Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 15. Искусство первой половины XX вв.





 

· В XX веке человечество сталкивается с мировыми катастрофами, с ощущением порвавшейся «связи времен», с утратой этических и эстетических ценностей. Все это порождает трагический разлад в душах художников, приводит к девальвации образцов, к отсутствию авторитетов. Каждый оригинальный мастер стремится создать свой стиль, свою манеру, утвердить свой почерк. Размытость критериев приводит к тотальной иронии, скепсису, чувству опустошенности, к стремлению паразитировать на художественных явлениях прошлого, и цитируя их, и подвергая осмеянию. Прекрасное подменяется безобразным, духовное – бездуховным, подлинное искусство – подражанием или издевкой. И автор, и зритель остаются один на один с технократической цивилизацией, вытесняющей культуру или приспосабливающей ее к своим прагматическим целям. формируется массовая культура и китч как ее крайнее выражение.

· Искусство XX века как объект изучения скорее критика, чем историка: многие мастера XX столетия демонстрируют многогранность интересов, проявляют себя во всевозможных видах и жанрах искусства: станковом, монументальном, театрально-декорационном, в графике, искусстве витража, керамики, в скульптуре малых форм. Появление различных художественных направлений, часто прямо противоположных, сталкивает авангард (модернизм) с искусством традиционным, верным реалистическим принципам предыдущих веков; в творчестве одного художника часто соединяются разнородные художественные направления и концепции.



· Стихийный рост городов, численности населения, занятого в промышленном производстве, несоответствие этому темпов жилищного строительства приводит к переуплотнению застройки, повышению этажности, неизбежному уничтожению зелени.

· Модерн в архитектуре и прикладном искусстве. Для модерна характерно: выявление функционально-конструктивной основы здания, часто отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей «ковкости» (широкое введение кривых линий) металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики, что ведет к новому образу зданий: доходных домов, богатых особняков, банков, театров, вокзалов. Присутствие в модерне стилизаторского декоративизма с обилием кривых линий и нагромождением декоративных элементов, склонность к иррационализму. Творчество доходящего до мистики А.Гауди (собор Ла Саграда Фамилиа).



· Интенсивное разрушение структуры старых феодальных городов после Первой мировой войны. Самое значительное направление архитектуры западных стран в 20-е годы – функционализм, распространению принципов которого способствовал Ле Корбюзье. «Пять принципов» Ле Корбюзье: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-протяженные окна, свободная композиция фасада. Современная архитектура многим обязана функционализму 20-х годов: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция). Использование принципов функционализма применительно к национальным особенностям разных стран. Архитектурный экспрессионизм, национальный романтизм и другие стили, влияние которых незначительно.

· Две противоположные теории строительства в 20-30-е годы – урбанистическая (Ле Корбюзье: диорама «Современный город на 3 млн. жителей», проект реконструкции центра Парижа, идея города будущего, превращавшая столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий) и дезурбанистическая (Э.Хоуард с идеей строительства небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в зелени административными и культурного назначения зданиями, с жилыми домами индивидуального плана, с не подлежащим застройке кольцом сельскохозяйственных территорий вокруг города-сада). Варьирование и переплетение обеих теорий в последующие десятилетия.



· «Органическая архитектура» Ф.-Л.Райта с акцентом на уникальность, неповторимость архитектурного образа, сообразованность со вкусом заказчика, с идеей проникновения здания в природу, в пейзаж (или, наоборот, пейзажа в здание («Дом-водопад»). Призыв Райта к отказу от ордерных принципов. Стилизация зданий под природные формы: дерево, пчелиный улей…

· Увеличение проблем градостроительной практики после Второй мировой войны. В осуществлении больших градостроительных проектов преградой является частная собственность на землю. Развитие техники предоставляет архитекторам разнообразие практических возможностей и художественных приемов. Пространственные железобетонные конструкции как кривые (параболы, эллипсы), создающие новый эстетический образ. Качества «предварительно напряженного» бетона позволяют увеличивать пролеты перекрытий, что с особым успехом применяется при строительстве мостов. Сочетание логического и художественного мышления, рационализма и образности нигде так не проявляется, как в транспортных сооружениях (развязках больших городов, эстакадах, многоярусных гаражах).

· Создание гигантских городов и проблемы соотношения вертикалей (высотных) и горизонталей (протяженных домов); соотношения зданий с зелеными массивами; проблемы использования материалов разных фактур и качества: от облегченных (алюминий, пластические массы, пленочные синтетические материалы) до испытанного веками дерева; проблемы полихромии, особенно важные при стандартизации современного строительства.

