Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация функций государства





Ввиду разнообразия мнений классификация функций государства представлена на виды по следующим основаниям:

1. продолжительность существования (постоянные, временные);

2. социальная значимость (для всего общества, аппарата управления, социального слоя);

3. сфере применения (политические, идеологические, экономические, социальная, экологическая);

4. форма реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные);

5. учета принципа разделения властей (правоустановительные, правозащитные, правореализаторские);

6. территориального масштаба реализации (федеральный, региональный, местный);

7. принадлежности к типу государства (рабовладельческие, феодальные, капиталистические или этнические, сословные, индивидуалистические, гуманитарно-правовые, унификационные)

8. источникам возникновения (из классовых противоречий, из потребностей всего общества);

9. направленности решаемых целей и задач (внутренние и внешние);

10. степени важности (основные и не основные).

Последний подход не только желателен, но и объективно необходим по той причине, что функции далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы, в условиях повседневной жизнедеятельности и чрезвычайных условиях. Например, до начала 1930-х гг. существовала функция подавления сопротивления экс­плуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов.



Рассмотрение абсолютно всех позиций вряд ли продуктивно для качественного усвоения материала, поэтому подробно рассмотрим только две классификации. Изучение одной из них будет иметь современный, наиболее общий научный характер в отношении государственно-организованного общества, а изучение другой - новой классификации будет опосредовано современным пониманием эволюционного развития общества и формированием правового государства. Поэтому в первом случае это функции: экономическая, идео­логическая, политическая, социальная, экологическая, а во втором: правоустановительная, правореализаторская, правозащитная.

Общепринятая классификация функций предполагает следующие виды. Экономическая -обеспечение нормального функционирова­ния и развития экономики, в том числе посредством охраны и развития су­ществующих форм собственности, сбора налогов, организации внешнеэкономи­ческих связей и др. Политическая -обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, разрешение сопротивления противоборствующих социальных сил, ох­рана суверенитета государства от внешних посягательств. Социальная -охрана прав и свобод всего населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потреб­ностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населе­ния, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта (МРОТ, ГОСТы и др.). Идеологическая -поддержание определенной идеологии, в том числе светской (правовой) осуществляющей пропаганду образования, развития науки, культуры и искусства, соблюдения законов и др. Экологическая –природоохранительное направление и форма деятельности, возникшая как адекватный ответ на стремительное ухудшение климата на планете, истощения природных запасов, потенциальной угрозы уничтожения всего живого на Земле в результате деятель­ности человека.



Однако, если говорить про Россию, то названные функции нося универсальный смысл, могут быть дополнены еще одной – демографической (самостоятельной или структурно подчиненной политической функции). Это утверждение имеет причнины: сейчас ежегодные демографические потери РФ около 800 тысяч граждан (высокая смертность, низкая рождаемость). При этом 1 млн. граждан отбывают осуждение за уголовные преступления, 2.5 млн. граждан алкоголики, 2 млн. дети являющиеся безнадзорными (при живых родителях), 700 тысяч детей не умеют читать и писать, 1 млн. детей – сироты. Если добавить к этим цифрам растущую наркоманию и иммиграционные показатели (ученых, молодых женщин, образованной молодежи, преуспевающих бизнесменов и др.) то прогнозы по существованию государства не могут иметь оптимистический расклад! В этой связи государство ставит главной функциональной за



Осуществление функций

Учитывая классификацию функций на (экономическую, политическую, социальную, идеологическую иэкологическую) не стоит забывать о том, что функции в своей количественной совокупности выражают единую, качественную сущность по отношению к конкретному государству. В этой связи, осуществление функций государства происходит взаимосвязано. Например, успешное осуществление экономической функции зависит от политико-правовой и социальной поддержки, реализация политической функции замыкается на идеологическое и экономическое обоснование, социальное функционирование не может обойтись без существенного экономического сопровождения, идеологическое функционирование опирается на политическую платформу, а осуществление экологической функции требует своевременного политико-правового, идеологического и экономического подкрепления.

