Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема. Преступления против семьи и несовершеннолетних





1. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних.

2. Международные документы в сфере обеспечения прав несовершеннолетних.

3. Преступления, посягающие на физическое или нравственное развитие личности несовершеннолетних (ст. 150-151 УК РФ).

4. Преступления, посягающие на интересы семьи (ст. 153-157 УК РФ).

Нормативные правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А(III) от 10.12.1948г.) //Российская газета. - 1995. 5 апреля.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19.12.1966г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1994. - № 12.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950г.) // СЗ РФ. - 1998 г.- № 20. - Ст. 2143.

4. Конвенция ООН о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989г.) // Советский журнал международного права. - 1991. - № 2. - С. 151 - 170.

5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.) // Дипломатический вестник. - 1992. - № 6. - С. 10 - 13.

6. Семейный кодекс РФ // СЗ РФ. – 1996. - № 1. – Ст. 16.

7.Федеральный закон от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка» // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3802; 2011. - № 49 (ч. 5). – Ст. 7055; ст. 7056.



Официальные акты высших судебных органов и судебная практика:

1.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1997. - № 1.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2011. - № 4

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. - № 6.

Литература:

Основная литература:

1. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник /под ред. Л.В. Иногамовой – Хегай А.И., А.И. Чучаева.- изд. испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, Контракт, 2006.- 739с. (Высшее образование)*

2. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: практикум / Ю.В.Грачева и др.; под ред. А.И. Рарога – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 – 232с. *



3. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник /под ред.А.И. Рарога. – М.: Юристъ, 2003. – 640с.*

4. Коряковцев В.В. Уголовное право: Особенная часть / В.В.Коряковцев, К.В.Питулько. – СПб.: Питер, 2006. – 224с. – (сер.»Завтра экзамен»)*

5. Ветров Н.И. Уголовное право Общая и Особенная части: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2005. – 216с.*

6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: "Юрайт", 2012.

7. Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации: система преступлений и их классификация: учебное пособие. – Н.Новгород, 2008.

8. Уголовное право России. Часть особенная / Отв. ред. Л.Л. Кругликова. - М.: Проспект, 2012.

9. Практикум по уголовному праву. Общая и Особенная части / Под ред. А.В. Бриллиантова, И.А. Клепицкого. - М.: Проспект, 2012.

10. Бриллиантов А. В., Иванова Я. Е.. Уголовное право России в схемах и определениях: учебное пособие для вузов. - М.: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

1. Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Основы правовой защиты детей: гражданско-правовой и уголовно-правовой аспекты: Учеб. пособие. - М.: МГПИ, 2005*.*

2. Бриллиантов А.В., Косевич Н.Р. Уголовно-правовая защита семьи и несовершеннолетних: Учеб. пособие - М.: РАП, 2005.*

3. Ветров Н. И. Охрана интересов семьи уголовно-правовыми сред­ствами. - М., 1990.

4. Дьяченко А.П. и др. Эксплуатация проституции в России.- М. 1999.

5. Кругликов Л.Л. Преступления против личности. Текст лекций. Л. 3-6. -Ярославль, 1998.



6. Нарожняя О.В. Особенности квалификации преступлений в отношении семьи и несовершеннолетних по действующему Уголовному кодексу РФ // Российский следователь, 2008. – № 20.

7. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву.- СПб., 2002.

8. Савельева В. С. Уголовная ответственность за преступления против несовершеннолетних. - М., 1992.

9. Сперанский К. К. Уголовно-правовая борьба с преступлениями несовершеннолетних и против несовершеннолетних. - Ростов н/Д, 1991.

10. Тарабрин А. Г. Детоторговцы. М., 1999.

11. Ходыч А.М. Ответственность за половые преступления, совершаемые в семье, по российскому уголовному законодательству: исторический аспект // Общество и право, 2009. – № 5.

12. Эффективность борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность / под ред. А. И. Марцева. - Омск, 1985.

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Указанная дисциплина изучается на протяжении 1 семестра, со сдачей зачета по итогам курса. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичных дискуссий, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

Обязательным условием детального изучения программы спецкурса является изучение студентами судебной практики: постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий, постановлений Президиума Верховного Суда РФ, практики областных, краевых, и других судов, а также справочно-правовых источников (СПС КонсультантПлюс, Гарант (в т.ч. и их Интернет версии), поисковых системам (Яндекс, Rambler, Апорт! Google).

