Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Искусство Древней Греции





 

· «Обаятельный мир» древности, или Секрет неиссякающего интереса к греческой цивилизации. Древние греки, кто они? Пеласги, критяне, ионийцы, ахейцы, дорийцы.… Были ли греки единой нацией? «Умеренность во всем», или История о том, как «варвар» Ксеркс приказал бичевать Геллеспонт (Дарданеллы).

· Краткая периодизация развития древнегреческого искусства. Крито-микенскоеили эгейское искусство (III – II тысячелетие до н.э.) и его роль в формировании искусства народов Средиземноморья. «Парижанки», Тезей, царь Минос, Минотавр, лабиринт и другие загадки Кносского дворца на острове Крит (XV в. до н.э.). Критская керамика стиля «камарес»: от стилизованного геометрического и растительного орнамента до передачи мира подводного царства («Осьминог»). «Златообильные» Микены и «циклопический» Тиринф как центр эгейской цивилизации XV- XIV вв. до н.э. Львиные ворота в Микенах, шахтные и купольные гробницы (толосы), остатки «акрополей» (верхних городов), мегарон (парадный зал) – немногие образцы зодчества и скульптуры, оставшиеся от греков-ахейцев. Обнаруженные в древних захоронениях посмертные золотые маски, оружие, драгоценности и женские украшения, золотые сосуды в виде голов птиц и животных как «предметы первой необходимости» в загробном мире, по мнению воинственных ахейцев.



· Гомеровский период (XI – VIII вв. до н.э.). Формирование древнегреческих мифов – основы искусства Древней Греции, символической истории, раскрывающей внутренний смысл вселенной и жизни человека. Изменение микенской системы религиозных представлений, складывание олимпийского пантеона греческих богов в главе с богом-отцом Зевсом. «Великая Греция». Основа мировоззрения религии и искусства античности: «Человек, его красота и совершенство как мера всего».

· О гомеровских (?) «Илиаде» и «Одиссее», кубке Нестора, «мифической» Трое и наивном Генрихе Шлимане. «Бесписьменный» гомеровский период. Ксоаны – монументальные скульптуры «гомеровской Греции». Храм Артемиды Орфии в Спарте – единственный известный нам образец храмовой архитектуры данного времени. Протогеометрическая керамика, керамика геометрического стиля, дипилонский стиль – основные этапы развития вазописи. Разнообразие керамических изделий: амфоры, килики, пелики, кратеры, пиксиды, гидрии, скифасы, ритоны…



· Греческая архаика (VII – VI вв. до н.э.) – период складывания греческих полисов – рабовладельческих городов-государств, строительства дорог, мостов, водопроводов, чеканки монеты, социального неравенства. Время возникновения медицины, астрономии, истории, натурфилософии, лирической поэзии, географии, математики, греческой письменности и театрального искусства, создания продуманной и ясной системы архитектурных форм.

· Олимпийские (776 г. до н.э.), Немейские, Истмийские, Панафинейские, Пифийские игры: синтез спорта и искусства. «Аретэ» – религиозная санкция физических достоинств, получаемая с победой на Играх. Архаическая скульптура родилась на стадионах и в гимнасиях. О корах, куросах, «архаической улыбке» и греческих нравственных идеалах. Решение проблем пластики мужской обнаженной и женской задрапированной скульптуры.

· Греческий храм – хранитель казны и художественных сокровищ, музей и выставочный зал греческого искусства, место поклонения верховному божеству и центр всей общественной жизни полиса. Храм в антах (небольшое помещение – наос, открытое на восток, две колонны между выступами боковых стен – антами – на фасаде), простиль (более сложный тип храма с четырьмя колоннами на фасаде), амфипростиль (колоннада с переднего и заднего фасада, где располагался вход в сокровищницу), периптер (храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой: Парфенон – центральный храм Афинского акрополя), диптер (прямоугольное в плане помещение, окруженное по внешнему периметру двумя рядами колонн: храм Артемиды в Эфесе) – основные этапы эволюции храмовой архитектуры. Древнегреческий ордер (дорический, ионический, коринфский) как система соотношения, равновесия несомых и несущих частей, необходимая как для строительства здания, так и для решения творческих вопросов соотношения храма с ландшафтом и другими сооружениями. Стереобат, стилобат, наос, каннелюры, капитель, эхин, абак, антаблемент, архитрав, фриз, карниз, метопы, триглифы, фронтоны, волюты, энтазис и другие архитектурные элементы.



