Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. Искусство средних веков





 

· Средневековое искусство: тесная связь с религией, условность, зашифрованность художественного языка. Искусство – Библия для неграмотных. Основное мировоззрение религии и искусства средних веков: «Тело – ничтожный сосуд греха и соблазна, оковы для бессмертной души».

· Раннехристианское искусство (II–V вв.) – мостик между художественным миром античности и средневековья. Фрески Катакумб как система иносказаний и символов для посвященных, связанная с античными мотивами в поминальном культе первых христиан. Орфей – библейский царь Давид-псалмопевец, Персей – св. Георгий, Одиссей – мирянин, устоявший перед мирскими соблазнами. А еще пастух со стадом – Иисус и его ученики, сцены сбор винограда – в «Евангелии» Бог сравнивается с виноградарем…

· Базилика, или Корабль, спасающий души: вытянутое по оси восток-запад прямоугольное здание с входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной и разделенное рядом колонн на три или пять частей – нефов (или кораблей). Ритм колонн направлял взор верующего к алтарю, ориентированному на «гроб Господень». Появление поперечного нефа – трансепта. Храмы центрического типа: круглые (ротонды), многоугольные или крестообразные в плане.



· Первые христианские храмы (церковь Санта Мария Маджоре в Риме), скриптории, баптистерии и мартирии. Первые книжные миниатюры (Венская Книга Бытия, II-IV вв.).

· Три этапа эволюции западноевропейского средневекового искусства: дороманский (VI - X вв.), романский (XI – XII вв.), готический (XIII – XV вв.).

· Кризис античного мира в V веке, создание варварских королевств остготов, вестготов, вандалов, франков, бургундов, лангобардов, англосаксов, норманнов и других племен в период падения Римской империи. Декоративно-орнаментальное начало дороманского искусства. «Звериный стиль». «Варварские правды», «мунт» и христианская религия. Переосмысление варварами христианских сюжетов. Мавзолей Теодориха в Равенне (530 г.).

· Христианская религия – островок цивилизации и культуры в «темные времена». Монастырские комплексы и храмы дороманского периода, скриптории и книжная миниатюра. Утрехтская Псалтирь (IX в.) как образец жанра. Мифологические и фольклорные мотивы в дороманской живописи.



· Основные этапы становления дороманского искусства. Каролингское Возрождение: Ахенская капелла, «Евангелие Годескалька» и другие шедевры эпохи Карла Великого. Оттоновское искусство. Дороманское ювелирное искусство. Преобладание техник резьбы, выемчатой и перегородчатой эмалей.

· Искусство Византии – Восточной Римской Империи, существовавшей с 395 (раздел Священной Римской Империи на две части – Западную и Восточную) по 1453 год (захват Константинополя – столицы Византиии – турками). В области культуры и художественного творчества Византия – прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока.

· Ранневизантийское искусство (IV-V вв.) с его широким применением античной архитектуры (центрические и базиликальные типы античных построек), дополнение и творческая переработка которой позволила выработать собственный византийский архитектурный стиль.

· В эпоху Юстиниана (VI в.) происходит усиление военной и экономической мощи Империи, к которой присоединяются все новые территории, а границы приближаются к границам прежней Римской империи. Власть византийского императора признают почти все европейские короли. Искусство характеризуется созданием нового, византийского типа храма – крестово-купольного, который был выбран для Собора Святой Софии в Константинополе (537 г.) – самого значительного проекта всего существования византийской империи. Купольная система Св. Софии как истинный шедевр инженерной мысли (Анфимий и Исидор).

· Мозаика, книжная миниатюра, фреска, иконопись – основные художественные жанры в Византии и обязательные принадлежности христианского храма. Проблемы и вопросы самой возможности изображения священных сюжетов и персонажей, в особенности Бога. «Фаюмские портреты» – традиция живописного надгробного портрета.



· Культ икон и его противники («Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу»). Период иконоборчества, запрет на любые церковные изображения и… настоящая гражданская война в Империи. Признание иконы «напоминательным начертанием» и разрешение воздания им почести только как образам.

· Формирование византийского иконографического канона (вторая половина IX века) согласно теории «священного образа» Иоанна Дамаскина. Каноны регламентировали: круг композиций и сюжетов Священного Писания, допустимых к изображению; передачу пропорций фигур; выражение лиц святых и тип внешности каждого из них; одежду и позы святых; палитру цветов, манеру и технику письма. Введение канонов привело к уплощению изображения, к утрате линейной перспективы и светотени, нарушению пропорций при изображении человеческого тела. Возникновение языка византийской иконописи, понятного всем православным. Первоначально канон как достаточно гибкая система, допускавшая некоторые вариации, но ставшая со временем окостеневшей, сковавшей искусство.

· Византийские «ренессансы» – всплески пробуждения интереса к античности, возрождение ее традиций, переосмысление ее наследия. «Македонский ренессанс» (867-1057), или История македонского крестьянина Василия, основавшего новую императорскую династию, правление которой ознаменовалось расцветом наук (математики, медицины, агротехники, военного дела), литературы. При Македонской династии создаются книжные миниатюры удивительной красоты («Парижская Псалтирь»), восстанавливаются мозаики собора Св.Софии, уничтоженные в период иконоборчества, строятся изысканные, производящие впечатление хрупкой миниатюрности и необыкновенной легкости храмы «на четырех колонках». Константинополь поражает путешественников роскошью и великолепием величественных храмов и огромных дворцов. В декоративно-прикладном искусстве часто используются античные мотивы и сюжеты.

