Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ- совокупность способов и методов осуществления власти.





Черты демократического режима:

—выборность государственных органов;

—разделение властей на исполнительную, законодательную и

судебную;

—широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии;

——деятельность негосударственных общественных организаций;

— —политический плюрализм;

—полная гласность;

—широкие возможности для личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений. Непосредственная демократия — прямое выражение личнос­тью ее интересов через референдумы, митинги и пр., когда граж­данин оказывает непосредственное влияние на политические ре­шения и действия.

Представительная демократия выражается в том, что гражда­не участвуют в политике не напрямую, а через своих представите­лей, депутатов.

Формально-юридические принципы демократии:

—принадлежность власти народу, народ — источник власти, его

воля в конечном счете является решающей;

—равенство всех перед законом: юридическое равноправие, на­деление одинаковыми, законодательно закрепленными соци­ально-политическими правами и свободами, в том числе рав­ными правами на участие в управлении;



—признание подчинения меньшинства большинству при уваже­нии прав меньшинства;

—право на многообразие политических объединений и полити­ческое мировоззрение.

Авторитарный режим — это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минималь­ном участии народа (королевская семья, группа элитарной демо­кратии, лидер сильной политической партии). Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме больше, чем свобо­да, согласие и участие в политической жизни народа. В нестабиль­ных ситуациях — функциональный вариант. Черты авторитарного режима:

—носителем власти выступает один человек или группа лиц (мо­нарх, политическая партия, военная хунта);

—волюнтаризм одного правителя (или правителей) в законода­тельной сфере;

—держится в первую очередь на силовых структурах, подавляя всякие попытки масс к неповиновению, но в то же время пра­вящий режим полностью не отказывается от тактики маневри­рования, уступок и реформ;



—наиболее характерны: монополия на власть и определение по­литики, ограничение политической оппозиции, независимой легальной деятельности политических и общественных орга­низаций; разрешается при жестком контроле существование лишь поддерживающих режим партий;

—система государственного управления реально группируется вокруг аппарата правящей авторитарной партии, персонифи­цированной в лице вождя или хунты;

—разделение властей отвергается, происходит строгая централи­зация всей государственной власти; главой государства и пра­вительства становится лидер правящей авторитарной партии; вождизм превращается в официальный государственный прин­цип;

—назначение политической элиты путем ее кооптации во все государственные и общественные институты правления;

— отменяются юридически или сводятся на нет все демократи­ческие права и свободы граждан; большинство граждан отчуждено от власти; выборы либо отсутствуют, либо носят фор­мальный характер;

—власть внешне не вмешивается во внеполитические сферы,

прежде всего в экономику;

—идеологическая основа — служение национально-религиозной

идее.

Русская идея (русская автократия): сильная и авторитетная власть, идеал справедливой и «доброй» государственной власти, решающей накопившиеся проблемы «сверху», творя всеобщую ра­дость и довольство; соборность — единство устремлений правите­ля и народа.

Тоталитаризм характеризуется:

—наличием единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором;

—системой террористического полицейского контроля;

—официально господствующей в обществе идеологией;



—монополией на вооруженные силы;

—монополией на средства массовой информации. Тоталитарные режимы возникают в конкретных исторических обстоятельствах, когда решение стоящих перед страной задач тре­бует объединения усилий всего общества.

В XX в. выделяются два типа тоталитарного режима: право-радикальный (фашизм, национализм) и леворадикальный (советс­ко-сталинский, маоистский).

Целью праворадикального режима является укрепление суще­ствующего порядка без коренной ломки через увеличение роли государства, упразднение отдельных общественных институтов и элементов. Провозглашается приоритет одной нации, идеологи­ческой основой является расизм, национализм. Основополагающая идея — естественное неравенство людей, народов, строгая иерар­хия, закрепляющая это неравенство.

Леворадикальный режим возникает в результате смены суще­ствовавших ранее социальных и политических структур, форм соб­ственности на совершенно новые. Провозглашается приоритет ра­бочего класса. Идеологическая основа — марксизм, материализм, экономический детерминизм. Основополагающая идея — равенство людей. Устанавливается в результате рабоче-крестьянских рево­люций под руководством коммунистических партий.

Эти режимы создаются власть имущими элитами и служат для реализации корыстных экономических интересов и идеологи­ческих доктрин господствующих классов.

В чистом виде политические режимы редкость. Через полити­ческие режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ и на каждого человека в отдельности.

В современном мире антидемократические режимы историчес­ки и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

Правовым называют такое государство, которое в сво­ей деятельности подчинено праву и функционирует в границах, определенных законом, обеспечивая правовую защищенность сво­их граждан. Правовое государство — это государство, где властву­ет закон.

Признаки правового государства выделил в ХУШ в. И. Кант:

—верховенство закона, государство, общество, отдельные лица обязаны подчиняться в своей деятельности законам;

—реальность прав и свобод личности, права и свободы не только провозглашаются, но и закрепляются и защищаются государ­ством;.

—правовая форма взаимоотношений гражданина, общества и государства, которая предполагает взаимное уважение прав и обязанностей;

— организация и функционирование государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации и принципа разделения властей.

Основы правового государства:

—многообразие форм собственности и свобода предприниматель­ства;

—демократия, парламентаризм, наличие конституционных актов;

—высокий уровень политической и правовой культуры людей;

—единая и непротиворечивая система законодательства;

—соответствие внутреннего законодательства принципам и нор­мам международного права;

—наличие гражданского общества.

В свою очередь правовое государство является главным усло­вием функционирования гражданского общества. Гражданское общество обеспечивает права человека и выражает интересы каж­дого. Правовое государство обеспечивает права гражданина и вы­ражает интересы всех.

