Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование языкового анализа и синтеза





КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ

ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

 

 

Анкетные данные

 

Фамилия, имя __________________________________________________________________________________

Возраст________________________________________________________________________________________

Школа, класс ___________________________________________________________________________________

Национальность (родной язык) ____________________________________________________________________

Приходящий или живущий в интернате ____________________________________________________________

 

Анамнез

1. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

 

2. Особенности протекания беременности у матери ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

 

3. Роды (в срок, досрочные /в 8, 7 месяцев/, нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др.) ___________________________________________________________________________________________

 

4. Стимуляция (химическая, механическая, электро-) __________________________________________________

 

5. Длительность родов ____________________________________________________________________________



 

6. Состояние ребёнка в момент рождения:

а) родовая травма _______________________________________________________________________________

б) асфиксия (белая, синяя) _______________________________________________________________________

в) когда закричал _______________________________________________________________________________

г) врождённые пороки ___________________________________________________________________________

д) вес ______________ рост______________

е) когда принесли кормить ________________________________________________________________________

ж) вскармливание (как сосал, наблюдались ли срыгивания, попёрхивания) _______________________________

_______________________________________________________________________________________________

 

 

Перенесённые заболевания

До 1-го года ____________________________________________________________________________________

После 1-го года _________________________________________________________________________________

Ушибы, травмы головы __________________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре ________________________________________________________________

 

Раннее речевое развитие

Гуление ________________________________________________________________________________________

Лепет (время появления) __________________________________________________________________________



Характер лепета _________________________________________________________________________________

Фразовые слова _________________________________________________________________________________

Фразы _________________________________________________________________________________________

Были ли нарушения слоговой структуры ____________________________________________________________

Аграмматизмы __________________________________________________________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно (характер неправильного произношения) ___________________

_______________________________________________________________________________________________

Характерные особенности понимания речи окружающих ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста _______________________________________________________

Результаты логопедической работы ________________________________________________________________

 

Раннее психомоторное развитие

Головку держит с ___________ (в норме с 1,5 месяцев)

Сидит с ___________ (в норме с 6 месяцев)

Стоит с ___________ (в норме с 11-12 месяцев)

Ходит с ___________ (в норме с 1 года)

Первые зубы с ___________ (в норме с 6-8 месяцев)

К году зубов ___________

 

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

Исследуемые звуки Условия С С’ З З’ Ц Ш Ж Щ Ч Л Л’ Р Р'
При изолированном произношении                          
С Л О Г О В открытых без стечения согласных                          
закрытых без стечения согласных                          
со стечением согласных                          
С Л О В в начале                          
в середине                          
в конце (кроме звонких)                          
Во фразах                          
В связной речи                          

 



Логопедическое заключение______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Воспроизведение звукослоговой структуры слова

СЫР ОТЕЧЕСТВО

СНЕГ ЭЛЕКТРИЧКА

РОЗА РАЗВЕДЧИКИ

ВЕСНА ЭКСКАВАТОРЩИК

ГНЕЗДО МИЛИЦИОНЕР

СЕНОКОС СКОВОРОДКА

КАРТОФЕЛЬ КОСМОНАВТ

ЗВЁЗДОЧКИ ВЕЛОСИПЕДИСТ

ГОСУДАРСТВО ЧИСТИЛЬЩИК

 

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Анатомическое строение органов артикуляторного аппарата

 

Челюсти (дефекты верхней, нижней челюсти)_________________________________________________________

Прикус (передний открытый, боковой открытый, перекрёстный прикус, прогения, прогнатия) _______________

Зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, редкие зубы, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами)_________________________________________________________________________

Язык (толстый, мясистый, “географический” язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка) _______

Твёрдое нёбо (высокое, “готическое”, низкое, плоское, наличие расщелин, их характер) ____________________

_______________________________________________________________________________________________

Мягкое нёбо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка, отсутствие его) ____________________________________________________________________________________________

Губы (толстые, тонкие, наличие рубцов, короткая верхняя губа) _________________________________________

 

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Особенности ручной и речевой моторики

А. Исследование состояния ручной моторики

 

1. Ведущая рука _________________________

ведущая нога _________________________

ведущий глаз _________________________

2. Выполнение пробы Хэда:

показать правой рукой левое ухо ________________________________________________________________

показать левой рукой правое ухо ________________________________________________________________

показать части тела у напротив сидящего человека ________________________________________________

 

3. Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы):

соединить 1-ый и 2-ой пальцы в виде кольца ______________________________________________________

вытянуть 2-ой и 3-ий пальцы (остальные согнуты)_________________________________________________

вытянуть 2-ой и 5-ый пальцы (остальные согнуты) ________________________________________________

