Сделай Сам Свою Работу на 5

Дифференциация д – т в слогах





1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

да-та та-да дя-тя тя-дя

до-то то-до дё-тё тё-дё те-де

ду-ту ту-ду дю-тю тю-дю

ды-ты ты-ды ди-ти ти-ди

2. Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

та, дя, до, то, ты, ды, до, тя, те, де, дё, ту, тю, дю, тла, для, тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, дру

3. Прослушайте звукосочетания, запишите только согласный.

ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути

4. Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите их в той же последователь­ности.

та – да – да ту – ду – ту та – да – та - да ту – ду – ту - ду

да - та - да ду – ту – ду да – та – да – та ду – ту – ту – ду

5. Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряды.

то - до - то то – до – до - то то – до – то – до

ди – ти – ди ти - ди - ди - ти ди – ти – ди – ти

тя – дя – тя ду – ту – ду – ту ты – ды – ты – ды

де – те – де де – те – те – де дё – тё – дё - тё

6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой д, во вторую — с буквой т.

а) да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута, уте, уде, уди, ути

7. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку.



да, то, до, та, ты, ды, ти, де, те, дю, тю, аду, ату, оте, оде, иди, ити, юта, еде, эти

Дифференциация д — т в словах

1. Прослушайте слова, назовите, какой звук д, т а) стоит в начале слова; б) стоит в середине.

Образец ответа: а) в слове дом — звук д;

б) в слове петух — звук т.

а) дом, дым, там, Тома, темный, доля, толь, думай, тихо, туфли, друг, тля, для, дружба, трудный, труд

б) петух, ветка, ведра, ветер, погода, победа, посуда

2. Прослушайте слова, выпишите слоги с буквами д или т., запишите эти слоги.

дыни, тело, дело, дыши, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты, коты, иду, иди, следы, радуга, победа, затихло, труба, трава, дракон, стена, метла, другой, трудно

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

дом — том дочка — точка удочка — уточка

дачка — тачка душ — тушь плоды — плоты

Дима — Тима дело — тело день — тень

4. Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков д, т в названиях этих картинок.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: дом, трава, сад, соты, стул, стрела, ведро, ворота.



5. Определите наличие и место букв д. т в словах. Составьте схемы этих слов. Выделите из слов буквы д, т. Напишите буквы д, т над схемами слов.

тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твердый, трудный, до­тронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, командир

6. Определите наличие звуков д, т в названиях картинок. Составьте схемы слов. Надпишите букву д или т над схемой слова. Под схемой запишите соответствующее слово.

Приблизительный перечень картинок: лопата, дыня, тыква, радуга, тапочки, салфетка, ведро, тарелка, фартук.

7. Выпишите слова в три столбика: в первый — с буквой д, во второй — с буквой т, в третий — с буквами д и т. Трех- и более сложные слова разделите на слоги.

туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча,. подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава, водится, тащится, расцветёт.

8. Измените слова, добавив приставку до. Запишите получившиеся слова.

Образец: тащить — дотащить.

топить—.... таять—..., тянуть—..., держать—..., нести—..., пить — ..., бежать — ..., есть — ..., тронуться — ..., стучаться — ..., терпеть — ..., толочь — ...

9. Измените слова, добавив приставку от. Запишите получившееся слово по слогам.

Образец: таял — от-та-ял.

дал — ..., тащил — ..., делил — ..., давил — ..., точил — .,., тя­нул — ..., таял — ..., толкнул — ..., давал — ...

10. Закончите слова, добавив слог да или та.

горо... боро... гуся... ...та

бе... ...бун приро... коф...

воро... порося... во... ...кой

свобо... ва... ...ры добро...



ро... ...ют утя... полно...

11. Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

...ман за...мал забу...

...май за...шил зае...

...га прос...да при...

...гой по...шил по...шка

12. Закончите слова, добавив слог ди или ти.

