Сделай Сам Свою Работу на 5

Подача и рассмотрение заявки на сертификацию.





Сертифика­ция пищевой продукции проводится изготовителем (заявителем) через аккредитованные органы по сертификации. Информация о действую­щих в Системе органах по сертификации пищевой продукции и аккре­дитованных испытательных лабораториях предоставляется по запросу заявителей территориальными органами Госстандарта России или Госу­дарственным реестром Госстандарта России. При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Госстан­дарт России или в федеральный орган исполнительной власти, осущест­вляющей работы по сертификации в пределах своей компетентности.

Заявитель, намеревающийся провести сертификацию пищевой продукции, первоначально обращается в орган по сертификации по сво­ему выбору, где получает необходимую информацию, консультации и бланки заявок на сертификацию. Орган по сертификации при проведе­нии работ по обязательной сертификации обязан обеспечить необходи­мое взаимодействие со службами других ведомств.

Заявитель выбирает испытательную лабораторию и орган по сер­тификации производства или системы качества из предложенных орга­ном по сертификации, оформляет договор о проведении сертификации с органом по сертификации, представляет необходимую документацию (лицензию на производство или торговлю, государственные или отрас­левые стандарты, технические условия, рецептуры и технологические инструкции, гигиеническое заключение на производство, сертификаты на оборудование, тару, сырьё, упаковочные материалы, документы о пожарной и экологической безопасности и т. д.) и образцы.



В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены характеристики (показатели) продукции и методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и её идентификацию.

Предпочтительно, чтобы все требования (показатели, характери­стики) и методы испытаний для конкретного вида продукции содержа­лись в одном нормативном документе.

Положения нормативных документов должны быть сформулиро­ваны четко, обеспечивая их точное и единообразное толкование. Раз­мерность и количественные значения характеристик должны быть зада­ны таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимо­го определения с заданной или известной точностью при испытаниях.



Содержание и изложение этих сведений должно позволить различ­ным лабораториям получать сопоставимые результаты. Должна быть указана последовательность проведения испытаний, если эта последова­тельность влияет на результаты испытаний.

Принятие решения по заявке. Орган по сертификации рассмат­ривает заявку на пищевую продукцию длительного хранения и прини­мает по ней решение в срок не более трех дней.

Заявка на сертификацию скоропортящейся продукции рассматри­вается незамедлительно, и решение по ней сообщается заявителю в день обращения. Решение по заявке содержит все основные условия серти­фикации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной группы однородной продукции, в том числе указывается схема сертификации, перечень необходимых технических документов, пере­чень аккредитованных испытательных лабораторий (центров), которые могут провести сертификацию производства или системы качества (ес­ли это предусмотрено схемой сертификации).

Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для серти­фикации производства или системы качества осуществляет заявитель.

В заявке на сертификацию заявитель вправе предложить схему сер­тификации из числа установленных в соответствующих правилах (поряд­ках) сертификации однородной продукции (работ, услуг) и применяемых в конкретных условиях. В случае несогласия с предлагаемой заявителем схемой, орган по сертификации должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации по предлагаемой схеме и назначения иной схемы сертификации.



Схемы сертификации 2-5 и 9а-10а применяются при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока дейст­вия сертификата, схема 7 - при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия.

Схемы 2-4 рекомендуется применять в следующих случаях:

• схему 2 - для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезённых в Российскую Фе­дерацию;

• схему 3 — для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения;

• схему 4 — при необходимости всестороннего и жесткого инспекци­онного контроля продукции серийного производства.

Схему 5 рекомендуется применять при сертификации продукции для которой:

• реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;

• технологические процессы чувствительны к внешним факторам;

• установлены повышенные требования к стабильности характери­стик выпускаемой продукции;

• срок годности продукции меньше времени, необходимого для ор­ганизации и проведения испытаний в аккредитованной испыта­тельной лаборатории;

• характерна частая смена модификаций продукции;

• продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя.

При выборе схемы 5 дополнительно используют следующие доку­менты:

• порядок проведения сертификации производств, в том числе со­ставление программы проверки - по ГОСТ Р 40.004-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведе­ния сертификации производств»;

• порядок проведения сертификации систем качества - по ГОСТ Р 40.003-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества».

Вопросы метрологического обеспечения, в том числе вопросы на­личия заключения о состоянии метрологического обеспечения произ­водства или системы качества, должны быть решены при сертификации производства или системы качества.

