Сделай Сам Свою Работу на 5

Общественная экологическая экспертиза





Государственная и общественная экологические экспертизы ре­гулируются одними и теми же законами, однако функции этих процедур, а также их место в системе принятия решений суще­ственным образом различаются. При этом процедура общественной ЭЭ (ОЭЭ) пока прак­тически мало регламентирована.

Нормативно-правовое обеспечение. Организовывать участие общественности в процессе экологи­ческой оценки может инициатор деятельности или государствен­ные органы. По российскому законодательству мероприятия по участию общественности могут проводиться по инициативе самой общественности и организовываться в форме ОЭЭ.

ОЭЭ организуется и про­водится по инициативе граждан и общественных организаций (объе­динений), а также органов местного самоуправления обществен­ными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охра­на окружающей природной среды, в том числе организация и про­ведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации.

Граждане и общественные организации (объединения) в обла­сти экологической экспертизы имеют право:



- выдвигать в соответствии с Федеральным законом «Об эколо­гической экспертизе» предложения о проведении ОЭЭ хозяйствен­ной и иной деятельности, реализация которой затрагивает эколо­гические интересы населения, проживающего на данной террито­рии;

- направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- получать от специально уполномоченных государственных ор­ганов в области экологической экспертизы, организующих прове­дение ГЭЭ конкретных объектов экологической экспертизы, ин­формацию о результатах ее проведения;

- осуществлять иные действия в области экологической экспер­тизы, не противоречащие законодательству РФ.

Принципы проведения. Рассматривая общие принципы проведе­ния экологической экспертизы, установленные законодательством, можно определить, что к ОЭЭ применимо большинство из них, а именно:



- признание презумпции потенциальной экологической опасно­сти любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- комплексность оценки воздействия на окружающую природ­ную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверность и полнота информации, представляемой на эко­логическую экспертизу;

- независимость экспертов при осуществлении ими своих полно­мочий в области экологической экспертизы;

- научная обоснованность, объективность и законность заключе­ний экологической экспертизы;

- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

- ответственность участников и заинтересованных лиц за органи­зацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Объекты общественной экологической экспертизы. Обществен­ная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, приведенных на рис. 2.6, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Порядок проведения ОЭЭ

Общественная экологическая экспертиза проводится до прове­дения государственной или одновременно с ней. Наиболее эффек­тивно проведение ОЭЭ еще на стадии обоснования инвестиций. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при ус­ловии государственной регистрации заявления общественных орга­низаций о ее проведении.

В заявлении общественной организации о проведении ОЭЭ дол­жны быть приведены наименование, юридический адрес, харак­тер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправ­ления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении ОЭЭ, в регистрации кото­рого в указанный срок не было отказано, считается зарегистриро­ванным. При наличии заявлений о проведении экспертизы одного объекта от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.



Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны из­вестить население о начале и результатах ее проведения. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения ГЭЭ по тем же объектам.

Общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

- получать от заказчика документацию, подлежащую экологичес­кой экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерально­го закона «Об экологической экспертизе»;

- получать от структурных подразделений МПР России, специа­лизированных в области экологической экспертизы, для ознаком­ления нормативно-технические документы, которые устанавлива­ют требования к проведению ГЭЭ;

- участвовать в качестве наблюдателей через своих представите­лей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в прово­димом ими обсуждении заключений ОЭЭ.

На экспертов, привлекаемых для проведения ОЭЭ, распрост­раняются требования, предусмотренные в п. 2 и п. 5 ст. 16 Феде­рального закона «Об экологической экспертизе».

Получив обращение граждан или общественных организаций, муниципальное образование создает временную комиссию по про­ведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует собрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются сроки и регламент общественных слушаний. В регла­менте подготовки и проведения общественных слушаний опреде­ляются следующие положения.

1. Цель проведения общественных слушаний — информирование общественности об объекте ОЭЭ и его возможном воздействии на окружающую среду, а также выявление общественных интересов и их учет в процессе оценки воздействия на окружающую среду.

2. Правовая основа— перечисляются нормативные акты Россий­ской Федерации (Федеральный закон «Об экологической экспер­тизе», Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положе­ния об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной де­ятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.2000 № 372), соответствующие акты субъекта Российской Фе­дерации, в том числе для объектов строительства — Градострои­тельный кодекс Российской Федерации (1998) и Градостроитель­ный кодекс региона.

3. Принципы проведения общественных слушаний основываются на полной и достоверной информации о намечаемой деятельнос­ти и ее возможных экологических последствиях; общественные слушания проводятся в форме открытого и публичного процесса обсуждения экспертных заключений, выступлений экспертов, в том числе представителей заказчика, органов государственной вла­сти и местного самоуправления, государственных природоохран­ных и санитарно-эпидемиологических служб, общественных орга­низаций. Любой человек или любая организация могут участвовать в обсуждении на равных основаниях.

4. Результат общественных слушаний — список участников, сте­нограмма, протокол и заключение. По результатам общественных слушаний Собрание представителей принимает решение.

