Подача и рассмотрение заявки на сертификацию.
Сертификация пищевой продукции проводится изготовителем (заявителем) через аккредитованные органы по сертификации. Информация о действующих в Системе органах по сертификации пищевой продукции и аккредитованных испытательных лабораториях предоставляется по запросу заявителей территориальными органами Госстандарта России или Государственным реестром Госстандарта России. При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России или в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющей работы по сертификации в пределах своей компетентности.
Заявитель, намеревающийся провести сертификацию пищевой продукции, первоначально обращается в орган по сертификации по своему выбору, где получает необходимую информацию, консультации и бланки заявок на сертификацию. Орган по сертификации при проведении работ по обязательной сертификации обязан обеспечить необходимое взаимодействие со службами других ведомств.
Заявитель выбирает испытательную лабораторию и орган по сертификации производства или системы качества из предложенных органом по сертификации, оформляет договор о проведении сертификации с органом по сертификации, представляет необходимую документацию (лицензию на производство или торговлю, государственные или отраслевые стандарты, технические условия, рецептуры и технологические инструкции, гигиеническое заключение на производство, сертификаты на оборудование, тару, сырьё, упаковочные материалы, документы о пожарной и экологической безопасности и т. д.) и образцы.
В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены характеристики (показатели) продукции и методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и её идентификацию.
Предпочтительно, чтобы все требования (показатели, характеристики) и методы испытаний для конкретного вида продукции содержались в одном нормативном документе.
Положения нормативных документов должны быть сформулированы четко, обеспечивая их точное и единообразное толкование. Размерность и количественные значения характеристик должны быть заданы таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимого определения с заданной или известной точностью при испытаниях.
Содержание и изложение этих сведений должно позволить различным лабораториям получать сопоставимые результаты. Должна быть указана последовательность проведения испытаний, если эта последовательность влияет на результаты испытаний.
Принятие решения по заявке. Орган по сертификации рассматривает заявку на пищевую продукцию длительного хранения и принимает по ней решение в срок не более трех дней.
Заявка на сертификацию скоропортящейся продукции рассматривается незамедлительно, и решение по ней сообщается заявителю в день обращения. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной группы однородной продукции, в том числе указывается схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров), которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации).
Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства или системы качества осуществляет заявитель.
В заявке на сертификацию заявитель вправе предложить схему сертификации из числа установленных в соответствующих правилах (порядках) сертификации однородной продукции (работ, услуг) и применяемых в конкретных условиях. В случае несогласия с предлагаемой заявителем схемой, орган по сертификации должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации по предлагаемой схеме и назначения иной схемы сертификации.
Схемы сертификации 2-5 и 9а-10а применяются при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата, схема 7 - при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия.
Схемы 2-4 рекомендуется применять в следующих случаях:
• схему 2 - для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезённых в Российскую Федерацию;
• схему 3 — для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения;
• схему 4 — при необходимости всестороннего и жесткого инспекционного контроля продукции серийного производства.
Схему 5 рекомендуется применять при сертификации продукции для которой:
• реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;
• технологические процессы чувствительны к внешним факторам;
• установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;
• срок годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;
• характерна частая смена модификаций продукции;
• продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя.
При выборе схемы 5 дополнительно используют следующие документы:
• порядок проведения сертификации производств, в том числе составление программы проверки - по ГОСТ Р 40.004-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации производств»;
• порядок проведения сертификации систем качества - по ГОСТ Р 40.003-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества».
Вопросы метрологического обеспечения, в том числе вопросы наличия заключения о состоянии метрологического обеспечения производства или системы качества, должны быть решены при сертификации производства или системы качества.
Схему 7 рекомендуется применять когда производство или реализация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия). Продовольственное сырье и пищевую продукцию, поставляемую в государственный резерв, рекомендуется сертифицировать по схеме 7. Продукция должна иметь сертификат соответствия, действительный на весь период хранения с учетом срока годности продукции.
