Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 11. Искусство России XVII–XVIII вв.





 

· XVII столетие – «бунташный» век с «Медным» и «Соляным» бунтами, восстаниями под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина. Время реформ патриарха Никона, богословской полемики и раскола церкви. Изменения в хозяйственной сфере, с созданием мануфактур, сближение с Западной Европой. Завершение истории древнерусского искусства, открытие пути к новой светской культуре.

· Три этапа архитектуры: первая четверть XVII в. – связь с традициями XVI века; 40-80-е годы – поиск нового стиля; конец столетия – отход от старых приемов и утверждение новых, свидетельствующих о рождении зодчества нового времени. Продолжение шатрового строительства: «Дивная» церковь в Угличе, шатер над Спасской башней Кремля. Крупнейшее светское здание Московского Кремля – Теремной дворец, «многообъемностью» помещений, многоцветностью декора (резной по белому камню орнамент экстерьера, роспись С.Ушакова внутри) напоминающий деревянные хоромы.

· Новый стиль – «московское», или «нарышкинское барокко»: большинство храмов этого направления было построено по заказу знатных бояр Нарышкиных. Центричность и ярусность, симметрия и равновесие масс как самобытная, но близкая стилю европейского барокко система. Типичные образцы «нарышкинского барокко» — церкви в подмосковных усадьбах знати: церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л.Нарышкина («легкая кружевная сказка»). Географическая масштабность архитектуры: строительство ведется в Москве и ее окрестностях, в Ярославле, Твери, во Пскове, в Рязани, Костроме, Вологде, Каргополе и т.д.



· Наличие двух художественных направлений в изобразительном искусстве на рубеже XVI—XVII вв: «годуновская школа» (следование монументальным образам Рублева и Дионисия) и «строгановская школа» (подписная, драгоценная миниатюра, с тщательным, мелким письмом, изощренностью рисунка, богатством орнаментации, обилием золота и серебра, рассчитанная на ценителя искусства).

· Оружейная палата середины XVII в. – художественный центр всей страны, мастера которой расписывали церкви и палаты, подновляли старую живопись, писали иконы и миниатюры, создавали рисунки для икон, хоругвей, церковного шитья, ювелирных изделий. Здесь работали все выдающиеся художественные силы Руси, иностранные мастера, отсюда шли заказы на исполнение росписей, станковых и монументальных работ в самых разных техниках.



· Симон Ушаков – царский изограф, теоретик искусства, глава нового движения, провозглашающего задачи живописи, которые вели к разрыву с древнерусской иконописной традицией. Ушакова занимали вопросы взаимоотношения живописи с реальной натурой, «отношения искусства к действительности». Прекрасный педагог, умелый организатор, один из главных живописцев Оружейной палаты, он был верен своим теоретическим выводам в собственной практике. В его любимых темах («Спас Нерукотворный», «Троица»), видно, как художник стремится избавиться от условных канонов иконописного изображения. Он добивается телесного тона лиц, почти классической правильности черт, объемности построения, подчеркнутой перспективы. При композиционной схожести с рублевской «Троицей» «Троица» Ушакова не имеет с ней ничего общего, нет одухотворенности образов Рублева: ангелы – земные существа, стол с чашей – символ таинства жертвы – натюрморт.

· Фрески XVII в.: изображения измельчены, с трудом читаются на расстоянии, покрывают стены, столбы, наличники одним сплошным узором, жанровые сценки переплетаются с затейливыми орнаментами. Орнамент покрывает архитектуру, фигуры людей, костюмы, из орнаментальных ритмов вырастают пейзажные фоны. Декоративизм, праздничность и постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни – особенности фресковой росписи XVII столетия.



· Портретный жанр как предвестник искусства будущей эпохи. Портрет – парсуна (от искаженного «персона») – родился еще на рубеже XVI— XVII вв. Изображения еще близки к иконе, но в них уже есть определенное портретное сходство, изменения в языке изображения, при всей наивности формы, линеарности, статичности есть попытка светотеневой моделировки.

· В XVII столетии чаще появляется круглая скульптура, почти совсем незнакомая предыдущим эпохам. Стремление к подчеркнутой пластичности, объемности сказалось и на изделиях из металла: чеканных золотых и серебряных ризах икон, на разнообразных формах утвари, как церковной, так и светской. Любовь к многоцветному узорочью вызвала новый расцвет искусства эмалей, особенно сольвычегодских и устюжских мастеров.

