Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 10. Искусство Западной Европы XVII-XVIII в.в.





 

· Великие географические открытия, колонизация Нового Света, теория гелиоцентрической космогонии, буржуазные революции (нидерландская начала XVII века, английская 1648 года, Великая французская 1789 года) как факторы изменения мировоззрения людей, понимания роли и места человеческой личности в окружающем мире. «Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий» (Паскаль).

· «Барокко» – загадочный термин, обозначающий общую тенденцию стремления к динамизму, переход от преимущественно пластического восприятия к преимущественно живописному, усиление регламентации искусства со стороны государства, развитие искусства парадного, придворного, «бюргерского». Соединение мистики и рациональности, фантастичности и приземленности, иррациональности и деловитости. Искусство барокко – это живописная иллюзорность, тяготение к ансамблевости, к метафоре, к организации пространства, синтез архитектуры и скульптуры, нарушение принципов прямой линейной перспективы.

· Искусство Италии и «вечного города» Рима эпохи предвестия и раннего барокко (конец XVI – началоXVII вв.). Смесь древности и современности, величия и унижения, роскоши и убожества. «Жанрист» Микеланджело Меризи да Караваджо, более известный как просто Караваджо, давший название мощному реалистическому течению в искусстве («Гадалка», «Вакх», «Обращение Савла», «Успение Богородицы», «Ужин в Эммаусе», «Юноша с лютней»), создатель «героического пейзажа» тщательный Аннибале Карраччи («Господи, камо грядеши?», люнет «Бегство в Египет», «Мертвый Христос», «Воскресение Христа»).



· Искусство Италии XVIII века: поэзия руин или итальянский вариант рококо? Ансамблевость и неразрывная связь скульптуры с архитектурой. Чародей римского барокко Борромини (римская церковь Сан Иво, 1642-1660), универсальный скульптор и архитектор Бернини (Королевская лестница в Ватикане, грандиозная колоннада и оформление гигантской площади собора св.Петра, 1656-1667; «Экстаз св.Терезы»): от «импозантного декорума» и «большого стиля» к неподдельной одухотворенности.

· Итальянская живопись XVIII века: сплав академичности, идеализации, патетики, материальности формы, энергии и драматизма, новшества в понимании светотеневой моделировки. Фантаст и романтик Маньяско («Христос на галилейском озере», «Привал бандитов»), глубокий Креспи («Автопортрет», «Вступление в брак», «Деревенская девушка», «На кухне»), архитектор мечты Пиранези, создавший уникальный жанр воображаемой архитектуры («Вид на Римский Форум», сюита «Мнение об Архитектуре», Порт Рипетта»), блистательный и даже отчасти рокайльный Тьеполо («Путь на Голгофу», «Пир Клеопатры», «Девушка с попугаем», «Аллегория с Венерой и Временем»), мастер «ведуты» Каналетто («Регата на Большом канале», «Каприччо с колоннадой», «Двор каменотеса», «Римский Колизей», «Таможня»), пейзажист настроения Гварди («Венецианский дворик», «Концерт», «Площадь Сан-Марко»). «…Стоит Венеция, отразив в адриатические волны свои потухнувшие дворцы…» (Гоголь)



· Фламандское искусство XVII века – «это, прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс» («Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа», «Елена Фоурмен со своими детьми», «Прибытие Марии Медичи в Марсель», «Афродита и Арес»). «Король художников», баловень судьбы, символ эпохи или пленник золотой клетки? Призрак пустоты в мотивах схваток, обнаженных телах и динамических композициях.

· Школа Питера Пауля Рубенса: «изящный баловень судьбы» Ван Дейк («Портрет семьи Ломеллини», «Портрет трех старших детей Карла I», «Автопортрет») и другие «скромные спутники колесницы Рубенса». Художники стиля «манеккен-пис»: изысканно-грубоватый «реалист» Йорданс («Сатир в гостях у крестьянина», «Семейный портрет», «Бобовый король»), корифей натюрморта, гениальный «метрдотель» Снейдерс («Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Охота на кабана»), основоположник «кабацкого жанра» беспокойный Браувер («Сцена в таверне», «Операция», «Курильщики»).