де... ...хо лю... бан...ки

во... ...кий тетра... вой...те

уй... ...хий лю...ки во...те

13. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившиеся слова по слогам.

Образец: войди — вой-ди-те.

иди—..., уйди—..., приди—.... отойди—..., найди—..., зайди — .... отодвинь — ..., надень — ..., думай — ..., стирай — ...

14. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

трак...ор, боро...а, с...рела, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, лого...а, желу...и, моло...ок, о...еяло, ве...ер, капус...а, пар...а, у...очка, ...е...ра...ь, ...ож...ик, с...а...о, ...ру...но

15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву д или т. Объясните, почему вы вставали именно эту букву.

а) утка — у...очка, ягода — яго...ка, погода — пого...ка, селедочка — селе...ка, лодочка — ло...ка, шуточка — шу...ка, тетрадочка — тетра...ка, веточка — ве...ка, деточка — де...ка, подкладочка — подкла...ка

б) сладок—сла...кий, меток—ме...кий, гладок—гла...кий, ре­док — ре...кий, краток — кра...кий

в) гряда — гря...ка, платок — пла...ки, заплата — запла...ка, пряди — пря...ка

16. К данным словам подберите проверочные слова так, чтобы после согласных д, т появился гласный. Запишите эти слова.

Образец: куст — кусты, тетрадь — тетради.


холод — ... лед — ... билет — ...
халат — ... завод — ... рекорд— ...
город — ... гвоздь — ... медведь — ...
пруд— ... обед — ... ледоход — ...
мост — ... привет — ... прут— ...
след— ... крот — ... парад — ... год — ... груздь — ... брат — ...
енот — ... самолет — ... град— ...

17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите прове­рочное слово.

Образец: город (города).

сле..., голо..., кну..., пру..., гра..., салю..., заво..., пило..., огоро..., са..., виногра..., сала..., плака..., комо..., сле..., сле..., шокола..., мармела..., дроз..., клес...

18. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-ответы Подчеркните в них буквы д, т.

Вопросы: Какая погода бывает зимой?

Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом?

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

Слова для справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.

19. Назовите и запишите:

последний месяц года,

первый месяц весны;

последний месяц лета,

первый день недели;

третий день недели;

пятый день недели.

20. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните букву д или от.

Кругла, а не месяц. Я, шарик пушистый,

Желта, а не масло. Белею в поле чистом,

Сладка, а не сахар. А дунул ветерок —

С хвостом, а не мышь. Остался стебелек.

Она идет между сел и полей, Я в любое время года

А люди все идут по ней. И в любую непогоду

Цветное коромысло, Очень быстро в час любой

На небе повисло. Провезу вас под землей.

Отгадки: дыня, одуванчик, дорога, радуга, метро.

21. Разгадайте кроссворд.

Методические указания. Учащимся раздают карточки с кроссвордом. На доске помещено описание предметов, которые входят в кроссворд. Обязательное условие: подбирать слова длякроссворда только те, в названии которых есть звук д или т.

По вертикали: 1.Учебная принадлежность для классных и домашних работ.

 

 

По горизонтали: 2. Знак препинания, который ставится в конце предложения.

3. Инструмент, которым работает кузнец.

4. Вещество, находящееся в градуснике.

5. Предмет классного оборудования, на котором пишут учащиеся.

6. Лесная птица.

7. Место, где дети развлекаются зимой.

8. Внезапное наступление войск.

Слова для справок:по вертикали: 1. Тетрадка.По гори­зонтали: 2. Точка. 3. Молот. 4. Ртуть. 5. Доска. 6. Дятел. 7. Каток. 8. Атака.

Дифференциация д — т в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

дачка — тачка Летом мы жили на маленькой ... .

Толя возил кирпичи на ... .

дочка — точка В конце предложения надо поставить ... .

Мама вела за руку маленькую ... .

душ — тушь Для чертежей нужна ... .

Холодный ... полезен всем.

удочка — уточка На озере плавала серенькая ... .

Рыболову нужна хорошая ... .

