Анализ доходов торговых предприятий
Анализ валового дохода имеет большое значение для торгового предприятия, т.к. он обеспечивает торговому предприятию возмещение издержек обращения и формирует прибыль от продаж.
Анализ валового дохода является первоначальным этапом анализа финансовых результатов.
Перед анализом валового дохода стоит ряд задач:
1. Установить изменение валового дохода;
2. Выявить под влиянием каких факторов произошло изменение валового дохода;
3. Принять управленческое решение по увеличению валового дохода.
Информационной базой для анализа валового дохода могут быть:
1. Учетные источники:
- данные бухгалтерского учета;
- формы бухгалтерской отчетности (форма №2, в которой валовой доход отражается по строке «Валовая прибыль» за отчетный и прошлый период);
- плановые данные;
- данные об источниках получения товаров;
2. Внеучетные источники:
- материалы ревизии;
- аудита;
- налоговых проверок;
- переписка с другими организациями;
- материалы печати и т.д.
3. Нормативные источники:
- рекомендации вышестоящих органов;
- утвержденные тарифы, ставки и т.д.
При проведении анализа валового дохода используют следующие методы:
А) Расчет абсолютных, относительных и средних величин;
Б) Метод сравнения, индексный метод;
В) Метод цепных подстановок;
Г) Балансовый метод.
Методика анализа:
1. Определяется сумма и уровень валового дохода:
∑ВД = Выручка нетто - себестоимость
2. Рассчитывается изменение валового дохода, т.е показатели динамики:
∆ВД=ВД1-ВД0
Троста=
Тприроста=Троста-100%
∆Ур. ВД=Ур.ВД1-Ур.ВД0
4. Проводится факторный анализ валового дохода. На валовой доход влияют следующие факторы:
а) Объем товарооборота (чем больше товарооборот, не больше валовой доход):
б) Уровень валового дохода:
Практическая работа №4
Определить свободную розничную цену на товар:
1. Изготовитель – опт – розница, обычная система налогообложения
2. Изготовитель – опт – розница, Изготовитель – опт – обычная система налогообложения, розница – ЕНВД
Дано:
Окорока куриные:
- себестоимость 60 руб.
- прибыль 10%
- оптовая надбавка 8%
- розничная надбавка 23%
Решение:
1. Изготовитель – опт – розница, обычная система налогообложения
|
|
НДС
|
6-60
|
8%
| 72-60
5-28
|
НДС
| 71-28
7-13
|
| 78-41
16-39
|
НДС
| 87-67
8-77
|
| 96-44
| 2. Изготовитель – опт – розница, Изготовитель – опт – обычная система налогообложения, розница – ЕНВД
|
|
НДС
|
6-60
|
8%
| 72-60
5-28
|
НДС
| 71-28
7-13
|
| 78-41
18-03
|
| 96-44
| Практическая работа №5
Рассчитайте сумму дохода для покрытия издержек обращения и формирования прибыли для продовольственного магазина потребительского общества. Планируемый оборот розничной торговли магазина на год 3000 тыс.руб. Стоимость товаров в ценах закупки без НДС составляет в среднем 72% от объема реализации в розничных ценах. НДС 10%. Определить уровень валового дохода.
Vзакуп. без НДС=3000*0,72=2160 тыс.руб.
ВД=т/о без НДС- Vзакуп. без НДС
ВД=2727,27-2160=567,27 тыс.руб.
в) Изменение цен на товары
При расширении фактического анализа можно рассчитать влияние изменения розничных цен на сумму валового дохода:
г) Структура товарооборота:
- ассортиментная (чем больше в товарообороте доля товаров с высоким уровнем торговой надбавки, тем больше валовой доход);
- в зависимости от формы расчетов с поставщиками (предоплата, текущая оплата, товары, принятые на комиссию, товары, принятые с отсрочкой платежа и оплатой процентов за коммерческий кредит, товары, принятые на реализацию).
д) источники поступления товаров: чем выше доли товаров, полученных от изготовителя, тем выше валовой доход.