 

4. Динамическая организация движений пальцев:

 

а) перебор пальцев

- правой рукой ___________________________________________________________________________________

- левой рукой ___________________________________________________________________________________

- одновременно двумя руками ______________________________________________________________________

 

б) “игра на рояле”

- правой рукой ___________________________________________________________________________________

- левой рукой ___________________________________________________________________________________

- одновременно двумя руками ______________________________________________________________________

 

 

Б) Исследование речевой моторики

Параметры упражнения Наличие или отсутствие движения   Тонус Активность   Объём   Точность   Темп   Замена Синкинезии Переключение
Для мышц лица                  
1. Нахмурить брови                  
2. Поднять брови вверх (удивиться)                  
3. Зажмурить глаза                  
4. Спокойно закрыть и открыть глаза                  
5. Последовательно закрыть правый затем левый глаз                  
6. Надуть щёки                  
7. Втянуть щёки                  
8. Надуть только правую щеку                  
9. Надуть только левую щеку                  
Для челюстей                  
1. Рот широко открыть - закрыть                  
2. Нижняя челюсть вправо – влево                  
Для губ                  
1. Растянуть губы в улыбке                    
2. Вытянуть губы вперёд трубочкой                  
3. Улыбка-трубочка                  
4. Поднять верхнюю губу вверх                  
5. Опустить нижнюю губу вниз                  
6. Одновременно поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз                  
Для языка                  
1. Язык широкий – (“лопаточкой”) на нижней губе                  
2. Высунуть узкий язык – (“жалом”)                  
3. Язык широкий – узкий                  
4. Широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу (“качели”)                  
5. Круговое облизывание кончиком языка губ - (“вкусное варенье”)                  
6. Язык в форме “лодочки” (боковые края языка приподняты)                  
7. Язык в форме “чашечки”                  
8. Пощёлкать (поцокать) языком                  
9. Язык вправо-влево (“маятник”)                  
Для мягкого нёба                  
1. Отрывисто на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук “А”                  
2. Широко открыть рот и зевнуть                  

 

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Особенности динамической стороны речи

Темп ___________________________________________________________________________________________

Ритм ___________________________________________________________________________________________

Употребление ударений (словесного, логического) ____________________________________________________

Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое) __________________________

________________________________________________________________________________________________

Особенности голоса:

- сила голоса (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.) _______________________________________

- высота голоса (высокий, низкий, соответствие возрасту) ______________________________________________

- тембр голоса (хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.)_____________________________________

- употребление основных видов интонации, их оттенков _______________________________________________

- выразительность (нормальная, выразительная, монотонная) ___________________________________________

 

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Исследование слуховой функции и восприятия речи

 

1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты) ____________________________________

_______________________________________________________________________________________________

 

2. Состояние восприятия речи _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

 

Исследование фонематического восприятия

/дифференциации фонем/

а) повторение серий слогов

серии из двух слогов

 

БА-ПА ПА-БА ГА-КА КА-ГА

ЗА-СА СА-ЗА СА-ША ША-СА

ЖА-ША ША-ЖА ЗА-ЖА ЖА-ЗА

ЧА-ТЯ ТЯ-ЧА ЩА-ЧА ЧА-ЩА

ТА-ДА ДА-ТА СА-ЦА ЦА-СА

ША-ЩА ЩА-ША СЯ-ЩА ЩА-СЯ

 

серии из трёх слогов

 

БА-ПА-БА ПА-БА-ПА ГА-КА-ГА КА-ГА-КА

ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА

ЦА-СА-ЦА СА-ЦА-СА СА-ША-СА ША-СА-ША

ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША ЧА-ТЯ-ЧА ТЯ-ЧА-ТЯ

 

б) дифференциация звуков в словах (на материале картинок)

 

П-Б; П’-Б’ ______________________________________________________________________________________

Т-Д; Т’-Д’ ______________________________________________________________________________________

К-Г; К’-Г’ ______________________________________________________________________________________

Ф-В; В’-Ф’______________________________________________________________________________________

Л-В; Л’-В’ ______________________________________________________________________________________

Л-Й; Л’-Й _______________________________________________________________________________________

Р-Л; Р’-Л’; Р-Л’__________________________________________________________________________________

Р, Р’-Й _________________________________________________________________________________________

С-З ____________________________________________________________________________________________

C-Ц____________________________________________________________________________________________

Ш-Ж___________________________________________________________________________________________

Ч-Щ____________________________________________________________________________________________

Ч-Ш ___________________________________________________________________________________________

Ч-Т’ ___________________________________________________________________________________________

С-Ш ___________________________________________________________________________________________

С-Ж ___________________________________________________________________________________________

С-Ш ___________________________________________________________________________________________

С-Ч ____________________________________________________________________________________________

З-Ж____________________________________________________________________________________________

М-М’___________________________________________________________________________________________

Л-Л’ ___________________________________________________________________________________________

 

в) придумывание предложений со словами-квазиомонимами

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Исследование языкового анализа и синтеза

1. Анализ предложений на слова

 

а) СТОЯТ ТЁПЛЫЕ ДЕНЬКИ.