Схему 7 рекомендуется применять когда производство или реали­зация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия). Продовольственное сырье и пищевую продукцию, поставляе­мую в государственный резерв, рекомендуется сертифицировать по схе­ме 7. Продукция должна иметь сертификат соответствия, действитель­ный на весь период хранения с учетом срока годности продукции.

Схемы 9-10а основаны на использовании в качестве доказательст­ва соответствия (несоответствия) продукции декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям.

В декларации о соответствии изготовитель (продавец) в лице упол­номоченного представителя под свою ответственность заявляет, что его продукция соответствует установленным требованиям .


При проведении сертификации по схемам 9а, 10, 10а, основанным на декларации о соответствии, заявитель (изготовитель, продавец) при­лагает документы, подтверждающие, что продукция соответствует всем требованиям безопасности, в том числе:

• для отечественной продукции: документы, содержащие результаты проверки изготовителя службами государственного надзора, ги­гиеническое заключение, ветеринарные свидетельства (вет сертификаты) для животноводческой продукции, протоколы испытаний и сертификаты соответствия на используемое сырьё, а также иные документы;

• для импортируемой продукции: гигиеническое заключение, свиде­тельства о безопасности для здоровья людей, выданные компе­тентными организациями страны-изготовителя, сертификаты каче­ства изготовителя и протоколы испытаний, сертификаты происхо­ждения либо информация о происхождении продукции в виде справки к грузовой таможенной декларации и т. п., ветеринарные сертификаты для животноводческой продукции.

В качестве заявителя по данным схемам может выступать изгото­витель продукции либо другое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном порядке.

Орган по сертификации рассматривает представленные документы и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные материалы (претензии потребителей, результаты проверки технологического про­цесса, документы о соответствии продукции определенным требовани­ям, выдаваемые органами исполнительной власти в пределах своей компетентности и т. д.). Одновременно орган по сертификации сопос­тавляет образец продукции с представленными документами.

При положительных результатах орган по сертификации выдает изготовителю сертификат соответствия.

Условием применения схем сертификации 9-10а является наличие у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно под­тверждающих соответствие продукции заявленным требованиям. Если указанное условие не выполнено, то орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать данную продукцию по другим схемам сер­тификации и с возможным учетом отдельных доказательств соответст­вия из представленных документов.

Данные схемы целесообразно применять для сертификации про­дукции субъектов малого предпринимательства, а также для сертификации неповторяющихся партий небольшого объема отечественной и за­рубежной продукции.

Схемы 9-10а рекомендуется применять в следующих случаях:

• схему 9 — при сертификации неповторяющейся партии неболь­шого объема импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества; при серти­фикации единичного изделия, комплекта (комплекса) изделий, приобретаемого целевым назначением для оснащения отечест­венных производственных и иных объектов, если по представ­ленной технической документации можно судить о безопасности изделий;

• схему 9а - при сертификации продукции отечественных произво­дителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зареги­стрировавших свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере её спроса на рынке и нецелесообразности проведения инспекционного контроля;

• схемы 10 и 10а - при продолжительном производстве отечествен­ной продукции в небольших объемах.

Схемы 2а. За, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соот­ветствующих схем 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства обеспечить стабильность ха­рактеристик данной продукции, подтвержденных испытаниями.

Необходимым условием применения схем 2а. За, 4а, 9а и 10а явля­ется участие в анализе состояния производства экспертов по сертифи­кации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

При проведении обязательной сертификации по этим схемам и на­личии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества (производства) анализ состояния производства не проводят.

При проведении обязательной сертификации по схеме 5 и наличии у изготовителя сертификата соответствия на производство или систему качества (по той же или более полной модели, чем та, которая принята при сертификации продукции) сертификацию производства или систе­мы качества соответственно повторно не проводят.

Выбор схемы зависит также от сроков годности или хранения про­дукции. Скоропортящаяся продукция со сроком годности или хранения

до одного месяца (кратковременного хранения) подлежит сертифика­ции, как правило, по схеме, предусматривающей сертификацию произ­водства или сертификацию систему качества (схема 5), по схемам 2а, За, 4а или на основе декларации о соответствии продукции по схемам 9а, 10и10а.

Пищевая продукция со сроком годности или хранения более одно­го месяца может быть сертифицирована по любой из принятых схем сертификации. Сертификация импортируемой пищевой продукции осуществляется по тем же правилам и схемам, что и отечественная про­дукция, в соответствии с требованиями к безопасности пищевой про­дукции, принятыми в России.

