Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика источников права социального обеспечения





Система источников права социального обеспечения достаточно сложна и противоречива. Она охватывает, как уже было сказано, международные договоры и нормативные правовые акты практически всех уровней и нормотворческих органов. Рассмотрим содержание основных из них.

Международные акты ООН, МОТ, Совета Европы, а также договоры, заключенные государствами в рамках СНГ,ратифицированные Российской Федерацией (или СССР), в силу ст. 15 Конституции РФ имеют приоритетное значение по отношению к национальному законодательству.

К их числу относится Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.

Участвующие в данном международном договоре государства приняли на себя юридические обязательства гарантировать каждому право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, и обеспечить право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Пакт предусматривает также, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, пока на ее ответственности пежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Матерям в течение разумного периода до и после родов должна предоставляться особая охрана, а работающим матерям должен предоставляться в течение этого периода оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации.



Конвенция о правах ребенка (1989г.), ратифицированная Россией, закрепляет социально-экономический и правовой статус ребенка, устанавливает возрастной критерий (18 лет), до достижения которого человек признается ребенком. Государства — участники данной Конвенции признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения и право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Право на особую заботу со стороны государства признается за неполноценным ребенком с целью обеспечения ему эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья и в итоге наиболее полного вовлечения такого ребенка в социальную жизнь.



Ратифицирована Россией и Конвенция «О равных возможностях лиц, обремененных семейными обязанностями» (1995 г.), которая предусматривает социальную поддержку таких лиц с помощью различных мер, включая те, которые осуществляются через систему социального обеспечения.

К источникам права социального обеспечения данного уровня относится также Конвенция «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1985 г.), ратифицированная Российской Федерацией 3 июня 1988 г. В соответствии с этой Конвенцией государства проводят национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, основанную на принципе равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом, принимают меры по организации служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости, а также других связанных с ними служб, чтобы инвалиды имели возможность получать, сохранять работу и продвигаться по службе.

К числу международных договоров как источников права социально обеспечения относятся также заключаемые странами Содружества Независимых Государств соглашения, нормы которых регулируют общественные отношения по социальному обеспечению граждан при переезде их из одного государства СНГ в другое[1].



Выше уже говорилось, что по юридической силе источники права делятся на законы и иные нормативные правовые акты. Законы делятся на конститутивные, кодификационные и текущие. К конститутивным актам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г. Декларативные положения этого акта затем были законодательно закреплены в Конституции РФ.

Конституция РФ как основная база всего текущего законодательства в Российской Федерациизакрепила положение о том, что российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).

Конституция РФ закрепляет также право граждан: на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41); на защиту материнства и детства (ст. 38); на судебную защиту (ст. 46); на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения не только в сфере социального обеспечения, являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.Основы закрепляют понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. Впервые в источнике права такого высокого уровня нашло конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики субъектов — его носителей. В частности, отдельно предусмотрено право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах; лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

К числу гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам Основы относят: первичную медико-санитарную помощь, скорую и специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Другим кодификационным законом стал Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования».Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Кодификационным является также Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Всвязи с его принятием утратил силу ряд нормативных правовых актов различного уровня, поскольку данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, подлежащей социальному страхованию на момент предоставления отпуска по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, назначаемое в порядке социального страхования; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет, назначаемое семьям с определенным уровнем среднедушевого дохода.

Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий граждан.Наиболее важным среди них был Закон РФ 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», первоначально закрепивший единую пенсионную систему России[2]. Данный закон с 1 января 2002 г. утратил силу в связи с принятием новых пенсионных законов.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулируется пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих, участников Великой Отечественной войны, военнослужащих по призыву и граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. Федеральные государственные служащие на основании этого закона обеспечиваются в дополнение к трудовой пенсии пенсией за выслугу лет; Участники войны, военнослужащие по призыву и граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, — пенсией по инвалидности. Этой категории граждан назначается также и пенсия по старости. Кроме того, их семьи и семьи военнослужащих по призыву в соответствии с данным законом обеспечиваются пенсией по случаю потери кормильца. На основании этого закона назначаются также и социальные пенсии престарелым и инвалидам, детям, потерявшим кормильца, не получающим трудовой пенсии.

Второй закон, также вступивший в силу с 1 января 2002 г., — это Федеральный закон от 17 декабря 2002 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с ним всем застрахованным, а в случае их смерти — членам их семей, назначаются трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Другим не менее важным законом, регулирующим пенсионное обеспечение достаточно широкого круга лиц, является Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Этот закон по существу закрепил привилегированную пенсионную систему, поскольку предусматривает более высокий уровень пенсионного обеспечения, не ограничивая его фиксированной величиной, и автоматическую индексацию всех назначаемых по нему пенсий. Его нормы регулируют пенсионное обеспечение: кадрового состава Вооруженных Сил и военнослужащих, проходящих службу по контракту; служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, налоговой полиции, таможенной службы; прокурорско-следственных работников.

Социальными пособиямиграждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 г., Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральными законами от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле» и др.

Социальное обслуживаниеграждан также регулируется законами. Это Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения», «О ветеранах» в редакции от 2 января 2000 г. и др.

Даже простое перечисление законов, действующих в сфере социального обеспечения граждан, свидетельствует о том, насколько сложным и многослойным является на современном этапе законодательство о социальном обеспечении.

Право социального обеспечения России — одна из немногих отраслей права, не имеющих кодификационного нормативного акта. Поэтому одной из актуальных проблем совершенствования системы источников этой отрасли является проблема поэтапной промежуточной кодификации законодательства, регулирующего видовые общественные отношения (пенсионные, по обеспечению граждан социальными пособиями, компенсационными выплатами; по социальному обслуживанию и др.)- Это создало бы предпосылки для принятия в будущем единого кодификационного источника.

Иные нормативные правовые актызанимают значительное место в системе источников права социального обеспечения. Их можно расположить в определенном иерархическом порядке. Прежде всего, это Указы Президента РФ.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.