Общая характеристика учебного предмета
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя общеобразовательная школа № 95»
02.03
РАССМОТРЕНО
и принято
на заседании МО учителей
художественно
-эстетического цикла.
Руководитель МО
__________/Т.В. Петрова/
Протокол №1 от
29 августа 2014 г.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
___________/И.В.Нехлебаева/
_____________2014 г.
| УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ СОШ № 95
___________/В.З.Осташкова/
Приказ №____от
____________2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Физическая культура
/наименование предмета в соответствии с учебным планом/
/классы/
Хватаев Иван Иванович
/ФИО разработчика (ов) программы/
Срок освоения программы 1 год
Класс 5
Год составления программы 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования //Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2001.
- Примерной программы по учебным предметам // Физическая культура. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
- Физическая культура: программа: 5-9 классы/ Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Цель школьного образования по физической культуре – формирование физически разносторонне развитой личности средствами и методами физической культуры, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, овладения универсальными жизненно важными двигательными действиями и навыками, познания окружающего мира, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В стремлении к этой цели учебный процесс в основной школе направлен на углубление знаний в области физической культуры, развитие физических и психических качеств, формирование устойчивых мотивов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом, бережное отношение к своему здоровью, формирование навыков организации здорового образа жизни.
Объектом физической культуры как учебного предмета, подлежащего изучению в сфере общего образования, является физкультурная деятельность, которая включает информационный (знания), операциональный (способы) и мотивационный (ценностные ориентации) компоненты. Информационный компонент объединяет знания о физической, психической и социальной природе человека, представления о возможностях её преобразования в процессе физкультурной деятельности, о единстве биологического, психического и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.
Операциональный компонент охватывает средства и методы организации физкультурной деятельности, планирования и регулирования физических нагрузок, контроля за физическим развитием и двигательной подготовленностью. Мотивационный компонент представлен примерами движений, двигательных действий, физических упражнений и форм физкультурной деятельности. В ходе изучения учебного предмета «Физическая культура» учащиеся также приобретают потребность в бережном отношении к своему здоровью, в организации здорового образа жизни для себя и окружающих.
Общая цель обучения предмету «Физическая культура» в основной школе – формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурно-корригирующей и спортивно-рекреационной направленностью.
Курс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у школьников представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомления с основными положениями науки в области физической культуры. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенций учащихся в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
В соответствии с целями учебного предмета «Физическая культура» формулируются его задачи:
- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
- формирование знаний о терминологии, средствах и методах физической культуры;
- формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, их вариативное использование в учебной деятельности и в процессе самостоятельных занятий;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения раннее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
- расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития социально значимых качеств личности, основных физических качеств и способностей;
- формирование навыков и умений, необходимых для выполнения физических упражнений, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанки и культурой движения;
- формирование умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями, пользоваться этими умениями и навыками для составления комплексов физических упражнений, для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях, при планировании и контроле физических нагрузок, для профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи;
- формирование позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом, достижение осознания красоты и эстетической ценности физической культуры;
- воспитание положительных черт характера и поведения в процессе занятий физическими упражнениями и соревновательной деятельности.
Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях к освоению содержания образования, изложенных в федеральном государственном образовательном стандарте, и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности в процессе теоретической, практической и физической подготовки учащихся.
Приоритетными формами, методами и технологиями работы с обучающимися в 5 классе являются:
Формы уроков
| Методы обучения
| Технологии
| Круговая тренировка
| Игровой
| Здоровьесберегающая технология
| Индивидуальные задания
| Соревновательный
| Технология развития критического мышления
| Урок - путешествие
|
| ИКТ
| Контроль двигательной активности:
| Приоритетные формы и виды контроля:
Направления контроля
| Средства контроль
| - формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
| Изучаемые физические упражнения
| - воспитание физических качеств;
| Физические упражнения (тесты) двух групп:
1) физические упражнения, входящие в содержание программы и поддающиеся стандартизации;
2) физические упражнения для контроля тех физических качеств, которые не могут быть определены упражнениями 1-й группы
| - изменение состояния организма;
| 1) Контроль внешних объективных признаков состояния учеников, выражающихся в проявлениях работоспособности, их поведении и внешнем виде. Методы: общепедагогические, визуальные;
2) Самооценка учениками своего состояния. Методы: общепедагогические, словесно-описательные;
3) Контроль динамики функционального состояния по интегральному показателю – величине ЧСС.
| - физкультурный самоконтроль.
| Дневник самоконтроля.
|
Общие содержательные особенности рабочей программы обуславливает ее структурные компоненты. Рабочая программа содержит:
1) пояснительную записку;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места предмета в учебном плане;
4) образовательные результаты освоения учебного предмета;
5) содержание учебного предмета;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты освоения учебного предмета.
Общая характеристика учебного предмета
Программа реализована в учебниках для 5 – 7 и 8 – 9 классов, созданных коллективом авторов: Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. Комплект создан научным коллективом ИВФ РАО и ИСМО РАО. Программа рассчитана на пять лет обучения.
Материал программы направлен на реализацию приоритетной цели школьного обучения физической культуре – формирование всесторонне гармонично развитой личности, на реализацию творческих способностей и физическое совершенствование учащихся, а также на развитие их основных двигательных качеств. Учебный материал, программы помогает сформировать у школьников научно обоснованное объективное отношение к окружающему миру с опорой на предметные и метапредметные связи. Особое значение в программе отведено обучению школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В основной школе образовательный процесс в области физической культуры ориентирован:
· на дальнейшее развитие основных двигательных (физических) качеств и повышение функциональных возможностей организма;
· расширение двигательного опыта за счёт физических упражнений с общеразвивающей и корригирующей направленностью, технических действий в базовых видах спорта;
· освоение знаний о физической культуре и спорте, их роли в сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни;
· обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
· формирование социально значимых качеств личности (коллективизма, трудолюбия, уважения к окружающим, творческой активности, целеустремленности), навыков межличностного общения в процессе занятий физической культурой и спортом);
Принципы, на которых основана программа, включают:
· личностно-ориентированные принципы – двигательного развития, творческой активности, целеустремленности;
· культурно-ориентированные принципы – целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности овладения базовыми ценностями физической культуры;
· деятельностно-ориентированные принципы – двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности;
· принцип достаточности и целесообразности, определяющий распределение учебного материала в соответствии с основными компонентами двигательной (физкультурной) деятельности, особенностями формирования познавательной и предметной активности учащихся;
· принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с особенностями физического развития, медицинских показаний, возрастно-половыми особенностями, индивидуальных предпочтений и интересов учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и типом, видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
· принцип оздоровительной направленности физического воспитания, реализуемый в ходе использования освоенных знаний, навыков, способов физкультурной деятельности в режиме учебного дня и в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
· принцип связи физической культуры с жизнью, ориентированный на формирование целостного мировоззрения учащихся.
Описание места предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура», изучается с 5-го по 9-й класс по три часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 510 часов или 102 часа в учебном году (34 учебных недели).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|