плоды — плоты В саду созрели вкусные ... .

По реке плыли ... .

день — тень Под деревом ... .

Сегодня хороший ... .

доска — тоска У сестрицы Аленушки на сердце ...

В заборе сгнила ... .

стул — сдул Ветер ... последние листья.

Придвинь гостю ... . Подвинь ... ближе.

сдал – стал Коля ... пионером.

Брат ... последний экзамен.

2. К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная

б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер

а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные

б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода

3. Выпишите из предложения словосочетания с буквами д, т. Подчеркните буквы д, т.

Образец: Весь день дует холодный ветер. Холодный ветер.

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в теплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алеша заболел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студеной водицы из деревянного колодца.

4. Придумайте и запишите предложения с каждым словосочетанием. Подчеркни Чте буквы д, т.

Трудное дело. Чистая тетрадь. Сладкий торт.

Самодельный стул. Трудная задача. Тяжелое ведро.

Последние листья. Душистый ландыш. Тенистый садик.

Дубовые столбы. Гладкий лед. Старый холодильник.

5. Закончите предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед)

Даша рисует цветными ... (карандаши). Гвозди забивают ... (молоток) Воду носят ... (ведро). Дрова рубят ... (топор). Землю копают ... (лопата), Рыбу ловят ... (удочка). Дети сидят за ... (парта). Толя забежал за ... (дома). Мальчик бежит за ... (девочка). Дедушка заплатил за ... (тапочки). Дима спрятался за ... (штора). На лугу растет сочная ... (трава). Сено сложили в ... (стог). В лесу растут разные … (ягоды). На опушке леса растут ... (дубы).

6. Вставьте пропущенные слова с буквой д или т.

Толя ... до одуванчика, и он облетел. Лена встала на носочки и ... до перекладины. Даша быстро ... до станции. Дети помогли бабушке ... тяжелую сумку до дома. ... ветер, и полил сильный .... Солнце спряталось за ... . Дети решали трудную ....

Слова для справок: дотронулся, дотянулась, дошла, до­нести, подул, дождь, тучу, задачу.

7. Вставьте в предложения пропущенные слова. Подберите к ним проверочные слова.

Образец: На реке крепкий лед (ледок).

На реке крепкий ... . На зиму ... забирается в берлогу. Москва — очень большой .... Весной на реке начинается .... В городе строит­ся металлургический ... . Рыболов ловил ... рыбу. Порвалась ..., и рыба уплыла. По реке плывет пассажирский ... .

8. Вставьте в предложения пропущенный предлог от или до.

Лодка отплыла ... берега. Плот незаметно доплыл ... берега. ... станции ... деревни было недалеко. ... понедельника ... вторника один день. Дима помог маме донести сумку ... дома. Поезд отошел ... станции. ... Москвы ... Петропавловска лучше лететь на са­молете. Малыш добрался ... верхней ступеньки.

9. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву д или т.

...е...и гос...или у...е...и в ...еревне. ...я...я угос...ил...е...ей ме...ом. Ребя...ишки пус...или ло...очку по во...е. Скоро при...ет ле...о, ...е...и пой...ут в лес за яго...ами. ...у... ...убы. Бу...у... и желу...и. ...оня ви...ела на ...ереве ...я...ла. ...я...ел ...олбил ...ерево. ...е...я На...аша — ...ворник. Каж...ое у...ро она по...ме...ае... ...ро...уар. У Ан...она ...линная у...очка. ...евочка кормила у...очку. На...я и Ва...ик бу...у... пи­лить ...рова.

10. Вставьте в слова пропущенные буквы. К выделенным словам подберите проверочные.

