ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.
ВЛАСТЬ, ЕЁ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВИДЫ.
Власть – способность, право, возможность повелевать, распоряжаться, управлять кем или чем- либо.
Это волевое воздействие на поведение со стороны субъекта власти. Это способность влиять на поведение, в независимости готовы субъекты к сотрудничеству или нет. Это механизм регулирования совместной деятельности людей.
Власть появилась одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без неё, т.к. безвластие – это хаос, распад. Возникновение её связано с потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании несовпадающих интересов, придание взаимодействиям между людьми целесообразности и организованности. Любая власть предполагает неравенство в отношениях между субъектом и объектом власти.
ИСТОЧНИК ВЛАСТИ : сила, авторитет, престиж, богатство, харизма, тайна, интересная информация.
СУБЪЕКТ ВЛАСТИ: человек, группа людей, организация, народ, мировое сообщество.
ОБЪЕКТ ВЛАСТИ: индивид, социальная групп, класс, нация.
ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ВЛАСТИ: господство, руководство, управление, координация, организация, контроль, мобилизация.
РЕСУРСЫ ВЛАСТИ: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, страх, традиция, миф.
ВИДЫ ВЛАСТИ:
-экономическая – контроль над экономическими ресурсами.
-социальная- возможность влиять на положение различных слоёв населения.
- культурно-информационная – власть с помощью информации, научных знаний.
Политическая- это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели. Отличительные особенности:
1) распространяется на всё общество, на всё государство.
2)её распоряжения обязательны для всех других видов власти.
3) действует на основе права от имени всего общества
4)только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны
5) существование единого общегосударственного центра принятия политических решений
6) имеет возможность использовать самые разнообразные средства.
По предназначению выделяют: законодательную, исполнительную, судебную.
По месту в структуре: центральную, региональную, местную.
По основному субъекту: монархическую, республиканскую.
Наука ,изучающая политику называется политология.
РОЛЬ ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Политика- искусство управлять государством.
1) Это сознательная деятельность в политической сфере общества, направлена на достижение, укрепление, реализацию власти.
2) Деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства.
Функции политики (Назначение политики, её роль):
1) организационная – создает для общества организационные основы
2) коммуникативная – обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними
3) регулятивная и контролирующая- непосредственно воздействует на людей, их поведение, условия жизни, используя власть.
4) Интегративная- сплачивает, объединяет людей, различные группы, слои общества
5) Воспитательная- Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам.
ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.
Государство- организация политической власти и управления обществом, сложившаяся в процессе исторического развития.
Признаки государства:
— аппарат управления (публичный характер власти);
— территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства;
—существование системы права, выполнение норм права обеспечивается государством;
—наличие населения, на которое распространяется власть государства;
—наличие органов принуждения;
—суверенность;
—законы государства распространяются на всех людей, находящихся на его территории (принцип всеобщности).
Внутренние функции государства:
-регулирование общественных отношений
—обеспечение народовластия;
—создание условий для экономического развития;
—социальная защита населения; — охрана прав и свобод граждан; — обеспечение законности и правопорядка.
Внешние функции:
-взаимовыгодное сотрудничество с другими странами
—интеграция в мировую экономику;
——организация внешнеэкономического партнерства;
— —поддержка иностранных инвестиций;
——участие в решении глобальных проблем;
—оборона страны;
—поддержание мирового миропорядка;
——борьба с международным терроризмом.
Признаки государственного суверенитета:
—столица, герб, гимн, флаг, другие государственные символы;
—экономическое пространство, наличие национальной валюты;
—существование территории государства (наличие границ) и населения, использующего государственный язык;
—аппарат управления, осуществляющий функции верховной власти;
—наличие вооруженных сил.
Специфику государственной власти составляет ее универсальный характер, т.е. она распространяется на всех граждан данного государства, на все организации и учреждения страны.
Государство выступает как арбитр и участник отношений между основными социальными группами, стремясь не допускать обострения социальных конфликтов, решать их мирными политическими средствами.
В современном обществе наблюдается ослабевание принудительной и идеологической функций государства; приоритетными направлениями деятельности государства становятся охрана прав и свобод человека, защита его интересов.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – это организация высших органов власти.
По форме правления выделяют два общих типа государства.
Монархия— форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного монарха. Абсолютная монархия предполагает всевластие главы государства. При конституционной монархии монарх является символом и верховным арбитром, обеспечивающим единство страны. Частным случаем абсолютной является монархия теократическая, когда глава государства одновременно является и религиозным лидером.
Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются парламентом, а граждане обладают личными и политическими правами.
Черты президентской модели республики:
—президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента;
—президент является главой государства и главой правительства;
—президент, как глава исполнительной власти, формирует правительство; парламентская ответственность правительства отсутствует;
—президент в качестве главы государства ответствен непосредственно перед народом;
—президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях. Парламентская республика:
—правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом;
—отождествление воли парламентского большинства с волей народа;
—правительство следует этой воле;
плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти;
— формальный признак парламентской республики: главой правительства (премьером) является лидер (один из лидеров) правящей партии.
Для смешаннойформы республиканского правления характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик:
—президент избирается всенародным голосованием;
—правительство формируется президентом и утверждается парламентом;
—правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом;
—президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях;
—полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством.
Россия является государством со смешанной формой правления.
Общепринятой нормой построения и функционирования государственного аппарата управления является принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ветви власти, осуществляя взаимный контроль, не допускают опасную концентрацию власти в одних руках.
Власть и управление в государстве осуществляется с.помощью государственного аппарата, который включает в себя законодательные, представительные и судебные органы.
Основной сферой деятельности законодательныхорганов является принятие законов и других правовых актов, а также контроль над деятельностью исполнительной власти. Парламент является высшим законодательным органом государства и избирается на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании. В федеративных государствах существуют общегосударственные и местные парламенты. Российский парламент называется Федеральным Собранием.
Законодательная власть олицетворяет собой народный суверенитет.
Исполнительная власть, в отличие от законодательной, является постоянно действующей системой государственного управления и называется правительством. Задачи правительства — обеспечить исполнение законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через президента и правительство, их органы на местах. Общенациональное правительство контролирует внешнюю политику, вопросы обороны и финансов, а местные власти занимаются социальной, экономической, культурной, экологической сферами жизни. Исполнительная власть осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением, т.е. носит административный (исполнительно-распорядительный) характер. Люди, составляющие государственно-административный аппарат, называются государственными служащими. В отличие от высших должностных лиц они не зависят от выборов и работают на постоянной основе.
Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности в деятельности законодательной и исполнительной властей, а также в качестве арбитра в случае возникновения между двумя другими ветвями власти трудноразрешимых противоречий и разногласий, в том числе и по конституционным проблемам.
Различают три формы территориально-государственного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную. Это организация отношений между центральными и местными органами власти, организация самой территории государства.
Признаками унитарного государства являются: единая конституция, единая система высших органов власти, управления, права; единое гражданство, единая судебная система.
Федерация— форма государства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство.
Конфедерация— постоянный союз суверенных государств, созданных для достижения каких-либо общих, преимущественно неполитических, целей. Конфедерация не имеет собственной территории, состоит из территорий государств, входящих в ее состав; суверенные государства, являющиеся субъектами конфедерации, имеют право свободного выхода из нее; центральные органы не обладают прямой властью над субъектами конфедерации; отсутствуют единые судебная и налоговая системы, нет единого гражданства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|