Сделай Сам Свою Работу на 5

Агентские соглашения. Договор об исключительной





Продаже товаров

 

В международном коммерческом обороте большое распространение имеют агентские соглашения. Стороны такого соглашения именуются принципал и агент. Принципал – это лицо, от имени и за счет которого агент заключает сделки или осуществляет действия по их заключению. Агент – посредник, осуществляющий свою деятельность самостоятельно за определенное вознаграждение.

Понятие агентского соглашения содержится в национальном законодательстве государств. Например, согласно ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические или иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Законодательство государств, содержащее правила об агентских соглашениях, обычно формулирует специальные правила в отношении лиц, которые могут выступать посредниками в качестве агентов. В большинстве случаев агент является лицом, зарегистрированным в торговом реестре, и обычно он называется торговым агентом, но может иметь и иное название. Например, по Торговому уложению Германии он называется торговым представителем. Это самостоятельный предприниматель, которому доверено быть посредником другого предпринимателя или от его имени заключать сделки.



Агент обязан действовать в пределах полномочий, определенных в агентском соглашении, но при этом не подлежит прямому контролю со стороны принципала. Агент способствует совершению сделок международной купли-продажи товаров, но сам в ней в качестве стороны не участвует. Он действует как представитель принципала в рамках, обусловленных агентским соглашением.

Поскольку законодательство государств применительно к агентским соглашениям значительно отличается, а также не всегда учитывает особенности международной торговли, важно, чтобы само агентское соглашение как можно подробнее определяло обязательства сторон. В соглашении указываются полные наименования, адреса и правовое положение каждой стороны, род деятельности, дата и место регистрации их, а также другие сведения, идентифицирующие контрагентов. В соглашении должны быть четко указаны виды товаров, которые будут предметом заключаемых агентом договоров купли-продажи. Особенностью агентских соглашений является то, что агент осуществляет свою деятельность на ограниченной территории. Поэтому в соглашении должна быть четко оговорена территория, на которой агенту предоставляется право вести операции.



Соглашение может быть заключено на определенный или неопределенный срок. Если оно заключено на определенный срок, то в нем необходимо предусмотреть возможность пролонгирования. Целесообразно в соглашении предусмотреть и порядок досрочного расторжения.

Важным условием агентского соглашения является вознаграждение агента. Обычно указывается в соглашении дата или период, с которого считается заработанным агентом соответствующее вознаграждение и оно подлежит уплате. При этом следует учитывать и то, что агент, как правило, имеет право на вознаграждение и по сделкам, которые он заключил с иностранными партнерами, но они не были исполнены по вине принципала. Размер вознаграждения агента зависит от функций, которые он выполняет, от вида товара и практики, сложившейся в пределах той территории, на которой он действует. Большое значение имеет объем услуг, оказываемых агентом, уровень конкурентоспособности продаваемых товаров, степень освоенности рынка, острота конкурентной борьбы, репутация и квалификация агента. В течение срока действия агентского соглашения установленный размер вознаграждения может пересматриваться.

Значительную часть агентского соглашения представляют условия об обязанностях агента:



- условие о неконкуренции; его суть заключается в том, что агент не имеет права в период действия агентского соглашения предлагать, покупать или осуществлять рекламу товаров, служащих конкурентными для товаров принципала, а также не имеет права представлять на договорной территории другие фирмы, являющиеся конкурентами принципала;

- условие о минимальном обороте: агент берет на себя обязательство по заключению договоров купли-продажи в объеме не менее согласованной в соглашении суммы; в связи с этим в соглашении оговариваются последствия для агента, если он не добьется минимального размера оборота или если он его превысит;

- оговорка о делькредере: агент обязуется гарантировать принципала от убытков, могущих возникнуть из-за неуплаты цены лицом, купившим товар принципала по договору, заключенному агентом; за такую гарантию агенту выплачивается дополнительное вознаграждение;

- осуществление рекламы: агент рекламирует соответствующий товар за свой счет в соответствии с инструкциями принципала; принципал обязан представить агенту образцы, чертежи, каталоги и иные рекламные материалы на согласованном языке; все рекламные материалы остаются собственностью принципала и подлежат возврату после прекращения действия соглашения;

- осуществление послепродажного обслуживания: если у агента имеются для этого условия и средства, то необходимо определить объем услуг и сумму вознаграждения агенту;

- предоставление информации и отчетности принципалу с указанием срока или периодичности;

- условие о неразглашении конфиденциальных сведений, полученных агентом при исполнении им своих обязанностей в отношении принципала.