· Утрата ценностных ориентиров в изобразительных искусствах, характерная для культуры XX столетия. Искусство модернизма, порывающее с традицией и считающее формальный эксперимент основой своего творческого метода, каждый раз выступает с позиций открытия новых путей, и потому именуется авангардом. Все авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. Дегуманизация искусства – тупик авангарда.

· Дадаизм (1916-1922) – самое пестрое, хаотичное, лишенное программы авангардистское течение. Отрицание дадаистами духовных ценностей, законов морали, этики, религии, утверждение хаоса и произвола, безудержный эпатаж.

· Отход от реализма в изобразительном искусстве Франции с самого начала XX в. Французская живопись прошла через все этапы и варианты формалистического искусства. Франция – родина фовизма, кубизма и его разновидности – пуризма, она дала своих дадаистов, сюрреалистов, абстракционистов. Менее всего во Франции получили развитие футуризм и экспрессионизм.

· В 1905 г. на выставке в Париже художники А.Матисс, А.Дерен, М.Вламинк, А.Марке, Ж.Руо экспонировали свои картины, которые за резкое противопоставление необыкновенно ярких цветов и нарочитую упрощенность форм критика называет произведениями «диких» – les fauves, а все направление получает название «фовизм». У фовистов с их пониманием соотношения пятен чистого цвета, сведенным к контуру лаконичным рисунком, простым, «по-детски» линейным ритмом, оказались огромные возможности для решения декоративных задач.

· Самый талантливый из фовистов – Анри Матисс («Одалиски», «Румынская блуза», «Танец», «Музыка», серия «Джаз», «Красная мастерская»), вечный искатель гармонии, чистоты цвета и формы, гениальный колорист, художественный мир которого напоминает мозаику из элементов разных техник и стилей (реализм, фовизм, пуантилизм, ориентализм, аппликация).

· Особое место среди французских художников начала XX в. занимает Амедео Модильяни («Автопортрет», «Маленький крестьянин», «Жанна Эбютерн в желтом свитере», «Лежащая обнаженная», «Жак Липшиц и его жена Берта», «Портрет Хуана Гриса», «Анна Зборовская»). «Моди», или Погоня за человеческим лицом. Художественный мир Модильяни – соединение несоединимого: «богемный образ жизни» и поразительная эрудиция, изучение традиций старых мастеров и знание примитивных культур, конкретность изображения человеческого характера и непередаваемая грация линейных силуэтов (отголоски маньеризма?).

· Искусство начала XX века и художники-одиночки, не примыкавшие ни к какому направлению. М.Утрилло («Парижская улица», «Мулен де ла Галет»), «портретист Парижа», певец Монмартра. Еще больший одиночка – А.Руссо, таможенник, который пришел в живопись поздно, узнал известность лишь незадолго до смерти и позже был объявлен главой примитивизма, направления, названного так за «наивность» изображаемого на холсте фантастического мира с экзотической растительностью, хищными зверями, бытом парижской улицы со смешными и нелепыми человечками, увиденными, однако, острым взглядом художника, искусно подчиняющего изображенное законам декоративной плоскости («Заклинательница змей»; «Коляска папаши Жюнье», «Карнавальный вечер», «Война»).

· Среди авангардистских направлений начала XX столетия, возможно, одним из самых сложных и противоречивых является экспрессионизм. Экспрессионизм сложился в Германии, а его идеолог Кирхнер считал направление специфически свойственным германской нации (латинское expressio толковалось как внутреннее выражение торжества духа над материей). Отказ от иллюзорного пространства, плоскостная трактовка предметов, несгармонированные сочетания, деформация, острый рисунок, внешняя эмоциональность, персонажи (проститутки, преступники, душевнобольные) – основы «поэтики» экспрессионистов.

· Объединение экспрессионистов «Синий всадник», главные фигуры которого В.Кандинский и Ф.Марк. «Они искали рай на земле, а нашли Первую мировую войну». После войны экспрессионисты резко размежевываются. Одни ушли полностью в абстракционизм, в творчестве других отчетливо зазвучали социальные ноты. Наиболее верными позициям экспрессионизма остались австриец А.Кубин с произведениями, близкими к Кафке, полными галлюцинаций, пронизанными мистицизмом (иллюстратор Достоевского, Гофмана, Стриндберга, Эдгара По) и О.Кокошка с его «портретами городов», образами, навеянными философией Фрейда, в которых человек рассматривается как нечто зыбкое, неуловимое, расплывчатое (портрет доктора-психиатра Фореля). Экспрессионизм оказал влияние на многих художников. Влияние это продолжается и в наши дни, особенно на мастеров, которые хотят выразить свое неприятие уродливого современного мира, «пафос отрицания», вопль боли, по-своему понимая возможности искусства.