4. Разработка мероприятий по оптимизации валового дохода. Факторный анализ позволяет установить резервы увеличения валового дохода. К основным направлениям повышения доходов от торговой деятельности можно отнести:
- увеличение объема закупки непосредственно у производителей, уменьшение числа посредников;
- использование системных скидок по договоренности с поставщиками (за закупку крупных партий товаров, сезонные и предпраздничные скидки);
- улучшение торгового обслуживания;
- использование эффективной политики цен
- расширение и обновление ассортимента;
- усиление рекламной деятельности;
- расширение торговой площади и открытие новых филиалов.
Данные анализа валового дохода является базой для планирования и прогнозирования валового дохода на предстоящий период.
Пример №1
Рассчитайте показатели динамики валового дохода, постройте аналитическую таблицу, сделайте вывод.
Показатели
| Предшествующий год
| Отчетный год
| Изменения
(+;-)
| Троста
%
| Товарооборот, тыс.руб.
|
| 2703,1
| +170,1
| 106,7
| Валовой доход, тыс.руб.
| 526,9
| 597,4
| +70,5
| 113,4
| Уровень валового дохода, тыс. руб.
| 20,8
| 22,1
| +1,3
| 106,3
| Вывод:
Валовой доход в отчетном году по сравнению с предшествующим годом увеличился на 70,5 тыс.руб. (13,4%) в результате роста товарооборота на 170,1 тыс.руб. (6,7%) и увеличения уровня валового дохода на 6,3%.
Пример №2
На основе данных примера 1 рассчитать влияние на суму валового дохода:
1) Объема товарооборота;
2) Уровня валового дохода
Проведите проверку и сделайте вывод.
Решение:
Пример 3
Объедините результаты анализа из практической работы №2 в таблице. Сделайте вывод.
Факторы
| Сема влияния, тыс.руб.
| Удельный вес влияния, %
| Итого
| 70,5
|
| В т.ч.
|
|
| Объем товарооборота, тыс.руб.
| +35,4
| 50,21
| Уровень валового дохода, %
| +31,1
| 49,79
| Вывод:
Сумма валового дохода в большей степени возросла за счет увеличения объема товарооборота (50,2%)
Планирование доходов в торговле
Данные анализа валового дохода являются базой для планирования и прогнозирования валового дохода на предстоящий период. При планировании валового дохода необходимо учитывать:
1. Плановые продажи товаров в ассортиментном разрезе;
2. Целевые ориентиры предприятия;
3. Возможности МТБ
4. Потребность получения определенной величины прибыли;
5. Планировать поступления товаров в разрезе источников.
Существуют следующие методы планирования валового дохода:
1. Метод технико-экономических расчетов:
а) Расчет валового дохода на планируемый период, который базируется на прогнозной структуре товарооборота и действующих размерах торговой надбавки;
б) Определение валового дохода путем расчета доходности каждого источника поступления товаров, каждого заключенного договора о поставке;
в) Определение валового дохода путем умножения запланированного объема товарооборота на уровень валового дохода, достигнутый в отчетном периоде.
2. Расчетно-аналитический метод. Изучаются данные о валовом доходе и уровне валового дохода за предшествующие периоды, определяется ожидаемый уровень валового дохода, на базе которого рассчитывается сумма валового дохода.
К другим методам относятся:
3. Экономико-статистический;
4. Экономико-математический;
5. Оптимизационные методы;
6. На основе прогнозируемой величины прибыли.
При планировании валового дохода одновременно используется несколько методик и выбирается оптимальный вариант расчета.
Пример
На торговом предприятии составлен план валового дохода, исходя из плана выручки и установленных размеров торговых надбавок. Определить сумму валового дохода и его уровень на планируемый год.
Товарные группы
| Торговая надбавка,%
| Выручка, тыс.руб.
| ВД
| Сумма, тыс. руб.
| Ур., %
| Хлебобулочные изделия
|
|
|
| 16,7
| Макаронные изделия
|
|
| 2,4
| 15,3
| Крупы
|
|
|
|
| Винно-водочные изделия
|
|
| 10,8
|
| Остальные товары
| 21,9
|
| 20,5
|
| Итого
| 21,8
|
| 44,7
| 17,9
|
Определим среднюю торговую надбавку:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|