Схемы сертификации из числа приведенных устанавливают в сис­темах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом спе­цифики продукции, её производства, обращения и использования.

В схемах сертификации, если это не противоречит правилам сис­темы сертификации, могут быть использованы документальные доказа­тельства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сер­тификации. Эти доказательства могут служить основанием для сокра­щения объема проверок при сертификации.

При оценке возможности использования дополнительных доку­ментов учитывают специфику продукции, степень её потенциальной опасности, объём и продолжительность производства продукции, ста­бильность условий производства, репутацию предприятия в отношении качества сертифицируемой продукции, качество используемых ком­плектующих изделий и материалов, степень доверия оценок, данных сторонними организациями, и т. п. В зависимости от сертифицируемой продукции используются сле­дующие дополнительные документы:

• протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекцион­ных и т. п.);

• гигиеническое заключение (гигиенический сертификат);

• документ территориальной службы Госкомсанэпиднадзора о сани- тарно-гигиеническом состоянии производства;

• сертификат пожарной безопасности (на продукцию);

• сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплек­тующих изделий и материалов, тары и упаковки;

• паспорт поля или сертификат качества почв земельного участка, выданный агрохимической службой;

• заключение регионального центра станции защиты растений и агро­химической службы о применении средств химизации (удобрений, пестицидов, стимуляторов роста, биопрепаратов, мелиорантов);

• заключение органа по карантину растений в случае проведения об­работки против карантинных объектов;

• ветеринарный сертификат (свидетельство);

• зарубежные сертификаты на продукцию, системы качества по­ставщика;

• сертификат происхождения;

• протоколы испытаний в зарубежных лабораториях;

• техническая документация изготовителя (конструкторская, техно­логическая, эксплуатационная и т. п.).

Кроме перечисленных, по решению органа по сертификации мож­но использовать другие документы, не вызывающие сомнений в досто­верности содержащейся в них информации.

Отбор, идентификация образцов и их испытание. Испытания для сертификации проводятся на пробах, в которых сырьевой состав, техно­логия изготовления и другие признаки, характеризующие вид продукции, должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю.

Отбор образцов (проб) для испытаний осуществляет, как правило, орган по сертификации или испытательная лаборатория.

Количество образцов от каждой фиксированной партии однород­ной продукции устанавливается органом, проводящим сертификацию, и должно, как правило, соответствовать требованиям нормативной доку­ментации на методы отбора проб и испытаний, установленным в госу­дарственных стандартах на конкретную продукцию, правилах или по­рядках сертификации однородной продукции. Орган по сертификации вправе корректировать массу отбираемой пробы с учетом определяемых показателей безопасности, если это им документально обосновано.

Отбор образцов оформляется актом. Отобранные образцы изоли­руют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора. Отпуск отобранных образцов пищевой продукции оформляется в установленном на предприятии порядке.

В соответствии с «Общим порядком обращения с образцами, ис­пользуемыми при проведении обязательной сертификации продукции» (ПР 50.3.002-95), орган по сертификации может включить в отбираемую для сертификационных испытаний выборку дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хране­ния её в органе по сертификации или в лаборатории в качестве кон­трольных экземпляров с целью решения возможных разногласий и апелляций, сохранения наглядности сертифицированной продукции при возникновении необходимости (в дальнейшем) её идентификации (внешнего описания), в том числе для проверки качества продукции, заложенной на длительное хранение.

Срок хранения контрольных образцов или испытываемых образцов в лаборатории должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции, по истечении которого образцы возвраща­ются заявителю. Срок хранения контрольных образцов в органе по сер­тификации, требования к их маркировке и учету, порядок их возврата и списания устанавливаются в документах органа по сертификации (ис­пытательной лаборатории), и по каждой конкретной заявке эти условия согласовываются с заявителем. Отобранные образцы передаются в испытательную лабораторию (ИЛ) для испытаний, орган по сертификации оформляет направление на проведение сертификационных испытаний.

Перед проведением сертификационных испытаний орган по серти­фикации проводит идентификацию заявленной продукции:

• на принадлежность к заявляемой партии, на законность её произ­водства (для алкогольной продукции - лицензия на право произ­водства, торговли), а также на соответствие требованиям ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Об­щие требования»;

• на соответствие указанному наименованию (вид, класс, категория сорт) и информации, указанной на этикетке, путем оценки органолептических показателей отобранных образцов (свидетельства (госрегистрации - для алкогольной продукции), изучения данных « составе продукции, другой информации, содержащейся на этикетке или в другой сопроводительной документации.

