Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Искусство Древней Месопотамии





 

· «…Когда боги создавали человека, они вселили в него смертность, оставив бессмертность самим себе» («Легенда о Гилгамеше»). Извечная борьба добра и зла, в которой человек был всего лишь наблюдателем, песчинкой мироздания, существом смиренным, подчиненным божественным замыслам – мировоззрение религии и искусства Древней Месопотамии. Сцены схваток между львами, быками, фантастическими животными и существами в искусстве как символизация противоборствующих сил богов и природы.

· Древняя Месопотамия («Богатый полумесяц», «Междуречье») – одна из колыбелей Неолитической революции. IV тысячелетие до н.э., точка отсчета месопотамской цивилизации. Социальная классовость и политическая структура. От городов-государств с централизованными и жреческими организациями, осуществлявшими контроль за ирригационными каналами, сбором, хранением и распределением урожаев к наследственной власти и образованию царственных династий.

· Таммуз (Думмуз) – мифологический прародитель шумерских правителей. Цари Хаммурапи, Саргон, Гудеа, Салманасар, Ашшурназирпал, Ашшурбанапал, Навуходоносор – жестокие деспоты и утонченные личности, хладнокровные воины и покровители искусства, имена которых остались в истории благодаря произведениям искусства.



· Астральный культ. Пантеон месопотамских богов, принявших человеческую форму, связь богов с природой. Изменения в пантеоне по мере поочередного господства цивилизаций.

· Протоисторическое искусство (V – IV тысячелетие до н.э.).Первые храмы – прообразы семейных жилищ. Живопись на керамике: «стиль Суз» – изящная орнаментация стилизованных форм растений, а также животных красного или коричневого цвета, вписанных в геометрические структуры на светлом фоне.

· Шумерская цивилизация (начало III тысячелетия до н.э., города Киш, Урук, Эриду), Аккадская цивилизация (середина III тысячелетия до н.э., город Аккад), Шумеро-Аккадская цивилизация (конец III тысячелетия до н.э., города Сузы, Лагаш, Урук), Первая Вавилонская Империя (XVIII – XVI вв. до н.э., город Баб-илум), Ассирийская империя (XIV – VII вв. до н.э., города Хорсабад, Ниневия), Вторая Вавилонская (Нововавилонская) Империя (VI – IV вв. до н.э.) – основные этапы развития искусства Месопотамии. Месопотамское искусство как комплекс оригинальных художественных школ и эпох, имеющих как отличительные, так схожие черты.



· Гутии, амориты, хетты, халдеи, арамейцы, касситы – кочевые народы, оставившие немногочисленные следы в истории месопотамского искусства. Кудурру – каменные «документы» – все, что осталось от вторгшихся завоевателей.

· Основополагающие принципы архитектуры Древней Месопотамии. Кирпич-сырец – основной строительный материал. Эволюция месопотамского храма: от прямоугольных в плане построек на уровне земли и зданий на платформе к обнесенным стенами ступенчатым многоэтажным башням и унитарным постройкам.

· «И сказали друг другу: наделаем кирпичей….построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей Земли» («Ветхий Завет», Бытие, гл. 11). История одной башни. От семиэтажного зиккурата Этеменанки («дом – фундамент неба и земли») высотой 90 метров к зиккурату Мардука и Бабельской (Вавилонской) Башне.

· Зиккурат («священная гора»): 1. Связь со священным, с вечностью, место обитания богов и хранения подношений, центр Вселенной, священная ось мироздания, на вершине которой находятся ворота к небу, магический источник жизни, где рождаются плоды и воды. 2. Массив, образуемый ступенчатыми террасами, и служащими фундаментом храму, расположенному в верхней части. Семь террас – семь уровней Вселенной? Отсутствие единства во взглядах на функции зиккуратов: астрологические наблюдения за светилами, спасительные места в период наводнений, большой алтарь для ритуальных жертвоприношений?