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

- изучить нормативно-правовые акты;

- изучить судебную практику;

- изучить рекомендованную учебную и научную литературу;

- дополнить конспекты лекций;

- изучить и законспектировать первоисточники по теме;

- подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателей.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.

Программа курса предполагает проведение семинарского занятия в том числе и в интерактивной форме, в качестве которой была избрана конференцияпо наиболее проблемным вопросам уголовно-правовой теории и практики. Данное мероприятие предполагает обозначение преподавателем определенной проблематики и последующую активную поисковую работу студентов. При подготовке рекомендуется использовать только научные источники публикаций (журналы, рекомендованные ВАК Минобрнауки, информационные ресурсы правовых систем, сборники международных конференций). Тематику докладов студентам необходимо предоставить преподавателю не позднее 5 дней до начала конференции.

Сценарий конференции:

1. Вступительное слово преподавателя (7-10 минут)

2. Выступление участников (5-7 минут каждое)

3. Обсуждение и дискуссии (не более трех вопросов каждому выступающему)

4. Подведение итогов (5 минут)

Особое внимание при изучении данного спецкурса необходимо обратить особое внимание на наиболее сложные темы, к которым относятся:

- Преступления против жизни и здоровья. В процессе более глубоко ознакомления с составами преступлений главы 16 УК, посягающими на жизнь и здоровье, необходимо обращать внимание на квалификацию квалифицированных видов убийств, опираясь на положения соответствующего Постановления Пленумам Верховного Суда РФ. Рекомендуется сопоставить положения обозначенного акта с примерами из следственно-судебной практики, опубликованной в Бюллетенях Верховного суда в рамках ежемесячных либо ежеквартальных обзоров. При работе с криминообразующими признаками составов преступлений посягающих на здоровье акцент, прежде всего необходимо сделать на критериях разграничения видов здоровья, обозначенных в Медицинских критериях определения тяжести вреда здоровью. Определенного и пристального внимания заслуживает вопрос о разграничении признаков преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и ст. 109 УК РФ.

- Преступления против свободы, чести и достоинства личности. Наибольшие трудности, возникающие при квалификации деяний главы 17 УК РФ, связаны с определением момента окончания похищения человека и незаконного лишения свободы, по причине, во-первых, отсутствия законодательно закрепленных признаков похищения (так как диспозиция ст. 126 является простой), и, во-вторых, отсутствия каких бы то ни было рекомендаций Пленума Верховного Суд РФ. Именно на обозначенные выше вопросы необходимо обращать внимание при изучении темы. Не менее важным и значимым вопросом является и критерии разграничения похищения человека и захватом заложника. Определенный интерес представляет и ст. 1281 «Клевета» как своей историей криминализации-декриминализации, так и особенностями юридико-технического конструирования, в частности коллизий частей т4 и 5 статьи.

- Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности. В силу проводимой уголовно-правовой политики, направленной на усиление защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних, особое внимание следует уделять квалифицированным и особо квалифицированным составам преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ, критериям их разграничения, в том числе сформулированным и в рамках Постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также «новшествам» уголовного закона – таким характеристикам потерпевших как половая зрелость и достижение определенного возраста. В данном аспекте уместным будет и более детальная работа с примечаниями к статьям главы 18, а также примечанием к ст. 73 УК РФ, в которой законодателем была выделена самостоятельная группа преступлений «преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних».

Методические рекомендации по организации самостоятельной

Работы

Непременным условием успешного освоения программы спецкурса является самостоятельная работа студентов, в процессе которой должны быть изучены вопросы, детально не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 89% часов от объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Важное место в усвоении дисциплины занимает работа с правовыми ресурсами (КонсультантПлюс, Гарант). Обучающимся рекомендуется исследовать изменения в реформировании уголовного законодательства, осуществлять поисковую работу критических воззрений на изменения уголовного законодательства. В данной работе существенную помощь может оказать сайт Ассоциации криминологов России www.crimpravo.ru , в рамках которого ведущие ученые-правоведы современности публикуют свои размышления и позиции относительного как уголовного законодательства России в целом, так и преступлений против личности в частности. С учетом специфики заочной формы обучении, с одной стороны, и мобильностью уголовного законодательства последних лет, с другой, студент должен быть в курсе законодательных изменений, критически осмысливать их. Подобную работу со справочными правовыми источниками необходимо ввести в систему и приучить себя к ежедневному ознакомлению с ними. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Непроясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради – это способствует более полному запоминанию учебного материала.

Примерный план подготовки по темам

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.