Как это выглядит с учетом российской действительности? Положительный пример - ратификация Киотского протокола, говорящая об экологических пределах загрязнения атмосферы сопровождающаяся экономическими выгодами для российского бюджета. Финансовая составляющая обусловлена ясно и заключается в возможности продажи квот на загрязнение воздуха другим государствам. Политико-правовое подкрепление здесь - своевременная ратификация, идеологическое сопровождение – стремительное ухудшение климата на планете, экономическое – прямая выгода. Отрицательный пример – мораторий на высшую меру наказания - это прямой ущерб законопослушным гражданам (моральный – справедливость и экономический – деньги) налогоплательщики, чьи интересы были нарушены при совершении уголовного преступления должны за это еще и платить - пожизненно содержать осужденного. С учетом социального функционирования государства вообще нонсенс – сам принцип справедливости и соразмерности уголовной ответственности не адекватен совершенному тяжкому преступлению (убийство потерпевших – содержание виновного). Оправдание одно и оно связано с гуманностью и демократическим реформированием. Следующий пример – слабая эффективность политического функционирования, основанная на пренебрежении экономических и социальных причин. Россия имеет протяженность государственной границы более 60 тыс. км., 17 млн. км². Это огромная территория, а граждан всего лишь 141 млн. человек (причем ежегодно количество уменьшается примерно на 800 тыс. человек). Население в преимущественно сосредоточено в Центральном Федеральном Округе, а восток России является, по сути, свободным пространством, доступным для эмиграции. Плотность населения на Дальнем Востоке составляет 1 чел. на 1 км.² А у нашего соседа – Китая 120 чел. на 1 км.² Можно ли вообще удержать натиск незаконной миграции при такой количественной разнице? Удержать очень тяжело, поэтому неудивительны политические уступки государственной территории Китаю (усредненная разница в плотности населения между РФ и Китаем 15 раз), становятся понятны финансовые и территориальные споры РФ с Японией (ведь в Японии плотность населения в 40 раз выше, чем в РФ), возможно аналогичным обусловлен интерес Польши к Калининграду, осторожные намеки Финляндии по поводу Карелии. Этот «снежный ком» можно сдерживать, но необходимо активное социальное и экономическое функционирование по привлечению законной эмиграции в Россию, более равномерное распределение плотности населения на имеющемся государственном пространстве и др. Для статистики, дадим примерное соотношение в плотности населения РФ с другими государствами: В Финляндии этот коэффициент 1.83, США 3.42, Эстония 3.93, Латвия 4.8, Ирак 5.83, Белоруссия 6, Литва 7, Украина 10.37, Великобритания 29. Канада является исключением из списка, здесь плотность населения меньше чем в России в 2.77 раза, поэтому власти этого государства уже несколько лет подряд ведут активное, экономически выгодное, социально направленное государственное функционирование по привлечению эмигрантов. Названные примеры доказывают, что эффективное осуществление функций государства возможно лишь с учетом их тесной взаимосвязи между собой, грамотной политики специалистов, а не случайных людей пришедших во власть «порулить». Необходим статистический анализ (уровень жизни, количество эмигрантов), учет динамики различных показателей (рождаемости, сред. зарплаты и др.), и четкое определение истинной цели, которую желают достичь граждане России, но не властьдержащие.

Функции государства нельзя смешивать с конкретными сферами деятельности государства и задачами, которые при этом решаются с помощью государственно-правовых средств и методов. Государство, осуществляя свои функции, использует разнооб­разные методы, которые можно разделить на правовые и непра­вовые (организационные).

1.Правовые методы: правотворческий (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительный (государст­венно-властная деятельность компетентных органов по реализа­ции норм права), правоохранительный (деятельность, направлен­ная на осуществление правового контроля и реализацию юриди­ческой ответственности).

2.Неправовые методы: экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирова­ние цен), политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры), идеологические (обращения к населению, призывы), собст­венно организационные (статистические исследования, планирование, программирование, ведомственный кон­троль). Неправовые методы часто реализуются через правовое регулирование. Например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление размеров заработной платы.