Схемы 9-10а основаны на использовании в качестве доказательства соответствия (несоответствия) продукции декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям.
В декларации о соответствии изготовитель (продавец) в лице уполномоченного представителя под свою ответственность заявляет, что его продукция соответствует установленным требованиям .
При проведении сертификации по схемам 9а, 10, 10а, основанным на декларации о соответствии, заявитель (изготовитель, продавец) прилагает документы, подтверждающие, что продукция соответствует всем требованиям безопасности, в том числе:
• для отечественной продукции: документы, содержащие результаты проверки изготовителя службами государственного надзора, гигиеническое заключение, ветеринарные свидетельства (вет сертификаты) для животноводческой продукции, протоколы испытаний и сертификаты соответствия на используемое сырьё, а также иные документы;
• для импортируемой продукции: гигиеническое заключение, свидетельства о безопасности для здоровья людей, выданные компетентными организациями страны-изготовителя, сертификаты качества изготовителя и протоколы испытаний, сертификаты происхождения либо информация о происхождении продукции в виде справки к грузовой таможенной декларации и т. п., ветеринарные сертификаты для животноводческой продукции.
В качестве заявителя по данным схемам может выступать изготовитель продукции либо другое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном порядке.
Орган по сертификации рассматривает представленные документы и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные материалы (претензии потребителей, результаты проверки технологического процесса, документы о соответствии продукции определенным требованиям, выдаваемые органами исполнительной власти в пределах своей компетентности и т. д.). Одновременно орган по сертификации сопоставляет образец продукции с представленными документами.
При положительных результатах орган по сертификации выдает изготовителю сертификат соответствия.
Условием применения схем сертификации 9-10а является наличие у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям. Если указанное условие не выполнено, то орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать данную продукцию по другим схемам сертификации и с возможным учетом отдельных доказательств соответствия из представленных документов.
Данные схемы целесообразно применять для сертификации продукции субъектов малого предпринимательства, а также для сертификации неповторяющихся партий небольшого объема отечественной и зарубежной продукции.
Схемы 9-10а рекомендуется применять в следующих случаях:
• схему 9 — при сертификации неповторяющейся партии небольшого объема импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества; при сертификации единичного изделия, комплекта (комплекса) изделий, приобретаемого целевым назначением для оснащения отечественных производственных и иных объектов, если по представленной технической документации можно судить о безопасности изделий;
• схему 9а - при сертификации продукции отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере её спроса на рынке и нецелесообразности проведения инспекционного контроля;
• схемы 10 и 10а - при продолжительном производстве отечественной продукции в небольших объемах.
Схемы 2а. За, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соответствующих схем 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства обеспечить стабильность характеристик данной продукции, подтвержденных испытаниями.
Необходимым условием применения схем 2а. За, 4а, 9а и 10а является участие в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.
При проведении обязательной сертификации по этим схемам и наличии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества (производства) анализ состояния производства не проводят.
При проведении обязательной сертификации по схеме 5 и наличии у изготовителя сертификата соответствия на производство или систему качества (по той же или более полной модели, чем та, которая принята при сертификации продукции) сертификацию производства или системы качества соответственно повторно не проводят.
Выбор схемы зависит также от сроков годности или хранения продукции. Скоропортящаяся продукция со сроком годности или хранения
до одного месяца (кратковременного хранения) подлежит сертификации, как правило, по схеме, предусматривающей сертификацию производства или сертификацию систему качества (схема 5), по схемам 2а, За, 4а или на основе декларации о соответствии продукции по схемам 9а, 10и10а.
Пищевая продукция со сроком годности или хранения более одного месяца может быть сертифицирована по любой из принятых схем сертификации. Сертификация импортируемой пищевой продукции осуществляется по тем же правилам и схемам, что и отечественная продукция, в соответствии с требованиями к безопасности пищевой продукции, принятыми в России.
Схемы сертификации из числа приведенных устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, её производства, обращения и использования.
В схемах сертификации, если это не противоречит правилам системы сертификации, могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Эти доказательства могут служить основанием для сокращения объема проверок при сертификации.