· Эволюция или деградации «среднего человека» в зеркале голландского искусства XVII века? Своя правда «малых голландцев», или Живопись как товар. Kabinettmalen: рассказчик в картинка Стен («Визит врача», «Родины», «Кавардак»), интерьерный Питер де Хох («Дворик дома в Делфте», «Хозяйка и служанка»), «фактурный» и виртуозный Терборх («Визит», «Бокал лимонада», «Концерт»). Жанровая живопись и пейзаж: тончайший и лиричный живописец вечности, «великий малый голландец» Вермер Делфтский («Офицер и смеющаяся девушка», «Служанка с кувшином молока», «Вид Делфта», «Любовное письмо», «Искусство живописи», «Девушка с жемчужиной – Северная Джоконда»), романтически настроенный Рейсдал («Морской берег», «Мельница у Вейка», «Водопад»). Портрет: чувственный и темпераментный «пессимист» Халс («Улыбающийся кавалер», «Цыганка», «Малле Баббе», «Регенты приюта для престарелых»). Натюрморт или «stil–liven»: Клас («Натюрморт со свечой»), Хеда («Завтрак с ежевичным пирогом»), Калф («Натюрморт»).

· Чудо «бюргерской» Голландии – Рембрандт Харменс Ван Рейн («Возвращение блудного сына», «Ночной дозор», «Даная», «Урок анатомии доктора Тюльпа»). Художник, которого «выбрала» живопись. Рембрандт и современники: сюжет для басни «Осел и Соловей»? Торжество над пессимизмом Экклезиаста, или Над чем смеялся Рембрандт в своем последнем «Автопортрете» (1665-1668).

· Блистательная «мировая» карьера Испании и начало ее «банкротства» в XVII веке. Мертвое государство, но живое искусство? Грек при дворе Филиппа II, или Великий испанский художник Доменико Теотокопули, более известный как Эль Греко («Снятия одежд с Христа», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо», «Христос изгоняет торговцев из храма», «Мальчик, раздувающий лучину»). Поздний маньеризм, барокко, позднее эхо Византии или раннее предвестие экспрессионизма?

· Традиционная набожность времен Реконкисты и «тенебросо» испанских «караваджистов» – истового Сурбарана («Поклонение пастухов», «Отрочество Богоматери», «Апофеоз Фомы Аквинского», «Молитва святого Бонавентуры») и гордого Риберы («Троица», «Хромоножка», «Святая Инесса», «Отшельник Павел»). История о стеклянных слезах испанской скульптуры, наивном Филиппе IV, проницательном Иннокентии X («Troppo vero!») и последнем «живописце истины» XVII века Диего Веласкесе («Сдача Бреды», «Венера с зеркалом», «Папа Иннокентий X», «Менины», «Христос в доме Марфы и Марии»).

· Искусство Франции XVII и XVIII веков, «против которого работало время»: от репрезентативного «большого стиля» (барокко на французский лад) к «стилю регентства» (раннее рококо), послереволюционному классицизму и наполеоновскому «ампиру». Эволюция станковой живописи Франции: офортист и гравер, мастер гротеска Калло («Дуэлянт», «Дерево повешенных», «Осада Ла Рошеля»), искренний мастер светотени Ла Тур («Рылейщик», «Скорбящая Мария Магдалина», «Новорожденный», «Платеж»), строгий мечтатель и классицист Пуссен («Смерть Германика», «Танец под музыку времени», «Автопортрет»), «рокайльный» Ватто («Жиль», «Гамма любви», «Мецетен», «Паломничество на остров Киферу»), услаждающий взор «кондитер» Буше («Осенняя пастораль», «Портрет мадам де Помпадур», «Купание Дианы»), «мирный» поэт обыденного Шарден («Скат», «Прачка», «Молитва перед обедом»), артистичный живописец света и воздуха Фрагонар («Качели», «Поцелуй украдкой»), знаменосец искусства Революции Луи Давид («Смерть Марата», «Клятва Горациев»). Версаль как образец «стиля Людовика XIV» и классического ландшафта.

· Искусство Англии XVII и XVIII веков. Литературность и даже «драматургичность» английской живописи в творчестве «развлекающего и язвительного» Уильяма Хогарта («Девушка с креветками», циклы эстампов «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Модный брак»). Портрет как основной жанр английского искусства XVIII века: антиподы Рейнолдс («Гаррик между музами Трагедии и Комедии», «Портрет Нелли О’Брайен», «Девочка с земляникой») и Гейнсборо («Портрет дочерей художника», «Утренняя прогулка», «Портрет мистера Эндрюса с женой»).

· Классицизм как художественный стиль в европейском искусстве XVII–начала XVIII вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону, и который развивался в острополемическом взаимодействии с барокко. В целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре XVII в.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.