Сделай Сам Свою Работу на 5

Баланс доходов и расходов предприятия





ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

1.Задачи финансового планирования. 1

2.Показатели финансовых планов. 2

3.Этапы финансового планирования. 3

4.Виды финансового планирования. 3

4.1 Значение финансового планирования. 3

4.2 Перспективное финансовое планирование. 4

4.3 Текущее финансовое планирование. 6

Состав годового финансового плана предприятия. 6

Баланс доходов и расходов предприятия. 7

4.4 Оперативное финансовое планирование. 10

Платежный календарь. 10

Кассовый план. 11

Расчет потребности в краткосрочном кредите. 12

Приложения. 13

Финансовое планирование - это разработка финансовых планов, посредством которых в едином денежном измерении обеспечивается сопоставимость разносторонних по своей натуральной форме планируемых результатов деятельности промышленных предприятий, а также комплекс практических мер по их выполнению.

Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы предприятия.

Финансовое планирование является важнейшей частью используемого на предприятиях финансового механизма. С помощью финансового планирования осуществляется активное воздействие на производство, устанавливаются научно обоснованные стоимостные пропорции в распределении валового дохода и прибыли предприятий, использовании формируемых целевых фондов денежных средств.



Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной эко­номики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями.

Переход промышленных предприятий к рыночным отношениям потребовал создания у предприятий более прочной финансовой базы. Создание такой базы обеспечивается только на основе обоснованных финансовых планов, которые являются надежным инструментом увязки и сбалансированности объемов финансовых ресурсов предприятий и направления их распределения.

Однако наряду с необходимостью широкого применения финансового планирования на предприятиях в нынешних условиях действует ряд факторов, ограничивающие его использование:



• высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

• незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

1.Задачи финансового планирования

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, а также для выполнения плановых заданий и договорных обязательств;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

• рациональное использование денежных ресурсов и выявление внутренних резервов повышения рентабельности производства на основе роста производительности труда, снижения себестоимости и повышения качества продукции;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

• обеспечение своевременности и полноты мобилизации доходов и налоговых платежей в бюджет;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовое планирование тесно взаимосвязано с планированием производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Показатели финансового плана вытекают из плановых показателей по объему производства, номенклатуры изделий, себестоимости продукции и других показателей, которые должны создавать необходимые финансовые условия для успешного выполнения планов предприятий.



Основой для разработки финансового плана является производственный план, однако процесс составления финансового плана не является механическим пересчетом плановых производственных показателей в финансовые. Финансовое планирование призвано обеспечивать финансовыми ресурсами выполнения производственных заданий, технических и социальных мероприятий, активно воздействовать на производство.

В современных условиях финансовое планирование играет ведущую роль, а финансовые показатели предопределяют выбор того или иного варианта производственной программы.

 

2.Показатели финансовых планов

В процессе финансового планирования определяются:

 выручка от реализации продукции и оказания услуг;

 затраты на реализацию продукции;

 потребность в оборотных средствах и источниках их покрытия;

 формирование и распределение прибыли;

 денежные накопления;

 объем и источники финансирования капитальных вложений;

 взаимоотношения с бюджетом;

 кредитные взаимоотношения;

 объем выпуска и реализации ценных бумаг.

Взаимосвязь финансового и производственного планирования обуславливает необходимость разработки на предприятиях единого производственно-финансового плана, который называется Бизнеспланом.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств.

- во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность;

во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами производственного плана: производства продукции и услуг, научно-технического развития, совершенствования производства и управления, повышения эффективности производства, капитального строительства, материально-технического обеспечения, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономического стимулирования и т.п.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

 

3.Этапы финансового планирования

Процесс финансового планирования включает четыре этапа.

На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий - бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

4.Виды финансового планирования

Финансовое планирование (в зависимости от содержания назначения и задач) можно классифицировать на:

- перспективное,

- текущее (годовое),

- оперативное.

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.

Текущее финансовое планирование является планировани­ем «осуществления», оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду.

Оперативное планирование осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресур­сов предприятия, оно дополняет текущее планирование. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.

Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

4.1 Значение финансового планирования

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

• воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

• обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

• предоставляет возможности определения жизнеспособ­ности проекта предприятия в условиях конкуренции;

• служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращени­ем ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

4.2 Перспективное финансовое планирование

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия.

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработкафинансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направления­ми, сформулированными общей стратегией. В свою очередь финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия.