При оценке возможности использования дополнительных документов учитывают специфику продукции, степень её потенциальной опасности, объём и продолжительность производства продукции, стабильность условий производства, репутацию предприятия в отношении качества сертифицируемой продукции, качество используемых комплектующих изделий и материалов, степень доверия оценок, данных сторонними организациями, и т. п. В зависимости от сертифицируемой продукции используются следующие дополнительные документы:
• протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекционных и т. п.);
• гигиеническое заключение (гигиенический сертификат);
• документ территориальной службы Госкомсанэпиднадзора о сани- тарно-гигиеническом состоянии производства;
• сертификат пожарной безопасности (на продукцию);
• сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплектующих изделий и материалов, тары и упаковки;
• паспорт поля или сертификат качества почв земельного участка, выданный агрохимической службой;
• заключение регионального центра станции защиты растений и агрохимической службы о применении средств химизации (удобрений, пестицидов, стимуляторов роста, биопрепаратов, мелиорантов);
• заключение органа по карантину растений в случае проведения обработки против карантинных объектов;
• ветеринарный сертификат (свидетельство);
• зарубежные сертификаты на продукцию, системы качества поставщика;
• сертификат происхождения;
• протоколы испытаний в зарубежных лабораториях;
• техническая документация изготовителя (конструкторская, технологическая, эксплуатационная и т. п.).
Кроме перечисленных, по решению органа по сертификации можно использовать другие документы, не вызывающие сомнений в достоверности содержащейся в них информации.
Отбор, идентификация образцов и их испытание. Испытания для сертификации проводятся на пробах, в которых сырьевой состав, технология изготовления и другие признаки, характеризующие вид продукции, должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю.
Отбор образцов (проб) для испытаний осуществляет, как правило, орган по сертификации или испытательная лаборатория.
Количество образцов от каждой фиксированной партии однородной продукции устанавливается органом, проводящим сертификацию, и должно, как правило, соответствовать требованиям нормативной документации на методы отбора проб и испытаний, установленным в государственных стандартах на конкретную продукцию, правилах или порядках сертификации однородной продукции. Орган по сертификации вправе корректировать массу отбираемой пробы с учетом определяемых показателей безопасности, если это им документально обосновано.
Отбор образцов оформляется актом. Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора. Отпуск отобранных образцов пищевой продукции оформляется в установленном на предприятии порядке.
В соответствии с «Общим порядком обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции» (ПР 50.3.002-95), орган по сертификации может включить в отбираемую для сертификационных испытаний выборку дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хранения её в органе по сертификации или в лаборатории в качестве контрольных экземпляров с целью решения возможных разногласий и апелляций, сохранения наглядности сертифицированной продукции при возникновении необходимости (в дальнейшем) её идентификации (внешнего описания), в том числе для проверки качества продукции, заложенной на длительное хранение.
Срок хранения контрольных образцов или испытываемых образцов в лаборатории должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции, по истечении которого образцы возвращаются заявителю. Срок хранения контрольных образцов в органе по сертификации, требования к их маркировке и учету, порядок их возврата и списания устанавливаются в документах органа по сертификации (испытательной лаборатории), и по каждой конкретной заявке эти условия согласовываются с заявителем. Отобранные образцы передаются в испытательную лабораторию (ИЛ) для испытаний, орган по сертификации оформляет направление на проведение сертификационных испытаний.
Перед проведением сертификационных испытаний орган по сертификации проводит идентификацию заявленной продукции:
• на принадлежность к заявляемой партии, на законность её производства (для алкогольной продукции - лицензия на право производства, торговли), а также на соответствие требованиям ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»;
• на соответствие указанному наименованию (вид, класс, категория сорт) и информации, указанной на этикетке, путем оценки органолептических показателей отобранных образцов (свидетельства (госрегистрации - для алкогольной продукции), изучения данных « составе продукции, другой информации, содержащейся на этикетке или в другой сопроводительной документации.
