Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 9. Человек в современном мире.





 

Вопрос 1. Мир, окружающий человека. Проблема человека в философии ХХ века.

 

Проблема человека в философии ХХ века – стала центральной в философии.

З.Фрейд (1856-1936) создал концепцию бессознательного, которую рассматривали ранее.

Эрих Фромм (1900-1980) американский психолог – человек не разумное существо, а иррациональное животное, которое нарушило единство и равновесие с природой, поэтому существование стало проблемой, с которой ему не справиться. Для прогресса цивилизации сначала должны произойти изменения в самой природе человека и лишь после этого можно будет строить новое общество, в котором люди могут реализовывать заложенные в них внутреннее духовное богатство, жить активно и полноценной жизнью.

Макс Шелер (1874-1928) – школа философской антропологии – главной особенностью человеческого существа – это способность к постоянному самопроникновению в структуру внешнего и своего внутреннего мира. Важным принципом организации человеческого бытия является «жизненный порыв» - это разум, интуитивное постижение сути вещей и явлений, включая любовь, страдание, жалость, свободу выбора и т.д.



Мартин Хайдеггер (18889-1976) – мир, в котором живет человек, заново возникает в его человеческой деятельности. Он предлагал осуществить «поворот» - обращение человека к самому себе.

Альберт Калио (1913-1960) – лауреат Нобелевской премии – нужно помочь человеку стать свободным от идеологических и прочих доктрин. Мир спасет красота, красота и общение выведут людей из изоляции и приведут к социальной справедливости.

Папа Римский – Ионн Павел II – Церковь только в начале ХХ века признала право человека на все проявления его жизни и перестало рассматривать тело человека, как «сосуд мерзости и греха». Тело, дух и разум человека – подарок творца и они божественны как и все созданное Богом.

 

Запад живет в мире разделенном на субъект и объект, «я» и «не я», «да» и «нет», «добро» и «зло». Запад верить в исторический процесс, в будущее.

Представители запада отличаются практичностью, отдают предпочтение разуму и логике. Духовная свобода личности включает в себя интеллектуальную свободу. У граждан запада сознание того, что интересы отдельного человека должны уступать интересам группы вызывают чувство отвращения. А западные философы и социологи часто высказывают мысль, что индивидуальная свобода существует тогда, когда люди добровольно подчиняют свои интересы общественным. В Америке личный успех в делах и в жизни – ценность наивысшая, поддерживается ориентация на реализацию личных, а не коллективных интересов.



Многие философы критикуют утвердившийся на западе утилитаризм, в основе которого лежит оценка явлений с точки зрения их полезности, экономического интереса. Недостаток этой теории: преувеличение значения материальных потребностей людей в развитии истории, отрицает понятие дома и свободы.

Восток – проповедует покорность, отрешенность, не активность. Мыслители Востока склонны к обращенности во внутрь своего «Я».

Япония – принцип – природа, иерархия ценностей, воспринимаемых как единство. Коллективизм – это не самоцель, а основа организации работы, отдельный человек сам по себе «ничто». Эта система воспитывает и приучает людей к долговременным связям и достойному отношению друг к другу.

В Восточной философии (особенно Индийской) утверждается, что творческая активность, составляющая сущность «Я» развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается в акте мгновенного озарения.

 

Вопрос 2. Свобода и необходимость в бытии человека.

 

 

Свобода- это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.



Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека.

Но какова природа "необходимости"? Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

"Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни". Эти слова, принадлежат французскому мыслителю Ж.-П.Сартру. Он принадлежит к философскому направлению, получившему название "экзистенциализм", т.е. философия существования. Среди основоположников этого направления - и русский философ Н.Бердяев. В центре внимания экзистенциалистов - проблемы сущности и существования человека. Для уяснения позиций этих философов обратимся к высказываниям Сартра. В одной из работ он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; например, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чем приняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений о сущности этого предмета, т.е. о том, что такое нож вообще, и соответственно какой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествует существованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми.

 

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Необходимо обратить внимание на соотношение свобод и гражданских обязанностей. Расширение личных прав и свобод и укрепление законности. Свобода и историческая необходимость. Как Вы понимаете слова Сартра: "Человек есть не что иное, как проекция своих свободных решений ... человек обречен на свободу"? Согласны ли Вы с утверждением: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Ответив на эти вопросы искренне, вы сможете познать истину.

В истории философии проблемы взаимосвязи свободы и необходимости существует три наиболее общих подхода:

1) детерминизм (абсолютизирующий всевластье необходимости и, по сути, отрицающий свободу воли);

2) индетерминизм (гипертрофирующий, напротив, автономию воли, противопоставленной необходимости);

3) принцип единства, взаимообусловленности свободы и необходимости.

Конструктивным основанием для решения проблемы является третий подход, в рамках которого свобода и необходимость рассматриваются диалектически.

На основе результатов диалектического подхода свобода может быть представлена как осуществление субъектом власти над объектом в соответствии со своими потребностями (прежде всего — потребности самореализации). Осуществление этой независимости по отношению к необходимости предполагает:

1) познание необходимости;

2) выработку программы деятельности (на основании познанного);

3) реализацию этой программы на практике.