Идентификация продукции проводится согласно ГОСТ Р51293-9 «Идентификация продукции. Общие положения». При недостаточности или ненадежности полученной документаль­ной информации для идентификации продукции орган по сертификации по согласованию с заказчиком назначает проведение дополнительных испытаний продукции по органолептическим и физико-химическим пока­зателям во время проведения сертификационных испытаний в лаборато­рии за счет заявителя. Если при этом органом по сертификации установ­лено, что продукция не соответствует наименованию, сопроводительной документации или её маркировке, то заявитель извещается о том, что дальнейшие работы по сертификации не проводятся.

 


Работы по сертифи­кации могут быть возобновлены только после устранения нарушений и переоформления заявки на сертификацию по новому наименованию.

Результаты идентификации рекомендуется оформлять отдельным протоколом или отражать в акте отбора проб.

Испытания, проводящиеся в системах обязательной сертификации, должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требо­ваниям по безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, ок­ружающей среды, установленным во всех нормативных документах на эту продукцию - Законах Российской Федерации, государственных и признанных в Российской Федерации межгосударственных и междуна­родных стандартах, строительных нормах и правилах, санитарных нор­мах и правилах, нормах по безопасности, прочих документах, в которых устанавливаются обязательные требования к продукции. Кроме того, эти испытания должны подтвердить соответствие продукции другим требо­ваниям, определяющим назначение продукции и область её применения.

Аналогичные требования предъявляются к испытаниям в системах добровольной сертификации по тем показателям, которые подлежат проверке.

Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабо­раториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые пре­дусмотрены в нормативных документах, используемых при сертифика­ции данной продукции.

При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной её удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испы­таний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испы­тания для сертификации в испытательных лабораториях, аккредитован­ных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные спе­циалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.

Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сер­тификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий прото­колов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат ввиду несоответствия продукции установленным требова­ниям) определяют в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.

При сертификации пищевой продукции органы по сертификации должны использовать результаты испытаний, полученные в аккредито­ванных испытательных лабораториях по аттестованным методикам, позволяющим полно и достоверно провести идентификацию продукции и подтвердить соответствие пищевой продукции требованиям, установ­ленным в нормативных документах.

При отсутствии аттестованных методик (при отсутствии в методиках характеристик погрешности результатов измерений, алгоритмов и норма­тивов их оперативного контроля) измерений показателей, подлежащих подтверждению при сертификации, результаты, полученные испытатель­ной лабораторией, могут быть признаны действительными при условии внедрения в этой испытательной лаборатории приемов и процедур кон­троля точности получаемых результатов и при условии, что используе­мые не аттестованные методики утверждены в установленном порядке. Решением органа по сертификации испытания могут быть проведены по сокращенной номенклатуре показателей при условии, что остальные показатели подтверждены документами соответствующих служб надзора и контроля: санитарно-гигиенического, ветеринарного, а также докумен­тами о состоянии почв, воды, кормов, сырья и др. в конкретном регионе.


Анализ состояния производства проводят в соответствии с реко­мендациями по сертификации Р 50.3.004-99 Системы сертификации ГОСТ Р «Анализ состояния производства при сертификации продук­ции» от 01 января 2000 г. при сертификации продукции по схемам 1а, 2а,3а,4а,9а, 10а.

Целью проведения анализа состояния производства является уста­новление наличия необходимых условий для обеспечения соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям.

Результаты анализа производства используют наряду с протокола­ми испытаний или декларацией о соответствии для определения срока

действия сертификата соответствия на продукцию, установления перио­дичности и плана инспекционного контроля и составления корректи­рующих мероприятий.

В зависимости от схемы сертификации анализ состояния производст­ва может производиться на этапе сертификации и при проведении инспек­ционного контроля с обязательным участием экспертов по сертификации производств или экспертов по сертификации продукции, которые прошли обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

Если у заявителя есть сертификат соответствия на производство или систему качества, выданный в Системе сертификации ГОСТ Р, ана­лиз состояния производства не проводят.

Анализ состояния производства проводят по типовой или рабочей программе. Типовую программу разрабатывают применительно к про­изводству группы однородной продукции, рабочую программу - к про­изводству конкретной продукции.

Состав проверок, включаемых в программу, может быть сокращен, изменен или дополнен с учетом специфики изготовляемой продукции, степени её потенциальной опасности, объема и продолжительности про­изводства продукции, стабильности условий производства, репутации качества продукции предприятия, качества комплектующих изделий и материалов, оценок, данных сторонними организациями и т. д.

