Сделай Сам Свою Работу на 5

Среди указов, нормы которых регулируют общественные отношения в сфере социального обеспечения, следует назвать следующие.





Указ от 5мая 1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», которым предусмотрены соответствующие меры по социальной поддержке семей, гарантированные на федеральном уровне каждой многодетной семье. Причем само понятие такой семьи определяется правительством республик в составе РФ, органами исполнительной власти краев, областей, автономных образований с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона. На основании актов, принимаемых субъектами Федерации, комплекс мер по социальной защите многодетных семей, предусмотренных в Указе от 5 мая 1992 г., может быть расширен.

Указом Президента РФ от 27 декабря 1999 г. для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы — участников Великой Отечественной войны введено с 1 января 2000 г. дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение. С 1 января 2002 г. размер этого материального обеспечения составляет 1853 руб. 20 коп. и увеличивается на индекс роста базовой части трудовой пенсии по старости и в те же сроки, с которых производится индексация указанной части трудовой пенсии.



Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» введено ежемесячное денежное содержание каждому члену семьи в случае смерти (гибели) судьи Конституционного Суда РФ или смерти (гибели) пребывающего в отставке судьи Конституционного Суда РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24 июня 2002 г., внесшим изменения в Указ от 7 февраля 2000 г. и в другие указы, размер ежемесячного денежного содержания каждому члену семьи теперь составляет 165 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости. Этот размер индексируется на ту же величину и в те же сроки, что и базовая часть трудовой пенсии по старости. Круг членов семьи имеющих право на данное содержание, определяется по правилам ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Следующий уровень иных нормативных правовых актов — постановления Правительства РФ.Это, пожалуй, самая обширная группа источников права социального обеспечения.



Постановлениями Правительства устанавливается, как правило, правовой механизм реализации закрепленных в законах прав граждан в сфере социального обеспечения. Так, порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренный Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», регулируется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Порядок назначения и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г. с последующими изменениями и дополнениями.

Правительством РФ утверждены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные пенсии по старости.

Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. утвержден Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка. Данный акт определяет состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, виды дохода, учитываемые при исчислении среднедушевого дохода.

Правительство определило также порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи.



В соответствии с Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» утвержден Перечень поствакциональных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий (Постановление Правительства РФ от 2 августа 1999 г.).

Среди источников права социального обеспечения данного уровня есть ряд актов, регулирующих обеспечение граждан лекарственной помощью бесплатно либо со скидкой. Это Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым предусмотрены определенные группы населения, имеющие право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, а также категории заболеваний, дающие право на бесплатное получение лекарственных средств. Этим постановлением утвержден перечень групп больных, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.

Важное значение в регулировании общественных отношений по социальному обслуживанию имеет Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. Этот акт закрепляет виды услуг, предоставляемых пожилым и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания, на дому пожилым и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи; дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому, отделениями срочной социальной помощи; услуги, предоставляемые при полустационаром обслуживании.

Ряд источников содержит нормы, регулирующие социальное обеспечение семей с детьми. Одним из них является Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. В данном акте предусмотрено материальное обеспечение приемной семьи.

Самостоятельную группу актов составляют акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти.

Постановлениями Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г. утверждены: Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному льготному обеспечению в соответствии с федеральными законами « о трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном Пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, хода с одной пенсии на другую в соответствии с новыми пенсионными законами.

В ряде случаев актами Минтруда России «сглаживаются» очевидные изъяны пенсионных законов. Так, постановлением Минтруда от 25 марта 2002 г. № 21 утверждено разъяснение «О порядке применения пункта 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Разъяснение предусматривает, что условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные до 1 января 2002 г. в отношении которых Закон от 17 декабря 2001 г. не предусматривает иного решения либо вообще не регулирует данную область пенсионных отношений, подлежат применению и после 1 января 2002 г. как не противоречащие Закону от 17 декабря 2001 г.