Собака взяласле... . Нашгоро... стои... на берегу реки. Пожел...ел иопус…ел наш са... . Лена купилабиле... в кино. Наш пру... замерз. Мы пой...ем на бале... . По реке плыве......еплохо... .Турис...ы пошли впохо... . Гра... побил нашипоса…ки. Кто люби... тру..., того лю...и чту... . Пионеры иду... напара... . Этотпру... богат рыбой. Толя сломал пру... . На тропинке мыуви...ели еле... . Весной пионеры вскопали огоро... . У Тимы есть бра... . К станции по...хо...ил поез... . Бабушка приго...овила вкусныйобе... .

11. Ответьте на вопросы полным предложением. Запишите эти предложения. Подчеркните в словах буквы д, т. Многосложные слова напишите по слогам.

В чем жарят картошку? Где растут фрукты?

На чем растут желуди? Кто долбит клювом кору?

На ком ездят верхом? Сколько дней в неделе?

Где растут овощи? Куда ты записываешь домаш­ние задания?

12. Прочитайте слова. Составьте из них предложения. Запишите.

Идти, Таня, в, и, Даша, театр. Дуть, в, холодный, октябрь, ветры. Падать, листочки, с, последние, деревья. Готовы, утки, к, дальним, перелеты. Ты, красная, соблюдать, строка, должен. Зимой, становится, дни, короче, ночи, а, длиннее. Стадо, телята, два, пасти, пастуха. Созрели, в, плоды, саду. Жить, кроты, земля, под. Белки, любить, желуди, орехи, и.

Дифференциация д — т в связных текстах

1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.


Топоры остры до поры.

До поры остры топоры.

Дятел на суку сидит.

Дятел дерево долбит.

День долбит, два долбит

Носом в небо угодит.

Топоры стучали до поры.

До поры стучали топоры.

На дворе трава.

На траве дрова.

Не руби дрова

Посреди двора.


2. Диктанты.

Зрительные диктанты.

Проверьте с послоговым подчеркиванием.

Володя шел на пасеку к дедушке. Стало темнеть. Видит Володя что-то под деревом. Он подумал, что это медведь, а это был кустик. Смешно стало Володе.

Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Все задернуто сизой дымкой тумана. Все живое ждет, когда же придет матушка-зима.

Слуховые диктанты.

Пишите по слогам с проговариванием слогов.

Трудный день.

Толя и Даша помогали дедушке на огороде. Они дергали траву, рыхлили грядки, сажали петрушку и салат. Весь день работали дети на огороде. Трудный выдался день. Дети довольны — хорошо потрудились.

Завод.

Димин брат работает на заводе. Он рабочий. На заводе делают машины. Брат любит свой завод. Он ударник. Дима тоже хочет работать на заводе.

Проверочные диктанты.

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги — все покрыто снегом. Реки покрылись льдом. Рады ребятишки. Они весело бегут с коньками на лед.

Родник.

День был теплый. Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя подошли к роднику. Они наклонились и ладонями пили воду. Вода была холодная, как лед.

В деревне.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки. Дедушка подарил Теме удочку. Тема ходил на пруд и удил рыбу. Рыбу бросал в ведро. Тяжелый труд ловить рыбу?

Творческий диктант.

Составьте и запишите рассказ по опорным словам.

дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые, ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился.

Дифференциация в — ф

1. Прослушайте слова варежки, фартук. Назовите первый звук в этих словах. Охарактеризуйте эти звуки.

2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки: в, а, ф. у.

3. Соотнесите первый звук в данных словах, поднимите карточку с соответ­ствующей буквой.

Ваня, Фаина, вата, фантик, фасоль, валенки, флаг

4. Образуйте слоги и звукосочетания.

а а я я

о о ё ё

в ф в ф

у у ю ю

ы ы и и

 

в ф в ф

о а а у а е у ё

ф в ф в

 

Дифференциация в — ф в слогах

1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

ва – фа фа – ва фя – вя ве – фе фе - ве

во - фо фо – во фё – вё вю – фю фи - ви

ву - фу фу – ву фе – ве ви – фи ве - фе

вы – фы фы – вы фю – вю вё – фё фя - вя

2. Прослушайте слоги и звуковые сочетания, запишите первую букву каждого слога.