В соглашении могут быть предусмотрены и иные условия об обязанностях агента.

В агентском соглашении определяются и обязанности принципала, но их значительно меньше. Принципал обязан передать агенту материалы, необходимые для осуществления его деятельности, в том числе рекламные; сообщить условия сделок, которые агент должен заключить; оплатить расходы, которые понесет агент, выполняя поручение принципала; выплатить вознаграждение.

Важным условием агентского соглашения считается условие о цене товара, который будет являться предметом сделок купли-продажи, заключаемых агентом. Обычно в соглашении оговаривается, имеет ли принципал право на изменение установленной в соглашении цены, имеет ли он право контроля над ценами по сделкам, которые агент заключает. Это положение имеет особое значение в случае изменения курса валют, повышения таможенных пошлин, введения количественных ограничений в стране импортера.

Вопросы, не урегулированные агентским соглашением, регламентируются применимым правом. Исходя из автономии воли сторон они сами его могут определить. Если стороны не определили применимое право, то исходя из принципа наиболее тесной связи таковым обычно является право страны, которой принадлежит сторона, исполняющая договор. По ст. 1211 ГК РФ таковым будет право страны агента. Подобное правило содержится и в других правопорядках.

Наряду с применением национального законодательства государств в регулировании агентских соглашений наблюдается некоторая тенденция к унификации. В 1978 г. была открыта для подписания Конвенция о праве, применимом к агентствам.[64] Конвенция применима к отношениям международного характера, когда агент имеет правомочие действовать в пользу принципала в отношениях с третьими лицами.

Конвенция применяется независимо от того, действует агент от своего имени или от имени принципала, регулярно или нет.

Правила Конвенции подлежат применению независимо от того, имеются ли они в праве государств-участников, т.е. независимо от их инкорпорации во внутреннее право государства, подписавшего данную Конвенцию.

В соответствии с правилами Конвенции отношения между принципалом и агентом регулирует право, избранное ими. Этот выбор должен быть ясно выражен или должен быть таковым, чтобы он мог быть установлен с обоснованной определенностью из содержания соглашения между сторонами и обстоятельств дела. Если стороны не выбрали применимое право, то таковым будет право государства, в котором во время возникновения агентских отношений агент имел свое коммерческое предприятие, а если его не было, то свое постоянное место жительства. Применимым может быть и право государства, в котором агент проводит в основном деловые операции, если в нем имеет свое коммерческое предприятие и принципал, а если его нет, то свое постоянное место жительства. Если принципал и агент имеют более одного коммерческого предприятия, то положения о применимом праве применяются к предприятию, с которыми агентские отношения наиболее тесно связаны. Но! Какое бы право не применялось к агентским соглашениям, в отношении способа исполнения должно приниматься право места исполнения. Что касается взаимодействия между принципалом и третьим лицом, наличия и объема агентских правомочий и последствий осуществления агентом или намерения осуществить свои правомочия, то они регулируются правом государства, в котором агент имеет свое коммерческое предприятие во время совершения им соответствующего действия. В применении права, предусмотренного правилами Конвенции, может быть отказано по основанию противоречия публичному порядку.

В рамках УНИДРУА была разработана и принята в 1983 г. Конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров[65]. Она призвана дополнить Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Как указано в преамбуле данной Конвенции, при ее принятии государства исходили из того, что принятие единообразных норм, применимых к представительству при международной купле-продаже товаров и учитывая различные общественные, экономические и правовые системы, будет способствовать устранению юридических барьеров в международной торговле и содействовать развитию международной торговли. Конвенция применяется в случаях, когда посредник имеет право действовать или намерен действовать за счет принципала при заключении договора купли-продажи с третьим лицом. При этом не имеет значения, от чьего имени (от своего собственного или от имени принципала) посредник действует. Конвенция применяется, когда принципал и третье лицо имеют свои коммерческие предприятия в разных странах, и агент уполномочен принципалом заключить договоры купли-продажи товаров с третьим лицом. Она также распространяется на агентские соглашения, которые уполномочивают агента только на представление клиентов принципалу. По смыслу гл. 2 Конвенции отношения между принципалом и агентом могут быть выражены, как в письменной, так и в устной форме. Однако устной формы быть не может, если какая-либо из сторон имеет коммерческое предприятие в государстве, законодательство которого требует, чтобы имела место только письменная форма предоставления полномочий агенту. Конвенция предусматривает основания прекращения полномочий посредника:

а) по соглашению сторон;

б) после полного исполнения сделок, для совершения которых было выдано полномочие посреднику;

в) при отмене полномочия принципалом или при отказе посредника от полномочия независимо от того предусмотрено это или нет в договоре;

г) если это следует из норм применимого права.