Постановлением Минтруда от 7 мая 2002 г. № 34 утверждено разъяснение «О порядке применения пункта 4 ст. 5 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Разъяснение расширяет круг граждан, которым должна устанавливаться социальная пенсия, по сравнению с нормой закона. Закон однозначно относит к этому кругу только тех, кто не имеет по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. В разъяснении к таким гражданам отнесены и те, кто, имея право на трудовую пенсию, отказался от ее получения. Очевидно, что данный изъян законодателю необходимо исправить путем внесения соответствующего изменения в норму закона, тем более что ранее действовавшее законодательство предоставляло гражданину, имевшему одновременно право на несколько видов пенсий, по своему желанию выбрать любой из них.

К числу актов других министерств следует отнести Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденное приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. Оно предусматривает, что денежные средства на указанные цели выплачиваются опекунам (попечителям) органами опеки и попечительства исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Решение о назначении денежных средств принимается указанными органами в 15-дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя).

Совместным приказом Минздрава и Фонда социального страхования РФ от 6 октября 1998 г. утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности[3]. Указанными органами утверждена также Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан[4].

Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны от 20 августа 1999 г.[5] Инструкция, в частности, предусматривает порядок отбора на санаторно-курортное лечение, льготы на путевки в санатории и дома отдыха, порядок распределения и выдачи путевок.

К данной группе источников права социального обеспечения относятся также акты других федеральных органов исполнительной власти по вопросам социального обеспечения граждан.

Акты региональных органов власти, органов местного самоуправления образуют самостоятельную группу источников права социального обеспечения.Как показывает практика, массив данного вида источников становится более обширным. По мере появления у субъектов федерации и муниципальных образований все больших экономических возможностей, позволяющих им реализовывать дополнительные программы социальной поддержки населения, указанный вид источников права социального обеспечения будет интенсивно развиваться. В связи с этим принципиально важной на современном этапе является проблема разграничения компетенции и законодательного закрепления соотношения юридической силы актов, принятых различными региональными органами, с актами, принятыми на федеральном уровне, как это закреплено, например, в Трудовом кодексе РФ.

Локальные акты занимают свою собственную нишу в классификации источников права социального обеспечения.Они принимаются непосредственно в самой организации. Отдельные обособленные акты, регулирующие вопросы социального обеспечения работников, встречаются на практике редко. В данном случае, скорее всего речь идет о локальных нормах, включаемых в коллективные договоры и соглашения, заключаемые работниками с работодателем.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие источников права и раскройте возможные критерии их классификации.

2. В каких международных договорах содержатся нормы о социальном обеспечении, являющиеся источниками права социального обеспечения?

3. В каких статьях Конституции России закреплен правовой статус граждан в сфере социального обеспечения?

4. Чем определяется в соответствии с Конституцией РФ смысл, содержание и применение законов?

5. Каково значение на современном этапе закона как источника права социального обеспечения? Назовите основные законы этой отрасли права

6. Какова роль указов Президента РФ как источника права?

7. Регулирование каких вопросов осуществляется на основе нормативных актов, принимаемых Правительством РФ? Дайте общую характеристику некоторых из них.

8. Какое место в общей системе источников права занимают на современном этапе акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти? Приведите примеры таких актов.

9. Чем обусловлено резкое расширение региональных и локальных актов как источников права социального обеспечения и на каких уровнях

они принимаются?

10. Какими актами регулируется пенсионное обеспечение в Российской Федерации? Каковы их основные принципиальные положения?

11. На основании каких нормативных актов граждане обеспечиваются пособиями и компенсационными выплатами?

12. Нормы каких законов РФ регулируют общественные отношения по социальному обслуживанию населения и социальной защите инвалидов?

 


[1] О содержании таких соглашений см. гл. 30.

 

[2] Общую характеристику содержания данного закона см. в разд. II

[3] РГ. 1998. 9 дек.

[4] См.: Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. М., 1997. С. 342.

[5] РГ. 1999. 11 ноября

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.