ва, вы, фа, во, фо, фу, вы, ве, фе, фи, ви, вя, фя, вю, фю, фла, вла, флу, фло, влу, вло, флы, влы, вра, фра, фру, вру, вры, фле, вле, вля, фля, фри, фре, флю, влю

3. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только согласные.

афа, ава, ова, офа, ыва, уфа, ифа, ева, ефа, уфо, уво

4. Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите в той же последовательности.

фа – ва – фа фа – ва – ва – фа

ва – фа – ва ва – фа – фа – ва

фу – ву – фу ву – фу – ву – фу

ву – фу – ву фу – ву – фу – ву

5. Прочитайте, запомните и запишите ряды слогов в той же последовательности.

во — фо — фо фо — во — фо — во во – фо – фо – во

фи — ви — фи ву — фу — ву — фу фи – ви – ви – фи

фя — вя — фя фё — вё — фё — вё вы – фы – вы – фы

ве — фе — ве вю — фю — вю — фю фе – ве – ве – фе

6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну — с буквой в, в дру­гую — с буквой ф.

ва, фа, фу, ве, фе, вы, фы, фю, вю, ву, ви, фи, фё, вё, афа, ава, уфа, ува, офе, ове, еве, ифе, ова, увя, уви, уфи

7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку (используется материал пре­дыдущего задания).

Дифференциация в — ф в словах

1. Прослушайте слова. Определите наличие звуков в, ф.

Образец: а) В слове вата — звук в.

б) В слове факел — звук ф.

а) фокус, ворота, фабрика, воротник, фартук, флаг, вратарь, вращать, флейта, время, флоксы

б) конверты, конфеты, кофта, ковать, кровать, кофе, салфетка

2. Прослушайте слова, запишите слоги с в или ф.

а) вата, Фая, фото, фонарь, вилы, Ваня, ваза, возы, филин, ветер, факел, веер, фокус, веник, Фаня

б) совы, ива, шкафы, ивы, шарфы, софа, софы, сова

в) конфеты, советы, фуфайка, совенок, зафыркал, завыли, раз­веял, лафеты, сарафанчик, рукавичка, шарфики, кофейный

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отли­чаются эти слова. Устно составьте предложение с каждым словом.

Феня — Веня, сова — софа, ваза — фаза, влага — фляга

4. Прослушайте слова. Составьте схемы этих слов, надпишите букву в или ф над соответствующим слогом.

фрукты, кровать, овраг, кузовок, воткнуть, вливать, фитиль, фыркать, кафтан, Африка, картофель, фиолетовый, веселый, ва­фельный, фланелевый

5. Рассмотрите и назовите картинки. Разложите их в три столбика: в первый — со звуком в, во второй — со звуком ф, в третий — со звуками в и ф.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: фрамуга, соловей, туфли, флоксы, фиал­ки, вафли, вишни, фартук, кофейник, сова, ваза, светофор.

6. Выпишите слева в три колонки: в первую — с буквой в, во вторую — с буквой ф, в третью — с буквами в и ф. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами, выделенные слова объясните.

соловушка,ватрушка, фуражка, лифтер, вывеска,вафельница, кофейник, филин,нафталин, фестиваль, весло, подвода, завернул, суфле, ферма,фруктовый, поспевает, ворон, финик, шарфик,ма­нуфактура, кувыркается, конфетница.

7. Закончите слова, дописав слоги с буквами в, ф.

Образец: шка —фы.

бро — ... клю — ... шка — ... чер — ...

со — ... сли — ... со — ... шар — ...

8. Вставьте в слова пропущенные буквы.

