Стандарты, действующие при сертификации и аккредитации
Стандарты по сертификации и аккредитации могут, с одной стороны, затрагивать деятельность органов по сертификации и аккредитации, испытательных лабораторий, с другой стороны, устанавливать требования и методы испытаний для изделий, методов и услуг, иными словами, служить основой для оценки соответствия.
По назначению стандарты принято разделять на функциональные и конструктивные .
На стадии производства и реализации продукции и услуг предприятие обязано выполнить соответствующие требования стандартов (норм), признанных в качестве ГОСТов, технических условий или технических требований.
Применение стандартов различных видов в процессе аккредитации и сертификации наглядно проиллюстрировано на рисунке .
Стандарты на продукцию
Стандарты на продукцию, подлежащую сертификации, в общем случае содержат:
• термины и определения;
• область распространения требований;
• требования к состоянию продукции, состав и значения показателей (характеристик) этого состояния, включая требования к составным частям и материалам, поставляемым смежниками;
• требования к стабильности (однородности) конечной продукции, условия их обеспечения и контроля в процессе производства, решающие правила, в том числе для инспекционного контроля;
• требования к методам испытаний;
• требования к маркировке продукции (товарной сопроводительной и эксплуатационной документации) знаком соответствия.
Если безопасность продукции (товара) должна сохраняться в течение всего срока службы (годности), то устанавливаются требования к упаковке, транспортированию, хранению, использованию по назначению, техническому обслуживанию, ремонту и утилизации. Требования к продукции, направленные на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды, на соответствие которым проводится обязательная сертификация, устанавливаются только в государственных стандартах. В стандарте на продукцию приведены термины и определения, принятые для данной продукции и используемые в системе сертификации ГОСТ Р. Предпочтительно, чтобы термины и определения были унифицированы с принятыми в международных и зарубежных стандартах и правилах сертификации.
Методы оценки соответствия, используемые в процессе соответствия.
Среди методов оценки соответствия, используемых в процессе сертификации, известны такие, как измерение, испытание и контроль (экспертная оценка). Они должны быть стандартизованы, т. е. общепризнанны. Если сертификация предполагает применение нестандартного метода оценки соответствия, то это должно быть согласовано между органом по сертификации или испытательной лабораторией, заявителем и органом по аккредитации. Обычно это возможно при добровольной сертификации.
На основании методов измерений, испытаний и контроля разрабатываются методики, представляющие собой подробное описание практических действий, осуществляемых при проведении измерений, испытаний и контроля по определенному методу.
Виды аудита качества
Аудит качества — это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям.
Аудиты качества различают по проверяемой области и по назначению
Аудит системы качества служит для оценки эффективности работы системы качества предприятия с помощью методов контроля отдельных ее элементов.
При аудите процесса производится оценка его выполнения в соответствии с утвержденной технологией и правилами. Он применяется в системах сертификации систем качества и услуг.
При аудите продукции устанавливается соответствие методов и средств изготовления.
Внутренний аудит качества необходим для получения информации о состоянии дел с обеспечением качества на предприятии
и является неотъемлемым элементом самой системы управления качеством. Внутренние аудиты качества проводят лица, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки. При этом желательно взаимодействие с персоналом этих участков.
Внешний аудит служит для удостоверения в правильности мероприятий по обеспечению качества на предприятии путем привлечения внешних специалистов второй или третьей стороны.
По требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 10011 — 1 необходимо четкое планирование аудитов. План аудита должен иметь следующие разделы:
• цели и объем аудита;
• наименование проверяемого участка;
• фамилии ответственных лиц;
• указание основополагающих документов, на соответствие которым проводится аудит;
• состав экспертной группы;
• дата и место проведения аудита;
• временной график;
• требования в отношении доверительности;
• подведение итогов аудита;
• отчет по результатам аудита.
Документация по аудиту включает, кроме плана, протоколы аудитов, протоколы регистрации несоответствий, опросные анкеты (чек-листы), отчеты и рабочие формуляры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|