Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика движений у детей с нарушением зрения





Л.С.Сековец

Коррекционно-педагогическая работа

По физическому воспитанию детей

Дошкольного возраста

С нарушением зрения

Нижний Новгород

Издатель Ю.А.Николаев


УДК 371.916:371.73 ББК 74.3 С 28

Сековеп Л.С.

С 28 Коррекционно-педагогическая работа по физическому вос­питанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения — Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 168 с, илл. ISBN 5-93529-006-5

В книге рассматриваются основные формы коррекционно-пе дагогическои работы в процессе физического воспитания детей с нарушением зрения, навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.

Книга рассчитана на тифлопедагогов, воспитателей, руководи телей физического воспитания дошкольных учреждений ком пенсирующего и комбинированного видов, студентов педаго гических учебных заведений, родителей.

ISBN 5-93529-006-5

© Сековец Л.С., 2001

© Издатель Ю.А.Николаев, 2001


Посвящается другу и учителю Плаксиной Любови Ивановне

Введение

Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста с косогла­зием и амблиопией в условиях дошкольных учреждений компен­сирующего и комбинированного видов заключается в формирова­нии гармонически развитой личности, сочетающей в себе физи­ческое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков, умений и отношений детей для интеграции их в сообщество свер­стников {Малофеев Н.Н., 1998; Денискина В.З., 1996; Плаксина Л.И., 1998; Сековец Л.С., 2000; Тупоногов Б.К., 1996).



В целях оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми целесообразно осуществлять следующие задачи:

1. Определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности.

2. Воспитание сознательного, внимательного отношения к своему

здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни.

3. Формирование физической и социальной готовности к обуче-

нию в школе.

4. Коррекция недостатков физических и личностных качеств
детей с нарушением зрения.

Это требует учета специфики содержания и организации меро­приятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учетом психических и физических возмож­ностей каждого ребенка.



В связи с этим социально значимым и актуальным является со­вершенствование коррекционно-педагогической и лечебно-восста-новительной работы в детских садах для детей с нарушением зрения.


4

Специфика физического воспитания в этих дошкольных учре дениях определяется особенностями развития детей, обусловлен­ными нарушением зрения.

Необходимость создания специального коррекционного режи­ма в процессе физического воспитания предусматривает использо­вание комплекса всех средств физического воспитания для кор­рекции двигательной сферы детей, преодоления имеющихся недо­статков, активизации зрительных функций.

Опыт работы дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов показывает, что в процессе физического воспитания возможны коррекция недостатков физического разви­тия и активизация зрительных функций. Данные медицинского контроля свидетельствуют о положительном влиянии физической культуры на лечение зрительных патологий, а также повышение и стабилизацию остроты зрения у детей.

Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются индивидуальные и групповые занятия по развитию у детей с нарушением зрения на­выков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.

Необходимым условием коррекционно-педагогической работы
средствами физической культуры является разработка специаль­
ного оборудования для коррекции нарушенных двигательных
функций, введение пропедевтических курсов в процессе овла­
дения сложными видами движений, проведение специальной кор-,
рекционной гимнастики и игр. (



Проведение коррекционно-педагогической работы во взаимо-j связи с лечебно-восстановительным процессом способствует целе­направленной педагогической коррекции недостатков физичес-j кого развития и преодоления нарушений в двигательной сфере, активизации зрительных функций, помогает успешному овладе­нию программой по физической культуре и обеспечивает свое­временную подготовку детей к школе.

В пособии раскрываются основные положения коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания до­школьников с нарушением зрения, показаны особенности физи­ческого развития детей с нарушением зрения, дается разработка содержания форм и методов коррекционной работы с детьми.


 
 

f

Глава 1

Г Особенности физического развития

/ и состояния двигательной

подготовленности дошкольников


Для правильной организации физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо знать особенности их физичес­кого и функционального развития.

Известно, что дети с нарушением зрения имеют определенную специфику развития. Антропометрический анализ (по данным роста, веса, окружности грудной клетки) (Кручинин В.А., 1980; Сермеев Б.В., 1976; Сековец Л.С, 1985) свидетельствует, что по­казатели веса у детей с нарушением зрения выше на 10— 15 % по сравнению с нормально видящими. Показатели роста у них ниже на 5 — 7 %, чем у нормально видящих сверстников. Это указывает на то, что существует некоторая диспропорция в соотношениях веса и роста у детей с нарушением зрения. Если в росте они от­стают от нормы, то в силу недостаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориен­тации, в весе они превышают возрастные нормы.