Проблемный аспект темы

Не стоит путать функции государства и функции государственных органов. Выделение основных направлений и форм деятельности государства есть классификация деятельности государства в целом, но не его органов. Основные направления - это наиболее важные, социально значимые стороны дея­тельности государства, направленные на достижение главной цели и решения общих задач существующего государства. Глубокому теоретическому изучению функций посвящена диссертацияМ.А. Бухтеревой, где указывается на то, что следует различать функции государства и функции его органов, причем вторые являются своеобразным «продолжением» первых и представляют собой формы (способы) их реализации. Равным образом функции государственного органа реализуются посредством деятельности его структурных подразделений, которая выступает в качестве форм их реализации. В результате ранжирования функций, выделяются основные функции (функции-задачи) и функции-операции, являющиеся формами (средствами) достижения указанных целей. Такой подход позволил построить следующую схему, отражающую границы между функциями и формами их реализации, которые определились в соответствии с уровнями управления, соподчинением государственных органов, осуществляющих соответствующую деятельность. При этом функции более низкого уровня являются формами реализации функций более высокого уровня. Поэтому смешение функций государства и функций осуществления государственной власти не происходит.

Следует указать на новые направления в решении вопросов о функциях государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано все об­щество. Все это представляет собой цели (и задачи) общества в целом, а для государства характерны те функции, которые вы­текают из его основной сущности - осуществления политической власти. В ракурсе формирования правового государства в России и других государствах, может идти речь о трех основных функциях: законодательной, исполнительной и судебной (в соответствии с принципом разделения властей) дополненных надзорной функцией, как продолжением власти народа. Однако такая классификация функций, хотя и обладает признаками аналогии (по отношению к классификации функций В.С. Несесянца - правоустановительную, правореализаторскую, правозащитную), но не имеет универ­сального значения, поскольку не соответствует функциональ­ной деятельности государств других исторических типов, в которых еще не было разделения властей.

Каждая из властей формирующегося правового государства имеет основную, соответствующую ее наименованию функцию, и как продолжение, но другого, боле низкого порядка - функцию органов. Например, исполнительная власть осущест­вляет нормотворчество, а также в некоторой степени, судебные пол­номочия (разрешение споров государственных органов, входящих в систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушения норм права должностными лицами). Законодательные органы, в свою очередь, осуществляют исполнительную деятельность (работа профильных ко­митетов и комиссий) и судебную (вопросы привлечения к ответственности депу­татов). Судебная власть (пленум Вер­ховного Суда РФ выпол­няет руководящую разъясняющую деятельность, обладает правом законодательной инициативы).

В этой связи достаточно новой и разработанной представляется точка зрения В.С. Нерсесянца и его последователей. Правомерна только та функциональная деятельность государства, которая порождается его природой и соот­ветствует его сущности. Действия государства, его отдель­ных органов и должностных лиц, выходящие за рамки его функциональных обязанностей, носят неправомерный и негосударственный характер. Государство, как и право, действует во многих сферах социаль­ной жизни людей (экономики, культуры, науки, образования, здравоохра­нения, окружающей среды). Это вовсе не означа­ет, что у государства есть соответствующие сферам социальной жизни сконструированные функции. Нет ничего специфически государственного в самой деятельности (экономической, культурой, научной, охраны экологии), этим могут заниматься и иные организации. Государство - это не средство для решения экономических, культурных, экологичес­ких и иных сходных задач, хотя роль государства (и права) в надлежащем решении этих и подобных задач весьма велика. С точки зрения функций государства (и права) определяющее значение имеют не сами по себе эти и другие сходные зада­чи и те сферы, где они возникают и требуют решения, а имен­но надлежащий государственно-правовой порядок их раз­решения. Поэтому, к числу основных функций государства относятся: правоустановительная, правореализаторская, правозащитная и внешнегосударственная. Первые три являются внут­ренними функциями и связаны с осуществлением внутренне­го суверенитета государства, четвертая функция является внешней функцией государства и характеризует осуществле­ние внешнего суверенитета государства.