а) ...лакон, ...агон, ...орота, ...торой, ...люс, ...орона, ...оробей, ...орма, ...рукты, ...орточка, ...игура, ...ратарь, ...ильм, ...лот, ...ыркает, ...ото, ...орель, ...етер, ...ихрь, ...ихор

б) ци...ра, про...од, с...ерток, ке...ир, с...екла, сара...ан, ко...ер, ли...тер, сли...а, сли...очный, соло...ей, пер...ый, сал...етка

в) ...ежли...ый, ...рукто...ый, ...ор...ался, ...иолето...ый, ...ланеле...ый, го...орли...ый, ...ар...ор, ...е...раль, ...ести...аль, ...отогра...ия, ...а...ли, ...ыдерги...ает

9. Прослушайте слова. Повторите их по слогам. Определите, в каком слоге слышится звук в или ф. Запишите слова по слогам, подчеркните буквы в, ф разными карандашами. (Логопед диктует слова так, как они пишутся.)

светофор, верблюд, мануфактура, шлифует, шлифовальщик, кофейник, кофеварка, фамилия, алфавит, вывих, фланелевый, фрук­товый, фиолетовый

10. Измените слова так, чтобы после согласных в, ф появился гласный.

Образец: шарф — шарфы, лев — львы.

шкаф — ... бровь — ... лиф — ... рукав — ...

кровь — ... лев — ... шарф — ... ветвь — ...

слив — ... посев — ... ров — ... скиф — ...

11. Допишите недостающую букву. В скобках напишите проверочное слово.

ро..., шка..., ле..., шар..., посе..., кро...ь, вет...ь, бро...ь, морко...ь, хле...

12. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-ответы. Определите наличие букв в, ф в словах.

Яблоки, груши, лимоны—это ... ?

Капуста, огурцы, свекла, морковь—это ... ?

Второй месяц зимы — ... .

Последний месяц зимы — ... .

Сосуд, в котором варят кофе—это ... .

Добрая волшебница—это ... .

Слова для справок: фея, кофейник, фрукты, овощи, февраль, январь.

13. Разгадайте кроссворд. (См. методическое указание на звуки д — т.)

По вертикали:1. Праздник молодежи.

По горизонтали:2. Осветительный прибор на передней части машины. 3. Напиток. 4. Фрукт. 5. Средство передвижения, нахо­дящееся в доме. 6. Мужское имя. 7. Помещение для овец. 8. Фрукт, произрастающий на Кавказе. 9. Геометрическая форма.

Слова для справок: фестиваль, фары, кофе, слива, лифт, Иван, хлев, айва, овал.

Дифференциация в — ф в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

сова —софа Мы видели в лесу ... .

Мама купила новую ... .

влага — фляга Весной на полях много ... .

У туристов не оказалось ... .

2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами.

а) свежий, фиолетовый, фланелевая, красивый, фарфоровая, фруктовые, высокая

б) фигура, сарафан, кефир, ваза, кофта, фарфор, конфеты

3. Выпишите из предложения словосочетания с буквами в, ф.

Мы ехали на дачу в первом вагоне. На даче мы ели свежие фрукты. На дороге появилась высокая фигура незнакомого мужчины. Фокусник показывал забавные фокусы. Вова не видел финиковое дерево. Свежие овощи и фрукты полезны всем. Сегодня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфетами. Дует северный ветер. На елку ребята повесили разноцветные флажки.

4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями.

вафельный торт дырявый кафтан деревянные ворота

красивый флажок фарфоровая вазочка родниковая вода

вкусная форель красивый флакон оловянная фляжка

новые туфли фиолетовый свитер финиковое дерево

5. Закончите предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед.)

В нашем доме не работает (лифт). Фая сварила компот из (сливы). Федя осветил дорогу (фонарь). Вера надела фланелевую (кофта). У автомобиля не было одной (фара). Гости пили чай с фруктовыми (конфеты). На всех домах развевались красные (флаги). Вера решила проветрить комнату и открыла (форточка). У нас оборвался телефонный (провод).

6. Вставьте в предложения пропущенные слова. Проверьте согласные в, ф в конце слова.