В то же время Конвенция содержит правило, согласно которому несмотря на прекращение полномочий, посредник обязан осуществлять от имени принципала все те сделки, которые необходимы для избежания ущерба, который может быть причинен их интересам.

Для того чтобы избежать проблемы подготовки проектов международных агентских соглашений участниками международного коммерческого оборота, Международная торговая палата подготовила проформу – Типовой проект международного агентского контракта[66].

В международном коммерческом обороте используется и такой вид посреднического договора, как договор об исключительной продаже товаров. Иногда он именуется соглашением о единоличном или исключительном праве на сбыт. Лицо, занимающееся сбытом, при заключении такого договора получает единоличное или исключительное право представительства. Продавец предоставляет посреднику такое право на определенной территории в отношении товаров определенного вида, а посредник приобретает товары определенного вида только у этого продавца. В соглашении может быть сформулирована обязанность посредника закупить у данного продавца определенное количество товара. В таком договоре целесообразно конкретизировать те правила, которыми наделяется посредник. Само по себе соглашение об исключительном сбыте не является договором купли-продажи товаров. Оно лишь определяет общие условия, на которых позднее будут заключены договоры купли-продажи конкретного товара. Данный договор отличается от агентского соглашения тем, что договоры, оформляемые в рамках соглашения о единоличном праве на сбыт, заключаются посредником от своего имени. Экспортеру такие соглашения выгодны, так как его в этом случае не беспокоит неплатежеспособность множества покупателей на иностранной территории. Ему выгоднее продать товар одному лицу, чья

 

 

платежеспособность и коммерческое положение ему хорошо известны и легко проверяемы. Экономическая выгода в данном случае имеется и у посредника.

 

 

Договор консигнации

 

Сторонами договора консигнации выступают консигнант и консигнатор. Консигнант – лицо, которое дает поручение на совершение сделок по продаже товаров со склада за границей. Консигнатор – лицо, которое принимает и исполняет поручение совершать сделки по продаже товара со склада от своего имени, но за счет консигнанта.

Поскольку данный договор во многих правопорядках не регулируется законодательством, к нему лишь в определенной части применяют некоторые положения о договоре комиссии, целесообразно в самом договоре консигнации подробнейшим образом сформулировать все положения, касающиеся взаимоотношений консигнанта и консигнатора. В договоре или в спецификации к нему следует четко конкретизировать товар, указав номенклатуру его (марки, типы изделий), количество, качество. В договоре определяется территория, на которой консигнатор имеет право продавать консигнационные товары. Изменение ее возможно только с согласия консигнанта. Договор консигнации имеет срочный характер. Обычный срок действия его составляет от одного до пяти лет. Но для договора консигнации характерно наличие еще одного срока – срока консигнации, т.е. срока, в течение которого товар должен быть продан. Обычно он составляет 6-24 мес. По истечении срока действия договора консигнации его условия остаются действительными в отношении всех партий товара, которые к моменту прекращения его действия находятся на консигнации и расчет по которым не завершен.

Товары, передаваемые на консигнацию, остаются собственностью консигнанта до момента их продажи третьим лицам, а иногда - до полной уплаты цены проданного товара и поступления этой суммы консигнанту.

Выполняя поручение по продаже товара, консигнатор обычно связан условиями консигнанта в отношении цен, по которым он обязан продать товар третьим лицам. В договоре устанавливаются минимальные продажные цены, ниже которых консигнатор не может продавать товар без предварительного письменного согласия консигнанта. Важным условием договора является условие о вознаграждении консигнатора. Должен быть четко определен вид, размер и порядок выплаты вознаграждения консигнатору. Вознаграждение может определяться в соответствующем проценте от стоимости проданных товаров или в виде разницы или ее части между назначенной ценой и более высокой, по которой консигнатор совершил продажу. Устанавливается срок, с которого у консигнатора появляется право на получение вознаграждения. Также четко определяется порядок расчетов: валюта, срок поступления платежа консигнанту.