Соотношения между показателями физического развития рас­крывают своеобразие отношений между ростом, весом и ОГК у детей с нарушением зрения. По нашим данным, к «высокому» уровню физического развития относятся 3 — 11 % детей. К «сред­нему» уровню — 33 — 35 % детей с нарушением зрения. Группа де­тей с уровнем «ниже среднего» представлена 42 — 53 %. Дисгар­моничное развитие встречается у 10—12 % детей с нарушением зрения.

Определение уровней физического развития показало, что до 62 % детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии. К старшему возрасту откло­нения в физическом развитии увеличиваются и составляют 70 %. Это свидетельствует, что дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих


б

сверстников. Отклонения в физическом развитии у них встре­чается в 3 — 4 раза чаще, чем у здоровых сверстников.

Причинами отклонений у детей с нарушением зрения являются, снижение двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации детей, недостаточная двигательная под­готовленность и, как следствие этого, превышение в весе.

Специфические особенности физического развития могут про­являться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппа­рата и осанки. Нарушения осанки и степень их выраженности обусловлены состоянием зрения у детей. Частота случаев нару­шений осанки у детей с нарушением зрения составляет 60 — 65 % и зависит от характера зрительной патологии.

Например, при косоглазии, миопии ребенок вынужден накло­нять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее ви­дение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.). Кроме того, нарушения осанки у детей являются следствием остаточных явлений родовой травмы, рахита, различных парезов мышц, ослабленности мышечной сис­темы от частого длительного сидения в неправильной позе: с на­клоненным в сторону туловищем, опущенной головой. Нарушения осанки встречаются также из-за неправильной организации оф~ тальмо-гигиенических условий педагогического процесса, нару­шения двигательного режима, отсутствия специальных коррек-ционных упражнений, улучшающих формирование правильной осанки и активизирующих их двигательную деятельность.

Анализ характера дефектов осанки показал наличие сведенных вперед и свисающих плеч, крыловидных лопаток, сколиотической установки, сутуловатости, асимметричной установки плечевого пояса, осложненной кривошеей.

Наряду с нарушением осанки у детей встречаются деформации нижних конечностей, выражающиеся в искривлениях стоп. Плос­костопие у детей с нарушением зрения появляется в результате постоянной статической перегрузки нижних конечностей, из-за слабости мышц стоп, а также как последствия частичных пара­личей. Плоскостопие резко снижает опорную функцию ног и соз­дает угрозу для большего уплощения. Неправильно сформиро­ванные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для боль­шего проявления этих нарушений.

Для осуществления коррекционной работы с детьми дошколь­ного возраста важно знать состояние сердечно-сосудистой и ды-


хательной систем. У детей с нарушением зрения показатели сер­дечно-сосудистой системы несколько выше нормы. Средние пока­затели ЧСС свидетельствуют об учащении пульса на 3 — 8 ед. в ми­нуту у детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими. Уровень максимального и минимального давления так­же выше нормы на 3 — 5 мм рт. ст. Аналогичные проявления наблюдаются в показателях пульсового давления, средние вели­чины которого выше нормы на 2 — 4 мм рт. ст.

Характерно, что восстановительный период после физической нагрузки у детей с нарушением зрения занимает больше времени. Восстановление пульса, артериального давления, дыхания проис­ходит на 5 —6-й минуте. Для сравнения: у детей без зрительной па­тологии — на 3 —4-й минуте. В большинстве случаев у детей с нару­шением зрения выполнение стандартной пробы сопровождается нарушением самочувствия (одышки, покраснения лица), дети чаще делают остановки, выполняют приседания неглубоко, чаще поль­зуются помощью взрослого. Это свидетельство того, что двигатель­ная активность этих детей снижена, вследствие чего нарушена спо­собность к выполнению дозированной физической нагрузки.

Специфика движений у детей с нарушением зрения

Двигательная подготовленность детей 3 — 7 лет с нарушением зрения определяется уровнем овладения ходьбой, бегом, прыж­ками, метанием, лазанием, координацией движений, равновесия, ориентировкой в пространстве.

Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение, голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе, при этом теряется направление.

У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зритель­ного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формиро­вания основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения.

Нарушения прямолинейности при ходьбе связаны с сужением поля обзора из-за выключения одного глаза из акта зрения в пе­риод окклюзии при косоглазии, снижении остроты зрения у сла­бовидящих.


8

Для детей характерна волнообразность в ходьбе, движения то в одну сторону, то в другую. Качество ходьбы характеризуется большой неустойчивостью, неуверенностью. Рука со стороны ок­клюзии мало участвует в движении, в большинстве случаев при­жата к туловищу.

Еще большие сложности испытывают дети при ходьбе по огра­ниченному пространству. Испытывая зрительные затруднения, дети все-таки опираются на зрительную ориентацию, поэтому ходьба характеризуется большей волнообразностью, а линия движения у них приближается то к одной стороне ограничений, то в отдельных участках заходит за них, затем снова приближается ближе к ис­ходной. Все это создает впечатление о ходьбе «из стороны в сторону». Это связано с тем, что нарушение стереоскопического видения при монокулярном зрении осложняет пространственную ориентировку, создает плоскостное восприятие пространства.

Нарушения ходьбы в ограниченном пространстве вызваны и снижением остроты зрения, т.к. слабовидящий ребенок не может проследить и воспроизвести движение без ошибок, которые про­являются в нарушениях координации рук и ног, несогласован­ности действий правой и левой руки. Этим же объясняется то, что рука прижата к туловищу или же вытянута вперед для того, чтобы определить направление движения во время ходьбы.

Во всех видах ходьбы у детей обнаружена неправильная поста­новка стоп. Более чем у 20 % детей наблюдается параллельная по­становка стоп, 40 % детей стопы ставят носками внутрь, тогда как у нормальновидящих сверстников отклонения в постановке стоп отмечаются в 15 % случаев.

Своеобразие ходьбы у детей иногда вызвано нарушением рав­номерности при ходьбе. Равномерность при ходьбе определяется длиной шага. Установлено, что с начала ходьбы шаг детей более равномерный, чем на последующих отрезках. Снижение прямоли­нейности, нарушение равновесия и координации, зрительное утомление вызывают снижение длины шага. У детей с наруше­нием зрения длина шага при ходьбе во всех возрастных группах ниже нормы на 4 — 5 см. Длина шага у детей в норме равна: 2 года — 32 см, 4 года — 40 см, 5 лет — 47 см, 6 лет — 49 см, 7 лет —53 см. (данные А. Саркисяна, 1983). Качественные нарушения ходьбы (прямолинейность, длина шага, постановка стоп, равномерность) у детей с нарушением зрения влекут за собой снижение количест­венных показателей и оказывают неблагоприятное воздействие на формирование других локомоций.


Особенности двигательной подготовленности детей с наруше­нием зрения проявляются в разных заданиях с бегом. В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног и рук, широкая по­становка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности, темпа, прямолиней­ности. Несформированность бега по указанным признакам заре­гистрирована у 63,5 % детей с нарушением зрения. Скорость бега у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзии ниже нор­мы на 13-21 %,

Выполнение прыжков детьми также затруднено. В прыжках в длину с места дети также имеют своеобразия. У них отмечается низ­кая техническая подготовка. Как правило, допускаются ошибки во всех фазах (толчке, полете, приземлении) выполнения движения.

Большинство детей не имеют навыков правильного отталки­вания. Это связано с тем, что зрительный контроль за действиями ног усилен, голова наклонена вперед, а руки при толчке безучаст­ны, поэтому сила толчка слабая. Кроме того, отмечается, что при­земляются дети сначала на одну ступню, затем приставляют дру­гую. Это вызывает нарушение равновесия, в отдельных случаях па'дение, т.к. при приземлении у детей проявляется нарушение координационных отношений правой и левой ноги. Другие дети приземляются тяжело на обе ноги с сильными боковыми раска­чиваниями. Это объясняется тем, что слабовидящие дети, дети с монокулярным зрением затрудняются в выделении расстояния, управлении собственным телом, а некоторое превышение в весе также осложняет регулирование положением своего тела при дви­жении в пространстве. Затруднения в ориентации при прыжках связаны и с тем, что у детей с монокулярным зрением нарушено стереоскопическое видение, а слабовидящие затрудняются в ана­лизе расстояния, поэтому не соразмеряют свои действия с прост­ранством. В процессе прыжка ребенку дольше приходится ориен­тироваться в расстоянии и пространстве, поэтому снижается ана­лиз и контроль за своими движениями.