У дятла длинный ... . У ... длинная шея. Плотник построил ... для овец. У Веры часто болит горло. Бабушка связала ей новый ... . Утром Федя пьет чай или ... . Федин папа на заводе шлифует детали, он работает ... . Надо вовремя переходить дорогу, следует смотреть на ... . Ночная птица—... . ... плохо видят днем, зато хорошо видят ночью. Сливы, яблоки, груши—это ... . Картофель, свекла, репа — это ... . Ночью нашу улицу освещает ... . Около лифта дежурит ... .

7. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

В классе показы...али учебный ...ильм. Зимой надо открывать ...рамугу. ...аря надела шар... и ...арежки. У ...анюши мехо...ая шубка. В походе нужны ...онари и ...ляжки. У ...ити но...ая ...уражка.

8. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните их.

Парк.

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют ...онтаны. Около ...онтанов ц...етут ...иалки и ...ысокой стеной растет тра...а. На ...етках дере...ьев ...есело чирикают ...оробьи.

9. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами. Многосложные слова пишите по слогам.

Вопросы: Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Чем покрыты дороги в городе?

Что открывают зимой для проветривания комнаты?

10. Составьте предложения по опорным словам.

Форточка, Вера, закрывать. Вова, подвязать, фартук. Ночью, филин, видеть, хорошо. У, ворота, вратарь, стоять. Фаина, пода­рить, Вера Федоровна, фиалки. Вера Федоровна, ставить, в, фиалки, ваза, фарфоровая. Овцы, жить, в, хлев. Варя, фиолетовые, найти, васильки.

Дифференциация в — ф в связных текстах

1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват.

Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

2. Диктанты.

Зрительный диктант

Проверьте с послоговым подчеркиванием и проговариванием слогов.

Методические указания. Логопед пишет на доске предложение. Дети читают это предложение, затем оно стирается. Учащиеся пишут его по памяти. Аналогично ведется работа с остальными предложениями.

Наш огород.

В нашем огороде растут свекла, морковь и фасоль. Сорная трава мешает расти овощам. Мы вырываем сорную траву. У нас растут хорошие овощи. Всю осень мы будем есть овощи, выращенные в нашем огороде.

На ферме.

Варя Филиппова работает на ферме. На ферме коровы и красивые забавные телята. Варя кормит коров и телят. С фермы молоко от­правляют в магазины. Летом на ферме работают школьники. Они копнят траву. Весело и дружно работают на ферме мальчики и де­вочки.

Слово для объяснения: копнят.

Слуховые диктанты

Пишите по слогам, слоги проговаривайте.

В школьном буфете продавали вафли. Положи в портфель пенал, букварь и тетради. В комнате — стол, кровать, диван и софа. Карто­фель, морковка, фасоль — овощи. Вера нарисовала льва и жирафа. Февраль — зимний месяц. В алфавите тридцать три буквы. Вьются флаги у ворот.

Мама купила два метра фланели. Из фланели она сшила Вале кофту. Вале понравилась фланелевая кофта. Она вешала кофту в шкаф. Бабушка связала внучке фуфайку. Валя ходит в новой фуфайке на каток.

Проверочные диктанты

Около школы красивые фонтаны. Около фонтанов цвели левкои и флоксы. За школой фруктовый сад. Осенью мы снимем спелые фрукты. В нашей столовой всегда есть свежие фрукты, которые мы сами выращиваем.

Птичка.

Ваня и Фая услышали стук. Это птичка стучала в окно своим клю­вом. Ваня открыл форточку и впустил птичку в комнату. Птичка влетела. Всю зиму дети ухаживали за птичкой. Наступила весна. Ваня открыл форточку и выпустил птичку на волю.

Составьте и запишите рассказы по опорным словам.

Федя — футболист.

Федя, футбол, воля, футболист, волейбол, забивает, свитер, во­рота, надевает.

Вера, физкультура, вывихнула, волейбол, левый плечевой сустав, врач, навещали, Федя, Варя, финики, фрукты, вафли, поправилась.