5. Организаторы и участники общественных слушаний — Вре­менная комиссия собрания представителей по изучению мне­ния населения для подготовки и проведения общественных слу­шаний по оценке воздействия на окружающую среду объекта ОЭЭ в соответствии с решением муниципального образования; само собрание представителей муниципального образования и инициатор проекта. Участником слушаний может быть любой гражданин РФ, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства. На слушания приглашаются представители ор­ганов государственной власти и местного самоуправления, го­сударственных природоохранных и санитарно-эпидемиологиче­ских служб, общественных организаций и средств массовой ин­формации.

6. Документы, представляемые общественности для ознакомле­ния, — документация по проекту, в которую входят предваритель­ный вариант материалов ОВОС и их резюме нетехнического харак­тера, содержащее краткое изложение результатов исследований по ОВОС, адаптированное для неспециалистов. Документация пре­доставляется инициатором/инвестором проекта. Доступ обществен­ности для ознакомления с материалами по оценке воздействия на окружающую среду организуется в помещениях местной админис­трации и в библиотеках. Любой желающий имеет право по указан­ным адресам в установленное время знакомиться с документаци­ей и делать свои замечания и предложения по проекту. Для орга­низации просмотра документации по проекту по указанным адре­сам организуется рабочее место.

7. Порядок информирования населения и приглашаемых сторон о проведении слушаний — не позднее, чем за 30 дней до проведения общественных слушаний в официальных изданиях органов испол­нительной власти, радиопередачах и на информационных стендах помещается объявление, содержащее информацию о сроках и ме­сте доступности документации по проекту, дате и месте проведе­ния общественных слушаний.

8. Основные вопросы, выносимые на слушания, — о влиянии наме­чаемой деятельности на окружающую среду региона, влиянии на­мечаемой деятельности на здоровье населения, влиянии намечае­мой деятельности на социально-экономическую ситуацию в реги­оне, допустимости реализации намечаемой деятельности на дан­ной территории.

9. Порядок проведения слушаний — в президиум общественных слушаний входят председатель, члены президиума и секретариат. В обязанности председателя входят ведение слушаний, контроль за соблюдением регламента, предоставление слова экспертам и уча­стникам. Председатель, члены президиума и секретарь обществен­ных слушаний назначаются временной комиссией.

Слушания проводит президиум на основе выступлений и отве­тов экспертов и участников слушаний, а также представленной документированной информации, письменных заявлений, пред­ложений и замечаний, готовит заключение по общественным слу­шаниям. Членами президиума назначаются лица, имеющие квали­фикацию в сфере охраны окружающей среды и определении допу­стимости реализации хозяйственной деятельности. Членом прези­диума не может быть представитель заказчика/инвестора или раз­работчика проекта, а также лицо, состоящее в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчи­ком, представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях. Членом президиума не может быть представитель органов государ­ственной власти, местного самоуправления и иных государствен­ных служб, имеющих отношение к выдаче разрешений на реали­зацию намечаемой деятельности.

В обязанности секретариата слушаний входят регистрация учас­тников, составление списка участников, ведение стенограммы и составление на ее основе протокола общественных слушаний.

Экспертами являются специалисты, обладающие достаточной квалификацией для ответа на основные вопросы слушаний. Они заранее знакомятся с основными вопросами слушаний и гото­вят ответы на них, используя имеющиеся материалы ОВОС и другую достоверную информацию. Эксперты выступают на слу­шаниях с подготовленными ответами на основные вопросы и отвечают на вопросы и участников слушаний, возникшие в ходе их выступления. Они делегируются заказчиком и заинтересован­ной общественностью. Заказчик и заинтересованная обществен­ность согласовывают кандидатуры экспертов с временной комис­сией в срок не позднее 15 дней до проведения общественных слу­шаний. Количество экспертов от каждой стороны не может быть более трех. Их кандидатуры утверждаются на заседании временной комиссии в срок не позднее 10 дней до проведения общественных слушаний.

10.Регламент общественных слушаний — выступление заказчика с характеристикой проекта, комментарии экспертов по основным вопросам слушаний и ответы на вопросы президиума, ответы эк­спертов на вопросы участников слушаний (каждый участник слу­шаний имеет право задать, как минимум, один вопрос), выступ­ления участников по предварительной записи. Подведение итогов председателем президиума и оглашение даты готовности текста заключения и протокола слушаний. Заключение публикуется в сред­ствах массовой информации и утверждается собранием представи­телей.

11.Итоговые документы слушаний — список участников слуша­ний, стенограмма слушаний и протокол слушаний. В протоколе отражаются основные факты, которые были представлены в ходе публичной дискуссии. Переданные секретарю слушаний докумен­ты регистрируются и оформляются как приложения к протоколу, который должен быть подготовлен в течение пяти рабочих дней с момента проведения слушаний. Протокол подписывается предсе­дателем общественных слушаний и секретарем. Копии протокола направляются заказчику, в администрацию муниципального обра­зования и собрание представителей, в федеральный уполномочен­ный орган по охране окружающей среды, а также в местные об­щедоступные библиотеки. Копия протокола представляется по тре­бованию любым заинтересованным лицам. Оригинал со всеми при­ложениями хранится в собрании представителей, где к нему обес­печивается свободный доступ всех заинтересованных лиц.