При отсутствии специального регулирования договоров консигнации целесообразно подробнейшим образом определить в заключаемом договоре обязанности консигнатора. Наиболее важными из них могут быть:

- подготовка помещения для консигнационного склада, найм персонала для работы на складе, получение импортной лицензии, если товар подпадает под процедуру, связанную с лицензированием, если этого требует законодательство страны консигнатора;

- обеспечение полной сохранности и качества товара во время нахождения его на складе; в случае порчи, недостачи или повреждения товара консигнатор должен возместить консигнанту все связанные с этим убытки;

- оплата расходов по содержанию склада, уплата таможенных пошлин, оплата рекламы и осуществление оплаты иных расходов с последующим их возмещением консигнантом;

- страхование товаров за свой счет в пользу консигнанта;

- предоставление гарантии банка, если у консигнанта возникает опасность неполучения соответствующих платежей;

- предоставление консигнанту отчетов о ходе реализации товаров, информации о конъюнктуре рынка, уровне цен.

В обязанности консигнанта обычно входят:

- поставка к оговоренному сроку товара на склад в обусловленном ассортименте и количестве, поддержание запаса товара на складе на определенном уровне;

- оплата всех расходов консигнатора по содержанию склада.

Поскольку обязанностью консигнанта является поставка товара на консигнационный склад, в соглашении должны быть определены базисные условия поставки. Их определение может быть дано на основе ИНКОТЕРМС.

При осуществлении консигнационных отношений может возникнуть ситуация, когда закончился срок договора и срок консигнации, но товар остался нереализованным. На этот случай в договоре консигнации следует определить условия о том, кто и в какой мере будет нести расходы по возврату товара. Для этого целесообразно согласовать базисные условия для возврата. Они также могут быть определены на основе ИНКОТЕРМС. Обычно согласовываются условия, по которым имеют место минимальные расходы для консигнатора. Например, это может быть франко-граница страны консигнатора или ФОБ с указанием порта страны консигнатора. Далее расходы будет нести консигнант. Однако уже при заключении договора консигнации стороны могут предусмотреть условие о том, что если товар не будет реализован по окончании предусмотренных договором сроков, то консигнатор может приобрести его в собственность. В этом случае отношения по договору консигнации трансформируются в отношения по договору купли-продажи.

 

 

Факторинг и форфейтинг

 

При определении правовой природы факторинга в науке международного частного права нет единства мнений. В ряде случаев договоры факторинга вообще не относят к посредническим договорам, а рассматривают в качестве одной из форм финансирования или кредитования. В настоящее время преобладающей становится оценка факторинга как разновидности торгово-комиссионных операций, которые сочетаются с кредитованием оборотного капитала. В основе факторинга лежит переуступка факторинговой компании неоплаченных платежных требований, возникающих в процессе реализации товаров и услуг, и предоставление коммерческого кредита. Цель факторинга заключается в незамедлительном получении экспортером большей части платежа или в получении платежа на определенную дату, в гарантии полного погашения задолженности. Весомым аргументом отнесения договора факторинга к разновидности посреднических договоров может служить Конвенция о международном посредничестве (факторинге) 1988 г.[67] Уже в самом названии Конвенции присутствует указание на посреднический характер отношений, регулируемых данной Конвенцией и, кроме того, одна из сторон договора факторинга называется в Конвенции «финансовый агент». Это и позволяет характеризовать договор факторинга как разновидность посреднических договоров.

Договор факторинга заключается между экспортером (поставщиком), поставляющим соответствующий товар по заключенной им сделке международной купли-продажи, и факторинговой компанией (финансовым агентом).

По Конвенции о международном посредничестве (факторинге) под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом). В соответствии с этим контрактом поставщик должен или может уступить финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками). В то же время Конвенция исключает такую уступку, если по контракту приобретаются товары преимущественно для личного, семейного и домашнего использования. В этом отношении положения Конвенции о факторинге тождественны положениям Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. В свою очередь, финансовый агент, как это предусмотрено в Конвенции, выполняет определенные функции, заключив договор факторинга:

- финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;

- ведение учета по причитающимся суммам;

- предъявление к оплате денежных требований;

- защита от неплатежеспособности должников.

Договор факторинга имеет несколько видов. Различают раскрытый и нераскрытый факторинг. Если о заключении договора факторинга уведомляется покупатель, то факторинг имеет раскрытый характер. Если факторинг является нераскрытым, то он признается конфиденциальным и покупателю не дается никакого уведомления. По Конвенции о международном факторинге предусмотрено, что должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования. Следовательно, правила Конвенции применимы только к раскрытому факторингу.

Договор факторинга может быть заключен на оборотной и безоборотной основе. Если договор заключается на безоборотной основе, факторинговая компания, которой уступается право требования покупной цены, несет кредитные риски и не имеет права на возмещение убытков, если покупатель не выполнит своего обязательства. Если договор заключается на оборотной основе, то в случае неуплаты цены покупателем факторинговая компания имеет право на регрессный иск к экспортеру. При этом следует указать, что Конвенция о международном факторинге ничего не говорит о возможности предъявления финансовым агентом регрессного иска к поставщику.