Другими словами, в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов.

Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию ры­ночной стоимости предприятия.

На основе финансовой стратегии определяетсяфинансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т. д.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предприятия на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

• прогноза отчета о прибылях и убытках;

• прогноза движения денежных средств;

• прогноза бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.

Для составления прогнозных финансовых планов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализации продукции). Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает «завоевать» своей продукцией.

Прогноз баланса входит в состав основных документов пер­спективного финансового планирования. Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов.

В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия.

Прогноз движения денежных средств - финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.

Прогноз движения денежных средств оформляется в табличной форме в виде баланса (тыс. руб.)

Показатели 200 г. 200 г. 200 г.
I. Источники денежных средств      
1.1. Доходы от основной деятельности, включая амортизацию      
1.2. Другие доходы      
1.3. Эмиссия ценных бумаг      
1.4. Банковские займы      
1.5. Прочие поступления      
Всего денежных поступлений      
II. Использование денежных средств      
2.1. Увеличение товарно-материальных запасов      
2.2. Увеличение основного капитала (инвестиции)      
2.3. Оплата труда      
2.4. Другие издержки      
2.5. Прочие платежи (включая налоги, проценты, ссуды)      
Всего выплат      

После составления этого прогноза определяютстратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в следующем:

• определение источников долгосрочного финансирования;

• формирование структуры и затрат капитала;

• выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

В целях финансирования в отечественной практике привлекают акционерный и партнерский капитал. Получение банковских кредитов в настоящее время чрезвычайно затруднено в силу целого ряда экономических причин.

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.

Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

4.3 Текущее финансовое планирование

Современный этап финансового управления и развития бизнеса в государстве повышает роль и значение финансового пла­нирования на предприятиях. Годовой, или текущий, финансовый план предприятия с поквартальной разбивкой служит одним из основных инструментов управления финансами предприятия и ихконтроля. Для выработки направлений формирования, распределения и использования финансовых ресурсов предприятия требуется учитывать и соизмерять в денежном выражении множество экономических факторов финансово-хозяйственной деятельности, что обуславливает необходимость сведения воедино денежных доходов и расходов предприятия по балансовой форме.

Текущее финансовое планирование осуществляется на период, равный одному году и, как правило, представляет собой разработку годового финансового плана предприятия.

Состав годового финансового плана предприятия

Годовой финансовый план предприятия является завершающим разделом Бизнесплана, концентрируются итоги по всем предыдущим его разделам: объему затрат на производство и реализацию; объему продаж и прибыли, использованию собственных и заемных средств; объему инвестиций и сроков их окупаемости; маркетингу*; выплате дивидендов и других. Таким образом, в нем определяется объем финансовых ресурсов, необходимых для осуществления плановых затрат, связанных с производственно-хозяйственной и социальной деятельностью предприятия в планируемом году.

Форма финансового плана. Отсутствие в настоящее время установленной формы текущего (годового) финансового плана и соответствующих методических рекомендаций центральных эконо­мических органов и прежде всего Минфина России предоставляет предприятиям (фирмам, компаниям) самостоятельно выбирать ба­лансовую форму и состав статей финансового плана.

В отечественной практике финансового планирования баланс доходов и расходов предприятия (финансовый план) составлялся по формам двух разновидностей. Одна из них - сальдированный финансовый план предприятия, другая - так называемый развер­нутый финансовый план. Финансовым работникам предприятия (финансовым менеджерам) следует выбрать форму текущего фи­нансового плана предприятия (фирмы, компании).

В связи со значительными для многих предприятий (фирм, ком­паний) последствиями инфляционных процессов наиболее распро­странена форма квартального текущего финансового планирова­ния. В квартальном финансовом плане должна быть предусмотрена помесячная разбивка финансовых показателей. Финансовый план может составляться в текущих, так называемых реальных, ценах и в номинальных ценах с учетом прогнозируемого уровня инфля­ции в планируемом периоде. Однако в любом случае сначала сле­дует составить финансовый план в ценах, действующих на дату проведения расчетов к плану. После этого изыскиваются резервы увеличения доходов и сокращения расходов, а уже затем коррек­тируются показатели по принятому индексу инфляции при усло­вии обеспечения сбалансированности показателей. Это обычная практика, проверенная опытом многих предприятий.