Идентификация продукции проводится согласно ГОСТ Р51293-9 «Идентификация продукции. Общие положения». При недостаточности или ненадежности полученной документальной информации для идентификации продукции орган по сертификации по согласованию с заказчиком назначает проведение дополнительных испытаний продукции по органолептическим и физико-химическим показателям во время проведения сертификационных испытаний в лаборатории за счет заявителя. Если при этом органом по сертификации установлено, что продукция не соответствует наименованию, сопроводительной документации или её маркировке, то заявитель извещается о том, что дальнейшие работы по сертификации не проводятся.
Работы по сертификации могут быть возобновлены только после устранения нарушений и переоформления заявки на сертификацию по новому наименованию.
Результаты идентификации рекомендуется оформлять отдельным протоколом или отражать в акте отбора проб.
Испытания, проводящиеся в системах обязательной сертификации, должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям по безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленным во всех нормативных документах на эту продукцию - Законах Российской Федерации, государственных и признанных в Российской Федерации межгосударственных и международных стандартах, строительных нормах и правилах, санитарных нормах и правилах, нормах по безопасности, прочих документах, в которых устанавливаются обязательные требования к продукции. Кроме того, эти испытания должны подтвердить соответствие продукции другим требованиям, определяющим назначение продукции и область её применения.
Аналогичные требования предъявляются к испытаниям в системах добровольной сертификации по тем показателям, которые подлежат проверке.
Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.
При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной её удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испытания для сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.
Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат ввиду несоответствия продукции установленным требованиям) определяют в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.
При сертификации пищевой продукции органы по сертификации должны использовать результаты испытаний, полученные в аккредитованных испытательных лабораториях по аттестованным методикам, позволяющим полно и достоверно провести идентификацию продукции и подтвердить соответствие пищевой продукции требованиям, установленным в нормативных документах.
При отсутствии аттестованных методик (при отсутствии в методиках характеристик погрешности результатов измерений, алгоритмов и нормативов их оперативного контроля) измерений показателей, подлежащих подтверждению при сертификации, результаты, полученные испытательной лабораторией, могут быть признаны действительными при условии внедрения в этой испытательной лаборатории приемов и процедур контроля точности получаемых результатов и при условии, что используемые не аттестованные методики утверждены в установленном порядке. Решением органа по сертификации испытания могут быть проведены по сокращенной номенклатуре показателей при условии, что остальные показатели подтверждены документами соответствующих служб надзора и контроля: санитарно-гигиенического, ветеринарного, а также документами о состоянии почв, воды, кормов, сырья и др. в конкретном регионе.
Анализ состояния производства проводят в соответствии с рекомендациями по сертификации Р 50.3.004-99 Системы сертификации ГОСТ Р «Анализ состояния производства при сертификации продукции» от 01 января 2000 г. при сертификации продукции по схемам 1а, 2а,3а,4а,9а, 10а.
Целью проведения анализа состояния производства является установление наличия необходимых условий для обеспечения соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям.
Результаты анализа производства используют наряду с протоколами испытаний или декларацией о соответствии для определения срока
действия сертификата соответствия на продукцию, установления периодичности и плана инспекционного контроля и составления корректирующих мероприятий.
В зависимости от схемы сертификации анализ состояния производства может производиться на этапе сертификации и при проведении инспекционного контроля с обязательным участием экспертов по сертификации производств или экспертов по сертификации продукции, которые прошли обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.
Если у заявителя есть сертификат соответствия на производство или систему качества, выданный в Системе сертификации ГОСТ Р, анализ состояния производства не проводят.
Анализ состояния производства проводят по типовой или рабочей программе. Типовую программу разрабатывают применительно к производству группы однородной продукции, рабочую программу - к производству конкретной продукции.
Состав проверок, включаемых в программу, может быть сокращен, изменен или дополнен с учетом специфики изготовляемой продукции, степени её потенциальной опасности, объема и продолжительности производства продукции, стабильности условий производства, репутации качества продукции предприятия, качества комплектующих изделий и материалов, оценок, данных сторонними организациями и т. д.
