Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы государственного устройства





Форма государственного устройства - это элемент фор­мы государства, характеризующий внутреннее деление государства, его территориальную, политическую структуру, соотношение государ­ства как целого и его частей. Данное понятие определяет соотношение власти в центре и на местах. Одна из важнейших проблем при любой форме государственного устройства – это четкое распределение полномочий между центром и периферией, создание условий, позволяющих минимизировать межнациональные и межрегиональные конфликты. Однако распределение полномочий должно позволять субъекту самоопределяться и иметь стимулы для саморазвития, иначе они становятся придатками, обузой, дотационной частью, что обременительно для государства в целом. Различаются следующие формы государственного устройства:

1) унитарное - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными подразделениями и не обладают признаками государственного суверенитета, в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (Польша, Венгрия, Болга­рия, Италия, Швеция, Дания, Испания, Франция). Унитарные государства бывают централизован­ными (Швеция, Дания) и децентрализованными (Испания, Франция), в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают передан­ные им в ведение вопросы. Унитарное государство отличается полным политическим единством, оно неделимо. К унитарным государствам можно отнести Соединенное Королевство Великобритания (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), оно состоит из 4 административно-политических частей (исторических провинций): Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Б. Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Сев. Ирландии (26 округов). Особый режим установлен для о. Мэн и Нормандских о-вов. Столица — Лондон. Глава государства — король (королева). Законодательный орган — двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов). Следующий пример – Япония, имеет следующее административно-территориальное деление: 9 областей, объединяющих 44 префектуры; столичный округ и 2 городские префектуры. Столица - Токио.



2) федерация - сложное, союзное государство членов федерации, части ко­торого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом (например, Автономные округа, республики и др.), осуществляемыми при условии сохранения целостности государства. Субъекты федерации имеют своё законодательство, судебную систему, органы управления, но существуют в неразрывной правовой связи с высшими федеральными органами власти и федеральным законодательством (Австралия, Россия, Германия, Индия, Мексика, Канада). Федерации могут быть построены по территориальному (Австралия, США), либо по национально-территориальному принципу (Россия). В составе Австралии: 6 штатов и 2 территории. Столица - Канберра. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Палата представителей и Сенат). В составе Российской Федерации следующие субъекты: республики (21), края (7), области (48), города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа (9). Столица – Москва. Высший законодательный орган – двухпалатное Федеральное Собрание.



Деление федерации по национальному признаку влечет обособление и стремление к автономному выделению – самостоятельности такого субъекта, что в конечном счете, подрывает государственную целостность. В России можно проследить на примере некоторых субъектов, именно национальное, а не национально-территориальное деление, что и объясняет причины межнациональных конфликтов. Государственная деятельность строится на основе распределения обязанностей между полномочиями федерации и ее субъектов, обычно зафиксированных в основном законе государства – федеральной конституции. При этом полномочия подразделяются на принадлежащие исключительно федеральной компетенции, совместному ведению или ведению субъ­ектов федерации.



3) конфедерация -временный союз государств, образуемый для совместного осуществления ряда направлений государственной деятельности (оборона, политика, внешняя торговля, таможенное дело, денежно-кредитная система, разработка полезных ископаемых). При конфедерации суверенные государства остаются самостоятельными субъектами международно-правового общения, не образуют нового субъекта и продолжают иметь собственное гражданство, систему органов власти, правосудия. Нормативные акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами власти государства, входящего в конфедерацию. Конфедерация не обладает общим суверенитетом, единым законодательством, центральным государственным аппаратом. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объедини­лись, и имеющие преимущественно координирующее значение. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состо­ит из воинских контингентов государств - членов конфедера­ции, направляемых по их решению в распоряжение общего ко­мандования. Конфедерация - неустойчивое государственное образование и су­ществует обычно недолго. Она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо приобретает вид классической федерации. Примером может выступить Швейцария, которая из конфедерации (Швейцарский союз 1815-1848) трансформиро­валась в федерацию.

4) содружество (англ. Commonwealth)- ассоциированное объединение нескольких государств (Содружество Независимых Государств) выражающих стремление к тесной, имеющей перспективу сближения совместной деятельности в различных областях, и может рассматриваться как почва для дальнейшего перехода нескольких государств к конфедерации или включения одного из них в федерацию в качестве ее субъекта. Следующий пример, «Британское Содружество наций» его правовой статус определен Вестминстерским статутом 1931 (уточнен в 1947 г.) с этого времени наименование - «Содружество». Существует Секретариат Содружества, проводятся ежегодные конференции стран Содружества. Великобритания возглавляет «Содружество» и имеет в составе своего правительства особого министра по делам Содружества. В настоящий момент в названное объединение входят Великобритания и многие ее бывшие доминионы и колонии (англ. dominion — владение, власть), государства в составе бывшей Британской империи, признававшее главой английского короля. Первые доминионы - Канада (с 1867), Австралийский Союз (с 1901), Нов. Зеландия (с 1907) и др. После образования в 1947 Содружества многие входящие в него государства - бывшие доминионы - считают главой государства английскую королеву. Форму доминиона имела часть бывших английских колоний (Цейлон и др.), ставших затем республиками в т. ч. и в составе Содружества. Страны, признающие главой государства королеву Великобритании, имеют на местах ее представителя - генерал-губернатора, например Австралия, Канада.

5) империя - фор­ма государственного устройства, отличительной особен­ностью и основой которой является обширная территория, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господ­ства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения (Римская, Британская, Российская). В 19 в. Великобритания была крупнейшей империей - колониальной державой мира, осуществив колонизацию Австралии, Нов. Зеландии, завоевав обширные территории в Азии и Африке, завершив захват Индии, Египта, ведя войны против Китая (1840-42, 1856-1860), подавив национально-освободительное движение в Индии (1857-59), восстания в Ирландии (1848, 1867 и др.). Усиление освободительного движения в переселенческих колониях (восстание в Канаде 1837-38 и др.) вынудило Великобританию пойти на создание системы доминионов.

6) протекторат - специфическая фор­ма государственного устройства, отличительной особен­ностью которой выступает формальная опека слабого государства бо­лее сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Велико­британия оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат, в 1884 г. в Намибии был протекторат со стороны Германии, в 1905 г. в Корее установлен протекторат Японии, а в 1910 г. Корея стала колонией.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.