Исходной базой для разработки годового финансового плана предприятия являются:

- получаемые государственные заказы;

- заключенные договора с заказчиками и поставщиками;

- лимиты централизованных капитальных вложений;

- ставки и льготы по налогам;

- нормы амортизации;

- нормы и нормативы оборотных средств;

- ожидаемое исполнение плана текущего года;

- другие разделы Бизнесплана.

Исходные данные для формирования годового финансового плана должны быть увязаны между собой. В соответствии с ними предприятия составляют финансовые планы главным образом в форме баланса доходов и расходов с разбивкой показателей по кварталам.

Годовой финансовый план разрабатывается обычно в третьем квартале года, предшествующего планируемому.

Работа по составлению годового финансового плана проводится в несколько этапов:

- на первом этапе осуществляется анализ ожидаемого исполнения всех статей и разделов финансового плана текущего года;

- на втором этапе решаются вопросы направленные на достижение полной взаимосвязи планируемой производственной и финансовой деятельности предприятия;

- на третьем этапе осуществляется непосредственная разработка проекта финансового плана на планируемый год.

Годовой финансовый план состоит из следующих финансово-плановых документов:

- баланса доходов и расходов;

- различных расчетов, планов и смет, обосновывающих показатели баланса.

В обоснование показателей баланса доходов и расходов составляются:

 расчет выручки от реализации продукции и услуг;

 расчет амортизационных отчислений;

 план формирования и использования ремонтного фонда;

 расчет потребности в собственных оборотных средствах;

 расчет предполагаемой прибыли;

 планы распределения прибыли;

 расчет суммы прибыли, направляемой на потребление;

 сметы использования чистой прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий;

 план формирования и использования собственных средств;

 расчет мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве;

 расчет взносов на обязательное страхование имущества;

 расчет отчислений по обязательному медицинскому страхованию;

 расчеты уплаты процентов за банковский кредит и другие

Баланс доходов и расходов предприятия

Баланс доходов и расходов на планируемый год является основополагающим документом годового финансового плана, который отражает все изменения в активах и пассивах в ре­зультате запланированных мероприятий, и показывает состояние имущества и финансов предприятия. В нем отражаются в денежном выражении все предполагаемые результаты производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий в планируемом году.

Баланс доходов и расходов состоит из трех разделов:

1. Доходы и поступления средств.

2. Расходы и отчисления средств.

3. Взаимоотношения с бюджетом и кредитными учреждениями.

В первом разделе отражаются следующие доходы и поступления средств:

 выручка от реализации продукции;

 денежные накопления в виде прибыли;

 поступления средств из внутренних источников предприятия:

 амортизационные отчисления на полное восстановление;

 отчисления в ремонтный фонд;

 излишки собственных оборотных средств;

 мобилизация внутренних ресурсов;

 средства, отчисляемые от себестоимости:

 средства, идущие на оплату налогов;

 платежи во внебюджетные фонды;

 платежи по обязательному страхованию имущества;

 оплата процентов за краткосрочный банковский кредит;

 доходы, полученные от первоначального выпуска акций;

 прочие доходы и поступления.

Во-втором разделе предусматриваются расходы и отчисления денежных средств:

 затраты на реализуемую продукцию и услуги;

 амортизационные отчисления;

 арендная плата;

 капитальные вложения;

 прирост норматива собственных оборотных средств;

 средства, остающиеся в распоряжении предприятия;

 отчисления в финансовый резерв;

 отчисления на уплату процентов за краткосрочный банковский кредит;

 прочие расходы и отчисления.

В третьем разделе показываются:

 налоги, перечисляемые в федеральный бюджет;

 налоги, перечисляемые в региональный бюджет;

 налоги, перечисляемые в местный бюджет;

 погашение долгосрочного кредита банка, уплата процентов по полученным кредитам.

Показываемая в доходной части баланса общая сумма прибыли является основным денежным доходом и показателем, отражающим планируемый результат деятельности предприятия. Разница между общей суммой прибыли, показываемой в первом разделе баланса и прибылью, остающейся в распоряжении предприятия и отраженной во втором разделе баланса, находит отражение в третьем разделе баланса в форме налогов и других платежей из прибыли.

Величина излишка собственных оборотных средств, образовавшегося в результате расчета норматива оборотных средств, показывается в первом разделе баланса и отражается во втором разделе баланса в составе средств, остающихся в распоряжении предприятия.