В прыжках в высоту с места на двух ногах также отмечаются трудности из-за недостаточного зрительного контроля, нарушения согласованности движений. У детей с нарушением зрения снижен зрительный обзор своего тела при движении, т.к. они контроли­руют себя в ограниченном поле обзора, поэтому количественные показатели прыжков у детей с патологией зрения ниже нормы.

Таким образом, некоторые отставания в развитии основных Движений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения


10

обусловлены характером зрительной патологии, остротой зрения. При этом возникает необходимость рассмотрения таких важных сторон двигательной сферы ребенка, как координация и равновесие. Состояние динамичного равновесия у детей можно проследить в ходьбе по гимнастической скамейке. В характере этого движения отмечается своеобразие нарушения равномерности шага, темпа ходьбы и самостоятельности передвижения по скамейке.

Например, относительно правильное самостоятельное передви­жение по скамейке наблюдается у детей с монокулярным зрением. Слабовидящие дети предпочитают пользоваться страховкой (гори­зонтальной перекладиной, расположенной параллельно скамейке на уровне пояса ребенка), дети незрячие, с остаточным зрением пред­почитают использовать помощь взрослого (поддержка рукой, ве­дение ребенка по скамейке). Трудности у детей проявляются в сохранении устойчивого поло­жения тела при движении, при этом они сходят на край, оступаются. Весьма своеобразным проявлением в ходьбе по скамейке яв­ляется комбинирование ходьбы: одной ногой по скамейке, другой по полу. Это связано с тем, что дети находятся в адаптационном периоде привыкания к новым условиям. Ходьба таким способом предохраняет детей от возможных падений. Действия в трудно вос­принимаемом зрением пространстве, при ходьбе по скамейке ведут ребенка к созданию приспособительных и охранительных механиз­мов. Такими механизмами в ходьбе по скамейке являются не только своеобразие ходьбы, но и постоянное протягивание руки вперед, что особенно характерно для слепых детей и с остаточным зрением.

Здесь мы убеждаемся, что нарушение зрительного восприятия заставляет ребенка подключить другие, сохранные анализаторы для изучения пространства. А так как процесс компенсации у детей еще недостаточно сформирован, то качество ходьбы, сохранение равно­весия отстают от возрастных норм детей дошкольного возраста.

Более полную характеристику состояния динамического равно­весия и зависимость его развития от состояния зрительного конт­роля подтверждает анализ ходьбы по мягкому шнуру с мешочком на голове. У детей с нарушением зрения обнаруживается большая неустойчивость в сохранении туловища в прямом положении, на­блюдающаяся в боковых раскачиваниях, резком наклоне туло­вища вперед или в сторону, падении мешочка с головы, ступании ногами мимо шнура, сильном наклоне головы вниз. При сильном раскачивании дети держат мешочек обеими руками, слабом пока­чивании туловища — одной рукой. Такое приспособительное дей-


ствие детей обусловлено недостаточностью развития зрительно-двигательных взаимосвязей.

Описанные затруднения вызваны также тем, что при ходьбе ребенку приходится решать сразу несколько задач: правильно ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие движения (осанка, координация рук и ног), удерживание тела в определен­ном положении. При решении этих задач нормально видящий ребенок опирается на зрительно-двигательное восприятие, на имеющийся двигательный опыт, что позволяет ему точно и пра­вильно совершать движения. Ребенок же с нарушением зрения оказывается в сложных условиях, когда он опирается на неполно­ценное зрение, а процесс развития движений находится еще на стадии становления и потому непрочен. Ребенок, двигаясь, делает много лишних движений (оступается со шнура на пол, останав­ливается, исправляя ошибку, возвращается в прежнее исходное положение, осматривает место, где он находился, начинает дви­жение сначала, отказывается выполнять и др.). Из этого следует, что ребенок в процессе движения не может решить основной за­дачи — сохранять равновесие при ходьбе, потому что он в этот момент осваивает ориентировку в пространстве.