Для создания в России правового государства необходимо:

—устранить противоречия между местным законодательством и федеральными законами;

—привести все законы, действующие на территории Российской Федерации, в соответствие с Конституцией РФ;

—воспитать в обществе уважение к праву;

—добиться безусловного исполнения действующих законов;

—создать механизм соблюдения прав и свобод граждан, гаран­тированных Конституцией РФ.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Понятие «гражданское общество» ввел в оборот И. Кант, кон­цепцию разработал Г. Гегель, который считал гражданское обще­ство особой вехой от семьи к государству. Он понимал под граж­данским обществом систему индивидов, удовлетворяющих с по­мощью труда собственные потребности. Фундамент гражданского общества — частная собственность.

К гражданскому обществу относят совокупность неполитичес­ких отношений в обществе: экономических, социальных, нравствен­ных, религиозных.

Гражданское общество — это сфера деятельности граждан и их организаций, огражденных законами от вмешательства и про­извольной регламентации со стороны государства.

Немецкий философ Дарендорф под гражданским обществом понимает свободную и независимую от церкви и государства мно­гогранную общественную жизнь.

Институты гражданского общества не учреждаются сверху, а возникают снизу. Их деятельность направлена на решение задач самоуправления. Они снимают с государства функции, которые оно не может выполнить.

Гражданское общество— совокупность негосудар­ственных отношений и институтов, выражающих частные инте­ресы граждан в различных сферах.

В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благо­получии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенст­вовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.

Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: со­циально-экономические, социокультурные, социально-полити­ческие. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют не­государственные социальные институты: рыночная эконо­мика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм соб­ственности, свободе труда и предпринимательской деятельнос­ти; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессио­нальные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны — местное самоуправление и др.), общественно-политические дви­жения и политические партии.

Местное самоуправление— самостоятельная деятель­ность населения по решению вопросов данной территории (ме­стного значения).

Органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти.Самостоятельно управляющиеся территориальные еденицы называются муниципальными образованиями. Среди полномочий местного само­управления — управление муниципальной собственностью территории, местный бюджет, охрана общественного порядка, организация комму­нально-бытовых и социально-культурных услуг и пр.

Местное самоуправление осуществляется либо непосред­ственно путем прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органами ме­стного самоуправления в городах, селениях, поселках, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный кабинет), глава местного самоуправления (гла­ва администрации, староста).

Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, квар­талах, на улицах) органов территориального общественного са­моуправления: советов микрорайонов, уличных, домовых коми­тетов и пр.

Структура и организация деятельности местного самоуправ­ления определяется населением самостоятельно с учетом исто­рических и иных местных традиций.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

Политическая партия — это политическая общественная орга­низация, которая борется за власть или участие в осуществлении власти.

Функции политических партий:

—выявление и оформление интересов социальных групп и от­дельных граждан;

—нахождение путей и способов реализации этих интересов;
—формирование общественного мнения в пользу своей партии.

Существуют разные классификации партий.

По характеру политических задач и доктрин выделяют:

—революционные, которые нацелены на коренную ломку обще­ственных устоев;

—реформистские, стремящиеся к изменениям без потрясений;

—консервативные, нацеленные на сохранение существующих
порядков;

—реакционные, стремящиеся возродить ранее существовавшие

порядки.

По идеологии:

—демократические (либерально-демократические);

—клерикальные (основа — религиозная идеология);

—социалистические (социал-демократические);

—крестьянские (аграрные);

—коммунистические.

По отношению к власти партии делятся на правящие и оппози­ционные. Правящие партии осуществляют управление государством через законодательную и исполнительную власть; оппозиционные партии предлагают альтернативную политику.

Политическая система, в которой кроме правящей партии су­ществуют оппозиционные партии, называется многопартийной. Она имеет следующие признаки:

-статус (правящая или оппозиционная) партии зависит от ре­зультатов выборов;

— конкуренция между партиями, наличие у них альтернативных программ общественного развития;

—равенство прав всех партий в борьбе за власть.

Принцип устройства политической жизни общества, основан­ный на борьбе за власть между различными партиями, группами, движениями, называется политическим плюрализмом. Его про­тивоположностью является политический монополизм, для кото­рого характерна монополия на власть одной партии, господство единой идеологии, приоритет интересов государства над интереса­ми общества и личности.

В XX в., когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, партии начали терять свой классо­вый облик и превращаться в общенародные партии.

Массовые политические движения отличаются от партий тем, что они нестабильны, организационно не оформлены, аморфны. В них объединяются люди неодинаковых политических взглядов и мировоззрений. Свои усилия участники движений направляют на достижение общих целей, на разрешение общих проблем. Массо­вые движения способствуют развитию прямой демократии, фор­мированию гражданского общества. Общественные движения до­полняют деятельность государства, выдвигая новые инициативы и идеи, способствуют ослаблению социального напряжения в об­ществе. Через массовые движения происходит воспитание членов общества, осуществляется перестройка общественного сознания, если оно не отвечает требованиям времени. Благодаря участию в массовых акциях люди удовлетворяют эмоциональную потребность в общении. Таким образом, участвуя в массовых движениях, чело­век получает возможность активно влиять на окружающую дей­ствительность.

Многочисленные западные партийные системы можно разде­лить на следующие основные группы:

— многопартийные системы без монопольно господствующей партии, отсутствие абсолютного большинства в парламенте у одной партии, парламентские блоки и коалиции;

—многопартийные системы с монопольно господствующей партией, абсолютное большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийное правительство;

—двухпартийные системы, монопольное господство на полити­ческой арене двух главных партий, которые попеременно сме­няют друг друга у власти: одна правящая, другая — в оппози­ции;

—однопартийные системы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.