Правоустановительная функция - это деятельность госу­дарства по установлению всех источников и норм действующе­го права (издание нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, офици­альное признание и закрепление приоритетного значения естественных прав и свобод человека). Значение этой функции обус­ловлено правовой природой государства (сущностным единством права и государства, неразрывной их связью как всеобщими формами признания и осуществления свободы людей). Государство невозможно без права, поэтому правоустановительная функция одновременно является государствоустановительной функцией, оформляющей правовое положения людей и власти в условиях государственно-организованной жизни.

Правоустановительная деятельность представляет собой форму реализации правомочий соответ­ствующих государственных органов и должностных лиц на из­дание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов. Она представляет собой процесс постоянного изменения и обновления действующего права, причем сама эта деятельность (ее формы, процедуры, субъекты, их правомочия) тоже урегулирована правом и совершенствуется вместе с развитием общества, правовой и политичес­кой культуры граждан. Если говорить о правоустановительной деятельности применительно к условиям формирования правового государства, (подробнее см.: кандидатская диссертация - Павлов С.В. Правоустановительная деятельность в условиях формирования правового государства / Академия управления МВД России. М. 2003.), то это форма деятельности государства, урегулированная правом и обусловленная эволюцией общественных отношений, выражающая его сущность и заключающаяся в активном официальном выражении источников и норм позитивного права.

Правореализаторская функция - это деятельность госу­дарства по воплощению в жизнь установленного права. Вся деятельность государства (всех его органов и должностных лиц) носит характер правореализующих действий. Смысл в том, что установленное в государ­стве право (любом государстве вне зависимости от форм правления, государственного устройства, политического режима) должно постоянно и неуклонно действовать, чтобы право являлось подлинным регулятором отношений. Правореализаторская функция призвана обеспечить все формы реализации права (осуществления правомочий, обязан­ностей и соблюдения запретов, применения права) в дея­тельности государства (всех государственных органов и должностных лиц) и отдельных людей. Указанная функция, в условиях становления правового государства, включает в себя в качестве важного компонента деятельность государства, его органов и должностных лиц по обеспечению осуществления прав и свобод человека и гражданина и исполнения ими своих обязанностей.

Правозащитная функция - это деятельность государства направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, утверждение законности и правопорядка во всех сферах общественной и по­литической жизни. В рамках правозащитной функции существенное значение имеет последовательное соблюдение государством данных им гарантий в области прав и свобод человека и гражданина. Осуществление указанной функции - одна из глав­ных обязанностей государства, поскольку ст. 2 Конституции России устанавливает, что: «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Правозащитная де­ятельность государства – одна из форм реализации права. Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями, преступностью, осуществлением профилактических мероприятий.

Внешняя функция государства - это деятельность госу­дарства в качестве суверенного субъекта международных от­ношений. Это целый ряд направлений деятельности: обеспечение обороноспособности страны, защита населения от внешней агрессии, организация и осу­ществление сотрудничества с другими государства­ми (политического, экономического, научно-технического, культурного), защита прав и интересов своих граждан вне пределов стра­ны, развитие международных отношений в укреплении мира между народами.

Достоинство указанной классификации в том, что рассмотренные функ­ции государства при всех существенных различиях в характере, объеме, приоритетах соответствующей функциональной деятельно­сти в разных государствах – остаются присущими государствам всех ис­торических типов (т.е. классификация обладает признаком универсальности). Конкретное содержание этих функций эволюционно ме­нялось, но каждое государство в меру своей развитости осуществляет названные основные функции, обусловленные природой публично-правовой власти.