· Становление другого направления авангардизма – кубизма – связано с творчеством французских художников Брака и Пикассо. Посмертная выставка Сезанна в 1907 году в Париже, имевшая огромный успех. Схематизация форм, которую увидели будущие кубисты в Сезанне, и геометризация, привлекшая их внимание в только что открытой европейцами африканской скульптуре, стали толчком для создания этого направления. Как и экспрессионисты, кубисты отказались от иллюзорного пространства, от воздушной перспективы, фетишизировали конструкцию картины, поставив во главу угла строгую построенность предмета, представленного на плоскости открытым для обзора со всех сторон. «Мы пишем не как видим, а как знаем, причем в соответствии с современным развитием естественных наук». Основные фазы развития кубизма: сезаннистская, аналитическая (предмет представляется с разных точек зрения) и синтетическая (связь с объектом изображения совершенно порвана). На последнем этапе из кубизма выделился «орфизм».

· «Авиньонские девушки» Пикассо как начало кубизма: еще есть определенная сюжетность, но нет воздушной перспективы, фигуры деформированы, форма правой части моделируется не светотенью, а направлением штриха, в то время как левая часть картины – с помощью теней и растушевки; композиция строится на нарочито разной моделировке разных частей, видимая форма разлагается на составляющие элементы для создания новой изобразительной формы.

· Складывание основ искусства кубизма. Разрушение форм предметного мира, превращение человеческой фигуры в сочетание вогнутых и выгнутых плоскостей. Статичность изображения (Пикассо: «Женщина с веером», «Танец с покрывалами», «Три женщины»).

· Последнее широкое выступление кубистов относится к 1912 г. Книга Глеза и Метценже «О кубизме» – первое теоретическое обоснование кубизма. По теории кубистов, картина – это самостоятельный организм, и она воздействует не образом, а формальными средствами, своим ритмом. По мысли Аполлинера, кубистические произведения относятся к старому искусству, как музыка к литературе. «Не искусство имитации, а искусство концепции». По мнению теоретиков кубизма, красота картины не имеет ничего общего с красотой реального мира, она строится только на пластическом чувстве.

· Продолжатели кубистов – пуристы – развивали рационалистическую, рассудочную тенденцию кубизма. С пуризма начинал и Ле Корбюзье, знаменитый архитектор XX в., создатель конструктивизма, считавший, что и любую картину можно построить так же, как машину или здание.

· Футуризм как первое откровенно враждебное реализму направление (его родина – Италия), отрицавшее искусство прошлого, призывавшее к разрушению музеев, библиотек, классического наследия: «Страдания человеческие должны интересовать художника не больше, чем «скорбь электролампы». 11 тезисов Маринетти, в которых провозглашается апофеоз бунта, «наступательного движения», «лихорадочной бессонницы», «гимнастического шага», «оплеухи и удара кулака», а также «красоты быстроты», ибо в современном мире «автомобиль прекраснее Ники Самофракийской. Футуризм стремится к созданию искусства – апофеоза больших городов и машинной индустрии, выступает с апологией техники, урбанизма, абсолютизацией идеи движения.

· Наиболее крайняя школа модернизма — абстракционизм сложился как направление в 10-х годах XX столетия. Поскольку художники этого течения отказываются от показа предметного мира, абстракционизм называют еще «беспредметным искусством».

· Один из основоположников абстракционизма – В.Кандинский («В сером», «Вибрация», «Вверх», «Казаки», «Пересекающиеся линии», «Разноцветная жизнь») создал свои первые «беспредметные» произведения еще раньше кубистов. Теоретик и практик абстракционизма, он считал, что «только предоставив краскам и формам полную свободу, новое искусство сможет обеспечить эффективный контакт с душой». Другой основоположник абстрактной живописи – К.Малевич («Полотеры», «Черный супрематический квадрат», «Автопортрет», «Голова крестьянина», «Супрематизм», «Корова и скрипка», «Англичанин в Москве»), соединивший импрессионистический абстракционизм Кандинского и сезаннистский геометрический абстракционизм в изобретенном им супрематизме (от французского supreme – высший).

· Особое направление в абстракционизме – лучизм – возглавляли М.Ларионов и Н.Гончарова: предметы они видели как сумму лучей, а свою задачу – поиск и фиксацию пересечения сходящихся лучей - красочных линий, их в живописи представляющих.

