Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы политического режима





Политический режим представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. Понятие «политический ре­жим» - более широкое, чем «государственный режим» потому, что включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только го­сударства, но и политических партий, организаций, блоков, обществен­ных объединений. Политический режим отвечает на вопрос как, каким образом осуществляется власть в государстве. Это динамическая, функциональ­ная характеристика политической системы государства, которая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществле­нии политической власти.

Поскольку знания теории государства и права взаимосвязаны между собой (например, сущность государства выражается в функциях государства), постольку четкое понимание политического режима является основой для последующего формирования представлений о действии всей системы власти в государстве. Признаков политического режима достаточно много, учитывая их количественные и качественные показатели можно дать объективную характеристику политическому режиму – демократический или недемократический. Например: участие (неучастие) народа в формировании политической власти; баланс прав и свобод человека, гражданина и пра­в государства; партийное многообразие; прозрачность государственного аппарата; соотношение между различными ветвями власти; степень верховенства закона в правовом регулировании общественных отношений; значение «силовых» структур государства (армии, полиции, органов го­сударственной безопасности) и др. В зависимости от степени сочетания указанных признаков политический режим может быть демократическим, авторитарным или тоталитарным - наивысшая противоположность демократического режима.



Демократический режим.Демократия – дословно обозначает власть народа. Существует во многих государствах: Германии, Франции, Швеции, США, Щвейцарии, Англии, России и др. Ситуация, при которой весь народ постоянно инепосредственно осуществлял бы власть, пока нигде не реа­лизована. Проявление прямой власти народа используется в демократических государствах в наиболее полном, непосредственном виде лишь при референдуме – принятии закона самим народом (например, Основного закона государства – Конституции). Непосредственная демократия - идеал, которого практически очень сложно достичь. Стремление к его полноценной реализации в ближайшее время вероятно будет влиять на развитие компьютерной техники, средств интернет голосования и мобильного общения. Однако эти дорогостоящие мероприятия в настоящее время осуществить экономически невозможно, а поэтому граждане вынуждены властвовать посредством уполномоченного представительства. Например, Государственная Дума РФ комплектуется из числа народных представителей, которые являются выразителями наших интересов. Голосуя на выборах за депутата (политическую партию), мы тем самым уполномочиваем его на законное выражение воли в демократическом законодательном органе не только от своего лица, но и от лица голосовавших.



Стоит привести цитату Ж.-Ж. Руссо: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон». Акцент на непосредственности утверждения закона самим народом характеризует представительную демократию как не самое лучшее проявление подлинного народовластия. Вероятно, в этой сжатой формулировке заключен основной смысл мер необходимых для формирования подлинного народовластия, совершенствования демократии и правоустановительной практики в условиях формирования правового государства. Э. Курис отмечает, что в «настоящее время отдельные граждане практически лишены возможности, повлиять на содержание будущего нормативного акта. Они участвуют в создании этих актов лишь опосредованно». Мы придерживаемся той позиции, что выбор наиболее подходящих форм осуществления демократии (непосредственная, представительная) должен происходить с учетом конкретно-исторического периода развития государства и степени развитости (подготовленности) гражданского общества. Однако развитие демократии должно иметь тенденцию к увеличению волеизъявления граждан именно непосредственным образом. Данная проблема находит необходимое внимание у ученых–юристов. Н.П. Колдаева утверждает, необходимо «повернуть право, правотворчество в сторону здравого смысла с целью разработки реальных, потребных обществу форм организации его деятельности».



Сегодня складывается ситуация, когда заявленная демократия фактически далека от реализации интересов самого «демоса» – народа. Например, 20.10.2004 г. Президент В.В. Путин подписал дополнительное соглашение между РФ и КНР о демаркации государственной границы, по которому Россия фактически безвозмездно предала Китаю 337 км.² государственной территории (остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский). Уважая решение главы государства, стоит понимать, что воля народа и его представителей могут существенно различаться. Депутаты Государственной думы 20.05.2005 г. поддержали Президента в его решении и ратифицировали международный договор о передачи островов.

Остается открытым вопрос, не последуют ли за этим решением более настойчивые требования Японии передать им очередные три Российских острова Кунашир, Шикотан и Итуруп? А ведь это все происходит, когда Калининград фактически отрезан от России и эта территория тоже может приобрести статус спорной. К этой ли демократии мы стремимся, ее ли мы хотим строить?

Признаки демократического режима: 1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти и деятельности органов местного самоуправления; 2) решения принимаются большинством с учетом интере­сов меньшинства; 3) существует плюрализм мнений, многопартийность; 4) осуществляются права и свободы человека и гражданина; 5) власть и силовые структуры находятся под кон­тролем общества; 6) верховенство закона во всех сферах общественной жизни; 7) отсутствует цензура; 8) власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Авторитарный режим.Авторитарный режим – промежуточное состояние между тоталитарным и демократическим поли­тическими режимами. Власть при таком режиме осущест­вляется конкретным лицом (классом, партией, элитой) при минимальном участии граждан (Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Признаки авторитарного режима: 1) концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа власти; 2) отсутствует принцип разделения властей, либо приобретает гипертрофированный вид (происходит доминирование одной из властей); 3) значение представительных и судебных органов власти сужается, преобладает имитация самостоятельности; 4) выборность уступает место назначаемости; 5) частичная цензура; 6) отсутствие общеодобряемой идеологии; 7) плюрализм ограничен властью правящей элиты; 8) права и свободы человека и гражданина имеют формальный характер; 9) «силовые» структуры подкон­трольны узурпатору власти и используются в качестве потенциальной угрозы, политической силы. Учитывая недемократичный характер авторитарного политического режима, власть не использует и крайние методы: террор, прямые репрес­сии (насилие носит скрытый характер). Управление осуществляется на доми­нировании командно-распорядительных, административных методах властвования.

Тоталитарный режим.Тоталитаризм – крайний, антидемократический способ властвования, в результате которого государство проникает и воздействует на все стороны общественной и личной жизни граждан. В каждом государстве тоталитаризм имел свои проявления, однако в общем виде онхарактеризуется полным контролем, под­чинением человека власти и господствующей идеологии (Германия с 1938-1945 периода фашисткой идеологии, Россия после войны (1945-1953 гг.).

Признаки тоталитарного режима: 1) государство стремится к абсолютной монополии (в экономике, производстве, политике, идеологии, религии, различных ветвях власти, средствах массовой информации), безусловному господству и проникновению во все сферы общественной жизни; 2) общество фактически отчуждено от механизмов формирования и контроля за властью; 3) действует принцип – запрещено все, что не указано в законе как разрешенное; 4) аппарат власти носит бюрократический характер; 5) власть осуществляется с помощью физического наси­лия, безусловного принуждения, террора; 6) господствует однопартийность, отсутствует плюрализм; 7) права и свободы человека и гражданина деклара­тивны; 8) централизация государственной власти во главе с дик­татором и его окружением.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.