 

 

 

Лекция 9. Функции права

 

Вопросы:

1. Принципы права

2. Функции права

 

Принципы права

Принципы права – это исходные положения, выражающие сущность права, имеющие общее, руководящее значение для регулирования многообразия общественных отношений основанных на праве. Принципам права свой­ственна универсальность, абстрактность, системность, идейность. Назначение принципов права заключается в том, что они направлены на обеспечение единообразного формулирования разных норм права с одной мировоззренческой позиции. В формально-юридическом аспекте они находят конкретизирующее отражение в различных нормах права. Однако, формой их существования могут быть и положения конкретной правовой теории, кон­цепций, научной доктрины. Принципы права действуют прямо, поскольку выступают общими ориентирами пове­дения участников правоотношений и опосредованно, через конкретные нормативно-правовые акты, судебные решения и др. Примечательно то, что законодательство, принятое на основе принципов права обладает динамичным характером, а принципы права – статичным. В зависимости от функционального назначения и объекта воздействия принципы права подразделяются на социально-право­вые и специально-правовые.

Социально-правовые принципы позволяют определить систему ценнос­тей, свойственных всему социуму, они призваны выражать единство и доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к классовым, групповым ценностям. Делятся на:

А. вытекающие из доминирующей религии в обществе

Б. вытекают из имеющегося уровня культуры социума

В. Вытекающие из обычаев и традиций социума

Специально-правовые принципы позволяют определить исходную основу для формирования и существования права в юридическом смысле, как специфического регулятора отношений. В за­висимости от сферы действия подразделяются:

а. общеправовые,

б. межотраслевые,

в. отраслевые,

г. отдельных институтов.

1) Общеправовые принципы наиболее значимы, присущи всем отраслям права и выражают качественные характеристики права в целом. Это следующие принципы: гуманизм – уважение достоинства личности, осознание самоценности человека; равенство - независимо от национальности, пола, расы, религиоз­ной принадлежности, занимаемой должности все равны перед законом; демократизм – наиболее полное выражение воли всего народа в политических решениях государства; законность -осу­ществление всех форм отношений и деятельности в соответствии с требованиями закона; справедливость - соразмерность масштаба правонарушения и строгости правовых последствий; единство прав и обязанностей – указание на комплексность воздействия права, не может существовать права без корреспондирующей ему обязанности.

2) Межотрасле­вые принципы, характеризуют существенные черты нескольких отраслей права. Это следующие принципы: неотвратимости ответст­венности, состязательности, осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, независимость судей и подчинение их только закону и др.

3) Отраслевые принципы, действуют в рамках только одной отрасли права, они определяют специфику конкрет­ной отрасли регулируемых отношений. К ним относятся: в граждан­ском праве - принцип равенства сторон в имущественных от­ношениях; в уголовном процессе презумпция невиновности, в трудовом праве - принцип свободы труда, в медицине - принцип помощи и не нанесения вреда. Знание принципов права может быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу, напри­мер, при аналогии права.

4) Принципы институтов права действуют ограниченно в рамках предмета правового регулирования конкретного института (врачебная тайна, адвокатская тайна, тайна вклада, сохранности служебной информации, экономической выгоды и др.).

Функции права

Много­численные точки зрения по этому вопросу, в конечном счете, могут быть сведены к тому, что под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на об­щественные отношения, либо их синтез. Если под функцией права понимать только его социальное назна­чение, то подобное понятие будет носить слишком общий харак­тер. При понимании функции права только как направления пра­вового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия. В этой связи следует акцентировать внимание на их взаимосвязи. Поэтому, функции права - это основные направления (формы) правового воздействия, выражающие сущность и роль права в упорядочении общест­венных отношений. Сжав заложенный смысл, функция права - это реализация его социального назначения. Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. Реализация права (направление его воздействия) – «реальный ответ» законодатель­ной политики на потребности общественного развития. Правовое воздействие - это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, со­знание и действия людей. Понятие «функция права» охватывает различные формы правового воздействия. Например, собственно юридическое воздействие (правовое регулирование - упорядочение общественных отношений, осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отноше­ний, правовых предписаний) и неюриди­ческое (информационное и ориентационное).

Функции права можно рассматривать в специально-юри­дических или общесоциальных аспектах. Поэтому, классификацию функций права проводят на основные (собственно-юридические) и неосновные функции права в зависимости от направления воздействия права на общественную жизнь, объема правового регулирования и постоянства его осуществления.