При постановке на производство новой продукции, имеющей незна­чительные отличия в рецептуре и технологии, по решению эксперта ре­зультаты предшествующего анализа состояния производства могут быть частично или полностью распространены на сертификацию продукции.

Анализ состояния производства производят в следующем порядке:

• основанием является решение органа по сертификации (ОС) по за­явке, с указанием принятой схемы сертификации, предусматри­вающей анализ состояния производства;

• ОС определяет программу работ по анализу состояния производст­ва, назначает экспертов для его проведения, уведомляет организа­цию-заявителя о необходимости представления исходных доку­ментов и сроках проведения проверок;

• организация-заявитель до прибытия экспертов представляет в ОС документацию, определяющую требования к качеству сертифици­руемой продукции (стандарты, технические условия и др.).

После получения результатов испытаний или рассмотрения декла­рации о соответствии в организацию - заявитель направляют экспертов. При отрицательных результатах испытаний или рассмотрения дек­ларации о соответствии, когда принимаются решения об отказе в выда­че сертификата, анализ состояния производства не проводят.

Организация-заявитель предоставляет по требованию экспертов необходимые документы:

• конструкторскую документацию;

• технологическую документацию;

• методики испытаний;

• стандарты предприятия и инструкции, распространяющиеся на процесс производства и контроль качества продукции;

• регистрационно-учетную документацию (журналы и папки с прото­колами, актами, удостоверениями и т. п. документами, заполняе­мыми в процессе производства и контроля качества продукции).


До начала проверки эксперты рассматривают представленные до­кументы, анализируют протоколы сертификационных испытаний (при их наличии) или материалы, приложенные к декларации о соответствии или к заявке для определения наиболее важных объектов проверки.

В организации-заявителе эксперты проверяют состояние объектов оценки в соответствии с программой и оценивают выполнение каждого требования.

Несоответствия, выявляемые в процессе проверки, классифициру­ют как значительные или малозначительные.

К значительным несоответствиям относят:

• отсутствие нормативной документации на сертифицируемую про­дукцию;

• отсутствие, либо недостаточную полноту технологической доку­ментации (отсутствие описания выполняемых операций с указани­ем средств технологического оснащения);

• отсутствие, либо несоответствие наименований средств техниче­ского оснащения требованиям технологической документации;

• использование не поверенных средств измерений или с просрочен­ным сроком поверки.

Анализ полученных результатов и принятие решения о воз­можности выдачи сертификата. Орган по сертификации на основе анализа протоколов испытаний и заключения о состоянии производства, анализа других документов о соответствии продукции требованиям, установленным документом, на соответствие которому проверяется продукция, принимает решение о выдаче сертификата соответствия и лицензии на право применения знака соответствия. При отрицательных результатах оценки соответствия принимается ре­шение об отказе выдачи сертификата с указанием причин. Результаты испытаний должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям и нормативам её безопасности, установленным в государственных стандартах, санитарных нормах и правилах и другой нормативной документации.

Допускается сокращать объем сертификационных испытаний при условии наличия документов соответствующих государственных служб Российской Федерации, подтверждающих безопасность продукции, до­кументов соответствующих служб других государств, с которыми Рос­сия заключила соглашение о взаимном признании этих документов или признала документы в одностороннем порядке. При подготовке решения орган по сертификации учитывает нали­чие гигиенического заключения, выданного на стадии разработки и по­становки на производство новых видов пищевых продуктов, внедрении новых технологических процессов, применение пищевых добавок и других веществ при закупке продукции за рубежом в соответствии с положением «О проведении гигиенической оценки продукции и това­ров, а также производств», утвержденным в установленном порядке. Гигиеническое заключение должны иметь также используемые для пи­щевой продукции тара и упаковочные материалы. Необходимым усло­вием для выдачи сертификата соответствия на партию продукции жи­вотного происхождения является наличие ветеринарного свидетельства, а на серийно вырабатываемую продукцию - наличие ветеринарного заключения (акта или регистрационного ветеринарного удостоверения), выданного Государственной ветеринарной службой в установленном порядке. Для продукции растениеводства учитывается наличие заклю­чения агрохимической и карантинной служб.

В случае отказа о выдаче сертификата соответствия заявителю в трехдневный срок направляется письменное обоснование принятого решения.

Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответ­ствия. Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качест­ва (если это установлено схемой сертификации) анализа других доку­ментов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям, результаты этой оценки отра­жаются в заключении эксперта. На основании данного заключения ор­ган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации. Срок действия сертификата соответствия устанавливается с учетом:

• срока годности продукции - для сертификата, выданного на пар­тию продукции;

• срока, на который сертифицировано производство или сертифици­рована система качества - для серийно выпускаемой продукции;

• срока действия гигиенического заключения (гигиенического сертификата).

Срок действия сертификата на продукцию, сертифицируемую с использованием заявления-декларации изготовителя, устанавливается с учетом годности продукции, но не более чем на один год. Для продукции с установленными сроками хранения и (или) реали­зации на сертификате или заявлении-декларации указывается, что про­дукт соответствует требованиям безопасности при соблюдении условий (режимов) хранения и (или) реализации.

При постановке продукции в госрезерв срок действия сертификата соответствия устанавливается на весь период её хранения.

Сертификаты соответствия оформляются на бланках установлен­ной формы.

Формы сертификатов соответствия для обязательной и доброволь­ной сертификации продукции и правила их заполнения установлены Правилами по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р».

Сертификаты соответствия при добровольной сертификации оформляются на специальном бланке Системы сертификации ГОСТ Р.

Сертификат соответствия оформляется, как правило, на продук­цию конкретного наименования. В обоснованных случаях сертификат может иметь приложение установленной формы, со­держащее перечень конкретной продукции, на которую распространя­ется его действие. В одну группу могут быть включены несколько наименований продукции, если она выпускается одним изготовителем и сертифициро­вана по одним и тем же требованиям, исходя из наличия единого норма­тивного документа на эту продукцию, идентичности рецептуры по ком­понентному составу, однородности используемого сырья, идентичности способа изготовления, а также других факторов, влияющих на безопас­ность готовой продукции. При этом допускается проведение испытаний по сокращенной но­менклатуре показателей, если анализ однородной группы продукции позволяет распространить результаты испытаний продукции одних на­именований на продукцию других наименований, объединенную в кон­кретную сертифицируемую группу однородной продукции.

Приложение заверяется органом по сертификации. На бланке сер­тификата делается запись о том, что без приложения данный сертифи­кат соответствия недействителен.

При внесении изменений в техническую документацию и техноло­гический процесс производства сертифицированной продукции заяви­тель обязан заранее известить об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения йовых испы­таний или оценки состояния производства этой продукции.

В соответствии с действующим порядком сертификаты соответствия национальных систем стран СНГ могут быть переоформлены путем за­полнения бланка сертификата Системы сертификации ГОСТ Р на основа­нии информации, содержащейся в сертификате национальной системы.

Решение о возможности переоформления без дополнительных про­цедур принимает орган по сертификации в каждом конкретном случае.

С учетом особенностей пищевой продукции переоформление сер­тификата без дополнительных процедур может осуществляться:

• если сертифицированная продукция изготовлена на предприятиях зарубежных стран по межгосударственному стандарту;

• если для транспортирования и хранения сертифицированной про­дукции не установлены специальные условия;

• для сертификата, выданного на партию продукции, при наличии в комплекте представляемых документов заверенной копии прото­кола испытаний;

• если представляется сертификат соответствия, выданный заводу-изготовителю на серийно выпускаемую продукцию, переоформле­ние осуществляется на конкретную партию продукции с указанием идентификационных признаков партии, при наличии на эту партию удостоверения о качестве.


Сертифицированная продукция должна маркироваться знаком со­ответствия по ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размер и технические требования» на основании лицензии, выданной органом по сертификации согласно «Правилам вы­дачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применения знака соответствия».

Маркировка знаком соответствия осуществляется согласно поло­жениям «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» и «Правилам применения знака соответствия при обяза­тельной сертификации продукции».

Место и способы нанесения знака соответствия указываются в ли­цензии на применение знака соответствия. При необходимости специ­фика применения знака, способ и место маркировки устанавливаются в порядках сертификации однородных групп продукции.

Для продукции с установленным сроком годности маркирование знаком соответствия осуществляется только при указании этого срока и означает, что действие знака ограничивается указанным сроком годности.

Заявитель обеспечивает необходимые условия хранения и исполь­зования упаковочных средств, маркированных знаком соответствия.

Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, со­проводительную техническую документацию.

Знак соответствия наносится на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции, при нанесении на упаковку - на каж­дую упаковочную единицу этой продукции. Он может быть нанесен рядом с товарным знаком.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.