вернулись к

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.