Однако, несмотря на неточное и неполное восприятие, основной контролирующей функцией у детей со зрительной патологией (ко­соглазие, амблиопия, слабовидение, остаточное зрение) является зрение. Его неполноценность в этот момент снижает возможности регулировать действия собственного тела. Роль зрения как регулятора функции равновесия здесь очевидна. Например, теряя равновесие в стойке с закрытыми глазами, дети раньше открывают глаза, а затем уже следует потеря устойчивости. Иногда дети заранее открывают глаза, чтобы предостеречь себя от потери равновесия.

Из этого следует, что нарушение зрения сдерживает форми­рование зрительно-двигательных взаимосвязей, отрицательно ска­зывается на овладении движениями, поэтому необходима спе­циальная работа по коррекции в развитии равновесия в специаль­ных условиях и тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.

Специфика движений у детей проявляется и в овладении ла­занием, где основным показателем являются: сохранение равно­весия при движении, согласованность движений рук и ног, а также Уровень зрительного контроля за движением.

Лазание по гимнастической лестнице характеризуется недоста­точной согласованностью зрительного контроля и движений рук


12

и ног. Руки переставляются беспорядочно, с пропуском реек, одна рука накладывается на другую, что затрудняет процесс лазания.

При влезании до середины дети испытывают беспокойство. При этом у них наблюдается большая напряженность ног, причем ноги значительно согнуты в коленях и прижаты к животу, ступни ног обхватывают перекладину.

Туловище во время лазания наклонено в одну сторону, наблю­даются боковые раскачивания, дети во время лазания используют больше приставной шаг, чтобы удобнее контролировать движения ног и видеть перекладины, на которые ставятся ноги.

Данная характеристика овладения детьми с нарушением зрения лазаньем указывает на необходимость применения специальных методов обучения и нестандартного оборудования для коррекции и компенсации имеющихся отклонений в развитии движений.

Особенности двигательной сферы у детей с нарушением зрения проявляются в действиях с мячом. Своеобразие действий наблю­дается в том, что дети уже перед выполнением задания чувствуют большую неуверенность, неоднократно меняют предметы для ме­тания, позу перед метанием, задают вопросы. Характерным яв­ляется то, что дети фиксируют взглядом принятие исходной позы, долго устанавливают ноги в нужное место, меняют положение рук. При замахе отводят глаза в сторону бросающей руки, но сам бро­сок взглядом не сопровождается. Известно, что отсутствие просле­живания взором полета мяча вызывает произвольность его при па­дении, что в значительной мере обусловливает низкие количест­венные показатели при метании у детей с нарушением зрения.

Метание вдаль. Метание правой и левой рукой вдаль харак­теризуется слабой силой броска, недостаточным замахом. Навык фиксации взором выполняемых действий у детей с нарушением зрения сдерживается в развитии.

Метание набивного мяча на дальность двумя руками из-за го­ловы также имеет свои особенности, проявляющиеся в слабости мышечной силы, снижении функции прослеживания действий, трудностях в принятии исходного положения. Для правильного выполнения движения необходимо: встать у отмеченной линии, ноги слегка расставить, мяч держать двумя руками внизу. При выполнении отвести мяч за голову, ноги слегка согнуть в коленях, прямыми руками бросить мяч как можно дальше вперед и про­следить взором его полет. Вес мяча подбирается в соответствии со зрительными возможностями (не более 1 кг) . Перед обучением этому движению воспитатель (руководитель физического воспи-


тания) определяет, кто из детей может заниматься данным упраж­нением и с какими физическими нагрузками.

В выполнении этого упражнения дети допускают много ошибок, не принимают исходного положения, заменяя его более удобным, выполняют бросок от груди, полет мяча отклоняется в сторону, мяч при этом падает на небольшое расстояние.

Метание в цель. Специфика движений у детей в точности вы­полнения задания особенно заметна в разных видах метания. При метании в горизонтальную цель наблюдаются ошибки, которые зависели от неумения принять правильное исходное положение. Ноги, как правило, ставятся параллельно, взором фиксируются положение ног и положение рук при замахе, а взгляд в сторону бросающей руки не направляется.