- количество слов _________

- последовательность слов ______________________________________________________________________

- место слов в предложении _____________________________________________________________________

б) ОСЕНЬЮ ЧАСТО ЛЬЮТ ДОЖДИ.

- количество слов _________

- последовательность слов ______________________________________________________________________

место слов в предложении ________________________________________________________________________

в) ЗИМОЙ В ПОЛЕ УНЫЛО ВОЕТ ВЕТЕР.

- количество слов _________

- последовательность слов ______________________________________________________________________

место слов в предложении ________________________________________________________________________

г) ЖЁЛТЫЕ ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ НА ЗЕМЛЮ

- количество слов _________

- последовательность слов ______________________________________________________________________

место слов в предложении ________________________________________________________________________

д) ИЗ ЛЕСА ВЫШЕЛ СТАРИК С БОЛЬШОЙ КОРЗИНОЙ

- количество слов _________

- последовательность слов ______________________________________________________________________

место слов в предложении ________________________________________________________________________

 

2. Слоговой анализ и синтез

 

а) определить количество слогов в слове:

 

МЫТЬ - КРОВАТЬ- ЛАСТОЧКА- ВЕСЕЛЕЕ-

 

б) отобрать картинки, в названии которых 3 слога (дом, собака, зонт, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед)

 

в) назвать слово, предложение, произнесённое по слогам:

 

ско-во-ро-да - те-ле-фон-

за-мо-ро-жен-ный - по-лу-чи-ла-

ка-на-ва - ко-тё-нок-

по-то-лок - бу-ма-га-

 

На-сту-пи-ла вес-на.

На сто-ле ле-жат кни-ги.

О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.

На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

 

3. Фонематический анализ

 

а) выделение звука на фоне слова:

 

Определить, есть ли звук “М” в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.

 

Определить, есть ли звук “Ч” в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка.

 

б) выделение первого звука из слова:

 

АСТРА- ИНЕЙ- СОЛОВЕЙ- КРАН-

УДОЧКА- МУХОМОР- ШКАФ- ГРЕБЕШОК-

ДРОВА- СВИСТОК- РВАНЫЙ-

 

в) выделение последнего звука в слове:

 

МАК – АИСТ- ТАНКИСТ- РАДУГА-

КАРАНДАШ – ПАЛЕЦ- МИЛИЦИОНЕР-

ДОМ - КРОВАТЬ- АВТОМОБИЛЬ-

 

г) определение места звука в слове (начало, середина, конец слова):

- определение места звука “Р” в словах:

 

РАКЕТА- АРБУЗ- ДРОВА-

САМОВАР- ПАРКЕТ- КРУГ-

МОРЖ- КОРКА- ДВОР-

 

- определение места звука “Ц” в словах:

 

ЦАПЛЯ- ЦВЕТОК- ПАЛЕЦ-

НАСТУРЦИЯ- ОГУРЦЫ- ПЕРЕЦ-

 

д) определение количества звуков в словах:

 

ДЫМ- КАША- ШАПКА- КРЫШКА-

ЧЕРЁМУХА- СТЕНА- КАЛИТКА- ДИКТАНТ-

 

е) определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ)

 

-определить, какой по счёту звук “Р” в словах:

 

РЫБА- ПАРОХОД- АРКА- ДОРОГА-

ТРАВА- ФЕВРАЛЬ- ЗАВТРАК- АРМИЯ-

 

- назвать “соседей” звука Ш словах:

 

КОШКА- СМЕШНО- УШКИ- СОЛНЫШКО-

ПОРОША- СЛЫШНО-

 

4. Фонематический синтез

 

Ч,А,С- ТЬ,М,А- З,В,У,К-

П,Ы,ЛЬ- П,А,Р,К- С,Т’,И,Х’,И-

Ф,У,Т,Б,О,Л- Г,В,О,З’,Д’,И- А,Л,Ф,А,В,И,Т-

П,Л,О,Щ,А,Д’,И-

 

5. Фонематические представления

 

Придумать слова, в которых есть звук “Ш” __________________________________________________________

Придумать слова, в которых 4 звука, 5 звуков ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

 

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.