Статьи расходов во втором разделе баланса заполняются на основе соответствующих расчетов, планов и смет. При этом плановые суммы средств, остающихся в распоряжении предприятия показываются в балансе с учетом всех предусмотренных действующим законодательством источников формирования этих фондов.

В процессе составления баланса доходов и расходов планируются не только доходы и расходы, но и взаимоотношения предприятий с бюджетом, поэтому третий раздел баланса обеспечивает сбалансированность доходов и расходов предприятия. Превышение доходов над расходами (первого раздела над вторым) должно быть равно суммам, изымаемым у предприятия в бюджеты различных уровней с учетом кредитных взаимоотношений - по третьему разделу баланса

Развернутый баланс доходов и расходов предприятия характеризуется особенностями, которые финансовый ме­неджер должен учитывать при выборе формы и содержания финансового плана. Прежде всего, развернутый баланс содержит такой важнейший показатель сальдированного баланса, как при­быль. Два фактора формируют прибыль предприятия (фирмы, ком­пании): плановая выручка от реализации продукции (работ, услуг) и плановые затраты на реализованную продукцию (работы, услу­ги) по их полной плановой себестоимости. Эти показатели противо­стоят один другому соответственно в доходной и расходной частях баланса. При этом важно помнить, что финансовые службы уделяют повышенное внимание точности планирования этих двух важней­ших базовых показателей. Задача состоит в том, чтобы в процессе финансового планирования и в ходе контроля за выполнением го­дового (квартального) финансового плана изыскать резервы рос­та объема производства и реализации продукции, а также сниже­ния себестоимости продукции (издержек обращения). В принципе это должно ликвидировать нередко встречающуюся несогласован­ность производственного и финансового планирования.

В доходной части финансового плана детализированы денеж­ные накопления в выручке и планируемая прибыль, которая в прак­тике хозяйствования отражается на счете «Прибыли и убыт­ки». Другая особенность состоит в том, что финансовый план обеспечивает отражение и соизмерение начислений или доходов к получению предприятием и предстоящих плановых платежей (пе­речислений).

Это позволяет наглядно представить еще на стадии составления финансового плана обеспеченность предстоящих платежей соответствующими источниками. Это характерно для таких позиций финансового плана, как налог на добавленную стоимость, разного рода отчисления и платежи, источником которых является себестоимость продукции (например фонд оплаты труда).

Следующая особенность, которую следует иметь в виду, состоит в том, что философия развернутого финансового плана отличается от философии сальдированного плана, в котором не отражаются выручка, текущие затраты на реализованную продукцию, доходы, начисляемые или отчисляемые за счет себестоимости и соответственно направления использования таких доходов. Практическая основа сальдированного и развернутого финансовых планов - вопрос теоретический, т.е. вопрос о понимании сущности финансовых ресурсов предприятий (фирм, компаний).

Финансовый менеджер должен дать себе четкий ответ, что он хотел бы планировать в годовом (квартальном) финансовом плане. Если считать основой планирования финансовых ресурсов валовой доход, то в наибольшей степени ему соответствует формат развернутого финансового плана предприятия с обязательным уче­том амортизационного фонда. Если же полагать, что главными источниками финансовых ресурсов выступают прибыль и амортизация, то логично составлять финансовый план в сальдированном виде. При этом налоги, отчисления и начисления в составе себестоимости продукции в доходах и расходах предприятия в финансовом плане не показываются.

Другой вопрос, имеющий большое практическое и научное значение, это вопрос о составлении финансового иди финансово-кре­дитного плана предприятия. Рассмотренный выше финансовый план по существу представляет собой финансово-кредитный план. Он предусматривает в качестве источника финансирования получение долгосрочных ссуд банка и их погашение, а также уплату процентов за долгосрочные кредиты. Кроме того, он учитывает распреде­ление уплачиваемых процентов по краткосрочным кредитам банка, привлекаемым предприятием, по источникам их отнесения на себестоимость и выплату из прибыли.

В отечественной практике еще не было финансового плана, ко­торый бы отражал в составе баланса доходов и расходов краткосрочные кредиты, т.е. движение ссудной задолженности по крат­косрочному кредитованию предприятий. В условиях чрезвычайной подвижности, инфляционности и неопределенности положения боль­шинства предприятий практика реформируемой экономики еще не создала для этого должных предпосылок.