При постановке на производство новой продукции, имеющей незначительные отличия в рецептуре и технологии, по решению эксперта результаты предшествующего анализа состояния производства могут быть частично или полностью распространены на сертификацию продукции.
Анализ состояния производства производят в следующем порядке:
• основанием является решение органа по сертификации (ОС) по заявке, с указанием принятой схемы сертификации, предусматривающей анализ состояния производства;
• ОС определяет программу работ по анализу состояния производства, назначает экспертов для его проведения, уведомляет организацию-заявителя о необходимости представления исходных документов и сроках проведения проверок;
• организация-заявитель до прибытия экспертов представляет в ОС документацию, определяющую требования к качеству сертифицируемой продукции (стандарты, технические условия и др.).
После получения результатов испытаний или рассмотрения декларации о соответствии в организацию - заявитель направляют экспертов. При отрицательных результатах испытаний или рассмотрения декларации о соответствии, когда принимаются решения об отказе в выдаче сертификата, анализ состояния производства не проводят.
Организация-заявитель предоставляет по требованию экспертов необходимые документы:
• конструкторскую документацию;
• технологическую документацию;
• методики испытаний;
• стандарты предприятия и инструкции, распространяющиеся на процесс производства и контроль качества продукции;
• регистрационно-учетную документацию (журналы и папки с протоколами, актами, удостоверениями и т. п. документами, заполняемыми в процессе производства и контроля качества продукции).
До начала проверки эксперты рассматривают представленные документы, анализируют протоколы сертификационных испытаний (при их наличии) или материалы, приложенные к декларации о соответствии или к заявке для определения наиболее важных объектов проверки.
В организации-заявителе эксперты проверяют состояние объектов оценки в соответствии с программой и оценивают выполнение каждого требования.
Несоответствия, выявляемые в процессе проверки, классифицируют как значительные или малозначительные.
К значительным несоответствиям относят:
• отсутствие нормативной документации на сертифицируемую продукцию;
• отсутствие, либо недостаточную полноту технологической документации (отсутствие описания выполняемых операций с указанием средств технологического оснащения);
• отсутствие, либо несоответствие наименований средств технического оснащения требованиям технологической документации;
• использование не поверенных средств измерений или с просроченным сроком поверки.
Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата. Орган по сертификации на основе анализа протоколов испытаний и заключения о состоянии производства, анализа других документов о соответствии продукции требованиям, установленным документом, на соответствие которому проверяется продукция, принимает решение о выдаче сертификата соответствия и лицензии на право применения знака соответствия. При отрицательных результатах оценки соответствия принимается решение об отказе выдачи сертификата с указанием причин. Результаты испытаний должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям и нормативам её безопасности, установленным в государственных стандартах, санитарных нормах и правилах и другой нормативной документации.
Допускается сокращать объем сертификационных испытаний при условии наличия документов соответствующих государственных служб Российской Федерации, подтверждающих безопасность продукции, документов соответствующих служб других государств, с которыми Россия заключила соглашение о взаимном признании этих документов или признала документы в одностороннем порядке. При подготовке решения орган по сертификации учитывает наличие гигиенического заключения, выданного на стадии разработки и постановки на производство новых видов пищевых продуктов, внедрении новых технологических процессов, применение пищевых добавок и других веществ при закупке продукции за рубежом в соответствии с положением «О проведении гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств», утвержденным в установленном порядке. Гигиеническое заключение должны иметь также используемые для пищевой продукции тара и упаковочные материалы. Необходимым условием для выдачи сертификата соответствия на партию продукции животного происхождения является наличие ветеринарного свидетельства, а на серийно вырабатываемую продукцию - наличие ветеринарного заключения (акта или регистрационного ветеринарного удостоверения), выданного Государственной ветеринарной службой в установленном порядке. Для продукции растениеводства учитывается наличие заключения агрохимической и карантинной служб.
В случае отказа о выдаче сертификата соответствия заявителю в трехдневный срок направляется письменное обоснование принятого решения.
Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества (если это установлено схемой сертификации) анализа других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям, результаты этой оценки отражаются в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации. Срок действия сертификата соответствия устанавливается с учетом:
• срока годности продукции - для сертификата, выданного на партию продукции;
• срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества - для серийно выпускаемой продукции;
• срока действия гигиенического заключения (гигиенического сертификата).
Срок действия сертификата на продукцию, сертифицируемую с использованием заявления-декларации изготовителя, устанавливается с учетом годности продукции, но не более чем на один год. Для продукции с установленными сроками хранения и (или) реализации на сертификате или заявлении-декларации указывается, что продукт соответствует требованиям безопасности при соблюдении условий (режимов) хранения и (или) реализации.
При постановке продукции в госрезерв срок действия сертификата соответствия устанавливается на весь период её хранения.
Сертификаты соответствия оформляются на бланках установленной формы.
Формы сертификатов соответствия для обязательной и добровольной сертификации продукции и правила их заполнения установлены Правилами по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р».
Сертификаты соответствия при добровольной сертификации оформляются на специальном бланке Системы сертификации ГОСТ Р.
Сертификат соответствия оформляется, как правило, на продукцию конкретного наименования. В обоснованных случаях сертификат может иметь приложение установленной формы, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие. В одну группу могут быть включены несколько наименований продукции, если она выпускается одним изготовителем и сертифицирована по одним и тем же требованиям, исходя из наличия единого нормативного документа на эту продукцию, идентичности рецептуры по компонентному составу, однородности используемого сырья, идентичности способа изготовления, а также других факторов, влияющих на безопасность готовой продукции. При этом допускается проведение испытаний по сокращенной номенклатуре показателей, если анализ однородной группы продукции позволяет распространить результаты испытаний продукции одних наименований на продукцию других наименований, объединенную в конкретную сертифицируемую группу однородной продукции.
Приложение заверяется органом по сертификации. На бланке сертификата делается запись о том, что без приложения данный сертификат соответствия недействителен.
При внесении изменений в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции заявитель обязан заранее известить об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения йовых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.
В соответствии с действующим порядком сертификаты соответствия национальных систем стран СНГ могут быть переоформлены путем заполнения бланка сертификата Системы сертификации ГОСТ Р на основании информации, содержащейся в сертификате национальной системы.
Решение о возможности переоформления без дополнительных процедур принимает орган по сертификации в каждом конкретном случае.
С учетом особенностей пищевой продукции переоформление сертификата без дополнительных процедур может осуществляться:
• если сертифицированная продукция изготовлена на предприятиях зарубежных стран по межгосударственному стандарту;
• если для транспортирования и хранения сертифицированной продукции не установлены специальные условия;
• для сертификата, выданного на партию продукции, при наличии в комплекте представляемых документов заверенной копии протокола испытаний;
• если представляется сертификат соответствия, выданный заводу-изготовителю на серийно выпускаемую продукцию, переоформление осуществляется на конкретную партию продукции с указанием идентификационных признаков партии, при наличии на эту партию удостоверения о качестве.
Сертифицированная продукция должна маркироваться знаком соответствия по ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размер и технические требования» на основании лицензии, выданной органом по сертификации согласно «Правилам выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применения знака соответствия».
Маркировка знаком соответствия осуществляется согласно положениям «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» и «Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции».
Место и способы нанесения знака соответствия указываются в лицензии на применение знака соответствия. При необходимости специфика применения знака, способ и место маркировки устанавливаются в порядках сертификации однородных групп продукции.
Для продукции с установленным сроком годности маркирование знаком соответствия осуществляется только при указании этого срока и означает, что действие знака ограничивается указанным сроком годности.
Заявитель обеспечивает необходимые условия хранения и использования упаковочных средств, маркированных знаком соответствия.
Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию.
Знак соответствия наносится на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции, при нанесении на упаковку - на каждую упаковочную единицу этой продукции. Он может быть нанесен рядом с товарным знаком.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|