Проблема свободы исключительно сложна и многоаспектна, например, можно вести речь об абсолютной и относительной свободе, употребляя первое понятие как обозначение некоторого идеального, существующего всегда в перспективе, состояния, связанного с предельной самореализацией субъекта. Абсолютная свобода не является абсолютной фикцией, поскольку в качестве регулятивной идеи может оказывать вполне ощутимое влияние на реальность, в которой, однако наиболее явно представлена свобода относительная. Субъект всегда так или иначе ограничен объективно, многие обстоятельства его бытия — за пределами его власти, поэтому свобода как полная автономия и независимость от необходимости — это феномен иллюзорного сознания. Следовательно, уместно поставить вопрос о свободе "от" и о свободе "для", их взаимосвязи значимости в бытии обыденного и философского восприятия мира.

Существуют следующие модели свободы исходя из понятий потенцианальной (готовность субьекта к самоосуществлению, наличие благоприятных обстоятельств) и актуальной свободы "Модели" свободы:

- органическая (цели субъекта — в данном случае в этом качестве выступает личность — не противоречат социальным, поэтому самореализация происходит более-менее благополучно);

- страглистская (субъект для реализации своих целей активно борется со всеми социальными препятствиями);

- эскапистская (субъект бежит от мира, реализуя себя в каких-то внутренних формах);

- адаптивная (субъект, приспосабливаясь к обстоятельствам, модифицирует свое "я").

Такие модели поведения имеют, конечно, и свою нравственную окраску, поэтому не случайно в истории этики можно найти концепции, ориентированные на предпочтительность какой-то из них.

 

Две концепции свободы человека:

1. Фатализм - рассматривает человека как существо, объективно обусловленное и четко детермированное внешними силами (т.е. религиозные точки зрения).

2. Волюнтаризм - видит в человеке существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств.
Спиноза (1634-1674) - свобода человека связана с познанием необходимости.

 

Современная философия – понятие свободы включает в себя:

1) Познание законов природы, общества и человеческого мышления.

2) Принятие решений, выявление cспособов и средств, способствующих достижению поставленных целей.

3) Наличие желания _и способностей, необходимых для претворения принятых решений в жизнь.

Реализуя свою свободу человек должен сделать свой выбор, который будет определен его ценностной ориентацией, потребностями и интересами.

Высшая степень свободы человека - это совпадение его стремления воли, хотения и объективной необходимости.

Уровень развития культуры определяет граница свободы человека, поэтому свобода человека исторична. Нужно уметь пользоваться свободой. Свобода человека сопряжена с ответственностью. Проблема ответственности четко разработана в учении - экзистенциализме. В этой философии воля человека свободна и так же свободно человек определяет свою сущность, судьбу и свой выбор. Человек ответственен за все происходящее в мире, за все его несовершенства.

Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умение осуществлять самоконтроль и самоуправление.

Совесть - контроллер всех действий человека.

В итоге: Свобода связана с необходимостью, с ответственностью, умением человека сделать правильный выбор, и с его мужеством.

 

 

«Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит»

Зигмунд Фрейд

«Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью»

Н.А. Бердяев

«Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая»

Августин Блаженный Аврелий

«Даже падать свободно нельзя, потому что мы падаем не в пустоте»

Владимир Высоцкий

«Если бы мы могли понять, как думает человек, тот его способ мышления, который проявляется посредством действий как внутренних, так и внешних, если бы мы могли проникнуть в его способ мышления настолько глубоко, чтобы понять его механизмы, все его движущие силы, даже самые незначительные, а также, если бы мы могли понять, какие внешние причины действуют на эти механизмы, мы могли бы вычислить будущее поведение этого человека с точностью эллипса Луны или Солнца, не переставая повторять, что человек свободен.»

Иммануил Кант

«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации»

Абрахам Маслоу

«Когда слова теряют свой смысл - люди теряют свободу»

Конфуций

«Лишь глупцы называют своеволие свободой.»

Тацит Публий Корнелий

«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»

Иоганн Вольфганг фон Гёте

«Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми и свободными - и из-за этого подчас становятся бедными рабами»

Альбер Камю

«Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей»

Жан-Поль Сартр

«Полной свободы нет, но человек приближается к свободе по мере соединения своего с Богом разума и любви»

Лев Толстой

«Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся»

Бернард Шоу

«Свобода ... состоит в основанном на познании необходимостей природы господстве над нами самими и над внешней природой..»

Фридрих Энгельс

«Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности»

Виктор Франкл

«Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой»

Ф.М. Достоевский

«Свобода человека состоит не в том, чтобы делать что хочешь: она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь»

Жан Жак Руссо

 

Вопрос 3 Смысл жизни человека.

 

Смысл жизни человека интересовал людей должно быть с тех пор, как явился миру человек разумный. В учении экзистенциализма человек одинокий, неспособный реализовать себя и оставшись один на один с враждебным ему миром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни.

Сторонники утилитаризма - смысл жизни видят в достижении выгоды, пользы, успеха, наслаждений и удовольствий.

Философия гедонизма и эвдонизма - 1) в достижении наслаждений и удовольствий 2) в достижении счастья и блаженства.

Христианское православие: - «если бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же». Смысл жизни: совершенствование человеческой природы внутри природы божьей.

И в христианстве, и в мусульманстве, и в буддизме бессмертие души представляется как_спасение от смерти. Смысл жизни: в исполнении религиозных законов.

В материалистической философии - смысл жизни - в саморазвитии человека, в совершенстве его сущностных сил, способностей и потребностей, в сотворении добра.

В настоящее время центральной проблемой человека стала проблема самой жизни, ее сохранение на земле.

Жизнь как смысл жизни становится все более значительным принципом современного человечества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.