· Искусство первой трети XVIII века. Реформы Петра I в экономической, государственной, политической, военной и общественной жизни, в просвещении, науке и искусстве. Характерная черта культуры в целом и изобразительного искусства в частности – «спрессованность» развития. Стремление к объективному познанию мира, развитие наук, расширение книгопечатания, создание в конце петровского правления Академии наук – все это содействовало укреплению новой, светской культуры. Русское искусство выходит на общеевропейские пути развития, отказываясь от средневековой замкнутости, но не порывая с вековыми национальными традициями.

· Вариативность знакомства русских с европейским искусством: приглашение западных художников в Россию, приобретение европейских произведений искусства, обучение наиболее способные мастера в заморских странах как пенсионеров, за государственный счет. Первые посланцы – художники братья Никитины, М.Захаров, Ф.Черкасов, А.Матвеев. Остальные обучались по старинке, в традициях Оружейной палаты, при Санкт-Петербургской типографии, при Кунсткамере. 1724 г., указ Петра об учреждении «Академии», при которой существовало художественное отделение, где главное внимание уделялось рисунку, гравюре, практическим задачам насущного характера. 1748 г., художественное отделение расширено до классов архитектуры, скульптуры, живописи и перспективы.

· Новая конструктивная система в архитектуре. В 1703 г. был заложен город, ставший столицей Российской державы («Самый предумышленный город на свете» – Ф.М.Достоевский). План Петербурга с его регулярностью и симметрией, параллельно-перпендикулярным устройством улиц, застройкой по красной линии был новым по сравнению с древнерусскими городами. Город возник сначала как крепость и порт, поэтому Петропавловская крепость и Адмиралтейство были одними из первых построек. Свой образ Петербурга созидал опытный зодчий и строитель Доменико Трезини, главный архитектор города того времени, создавший Петропавловский собор, доминанту новой столицы; Петровские ворота Петропавловской крепости в честь победы России в Северной войне; Летний дворец Петра в Летнем саду.

· Новое по своему назначению и архитектуре здание первого русского музея – Кунсткамеры (Г.-И.Маттарнови, Н.-Ф.Гербель, Г.Кьявери и М.Земцов). Меншиковский дворец на Васильевском острове как новый тип усадьбы (сочетание нового каменного дворца, старого – деревянного, церкви и обширного регулярного сада позади постройки). Наряду с городскими усадьбами начинается строительство загородных резиденций вдоль Финского залива.

· Строительство частных жилых домов. Канцелярией от строений, возглавляемой Трезини, намечается возведение с помощью деревянных каркасов с забутовкой из глины и щебня мазанковых зданий: двухэтажные, как правило, строились уже каменные. Дифференцирование домов (по имущественному цензу), обязательные («образцовые») типы застроек, которые выходят фасадом на улицу и вместе с оградами и воротами создают единую линию улиц и набережных. Центр города – Адмиралтейская сторона, где от Адмиралтейской башни со шпилем тремя лучами отходят Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица.

· Картина маслом на светский сюжет занимает главное место в живописи начала XVIII в. Новые техника и содержание рождают свои приемы, свою систему выражения. Среди станковых картин, монументальных панно, плафонов, миниатюр предпочтительное место отводится портрету: камерному, парадному; в рост, погрудному, двойному. Исключительный интерес к человеку, характерный именно для русского искусства. В Преображенской серии портретов («портретах шутов») видно внимание к человеческому лицу (портрет Якова Тургенева), к реалиям быта («натюрморт» в портрете Алексея Василькова). Но по глубине пространства, лепке объема, анатомической правильности фигур «Преображенская серия» лежит в системе предыдущего столетия («заключительный аккорд древнерусской живописи»).

· 1716 год – год посылки первых русских художников за границу – начало новой художественной жизни России, связанной с новым, светским искусством. И.Никитин как основатель новой русской живописи, «персонных дел мастер», гофмалер (портрет племянницы Петра Прасковьи, портрет любимой сестры Петра Натальи Алексеевны, знаменитый портрет Петра в круге, изображение Петра на смертном одре). А.Матвеев – художник, обогативший отечественное искусство достижениями европейских живописных школ, первый из русских мастеров глава «живописной команды» Канцелярии от строений, руководит всеми монументально-декоративными работами, которые ведутся в Петербурге и его окрестностях. Вместе со своей командой он украшает живописными панно Сенатский зал Двенадцати коллегий, пишет иконы для петербургских церквей, создает станковые произведения («Автопортрет с женой» – поэтический образ дружественного и любовного союза).