Другой, альтернативной формой баланса, является сальдированный баланс доходов и расходов. Финан­совый директор (менеджер) в практической деятельности по управлению финансами предприятия (фирмы, компании) стоит перед выбором решений по комплексу вопросов. Он должен решить, например, какой (развернутый или сальдированный) баланс до­ходов и расходов выбрать для планового финансового управле­ния и финансового контроля за производственно-коммерческой деятельностью своего предприятия.

Сальдированный финансовый план предприятия отличается от развернутого сравнительно меньшим числом показателей, отража­емым по доходам и расходам финансового баланса. В этом его удобство и одновременно недостаток, поскольку многие планово-прогнозные денежные потоки учитываются, но не отражаются не­посредственно в сальдированном финансовом плане. Кроме того, точная, экономически обоснованная проработка такого плана тре­бует от финансового менеджера тех же усилий, что и работа над развернутым финансовым планом.

Сальдированный баланс доходов и расходов применялся в государственной и хозяйственной практике с конца 50-х годов. В этом смысле принципиальная схема такого финансового плана может быть названа классической.

Следует иметь в виду, что сальдированный финансовый план предприятия, так же как и развернутый; является заключительным разделом бизнес-плана предприятия. Показатели же «нефинансовых» разделов бизнес-плана служат основой для разработки финансового плана.

Из представленной формы финансового плана видно, что в нем пользованы не все «резервы сальдирования показателей». Это касается налога на добавленную стоимость, отчислений от себе­стоимости продукции в части внебюджетных фондов, затрат на ремонт основных производственных фондов. Учитывая значитель­ный объем денежных потоков по этим позициям (в нашем приме­ре это почти 2/3 валюты финансового плана), представляется це­лесообразным не включать эти показатели в сальдированный баланс доходов и расходов предприятия.

Так как финансовое планирование предполагает конкретную увязку каждого вида вложений, направлении использования средств или отчислений с соответствующими источниками финансирования, в целях проверки правильности составления баланса доходов и расходов составляется шахматная таблица (ведомость), в которой по вертикали отражаются направления использования финансовых ресурсов, а по горизонтали - источники финансирования. Правильность составления финансового плана подтверждается тем, что итоги направлений использования средств (итоги строк) совпадают с итогами источников (итоги граф). Кроме того, составление проверочной шахматной таблицы позволяет подтвердить целевой характер использования финансовых ресурсов предприятия, обеспечить сбалансированность доходов и расходов по статьям, выявить резервы сокращения расходов и мобилизации дополнительных денежных средств.

 

4.4 Оперативное финансовое планирование

Для контроля за выполнением плановых финансовых показателей, за поступлением и рациональном расходованием денежных средств в течение года предприятие использует оперативные финансовые планы, которые дополняют текущее планирование.

С помощью оперативных финансовых планов предприятие определяет объем финансовых ресурсов для обеспечения текущей производственно-финансовой деятельности, устанавливает последовательность и сроки осуществления отдельных финансовых операций с учетом наиболее эффективного маневрирования собственными и заемными средствами, осуществляет оперативный контроль за выполнением планов и обязательств по объему производства и реализации продукции, прибыли, платежам в бюджет, отчислениям довольствующим органам, расчетам с учреждением банка.

Оперативное финансовое планирование включает в себя составление:

• платежного календаря;

• кассового плана;

• расчета потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь

Платежный календарьявляется основой организации оперативной финансовой работы на предприятии. В этом документе под­робно отражается оперативный денежный оборот через расчетные, текущие, валютные, ссудные и другие счета предприятия. Поступ­ление и расходование средств планируется в конкретной последо­вательности по срокам, что позволяет своевременно производить расчеты, перечислять платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

При составлении платежного календаря используют данные:

• учета операций по расчетному счету в банке;

• учета сдачи расчетных документов в банк;

• сведения о срочных и просроченных платежах поставщикам;

• график отгрузки продукции и сдачи платежных документов в банк;

• финансовые результаты реализации продукции;

• плановые взносы в бюджет налогов и отчислений в государственные внебюджетные фонды;

• сроки и величина предполагаемой к выплате заработной платы;

• состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

Кроме того, для со­ставления платежного календаря используются документы, регу­лирующие отношения предприятия с кредитными учреждениями, кредитные договора, обязательства, планы движения заемных средств.

Платежный календарь составляется на очередной месяц с более подробной разбивкой содержащихся в нем сведений на короткие промежутки времени (как правило на 15 дней, десятидневку, пятидневку). Сроки составления платежного календаря определяются исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.