Сделай Сам Свою Работу на 5

Трудности привлечения иностранного капитала для инвестиционных проектов в РФ





 

По состоянию на 1 апреля 1999 года накопленный иностранный капитал в экономике России оставил около 26 млрд. долл.

Тенденции сокращения масштабов инвестиционных вложений в Россию, сформировавшиеся к концу 1998 года, продолжают действовать и в текущем году. Так, за первый квартал 1999 года иностранные инвестиции в российскую экономику составили 1,5 млрд. долл., что на 60,8% ниже соответствующего периода 1998 года. При этом произошло сокращение по всем составляющим иностранных инвестиций (прямым, портфельным и прочим).

Снижение объемов иностранных инвестиций в российскую экономику в 1 квартале 1999 году произошло за счет значительного сокращения (в 3,4 раза) прочих инвестиций, формируемых в основном за счет кредитов. Торговые кредиты за данный период времени сократились почти в 9 раз. Несмотря на сокращение активности иностранных инвесторов в предоставлении России кредитов, на прочие инвестиции приходится основная доля совокупного объема капиталовложений в 1 квартале 1999 года (61%).

Основной объем иностранных инвестиций по-прежнему направляется в сферы, не требующие масштабных вложений и характеризующиеся быстрой окупаемостью.



 
 

Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Рос­сии неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры.

Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации зало­говых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. На­логовая система не стимулирует инвестиционную активность.

Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвес­тирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм.



В настоящее время открываются новые перспективы притока иностран­ных инвестиций в российскую экономику.

Первое, самое главное направление привлечения иностранного капи­тала - освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности.

Второе направление - расширение и диверсификация экспортного по­тенциала России.

Третье направление - создание импортозамещающих производств, раз­витие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов.

Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инф­раструктуры.

Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-западный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными за­пасами.

От российского правительства требуются вполне конкретные практи­ческие меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в органи­зационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и тре­бует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд но­вых акций по привлечению иностранных инвестиций. Для этого Министерство Экономики России должно обеспе­чить:

- систематическую, увязанную с другими направлениями экономичес­кой политики правительства, разработку предложений в сфере международ­ного финансово-инвестиционного сотрудничества;



- формирование и реализацию государственной политики по привлече­нию иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в ин­вестиционной сфере с международными финансовыми организациями;

- работу по заключению международных договоров о поощрении и вза­имной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными про­ектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них де­ятельности иностранных инвесторов.

Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономическо­го кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского об­щества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непос­редственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, об­новлении своего производственного потенциала, насыщение потребитель­ского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении ан­тиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управлен­ческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабо­чей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономичес­кого регулирования на достижение общественных целей.

Между тем роль России в мировом рынке капитала крайне незначительна, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осев­шие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько раз превышает ввоз капитала в Россию.

 

Заключение

 

Роль инвестиций при любом способе производства заключается в повышении промышленного производства, его эффективности и в конечном итоге увеличения валового национального продукта.

Особенностью российской экономики в период 1992-99 г.г. является глубокий спад производства, высокая инфляция, привязка внутренних цен к валютному курсу. Национальная валюта - рубль утратила функцию меры стоимости и сохранения ценности, что привело к замене рубля иностранной валютой, золотом, денежными суррогатами. В реальной экономике господствует бартер и взаимозачеты.

В основе кризиса лежит технологическая отсталость предприятий, проявляющаяся в высокой энергоемкости, материалоемкости и трудоемкости продукции, её низком качестве, а также неэффективность управления.

В мировых ценах большинство предприятий перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства оказываются нерентабельными даже при нашей низкой заработной плате.

Для повышения технического уровня отраслей народного хозяйства требуются значительные инвестиции, предусматривающие внедрение прогрессивных технологий и совершенствования системы управления.

Либерализация российской экономики сопровождалась ростом инфляции, особенно в период 1992-93 гг. Рост инфляции сдерживает инвестиционный процесс, особенно в реальное производство. В этот период преобладают инвестиции в финансовый сектор, доля портфельных инвестиций в несколько раз превышает прямые вложения в экономику. Растут кредитные ставки и доля краткосрочных кредитов. Монетарная политика ограничения спроса и снижения за счет этого уровня инфляции, проводимая в 1995-96 г.г. не принесла ожидаемых результатов, а только усугубила дальнейший спад производства.

В условиях современной России основными источниками инвестиций могут быть амортизационные отчисления, кредиты банков, включая иностранные, а также собственная прибыль предприятий и сбережения населения (~ 40 млрд. Долларов США). Реально же, огромная масса наличной валюты на руках у населения, является омертвленным инвестиционным ресурсом. Привлечение в экономику даже части накоплений населения позволило бы провести реконструкцию и модернизацию многих отечественных предприятий. Кроме того, рост внутренних инвестиций в стране важен и для привлечения иностранных инвесторов.

Сегодня, для обеспечения финансирования реконструкции экономики невозможно полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор. Необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг.

Активизация инвестиционной деятельности неразрывно связана с проведением рациональной налоговой политики, призванной стимулировать вложение свободных денежных средств в реальное производство (снижение налогов, льготы по налогу на прибыль). Это будет способствовать созданию условий, при которых бы исключалась возможность роста теневой экономики.

После 17 августа общеэкономический кризис резко обострил ситуацию в финансово-платежной и долговой сферах. Он вызвал паралич банковской системы, обвал валютного рынка и рынка государственных ценных бумаг, повысил уровень коммерческих и некоммерческих рисков, существенно снизил рейтинг России и привел к резкому падению доверия к России со стороны потенциальных западных инвесторов и кредиторов.

Инвестиционные риски, рост процентных ставок по кредитам и сохранение устойчивой тенденции к снижению рентабельности предприятий спровоцировали отток как отечественных, так и иностранных инвестиций из реального сектора экономики.

Опыт проведения реформ в России показал необходимость повышения роли государства в экономической жизни страны, особенно в таких сферах как наука, образование, отрасли жизнеобеспечения страны.

Важнейшим фактором повышения эффективности производства является научно-технический прогресс. По данным США рентабельность капиталовложений в научные исследования составляет от 100-200%.

Современные условия предъявляют повышенные требования к всесторонней оценке инвестиционных проектов, включающие такие факторы, как инфляция, степень риска и многовариантность направлений вложения капитала.

Для преодоления экономического кризиса в России, наряду с экономическими факторами важное значение имеет политическая стабильность и консолидация общества, без чего любые инвестиции окажутся в лучшем случае бессмысленными.

 

 

Список использованных источников:

 

1. Тимоти У. Кох. «Управление банком». – Уфа: Спектр, 1993, т.т. 1-6.

2. А.Л. Смирнов «Организация финансирования инвестиционных проектов» – Москва, АО «Консалтбанкир», 1993 г.

3. Тарасова Е.В. «Инвестиционное проектирование», конспект лекций, Москва, издательство «Приор», 1998 г.

4. Официальный сервер ГОСКОМСТАТА РФ - http://www.gks.ru/.

5. Официальный сервер ЦБ РФ http://www.cbr.ru/

6. Статьи проекта «Исследование финансов России» - официальный сервер - http://finance.jump.ru/.

7. Материалы ежемесячного бюллетеня «ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА» "РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ, г. Москва, официальный сервер– http://www.online.ru/sp/iet/trends/.

8. Материалы проекта K2Kapital - информационный сервера http://www.k2kapital.com созданного для оказания разноплановой информационной поддержки русскоязычным пользователям, интересующимся вопросами инвестиций на зарубежных финансовых рынках.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.