12.Заключение президиума по общественным слушаниям проекта — основной результат общественных слушаний, который сообщает­ся широкой общественности и всем заинтересованным лицам.

Заключение готовится президиумом общественных слушаний в течение пяти рабочих дней с момента их проведения. Оно подпи­сывается каждым из членов президиума и передается секретарю слушаний. В случае, если члены президиума не пришли к единому мнению, оформляется особое мнение.

В заключении президиумом даются ответы на основные вопро­сы слушаний. Если вопрос подразумевает возможность однознач­ного утвердительного или отрицательного ответа («да» или «нет»), президиум обязан дать такой ответ, после которого могут следо­вать комментарии, раскрывающие его суть.

Во время подготовки заключения члены президиума не могут использовать информацию о намечаемой деятельности, получен­ную после проведения слушаний. В период подготовки заключения заинтересованные стороны не могут обращаться к членам прези­диума с какими-либо вопросами.

Секретарь направляет копии заключения президиума заказчи­ку, в муниципальное образование, федеральный уполномоченный орган по охране окружающей среды, а также в места, где органи­зован доступ общественности для ознакомления с проектными материалами.

13. Результаты общественных слушаний — временная комиссия собрания представителей по изучению мнения населения для под­готовки и проведения общественных слушаний обязана предпри­нять усилия для ознакомления широкой общественности с за­ключением президиума общественных слушаний, в частности пу­тем публикации в средствах массовой информации, выступлений по радио, размещения на информационных стендах, рассылки по запросу всем заинтересованным лицам и организациям.

В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если:

- она ранее была дважды проведена в отношении объекта;

- она проводилась в отношении объекта, сведения о котором со­ставляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

- порядок государственной регистрации общественной органи­зации (объединения) не соответствует установленному порядку;

- устав общественной организации (объединения), организую­щей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 на­стоящего Федерального закона;

- требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, пре­дусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выпол­нены.

Должностные лица органов местного самоуправления несут от­ветственность за незаконный отказ от государственной регистра­ции заявления о проведении ОЭЭ. Эксперты, принимающие участие в ОЭЭ, получают от заказ­чика техническое задание, во многом, естественно, сходное с за­данием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее:

1.Ознакомиться с материалами обоснования инвестиций и ОВОС проекта.

2.Определить достоверность и достаточность представленной информации. В случае невыполнения этих условий в дальнейшем не использовать такие данные, а перейти к данным по объектам-аналогам.

3.Рассмотреть качество проведения ОВОС и достоверность этих оценок.

3.1.Достаточность описания существующих природных усло­вий для целей ОВОС.

3.2.Правильность инвентаризации и характеристики источ­ников и факторов воздействия на окружающую среду на всех ста­диях проектного цикла (строительство, развитие инфраструкту­ры, эксплуатация, вывод из эксплуатации, аварии).

3.3.Достоверность оценки значимости воздействий с учетом соответствия стандартам и реакции экосистем.

3.4.Правильность прогноза планируемых воздействий во вре­мени и в пространстве.

3.5.Адекватность оценки предложенных альтернатив, в том числе по размещению и планируемым техническим решениям.

3.6. Адекватность предложенных мер по снижению воздействий.

3.7. Достаточность планируемой системы мониторинга и пос-
лепроектного анализа.

4. Проанализировать соответствие технических решений совре­менным требованиям.

5. Оценить экономическую эффективность предложенных при­родоохранных решений.

6. Определить соответствие намечаемой деятельности и ее по­следствий нормативным правовым актам РФ и международным обязательствам России.

7. Сделать обоснованные выводы о допустимости реализации намечаемой деятельности по экологическим требованиям.

Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным го­сударственным органам в области экологической экспертизы, осу­ществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологи­ческой экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверж­дения его специально уполномоченным государственным органом. Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документа­ции, подлежащей общественной экологической экспертизе, и дру­гим заинтересованным лицам.

При подготовке заключения ГЭЭ экспертной комиссией и при­нятии решения о реализации объекта экспертизы должны рассмат­риваться материалы, направленные в экспертную комиссию ГЭЭ и отражающие общественное мнение.

Финансирование ОЭЭосуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделя­емых в соответствии с решением соответствующих органов мест­ного самоуправления.

Процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами в ходе экологической оценки включает так называемые консультации. Они подразумевают взаимодействие с заинтересованными сторонами или источниками информации — государственными органами, научно-исследовательскими организациями и т.д. Процесс кон­сультаций, вопросы, которые должны быть предметом обсужде­ния в его ходе, крут его участников, как правило, регламентиро­ваны нормативными документами.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.