· «Эксекий сделал»…. Эволюция архаичной вазописи: от ориентализирующего (коврового) стиля к «чернофигурной» и «краснофигурной» технике. Выразительность, композиционная отточенность в работах Эксекия («Дионис, плывущий по морю в ладье», «Возвращение Диоскуров»).

· Греческая классика (конец VI - начало IV вв. до н.э.). Период победы демократии над аристократией, время расцвета греческого изобразительного, театрального искусства, архитектуры. Роль первого стратега Перикла в возвышении Афин – теперь главного города Центральной Греции. Искусство в воспитании физически и нравственно совершенного греческого гражданина.

· Архитектура V – IV вв. до н.э.: гармония с окружающей средой, соразмерность с человеческой фигурой, синтез со скульптурой. Афинский Акрополь как выражение идеи общеэллинского единства. Реконструкция Афинского Акрополя (449 г. до н.э.). Периптер – основной тип греческого храма. Пропорциональный Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), оригинальный Эрехтейон, знаменитый храм Зевса в Олимпии, «мавзолей» царя Мавсола в Галикарнасе (Пифей и Сатир) – шедевры древнегреческой архитектуры периода классики. Архитектура греческого театра. Орхестра, тэатрон, скена, проскений – основные конструктивные элементы. Театр в Эпидавре (Поликлет Младший), театр Диониса в Афинах.

· Греческая классическая скульптура: преодоление условности, схематизма и неподвижной трактовки человеческой фигуры архаического периода, создание выдающихся произведений, которыми впоследствии вдохновлялись и которым подражали лучшие мастера мирового искусства.

· Образ атлета – основная тема скульптуры. Совершенная человеческая красота, соединение добродетели души с соразмерной красотой тела – вот что стремились воплотить греки в образах атлетов. Величайший Фидий («Афина-Промахос», «Зевс в Олимпии», «Афина-Парфенос»), динамичный Мирон («Дискобол», «Афина и Марсий»), величественный Поликлет («Дорифор», «Раненая амазонка»), изящный Пракситель («Гермес и Дионис», «Отдыхающий сатир»), страстный Скопас («Менада»), многогранный Лисипп («Отдыхающий Геракл», «Александр Македонский»). Хиазм, хрисоэлефантинная техника и другие приемы древнегреческой скульптуры периода классики.

· Эллинистическое искусство (вторая половина IV – I вв. до н.э.). Завоевания Александра Македонского и окончание политической независимости Эллады, создание на обломках державы новых монархий, слияние и обогащение культур Древней Греции и восточных стран, систематизация знаний и опыта, развитие наук и искусства, завоевание римскими легионами всего Восточного Средиземноморья – основные этапы и события эллинистического периода.

· Фаросский маяк, Колосс Родосский, диптер Олимпейон, храм Аполлона в Дидимах – гигантские произведения инженерного искусства эллинизма. «Гипподамова система» строительства городов: схема регулярной планировки города, предусматривающая четыре главных улицы и три поперечные, основывающаяся на философских размышлениях Гипподама о совершенном государстве, состоящем из трех социальных групп (ремесленники, землепашцы, военные), имеющим трехуровневую систему земельной собственности (священные земли, общественные и частные).

· Школы древнегреческой скульптуры (Родосская, Александрийская, Пергамская). «Мальчик с гусем» (Боэф), «Лаокоон с сыновьями» (Агесандр, Афинодор, Полидор), «Умирающий галл», статуя Афродиты с острова Мелос более известная в римском названии как «Венера Милосская» (Агесандр), статуя богини Ники на острове Самофракия – «Ника Самофракийская» как символы уходящей эллинской эпохи.

· «Греческое чудо», или Тайна жизнестойкости древнегреческого искусства, от времени расцвета которого нас отделяют две с половиной тысячи лет. «Ника Самофракийская доныне победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.