· С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку: Музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма, Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. В послевоенный период новая волна абстракционизма поддержана огромным размахом рекламы, организованным успехом. В произведения абстрактной живописи вкладывают капитал. Социально-психологические причины успеха беспредметного искусства. Апология хаоса, беспорядочности, отказ от «сознательного» в искусстве, призыв «уступить инициативу формам, краскам, цвету» вместе с экзистенциалистской литературой и театром абсурда – те средства, которые выражают общую дисгармонию современного мира. Искусство становится языком знаков. «Звезда» американского абстракционизма послевоенного периода – Д.Поллок («Синее», «Хранители тайн», «Осенний ритм»), который вводит термин «дриппинг» – разбрызгивание красок на холст без применения кисти. В Америке это называется также абстрактным экспрессионизмом, во Франции – ташизмом (от слова «tache» – пятно), в Италии – ядерной живописью.

· Абстракционизм – не последнее из авангардных течений, возникших в первые десятилетия XX в. На почве дадаизма и сначала только как литературное течение возник сюрреализм. Из литературы сюрреализм переходит в живопись, скульптуру, кино и театр.

· Сюрреалистическое направление в искусстве родилось как философия «потерянного поколения», чья молодость совпала с Первой мировой войной. Его представляла в основном бунтарски настроенная художественная молодежь, близкая по мироощущению к дадаистам, но понимающая, что дадаизм бессилен выразить волновавшие их идеи. Теория сюрреализма строилась на философии интуитивизма (интуиция – единственное средство познания истины, ибо разум здесь бессилен и акт творчества имеет иррациональный, мистический характер), на философии идеализма и на философии австрийского психиатра Зигмунда Фрейда с его учением о психоанализе, с культом «бессознательного» и с культом полового инстинкта – «либидо», которые, по Фрейду, сопутствуют человеку с детства и сублимируются в творческий акт. Именно Фрейда сюрреалисты считают своим духовным отцом. Ненавидящие буржуазный мир, ищущие новые острые средства выражения в искусстве, к сюрреализму примкнули в 20-е годы Элюар, Арагон, Пикассо, Лорка, Неруда (впрочем, быстро отмежевавшиеся от него).

· Своими предшественниками сюрреалисты объявили испанского архитектора А.Гауди, выходца из России живописца М.Шагала и итальянского художника и поэта Д. ди Кирико. Первыми сюрреалистами в живописи были: А.Массой, Х.Миро, М.Эрнст, Ив Танги. В 30-х годах сюрреализм выходит за европейские рамки. В 1931 г. устраивается первая выставка в Америке. Нью-Йоркская выставка 1936 г. называется «Фантастическое искусство, дада, сюрреализм». Рядом с произведениями сюрреалистов и дадаистов на ней экспонировались произведения душевнобольных, «естественные объекты сюрреалистического характера», вроде ложки из камеры смертника, и «научные объекты», вроде поперечного среза лишая.

· Появление в 1930-е годы в среде сюрреалистов С.Дали – художника, ставшего кульминацией в развитии этого направления.

· Верной реалистическим традициям остается французская пластика. В начале XX в. во французской скульптуре появляются три выдающихся мастера, три яркие творческие индивидуальности, объединенные роденовским пониманием формы и стремящиеся вернуть скульптуру в русло строгих законов пластики: А.Майоль («Флора», «Река», «Ночью», «Три нимфы»), основная идея творчества которого – красота и естественность здорового прекрасного тела, сильного и крепкого; Э.А.Бурдель («Пенелопа», «Франция», «Памятник Адаму Мицкевичу», «Умирающий кентавр») – динамичный и экспрессивный, полная противоположность Майоля; Ш.Деспио («Полетта», «Вакханка», «Ася», «Аполлон», «Девочка из Ланд») – портретист, работавший с натуры, в творчестве которого отсутствует внешняя эффектность, но присутствуют одухотворенность, интеллектуальная тонкость.

· Неизбежный раскол в среде модернистов и неминуемая политизация художников после событий 1917 года в России. Невозможность ограничения путей развития реализма рамками Европы. Возникновение союзов пролетарских художников в Японии и Корее, развитие Р.Кентом национальной школы пейзажной живописи в Америке. Начало в 20-е годы невиданного расцвета монументального искусства Мексики, повлиявшего на развитие других национальных школ Латинской Америки (А.Сикейрос). Развитие даже в США искусства, поднимающего социальные проблемы, искусства критического направления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.