· Конный монумент императора Петра I, образ полководца, триумфатора в традициях, начало которых лежит еще в памятнике Марку Аврелию – «взлет гения» Бартоломео Карло Растрелли, флорентийского мастера, воспитанного в традициях берниниевского барокко, работавшего и как архитектор, и как скульптор в разных жанрах: от «кумироделия всяких фигур» до строительства фонтанов и создания театральных декораций. Среди его наиболее известных работ: бюст А.Меншикова, внешне эффектный, величественный образ «прегордого Голиафа, герцога Ижорской земли»; портретный бюст Петра (типичное произведение барокко: композиция с подчеркнутой пространственностью и акцентом на множественности фактур, со светотеневыми контрастами пластических масс, образ целой эпохи); статуя Анны Иоанновны с арапчонком (расцвет монументальной русской скульптуры).

· Процесс становления светского искусства во всех его видах и жанрах к концу жизни Петра. Сумбур так называемой «эпохи дворцовых переворотов» вокруг русского трона после смерти Петра. Внутренняя нестабильность не могла не отразиться и на развитии искусства.

· Искусство середины XVIII века. Два этапа развития искусства середины XVIII в.: 30-е годы – мрачное время правления Анны Иоанновны, засилья иноземцев; 40-50-е годы – елизаветинское правление, некоторое смягчение нравов предыдущего времени, рост национального самосознания, поощрение всего отечественного, время русского барокко.

· Расцвет архитектуры 30-х-40-х годов связан с именем Ф.Б.Растрелли (дворцы Бирона, летний дворец Елизаветы Петровны, дворец М.Воронцова, Зимний дворец в Петербурге, комплекс Смольного монастыря). Московская архитектурная школа во главе с Д.Ухтомским. Триумфальные арки в честь выдающихся событий как синтез архитектуры, скульптуры и живописи (Троицкие, Адмиралтейские, Аничковские ворота).

· Создание барочного стиля в архитектуре не могло непосредственно не отразиться на живописи, прежде всего на монументально-декоративной, широко применявшейся во дворцах и церквях Растрелли и других архитекторов этого времени. Русский живописец А.Антропов, в чьем живописном почерке «архаизмы» сыграли роль большой художественной выразительности. Камерным портретам художника (статс-дамы А.Измайловой, М.Румянцевой, А.Бутурлиной) свойственны: поясное изображение, полуфигура и лицо максимально приближены к зрителю, колорит строится на контрастах больших локальных цветовых пятен. Антропов улавливает наиболее существенное в своих моделях, и потому его портреты удивительно жизненны. Парадный портрет Петра III – шедевр, в котором дворцовая обстановка, парадные регалии оказываются в контрасте с жалкой в своей напыщенности уродливой фигурой императора.

· «Мозаичных дел мастер», или Влияние М.Ломоносова на искусство середины века. Изобретение цветных смальт для мозаик, не уступающих по красоте итальянским. Мозаики «Полтавская баталия», портреты Петра I и Елизаветы Петровны как могучее средство монументальной пропаганды высоких патриотических идей.

· Искусство второй половины XVIII века – периода расцвета абсолютной монархии в России, могущества русского дворянства и… надвигающегося кризиса (восстание Пугачева, «вольтерьянство» просвещенных дворян, увлечение масонскими и тираноборческими идеями). Быстрый взлет русской художественной культуры, формирование целого поколения мастеров, представленного крупными творческими индивидуальностями.

· Основание по инициативе И.Шувалова и М.Ломоносова Академии художеств (1757), первого (на долгие годы единственного…) и крупнейшего художественного центра, определившего пути русского искусства на протяжении всей второй половины столетия. Изучение великих мастеров прошлого, античности – основа художественного образовании в Академии. Ведущее направление – классицизм (что характерно и для европейских академий) с его благородными идеалами, высокопатриотическими, гражданственными идеями служения отечеству, восхищением внутренней и внешней красотой человека (философия просветительства, движения, возникшего в Англии и во Франции). Пенсионерство как художественное сотрудничество, принесшее русским мастерам быстрое европейское признание. Иностранцы – уже не мэтры-учителя, а мастера, чье место в русской художественной среде зависит от их собственных дарований.