Изложение

Прослушайте рассказ. Разделите его на части. Озаглавьте каждую часть. Со­ставьте план к рассказу.

Методические указания. Логопед записывает составленный план на доске, выписывает трудные слова и словосочетания: Великая Отечественная война, Псковщи­на, фашистский патруль, день освобождения, спрятанный, сельсовет, имена и фамилии детей. После того как ученики напишут изложение, предложить проверить его друг у друга, ошибки подчеркнуть простым карандашом.

Четверо отважных.

Шла Великая Отечественная война. Фашисты захватили Псков­щину. Они издевались над всем, что было дорого советским людям.

Пионеры Федя Иванов, Ваня Пикалёв, Вера Федосеева и Володя Фролов решили спасти от врагов бюст В. И. Ленина. Бюст стоял в колхозном клубе. Ребята пробрались в клуб. Они бережно за­вернули бюст в куртки. Под носом фашистского патруля выпрыгнули в окно и выбрались из поселка. Бюст спрятали в надежном месте. Когда прогнали фашистов, отважные пионеры вытащили бюст из тайника.

Сейчас бюст В. И. Ленина снова стоит в помещении сельсовета.

Дифференциация г — к

Конспект занятия

Тема. Различение звуков и букв г — к.

Цель.Научить учащихся различать звуки и буквы г — к в слогах.

Оборудование. Плакаты, схемы, буквы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед. Как подают голос гуси? (га-га-га). А как куры созы­вают цыплят? (ко-ко-ко).

Учащиеся делятся на две группы: «гуси» и «куры». Логопед дает сигнал: «Гуси». Учащиеся-«гуси» подают голос и садятся во второй ряд. По сигналу: «Куры» — учащиеся-«куры» садятся в первый ряд.

II. Знакомство с темой.

Логопед выясняет у учащихся, догадались ли они, с какими звуками будем сегодня работать.

Учащиеся. Со звуками г и к.

III. Выделение звуков г, к из слов.

Логопед читает стихотворение С. Погореловского «Как Мишка деда рассердил».

Пишет Мишка-Михаил: Мишкин дайте в них портрет!

«Дед Герасим гол забил». Писал диктовку в школе,

Все читают, восклицают А думал о футболе.

— Ай да старый, гол забил! Оттого-то кол

Дать во все газеты Превратился в гол,

Дедовы портреты! И за этот гол

— Нет,— сказал сердито дед,— Получил он кол.

Вопросы: В чем заключалась ошибка Мишки?

Какие два значения имеет слово кол?

Логопед. Назовите первые звуки в словах кол, гол. Что об­щего в этих звуках? (Звуки г, к— согласные.) Чем отличаются эти звуки? (Звук г — звонкий, к — глухой.)

IV. Выделение звуков г, к из слогов.

Логопед предлагает учащимся слитно прочитать слоги и звуковые сочетания, выделить голосом согласные г, к.

а а а а а а

о о о о о о

г у к у у к у у г у

ы ы ы ы ы ы

и и и и и и

Задание 1. Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слога. (Логопед диктует слоги, учащиеся записывают буквы в тетради.)

ка, гу, гы, ки, ги, ко, го, кё, ге, кя; кра, кро, гра, кры, гру, гры, гро, гре, кри, крё, грё

Задание 2. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только согласные. (Работа выполняется аналогично предыдущей.)

око, ого, ука, уки, оги, ака, ага, уго, уко, оки, оги

Задание 3. Прослушайте и запомните ряды слогов, повторите их в той же последовательности.

га – ка – га ка – га – ка го – ко – го ко – го – ко ку – гу – ку

Задание 4. Запищите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквой г, во вторую — с буквой к.

гы, кы, ка, га, гу, ку, ке, ге, ака, ага, ока, ога, ука, ига, его, ого, ёки, еги

Скажите, сколько слогов со звонкой согласной и сколько с глухой. Сколько звукосочетаний со звонкой и сколько с глухой согласной?

V. Итог занятия. Логопед. Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.