У всех детей отмечается слабая сила броска и относительно снижены количественные показатели. Часто дети в нарушение инструкции сокращают расстояние до цели. Перед метанием в цель неоднократно заглядывают в нее. Это связано с тем, что нару­шенное зрение не обеспечивает восприятия удаленных предметов, в данном случае целей метания, поэтому дети испытывают труд­ности в опознании цели, подходят к ней для ее рассмотрения. Что­бы цель являлась зрительным ориентиром для ребенка, необходи­мо ее выбирать с учетом возможностей детей.

При метании в вертикальную цель у детей также наблюдается параллельная постановка стоп, неправильное положение рук: бро­сающую руку дети сильно сгибают в локте, держа предмет для ме­тания (мешочек с песком, мяч и др.) на уровне глаз, голова при этом наклонена в сторону бросающей руки. Такое вынужденное и скованное положение тела и головы затрудняет точность мета­ния. Свободная от метания рука не участвует в выполнении дви­жения. В большинстве случаев она прижата к груди, опущена вниз, кисть при этом сжата в кулак. Излишнее напряжение сво­бодной руки также усугубляет неточность выполнения движения.

Кроме того, при метании в цель дети затрудняются в просле­живании взором предметов для метания, т.к. снижение остроты зрения у слабовидящих детей, монокулярный характер зрения при косоглазии, снижение функции амблиопичного глаза не обеспе­чивают точности видения цели и предмета, движущегося к цели. В процессе выполнения движений взгляд ребенка как бы задержи­вается на стороне бросающей руки, что также сказывается на Результатах метания. Определенный интерес представляют дейст­вия детей по отбиванию мяча об пол одной рукой. При выпол-


14

нении этого упражнения они низко вперед наклоняют туловище, ноги сильно сгибают в коленях, свободной рукой предохраняют укатывание мяча в сторону, сделав круговое движение рукой перед собой, при этом ладонь руки широко раскрыта, как бы огра­ничивая игровое пространство.

При выполнении упражнения удары мяча об пол слабые, после удара мяч не отскакивает от пола. Отбивание мяча несколько раз подряд удается немногим детям. После 1 — 3 ударов мяч уходит в сторону. Стараясь поймать мяч, дети теряют равновесие, у них нарушается координация и много тратится времени на поиски мяча из-за сложной зрительно-двигательной ориентации.

Таким образом, движения с мячом показывают, что дети испы­тывают трудности координации руки и глаза не только во всех основных движениях, но и в мелких координированных движе­ниях кисти и пальцев.

Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения показывают, что многие ошибки связаны с отсутствием или непол­нотой и нечеткостью представлений о пространстве, в котором они находятся. Характер двигательных нарушений во многом зависит от степени амблиопии, остроты зрения амблиопичного глаза.

Детям требуется постоянное подкрепление действий реальными знаниями о пространстве и объектах, с которыми они взаимодей­ствуют.

Характеристика особенностей движений и пространственной ориентировки указывает на необходимость создания коррекцион-но-педагогической среды, обеспечивающей достаточную трени­ровку детей в основных упражнениях на этапе их формирования, пропедевтическую подготовку к их усвоению, индивидуальную дозированную нагрузку на организм с целью совершенствования двигательных навыков и умений.

В коррекционно-педагогической работе необходимо уделить внимание формированию правильных зрительных представлений о движении, используя игровые приемы, подвижные игры, спе­циальные формы работы с детьми по физическому воспитанию.

Успешность коррекции движений зависит от взаимодействия зрительного и кинестетического контроля в результате приме­нения специальных средств и методов, направленных на преодо­ление двигательных нарушений, снятие мышечного и эмоцион. ного напряжения у детей с нарушением зрения.

йН#^


 
 

/<°

Глава 2

Г Особенности организации режима дня
/ в дошкольных учреждениях

компенсирующего и комбинированного видов


Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие детей с нарушением зрения, является пра­вильный режим дня (Приложения 1,2).

Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий рациональную организацию различных ви­дов деятельности.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребен­ка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, ус­пешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления, способствует восстановлению зрения.

При составлении режима для детей с нарушением зрения сле­дует помнить о закономерных жизненных процессах. Все физио­логические процессы организма ребенка как в норме, так и пато­логии имеют свой биологический ритм, подчиняются единому су­точному ритму дня и ночи.

В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 часов.

Сложные биофизические и химические реакции, происходя­щие в клетках коры головного мозга, делятся на 2 основных про­цесса: возбуждение и торможение.