· В.Баженов – величайший мастер русского классицизма, художником необычайной фантазии, оказавшим огромное влияние на развитие не только практического зодчества, но и архитектурной теории. И это при том, что большинство его проектов даже не было осуществлено… Проект Кремлевского Дворца (реконструкция всего Кремля), ансамбль Иоанновской площади, ансамбль в Царицыне, замысел реорганизации Академии художеств, организация картинной галереи, создание «Модельного дома» как основного проектного центра Москвы и центра русской теоретической мысли в архитектуре, участие в переводе Витрувия, обращение к древнерусскому наследию – далеко не полный перечень сфер интересов В.Баженова, с чьим творчеством как архитектора связывается становление и утверждение классицизма. М.Казаков (здание Сената, церковь Филиппа Митрополита) и И.Старов (Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец) – выдающиеся русские зодчие, вместе с Баженовым участвовавшие в процессе становления русского классицизма.

· Расцвет русской скульптуры, связанный с именами Гордеева, Козловского, Щедрина, Прокофьев. Наивысшие достижения в скульптуре принадлежат Ф.Шубину, земляку Ломоносова, прибывшего в Петербург уже художником, постигшим тонкости костерезного дела. Бюсты А.Голицына (сложный абрис и разворот головы и плеч, трактовка разнофактурной поверхности, тончайшая моделировка лица и более свободно-живописная – одежды – все напоминает приемы барокко), П.В.Завадовского (резкость поворота головы, пронзительность взора, аскетичность всего облика, свободно развевающиеся одежды – метод трактовки предвещает эпоху романтизма),Ломоносова (сложная многогранная характеристика образа, лишенная всякой официальности и парадности, живой ум, энергия, сила в облике, разные ракурсы, дающие разные акценты).

· Исторический жанр живописи, как наиболее последовательно воплотивший принципы классицизма. Трактовка античных и библейских сюжетов, национальной истории соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просветительства в творчестве: А.Лосенко – выпускника и первого русского профессора класса исторической живописи Академии, автора «Владимира и Рогнеды» – картины с театрально-условным характером (при всей декламационности и патетике в ней много искреннего); Г.Угрюмова, основной темой произведений которого являлась борьба русского народа с иноземными завоевателями («Торжественный въезд в Псков Александра Невского», «Взятие Казани»).

· Жанр портрета как наиболее успешный в живописи второй половины ХVШ в. Ф.Рокотов («Портрет великого князя Павла Петровича», «Портрет девочки Юсуповой»), создавший некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе». Д.Левицкий – величайший художник XVIII века, создатель парадного портрета (портрет архитектора А.Кокоринова, серия портретов воспитанниц Смольного института – «смолянок», объединенных темой юности, искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения), великий мастер камерного портрета (портрет М.Дьяковой как образ раскрывающейся жизни), автор репрезентативного портрета «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия», где императрица представлена «первой гражданкой отечества», служительницей законов.В.Боровиковский, мастер портрета, в котором выражены черты нового направления в искусстве – сентиментализма (портрет О.Филипповой, говорящий об интересе к тонким «чувствованиям»; гениальный портрет М.Лопухиной, напоенный тишиной и томностью).

· Бытовой жанр не получил развития в стенах Академии. Все, что было сделано интересного в этом жанре, было сделано без прямого участия Академии. Картина «Юный живописец» (И.Фирсов, 1760-е годы), изображающая маленькую девочку, под надзором сестры позирующую юному художнику как «первая ласточка» русского бытового жанра, в котором впоследствии работали М.Шибанов и И.Ерменев.

· Последняя четверть XVIII в.: становление русского пейзажного жанра. Сочетание видового и декоративного начала, трехцветная схема, изображение окрестностей Петербурга, образ безмятежно ясной природы, архитектурные сооружения в качестве фона, пасущиеся стада, люди, находящиеся в единении с природой, созвучность идеалу сентиментализма – основные черты творчества родоначальника национального пейзажа С.Щедрина, первого профессора-руководителя пейзажного класса Академии художеств. Дальнейшее развитие русского пейзажного жанра: от мастера акварельного пейзажа и батальных сцен М.Иванова и родоначальника городского пейзажа Ф.Алексеева до величественного, классицистического Ф.Матвеева с его стремлением создать глубоко прочувствованный образ русской природы.

· Развитие русской архитектуры и изобразительного искусства XVIII века по законам Нового времени. Непростой путь освоения законов общеевропейского развития в минимально короткие сроки, достойное место русской светской художественной культуры среди европейских школ при сохранении своей специфики и создании собственной системы в жанровом и типологическом отношениях.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.