1. Основные функции права классифицируют в свою очередь на:

А. основные собственно-юридические функции (регулятивная, охранительная)

Б. основные социальные функции (экономическая, политическая, идеологическая).

2. Неосновные функции права также классифицируют на:

А. неосновные собственно-юридические функции (компенсационная, восстановительная, ограничительная)

Б. неосновные социальные функции (экологическая, социальная – в узком смысле, информационная).

Если учитывать общесоциальный аспект, то экономическая функция имела большое значение на всех этапах раз­вития товарно-денежных отношений (право упорядочивает производствен­ные отношения, выступает важнейшим гарантом собственности, свободы предприниматель­ства, оберегает от мошенничества, вымогательства, хи­щения, уничтожение имущества, изготовления и сбыта поддельных денег), политическая (регламентирует в первую очередь отношения власти, отношения между социальными группами, национальные отношения), идеологическая (отражает определенную идеологию, оказывает формирующее значение на мысли, чувства и мотивы поведениялюдей с целью формирования высокого правосознания, уважения к закону), а также экологическая, социальная и информационная.

Если учитывать специально-юридический аспект, то право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранитель­ную функции (охрана существующего порядка). Регулятивная функция - это основные направления (формы) правового воздействия, выражающие сущность и роль права в упорядочении общест­венных отношений, выражающееся в установле­нии позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права. Регулятивная функция занимает в системе функций права главенствующее, определяющее место. Наиболее специфичными элементами осуществления регулятивной функции права являются: определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение (предусмотрение) юридических фактов, на­правленных на возникновение, изменение и прекращение право­отношений; установление конкретной правовой связи между субъекта­ми права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к кон­кретным общественным отношениям.

Охранительная функция - это основные направления (формы) правового воздействия, выражающие сущность и роль права в упорядочении общест­венных отношений, нацеленные на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение яв­лений, чуждых данному обществу. Охранительная функция осуществляется с помощью пра­вовых ограничений и имеет вторичный характер (возложение обязанностей, запретов, наказаний). Она вторична, потому, что начинает действовать с того момента когда, есть то что урегулировано но может быть нарушено. Ос­новное назначение данной функции заключается в предупреждающей охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт существования запрета или санкции оказывает действенное влияние на некото­рых лиц, побуждая их воздерживаться от правонарушений. А это означает, что достигается одна из целей воздейст­вия права - охраняется определенное общественное отношение. Обе названные функции совместно, выполняют важную задачу закрепления и ох­раны прав личности, содействуя развитию и укреплению общест­венных отношений. Специфика охранительной функции состоит в следующем, она: характеризует право как особый способ (угроза санкцией, установление запрета) воз­действия на волю и поведение людей; служит источником информации о охраняемых социальных ценностях; является показателем политического и куль­турного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Отдельно необходимо сказать о функции права как пра­вового стимулятора (поощрение, льгота, дозволение, рекоменда­ция), которые в современной юридической литературе справедливо рассматриваются А.В. Малько и также оказывают регулятивное воздействие на общественные отношения.

Функции права могут рассматриваться как системное явление, непосредственным образом свя­занное с системой права. В этом случае в соответствии с элементами системы права, можно выделить пять групп функций права: общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем от­раслям права); отраслевые (свойственные одной отрасли права); правовых институтов (свойственные конкретному институ­ту права); нормы права (свойственные конкретному виду норм права).

Характерные особенности функций права: 1. Вытекают из его сущности и определяется назначением права в обществе; 2. Определяют направление его воздействия на общественные отношения; 3. Направлены на осуществление основных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития; 4. Представляют собой активное упорядочивающее воздействие на обще­ственные отношения (функции динамичны); 5. Непрерывны в своем действии, постоянно сопровождают право.

Функции права - понятие собирательное и отражает настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, следует отличать от «функ­ционирования права» отражающего действие права только в настоящем, как элемента социальной системы наряду с государствен­ным механизмом, моралью, политикой, иными социальными ре­гуляторами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.