Возбуждение сопровождается уменьшением функциональных возможностей нервных клеток, которыми обеспечивается разно­образная деятельность во время бодрствования.

Торможение связано с активными реакциями восстановления и наполнения энергии, благодаря чему нервные клетки вновь полу­чают способность воспринимать раздражения.


t6

При организации режима дня весьма важно учитывать, чтобы все его компоненты были направлены на повышение силы первич­ных процессов, их подвижности и уравновешенности.

Сила нервных процессов выражается в преобладании бодрого настроения, активном поведении ребенка, выносливости к небла­гоприятным условиям.

При сильной нервной системе клетки коры головного мозга способны переносить длительные и резкие напряжения.

Показателем слабости нервных процессов является быстрая утомляемость, чрезмерная боязливость, стремление избегать ак­тивности, постоянное напряжение, медлительность в усвоении навыков, слабая сопротивляемость неблагоприятным влияниям, неспособность надолго удерживать внимание на одном объекте, сосредоточиваться на одном деле.

Для детей с нарушением зрения характерна малая подвижность нервных процессов, которая заключается в трудностях переклю­чения с одного вида деятельности на другой, неумении приспо­сабливаться к новой, незнакомой обстановке.

При составлении режима дня для детей с нарушением зрения следует учитывать уравновешенность нервных процессов: это спо­собность нервной системы сокращать излишнее возбуждение пу­тем активного торможения.

Для детей с нарушением зрения характерна неуравновешен­ность нервных процессов, которая проявляется либо в преобла­дании возбуждения, либо торможения.

Если внутреннее торможение развито слабо, такие дети очень подвижны, неусидчивы, чрезмерно инициативны, такое поведение приводит к быстрому истощению нервных клеток и прекращению восприятия.

Если же преобладает торможение, такие дети вялы, малопо­движны, замкнуты.

При правильной организации режима дня происходит уравно­вешивание процессов возбуждения и торможения.

При организации режима дня под влиянием разнообразных воздействий внешней среды происходят сложные изменения в центральной нервной системе.

Многократное повторение одних и тех же действий способ­ствует образованию динамического стереотипа, т.е. проведение каждого режимного процесса в одной обстановке и в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных реф­лексов.


Важнейшими условиями правильной организации жизни детей являются:

1. Соответствие режима психофизиологическим особенностям детей с нарушением зрения.

2. Четкое выполнение основных режимных моментов (питания, сна, игр, прогулок),

3. Чередование активной деятельности с отдыхом.

4. Организация оздоровительных мероприятий (пребывание на воздухе, режим подвижности и т.д.).

За основу в организации режима дня следует брать распорядок по каждой возрастной группе, указанный в «Программах детского сада»(1997). Однако в детских садах для детей с нарушением зре­ния существует много дополнительных мероприятий: лечебные мероприятия (офтальмологическое лечение, физиолечение и т.д.); занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом; корриги­рующая гимнастика, коррекционные упражнения для детей, про­педевтические задания. Режим следует организовать таким об­разом, чтобы у детей не было перевозбуждения.

В связи со зрительными нарушениями следует обращать серьез­ное внимание на организацию зрительных нагрузок в процессе различных видов детской деятельности.

Во время занятий, особенно там, где идет большая нагрузка на зрение, проводят физкультминутки для снятия напряжения, уста­лости, утомления и расслабления мышц глаз.

Например, на занятиях по математике, ознакомлению с окру­жающим и развитию речи, аппликации, конструированию, рисо­ванию целесообразно проводить физкультминутки. Для снятия мышечного утомления они проводятся на 7 — 9-й минуте занятия в средней группе, в старшей группе — на 10— 12-й минуте, подго­товительной группе — на 12— 14-й минуте. Физкультминутки для глаз проводятся через каждые 7—10 мин зрительной работы.

В занятиях с детьми необходимо продумать режим подвиж­ности, обеспечив для этого соответствующие условия, особенно во время пребывания детей в помещении.

Возможности введения режима подвижности имеются почти во всех режимных процессах, поэтому создание условий для по­движности детей имеет большое значение, Для этого в групповых комнатах, других свободных помещениях выделяется физкуль­турная зона. Это прежде всего место для физкультурного обору­дования, где дети могут играть в мяч, кегли, катать шары, бросать мещочки с песком в цель и т.д.


18

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.