· Дворец как базовая модель для всей Месопотамии, крупный архитектурный комплекс, система секций, официальных залов, служебных и складских помещений, сообщающихся между собой вокруг центрального двора. Ассирийский дворец Саргона II в Хорсабаде (VIII в до н.э.): своеобразный город в городе на двух террасах разного уровня, неприступный, обнесенный стеной, с храмами как составной частью дворцового комплекса, с входом по склону, который вел во внутренний двор. Висячие Сады дворца Навуходоносора II (VII-VI вв. до н.э.). Контрфорсы – конструктивные и декоративные элементы архитектуры.

· Эволюция погребальной архитектуры: от захоронений в полу частных домов, некрополей внутри городских стен и гробниц в виде простых могил, выложенных необожженным кирпичом (V-IV тысячелетие до н.э.) до первых царских гробниц (свидетельство иерархического общества) и отдельно стоящих некрополей на десятки тысяч «мест», часть из которых представляют собой богатые погребения с домашней утварью.

· Гробница царицы Шубад (III тысячелетие до н.э.) как роскошный архитектурный ансамбль, в котором «хозяйку» сопровождала свита поданных, принесенных в жертву (воины, ремесленники, музыканты). Дополняли ансамбль богатая домашняя утварь и предметы роскоши (например, голова быка из золота с инкрустациями из раковин, ляпис-лазури и драгоценных камней).

· Месопотамская скульптура. Техника, тематика, материалы. Статуя – глыба, неподвижная, «впаянная» в каменную массу. Образы, постоянно обращенные в молитве к богам, имеют магический смысл, так как обретают собственную жизнь и являются частью вечной реальности. Принятие определенных схем, сохраняющих свое преобладание в основе всего скульптурного искусства. Эффект огромных, жалобных, молящих глаз. Фигурки великой певицы Ур Нины (алебастр, III тысячелетие до н.э.), царя Хаммурапи (бронза и золото, XVIII в. до н.э.), молящейся шумерской супружеской пары (III тысячелетие до н.э.).

· Шумерские, аккадские, вавилонские рельефы, мемориальные стелы и ортостаты – каменные «документы» с исторической или религиозной тематикой, панно для написания законов. Символика, стилизация, повествовательный характер изображений. «Кодекс Хаммурапи» (базальт, XVIII в. до н.э.) как памятник искусства и важный законодательный документ, созданный в прошлом и потерянный в настоящем (война в Ираке). Ассирийские рельефы и ортостаты: фиксация реальной действительности, военных и охотничьих деяний царей («Черный обелиск Салманасара III», базальт, IX в. до н.э.), хроники жестокостей, необыкновенная детальность при изображении животных («Раненая львица», алебастр, VII в. до н.э.).

· Ассирийские шеду: зооморфные существа с человеческой головой, устанавливаемые по бокам дворцовых ворот (андроцефальные крылатые львы дворца Ашшурназарпала II в Нимруде, известковый камень, IX в. до н.э.).

· Месопотамская живопись широко представлена в Ассирийском искусстве: монументальные росписи и многоцветные грандиозные панно, украшавшие дворцовые стены и ворота. Многие росписи стилистически близки рельефам, отличаются плоскостностью и подчеркнуто декоративным характером решения.

· Декоративное искусство: мозаики (инкрустация вырезанных изделий ракушками, слоновой костью, которые прикреплялись к глиняной или деревянной основе, покрытой смолой; шкатулка «Штандарт Ура», III тысячелетие до н.э., Британский музей), цилиндрические гравюры (декоративные мотивы, выгравированные на поверхности камня цилиндрической формы, которым проводили по мягкой глине, чтобы оставить четкий рельефный оттиск), глиптика (искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях), инкрустация и эмалировка кирпича.

· Основные каноны изобразительного искусства Древней Месопотамии:

1.Индивидуальность изображению придает написанное имя.

2.Распределение массы вокруг некоей оси в совершенной симметрии.

3.Воплощение изображения в геометрической фигуре, подобной цилиндру или конусу.

4.Пластическая обработка лица, подчиняющаяся определенным условностям и создающая эффект жалобных и беспокойных глаз, почти вылезших из орбит.

5.Жесткое одеяние (короб) и отсутствие анатомии человека, стремление воплотить красоту посредством объемов, а не форм тела.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.