Рассматривая Конвенцию о международном факторинге, следует указать, что Конвенция применяется тогда, когда денежные требования, уступленные по факторинговому контракту, вытекают из договора купли-продажи товаров между поставщиком и должником, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории различных государств. Если поставщик и финансовый агент при заключении факторингового контракта исключили применение Конвенции, то ее положения применимы быть не могут.

Если применение Конвенции сторонами факторингового контракта не исключено, то следует учитывать, что уступка денежного требования поставщиком финансовому агенту будет действительной, даже если между поставщиком и должником существует соглашение о ее запрете.

При предъявлении финансовым агентом должнику требования об оплате денежной задолженности, вытекающей из контракта купли-продажи товаров, должник может использовать в отношениях с финансовым агентом все средства защиты, которыми он мог бы воспользоваться в случае, если бы такое требование предъявил поставщик.

Переуступка денежного требования регламентируется и нормами внутреннего права государств, хотя заключаемый при этом договор может и не иметь названия факторингового. Так, согласно ст. 824 ГК РФ предусмотрен договор финансирования под уступку денежного требования. По нему одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

В международном коммерческом обороте имеет место также договор, схожий с договором факторинга, но имеющий в то же время свои характерные черты. Называется такой договор - договор форфейтинга. Он представляет собой покупку долга, выраженного в оборотном документе (переводный или простой вексель), у кредитора на безоборотной основе. Покупает такой долг лицо, обычно именуемое форфейтинговой компанией. Покупая долг, форфейтинговая компания принимает на себя обязательство об отказе от своего права на обращение регрессного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения от должника. Поэтому форфейтинговая компания купит оборотный документ лишь в том случае, если получит обеспечение от банка с хорошей репутацией. Такое обеспечение предоставляется либо в виде аваля на самом оборотном документе, либо в виде отдельной банковской гарантии, обеспечивающей надлежащее и точное выполнение всех обязательств из оборотного документа. На практике покупка оборотного документа обычно осуществляется со скидкой. В качестве форфейтинговой компании часто выступают банки, финансовые корпорации, компании, занимающиеся учетом векселей.

В связи с тем, что национальное законодательство государств по-разному регламентирует рассмотренные отношения, даже нет единообразного названия договоров, посредством которых оформляются эти отношения, в 2001 г. была принята Конвенция об уступке дебиторской задолженности в международной торговле[68]. По смыслу Конвенции уступка означает передачу по договоренности одним лицом (цедентом) другому лицу (цессионарию) договорного права, полностью или частично, или неделимого интереса в договорном праве цедента на платеж денежной суммы (дебиторской задолженности), причитающейся с третьего лица (должника).

Дебиторская задолженность считается международной, если в момент заключения первоначального договора цедент и должник находятся в разных государствах. Уступка признается международной, если в момент заключения договора уступки цедент и цессионарий находятся в разных государствах.

Содержание положений Конвенции показывает, что нормы ее в значительной степени являются диспозитивными, т.е. стороны по договоренности могут отходить от положений Конвенции. Конвенция также содержит правило о применимом праве: взаимные права и обязанности цедента и цессионария, возникающие из договоренности между ними, регулируются избранным ими правом. Если стороны это право не определят, отношения между ними регулируются правом государства, с которым наиболее тесно связан договор уступки. В применении избранного сторонами права может быть отказано по мотивам публичного порядка.

Список литературы к главе 4

1. Алексанова Ю.А. Факторинг в международной торговле / Ю.А. Алексанова // Юридический мир. 2002. № 11.

2. Галушина И.Н. Агентский договор: сравнительно-правовой анализ регулирования в российском и англо-американском гражданском праве / И.Н. Галушина // Междунар. публичное и частное право. 2005. № 1.

3. Николютин С.В. Внешнеторговое посредничество в предпринимательской деятельности / С.В. Николютин // Внешнеторговое право. 2010. № 1.

4. Попова Е.В. Проблемы применения Женевской конвенции «Об агентировании в области международной купли-продажи товаров» 1983 г. / Е.В. Попова // Междунар. публичное и частное право. 2001. № 1.

5. Патрикеев Е.А. Международно-правовое регулирование уступки права требования / Е.А. Патрикеев // Правоведение. 2006. № 2.

6. Приходько А.А. Проблема источников института международных факторинговых операций / А.А. Приходько // Внешнеторговое право.
2005. № 2.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.