· «Комниновский ренессанс» (1057-1204) при новой императорской династии, основанной Исааком Комнином, характеризуется усиливающейся тягой к роскоши, которая стимулировала все виды ДПИ. В популярной тогда технике перегородчатых эмалей исполнялись иконы, реликварии, женские украшения, царские короны. В живописи усиливается индивидуализация образов, появляется стремление к передаче эмоционального состояния персонажей, утрачивает былую яркость цветовая гамма. В архитектуре наблюдается тяга к внешнему украшательству храмов.

· «Палеологовский ренессанс» (1261-1453) – заключительный период существования Византии, ознаменовавшийся последним расцветом ее культуры. При новой династии, основанной Михаилом Палеологом, был освобожден от европейских рыцарей и восстановлен из руин Константинополь. В архитектуре и живописи появляются тенденции отхода от монументальности, грандиозности: это вызвано и нехваткой средств и философией нового ощущения контакта с Богом, глубоко личного, требующего внутренней сосредоточенности. В живописных композициях изменяются каноны статичности, фигуры приходят в движение, появляется пейзажный и архитектурный фон, пространство обретает глубину и трехмерность.

· Роль Византии в процессе развития искусства стран непосредственно византийского круга влияния – Руси, Болгарии, Сербии, Армении, Грузии.

· Романское искусство XII века как общеевропейский стиль. Европейские центры романского искусства: Нормандия и Бургундия во Франции, Наумбург и Вормс в Германии, Венеция, Тоскана, Флоренция, Пиза в Италии, Сеговия в Испании, Дерхем и Иль в Англии. Геральдика – наука о гербах. Или искусство?

· Феодальная раздробленность, паломничество и крестовые походы XI века как факторы дальнейшего развития средневекового романского искусства. Европейские художественные школы. Двоеверие и народные фантазии, сюжеты из древней и средневековой истории, басен, светских романов – главные мотивы романской живописи и скульптуры. Безымянность, сочетание символизма и сказочности, аскетизма образов и народной декоративности, разномасштабности фигур и острой наблюдательности, отсутствие перспективы и яркий юмор – основы романского изобразительного искусства.

· Средневековый замок: искусство архитектуры и фортификации, символ власти феодала над окрестными землями. Донжон – основное жилище сеньора, главная башня замка, в которой подземелье служило тюрьмой, первый этаж – кладовыми, второй – жильем владельца, третий – помещением для слуг и охраны, крыша – для дозора. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. Смена дерева камнем в культовом и светском (феодальном) зодчестве романского периода.

· Развитие торговли и ремесел в XI–XII вв., и как следствие – возрастание роли городов, которые обносятся мощными крепостными стенами, укрепляются рвом. Новая планировка средневекового города: на пересечении под прямым углом двух главных магистралей размещается центр города – рыночная площадь, на которой строится главный собор и позже – ратуша. Как правило, «романский» город заселяется по профессиям: целые улицы и кварталы ткачей, ювелиров, оружейников, булочников…

· Толстые стены, прорезанные узкими окнами, массивные башни, крупные опоры, простота, мощь, монументальность форм, величественность трех – или пятинефных храмов, роспись стен и сводов, скульптурный декор интерьера и наружных поверхностей храма, «Страшный суд», апокалиптические видения, сцены борьбы между ангелами и сатаной за человеческую душу – характерные черты XII века – «золотого периода» романского искусства.

· Соборный комплекс в Пизе (Италия, XI–XIV вв.) как один из ярчайших памятников романской архитектуры, состоящий из собора, баптистерия (крещальни) и колокольни – знаменитой Пизанской «падающей» башни.

· «Готика» – итог длительной эволюции искусства средневековья. Джорджо Вазари и другие «ученые-гуманисты» XVI века о готическом искусстве. Ранняя, высокая и «пламенеющая» готика (XIII – XV вв.).

· Аркбутаны, контрфорсы, стрельчатые арки, нервюры, пинакли, вимперги и другие детали готической храмовой и светской архитектуры. Готический храм: «каменное кружево» рельефа, витраж и живопись по стеклу («роза»), господство вертикали над горизонталью. Донаторы: к вопросу о безымянности средневекового искусства.

· Франция как колыбель готики. Идеальный готический храм: фасад Нотр-Дам де Пари, башни Шартрского собора, главный неф – от Амьенского, скульптура – от Реймсского. Своеобразие готики в западноевропейских странах.

· Особенности скульптуры XIV–XV веков. «Готическая кривая» как парафраз греческого хиазма (S-видная поза). Круглая скульптура. Простодушие и человечность «Жертвоприношения Св. Авраама» (Шартрский собор). «Христос страдающий», «Мудрые и неразумные девы». Книжная миниатюра как исторический документ. Масверк.

· Симптомы приближающегося Ренессанса: условность – основной закон изображения, аскетизм и догматизм в мышлении как тормоз в развитии средневекового искусства с одной стороны, изменение роли личности художника, синтез монументальных искусств как стремление передать полную картину мира – с другой.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.